Июнь этого года я провёл на Бали - острове свободы, безответственности, потрясающей природы и… сотен тысяч байков.
Байк в Азии - не роскошь, а основное средство передвижения и для местных, и для туристов. Время на Бали научило меня всему: выбирать байк в прокате, маневрировать в плотном трафике, общаться с улыбчивыми (и иногда не очень) балийскими полицейскими.
Но самый главный вопрос, которым задаётся каждый путешественник, прежде чем сесть за руль скутера в любой азиатской стране - а нужны ли вообще права? Какие? Что законно, что нет - и чем рискуешь, если выйдешь за пределы правил? В этой статье я собрал реально работающую информацию для всех, кто планирует отдых в Таиланде, Вьетнаме и на Бали. Расскажу о мифах, реальных требованиях и лайфхаках из свежих знаний и личного опыта.
Дорогой читатель, вот мой телеграмм канал, тут я буду выкладывать больше полезной информации о путешествиях для вас и с вами.
Почему в Азии все ездят на байках и скутерах?
Азия - это узкие улицы и пробки, поэтому перемещение из точки А в точку Б зачастую проще и дешевле делать на двухколёсном транспорте. Аренда байка - легче, чем вызов такси, а расходы - минимальны. Именно поэтому миллионы туристов каждый сезон пересаживаются на мопеды и скутеры, забывая, что для местных правила могут быть чуть мягче, чем для гостей.
К сожалению, поразительное количество путешественников считают, что «права не нужны» - особенно если арендодатель о них не спрашивает. Но на деле все обстоит куда сложнее.
*Ни разу у меня не спросили права на Бали, когда я арендовал байк. А когда я спрашивал у них, что насчет прав? Мне отвечали, что это неважно.
Главные мифы о правах на байк в Азии
1. «Если мне выдали скутер без прав - значит, все законно».
Это не так. Прокатчики часто не интересуются документами, чтобы не потерять клиента, но это не освобождает от ответственности перед законом.
2. «В Азии всё разрешено - полиция закрывает глаза».
Нет! В туристических зонах полиция иногда проверяет документы, устраивает рейды и может арестовать или оштрафовать даже за малейшее нарушение.
3. «У меня есть обычные российские права с категорией B - этого достаточно».
Практически во всех странах Юго-Восточной Азии для управления двухколёсным транспортом нужна категория A или A1, а также международное водительское удостоверение (МВУ).
4. «Да никто не запрашивает документы - проеду как-нибудь».
Даже если вы годами катаетесь без прав, это не гарантирует, что однажды не остановят.
Какие права действуют в Азии на байк, мопед или скутер?
Что такое Международное водительское удостоверение (МВУ)?
Это официальный документ, который подтверждает право управлять транспортом за границей согласно Венской Конвенции о дорожном движении 1968 года. Для России, Беларуси, Казахстана и большинства стран СНГ выдается в ГИБДД.
Ключевые условия:
- Национальные права должны быть у вас с собой и быть читабельны на латинице (переводы котируются не всегда).
- Международное водительское удостоверение действительно только вместе с национальными правами.
- Для вождения скутера в Таиланде, Вьетнаме и на Бали (Индонезия) требуется категория А (или А1), а не только Б.
Особенности в разных странах: свежая (и проверенная!) информация
1. Таиланд
Правила:
- Принимается МВУ по Венской Конвенции (1968).
- Требуемая категория - А (мотоцикл) или А1 (до 125 куб), в зависимости от характеристик байка.
- Обычные российские права с категорией Б обычно не принимают (официально), но иногда на месте подходит, однако это лотерея - особенно при происшествиях.
Полиция:
- Периодически проводятся массовые проверки, особенно в туристических городах - Бангкок, Паттайя, Пхукет, Чиангмай.
- За отсутствие прав штрафуют (примерно 500–1000 бат, до $30) и могут задержать байк.
- На практике в некоторых регионах берут «штраф» и отпускают, но повторная остановка - новая проблема.
Страховка:
- Абсолютно все страховые компании требуют наличия действующих прав и МВУ для выплаты по ДТП.
- Если прав нет - любую травму вы будете оплачивать полностью сами.
Совет:
Хотите путешествовать по островам без лишнего риска? Оформите МВУ заранее, причем с правильной категорией.
