Поговорим сегодня о том, что помогает нам преодолевать трудности? Как же людям удается справляться со своими проблемами?
Ответ кроется в таких человеческих качествах, как саморегуляция, самоконтроль и воля.
Воля к победе, во как. Звучит страшно? Кому из вас уже захотелось спрятаться, признавайтесь?
Неправильные вопросы для размышления
Все эти вопросы начинаются со слова «Почему».
Однажды, обучаясь психотерапии, я услышала утверждение о том, что вопрос, начинающийся со слова «почему», некорректный. Что он неправильный, плохой короче. Пользоваться этим нельзя. В моей голове тут же мелькнуло – «А почему?..»
Уже намного позже, попав на тренинг по самому глубокому в мире психоанализу, я узнала, что этот вопрос присущ только одному единственному вектору – звуковому. Что такое вектор? Если совсем просто – врожденный талант.
Так вот. Таких природных почемучек маловато в общем-то, всего 5%. Но именно они и способны находить ответы на безответный вопрос «почему». И им совершено фиолетово, корректный этот вопрос или нет. Желание к познанию и к раскрытию тайн у них гораздо выше, чем все выдуманные, бессмысленные правила людей, у которых нет звукового вектора.
Вот так мы и двинемся дальше, смело задавая вопросы почемучек всем, кто живет на этой планете, независимо от их врожденных талантов.
Что приходит в голову людям, сталкивающимся с чем-то сложным для них, с тем, с чем они не могут справиться?
Они часто задают себе вот эти вопросы:
- 1. Почему я не могу справиться с этой ситуацией?
- 2. Почему я постоянно откладываю важные дела?
- 3. Почему мне так трудно контролировать свои эмоции?
- 4. Почему я часто чувствую себя без сил и мотивации?
- 5. Почему я так легко поддаюсь стрессу и тревоге?
- 6. Почему мне трудно сохранять спокойствие в конфликтных ситуациях?
- 7. Почему я не могу придерживаться своих целей и планов?
- 8. Почему я часто сомневаюсь в себе и своих силах?
- 9. Почему я не умею говорить о себе и делиться своими проблемами?
Знакомы эти вопросы вам? Если да, то следующий цикл статей – для вас.
←●―――●――●●●Ψ●●●――●―――●→
Более подробную и расширенную версию темы о роли бессознательных процессов в вопросе саморегуляции вы сможете прочитать в нашей платной статье, которая будет опубликована в Премиум-клубе «Управление Хаосом» в ближайшее время.
Следите за обновлениями, если эта тема для вас актуальна.
←●―――●――●●●Ψ●●●――●―――●→
Когнитивные искажения
Кроме того, у таких людей могут возникать и когнитивные искажения – ошибки в мышлении.
Что это такое? Искажения, да. Искажения реальности, и внутренней, и внешней.
Человек и себя оценивает ошибочно: или обесценивает, или переоценивает. И внешний мир он тоже оценивает неверно, либо идеализирует нечто, либо отрицает полностью что-то хорошее.
Это черно-белое мышление.
Они могут видеть мир только в крайностях и сверхобобщениях: «Я всегда проваливаюсь» или «Я никогда не смогу этого достичь», «У меня ничего не получается».
На самом деле ближе к истине будет вот это:
- «Я действительно иногда совершаю ошибки и проваливаюсь. А иногда у меня все получается хорошо. И на самом деле очень и очень многое в моей жизни у меня вполне себе получается. Я проваливаюсь только в том, где у меня мало опыта».
- «Я понятия не имею, смогу я этого достичь или нет. Пока не начну делать, пока не попробую, я не узнаю, а как на самом деле».
- «У меня что-то действительно не получается. А что-то получается. Бывает по-разному».
Еще есть такое искажение, как сверхобобщение: какой-то один неудачный опыт может переноситься сразу на все на свете и восприниматься как правило: «Если я провалился один раз, значит я всегда буду терпеть неудачи».
Какие границы здесь нарушаются? Границы с будущим. Человек как великий предсказатель и колдун взял да и предсказал себе все свое будущее. А на самом деле будущее нам неизвестно, и с этим приходится мириться. Быть хоть немного поскромнее, не раздувать из себя колдуна и мага.
Взрослый способен быть скромнее, ребенок – нет.
Бывает при этом еще и игнорирование, обесценивание положительного, когда человек может сосредотачиваться только на негативных аспектах своей жизни и игнорировать свои успехи.
Со всем этим можно работать конечно же, поправляя собственные мыслительные ошибки.
Почему это все происходит?
Однажды что-то пошло не так
В схематерапии мы рассматриваем взращивание подобных состояний в определенных условиях, тогда, когда только формировался фундамент личности.
Об этом я написала уже много статей, они все находятся в подборке Схемы.
Есть важный набор неких базовых потребностей, которые должны быть удовлетворены, наполнены у ребенка. Для чего? Для его успешного дальнейшего становления, для успешного развития.
- К таким базовым потребностям относятся и потребности в реалистичных ограничениях, когда ребенок обучается распознавать «что можно, а что нельзя».
