Найти в Дзене

КАК КОЛИЧЕСТВО УЧАСТНИКОВ ВЛИЯЕТ НА ГРУППОВУЮ ДИНАМИКУ

КАК КОЛИЧЕСТВО УЧАСТНИКОВ ВЛИЯЕТ НА ГРУППОВУЮ ДИНАМИКУ

Количество людей в группе влияет не только на то, как проходит встреча, но и на то, что в ней становится возможным. Конечно, общая динамика зависит и от участников, и от ведущего, поэтому приглашаем вас поделиться личным опытом в комментариях.

⭐️2–3 человека

Это почти всегда диалог. В такой малой группе легко выстраивается доверие, можно быстро углубляться в личные темы. Однако при малом числе участников больше вероятность созависимой динамики или давления одного участника на другого.

В психологической (да и на самом деле рабочей) практике группы из 2–3 человек подходят для разбора индивидуальных кейсов и вопросов.

⭐️4–7 человек

Оптимальный размер для групповой работы. Здесь уже возможно разнообразие мнений, но группа всё ещё достаточно компактная, чтобы сохранялась вовлеченность. Легче выстраивать ролевой баланс: кто-то может быть инициатором, кто-то — аналитиком, кто-то — наблюдателем. При этом все голоса по-прежнему слышны.

Это оптимальный формат для обсуждения сложных задач и генерации идей. А ещё для супервизий и практикумов — достаточно людей, чтобы возникала динамика, и при этом хватает времени на каждого.

⭐️8–15 человек

С этого момента группе нужна чёткая модерация, чтобы вовлечённость не терялась. Могут появляться подгруппы, альянсы, возникает конкуренция за внимание. Часто усиливаются пассивные роли — кто-то уходит в тень и перестаёт включаться.

На обучающих программах или корпоративных стратегических сессиях такая группа даёт широту взглядов, но требует опытного фасилитатора, способного задавать темп и управлять временем.

⭐️15+ человек

Это уже сообщество: начинают доминировать самые активные участники, часть голосов теряется. Здесь неплохо работает разделение на мини-группы.

В конференц- или воркшоп-форматах важно использовать технологии распределённой коммуникации: брейкаут-сессии, опросы и другие инструменты. Без них уровень вовлечения может снижаться.

То есть формируя группу — для обучения, терапевтической работы, проекта или мозгового штурма — важно учитывать численность как отдельный фактор. От неё зависит не только — что будет обсуждаться, но и как глубоко группа сможет в это пойти.

#ipdc_пишет