2. Вьетнам
Правила:
- Сложнее! Вьетнам официально признаёт МВУ по Венской Конвенции только с 2015 года, но далеко не все полицейские в курсе нововведений.
- Национальные права должны быть вместе с МВУ (категория А или А1).
- Очень важно: во Вьетнаме есть свои особенности с мощностью байка. Меньше 50 кубов - часто не спрашивают права, больше - спрашивают почти всегда.
Полиция:
- В крупных городах - Ханой, Хошимин, Дананг - проверки есть, но меньше, чем в Таиланде. В туристических местах уже привыкли видеть «фарангов» на байках, однако использование без прав - по-прежнему риск.
- Размер штрафа - от 200 000 до 1 200 000 донгов (примерно $10–$50).
- Иногда можно «договориться на месте», но Вьетнам - уже не та страна, где коррупцию легко простить.
Страховка:
- Большинство стандартных туристических страховок не покрывает байк и травмы от ДТП, если у вас нет действующего МВУ и категории А.
- Кроме того, аренда байка без прав - формально нарушение договора проката, вас могут заставить оплатить любые поломки.
*Но байк вам выдадут, для Азии безответственность - это норма.
Совет:
Лучше возьмите байк до 50 кубов или заранее оформите все документы, в том числе правильное МВУ.
3. Бали (Индонезия)
Правила:
- Индонезия официально требует международные права категорий A/A1 по Венской Конвенции, но ситуация на островах - «свободная»: на Бали рейды есть, на соседних - почти нет.
- Российские права действуют, только если есть МВУ. Категория Б - не подходит!
Полиция:
- На Бали полиция останавливает на основных перекрёстках и вблизи туристических районов. При отсутствии прав - штрафы от 250 000 до 1 000 000 рупий (примерно $15–60).
Страховка:
- Страховка при аренде мопеда часто только «для галочки», реального покрытия нет. Если у вас нет нужных прав и случилось ДТП - все издержки ваши.
- Важно понимать: если авария серьёзная, могут даже возбудить уголовное дело!
Совет:
Оформите МВУ заранее, причем с правильной категорией.
Какие риски берет турист, садясь за руль без прав?
1. Финансовые:
Штрафы плюс расходы на лечение, если вдруг попадёте в ДТП. Никто не придёт на выручку, ни полиция, ни страховка.
2. Юридические:
В случае серьёзных происшествий ответственность - уголовная. Вас могут депортировать или даже посадить.
3. Имиджевые:
Всяких рассказов «я год катался без прав - и мне было норм» стало гораздо меньше: новостные ленты все чаще пополняют истории про депортированных и арестованных туристов.
4. Моральные:
Сбить или травмировать кого-то? Все риски - на вас, включая извинения в прямом смысле «по жизни».
Итоги и советы для тех, кто хочет кататься на байке в Азии
1. Получите международные права, лучше с категорией А/А1 - потратите пару часов и пару тысяч рублей, зато будете защищены.
2. Берите полный комплект документов с собой, делайте цифровую копию в облако (на всякий случай).
3. Не соблазняйтесь предложениями «оформить всё на месте»: ни в одной стране ЮВА нет легальных способов получить права туристу за один день.
4. Проверяйте репутацию проката, где берёте байк, не соглашайтесь на откровенно подозрительные варианты.
5. Изучите маршруты: некоторые зоны на Бали и в Таиланде - настоящие полицейские капканы для приезжих.
Личный опыт и выводы
Когда в июне я в очередной раз арендовал байк на Бали, у меня никто не спросил о правах. У меня не было международных прав, я действовал на свой страх и риск. Стоит отметить, что так делает, скорее всего, 95% туристов. Но не все осознают риски, которые их подстерегают.
Тут каждый сам выбирает свой уровень риска. Я искренне рекомендую не рисковать и сделать всё по букве закона, что и сам собираюсь сделать перед своим следующим путешествием в Азию.
Спасибо за прочтение! Рекомендую подписаться на канал. Давайте путешествовать по России и миру вместе.
А еще больше информации в моём телеграмм канале.
Промокод DI-BOAT12 от меня для бронирования отелей на Яндек.Путешествиях - скидка 1000 рублей.