Например, собирать конструктор можно. А бить другого человека деталькой по лицу – нельзя.
Ребенок должен это знать. И – обучаться самому себе(!) говорить «нет». Нет, мне так нельзя.
Если у ребенка было слишком мало подобных адекватных ограничений, то он вырастает неограниченным, он не понимает, что можно, а что нельзя. И в итоге он становится неспособным встраиваться в социум. Что сказывается на всей его дальнейшей жизни, от работы до семьи.
- Еще одна важная потребность из той же категории – самодисциплина.
Это потребность ребенка, представляете? Ему жизненно необходимо научиться самодисциплине. Для чего? Это снижает уровень его фоновой тревоги, он чувствует, что «может». Я могу – вот подарок на всю жизнь тому, кто обучился самодисциплине в детстве.
Обучаться самодисциплине трудно, надо при этом совершать усилия. Надо выполнять домашние задания, контролировать свою спонтанность, спокойно сидя на уроках. Обучаться правилам взаимодействия с другими – вот тут надо поздороваться, тут сказать «пожалуйста», а тут поблагодарить. И даже правила как именно, с кем и в какой последовательности здороваться с другими – это навык самодисциплины и самоконтроля. Который ох как пригодится в дальнейшей жизни при встраивании себя в коллектив.
Например, мужчина первым здоровается с женщиной, а тот, кто моложе, первым здоровается со старшим. Видите, здесь развиваются первые навыки уважения к другим. Или способность соблюдать субординацию, например. А лучше и то, и то.
Не утеряли ли мы эти важные элементы, смотря как завороженные за океан? На иллюзию свободы.
- И последняя базовая потребность из этого же кластера – самоконтроль.
Ребенок рождается с полным отсутствием этого качества. Что вижу, о том и ору. Чем больше хочу, тем громче ору. Это тотальный маленький эгоист с полным отсутствием способности хоть как-то контролировать свои эмоции.
Дальше те, кто с ним рядом, начинают обучать малыша постепенно, шаг за шагом, навыкам самоконтроля. Это невероятно сложный этап жизни, болезненный. Почему? Потому что при этом необходимо сжать свой эгоизм, переплавить, трансформировать его в иное качество. Не уничтожить! А изменить. И это качество в дальнейшем позволит ему адекватно выстраивать отношения с другими людьми. С внешним миром.
Именно здесь, в этой точке становления, перехода из обезьянки в человека часто и возникают наиболее сильные обиды на родителей. Они бессознательные, связаны с чувствами (мама заставляет меня мыть руки, а я не хочу, мама плохая), работают затем автоматически. И портят нам жизнь.
- Самоконтроль – это развитый внутренний локус контроля (опора на себя).
- Самоконтроль – это искусство выбора.
- Самоконтроль – это умение отложить удовлетворение своих сиюминутных желаний ради более важных целей.
- Самоконтроль – это навык быть и оставаться в границах, внутри собственного поля возможностей.
Еще есть одно интересное качество, вытекающее из всех, что только что были перечислены. Оно называется – воля. Это бонус, подарок тому, кто развил в себе и самодисциплину, и самоконтроль, и навык здорового самоограничения.
- Воля – сила духа. Воля к жизни. Воля к победе.
Воля – это способность действовать в соответствии с нашими целями, даже когда это трудно.
Это как мускул: чем больше мы его тренируем, тем сильнее он становится. Когда мы сталкиваемся с трудностями или неудачами, именно воля к победе помогает нам продолжать двигаться вперед и не сдаваться.
Однако воля – это не «через силу». Воля – это способность сжаться, собраться, сконцентрироваться, найти единственно верный шаг в данный момент времени.
Это способность быть упорным, а не упрямым.
Когда ребенок протестует – он включает упрямство. Понаблюдайте за собой, что именно вы включаете и при каких условиях. На что опираетесь: на детское упрямство или на взрослое упорство.
И это тоже про разумный баланс между спонтанностью (хочу) и саморегуляцией (надо).
В каждом свойстве этот разумный баланс будет свой. Но он есть везде.
Что такое саморегуляция?
Саморегуляция – это способность управлять своими
- - эмоциями;
- - мыслями;
- - поведением.
Быть взрослым.
Спонтанность – это про то, как оставаться ребенком. Важно, чтобы наша детская часть оставалась, была не задушенной, не отвергнутой и позабытой, а счастливой, наполненной. В основном, у очень многих, она находится в плачевном состоянии. Так откуда взяться силам-то? Энергия находится именно там.
Между этими двумя состояниями может быть либо война (что в основном и бывает), либо любовь да дружба (это то, к чему стоит стремиться).
- Саморегуляция включает в себя все выше перечисленное: самоконтроль, самоограничения, самодисциплину, ответственность, волю и свободу выбора, способность опираться на себя.
Развитая саморегуляция влияет на нашу самооценку, формирует ее. А значит, влияет и на нашу жизненную энергию.
Это как внутренний компас, который помогает нам оставаться на правильном пути, даже когда вокруг нас бушует буря.
Например, человек получает плохие новости или сталкивается с неудачей, например, он провалил важный экзамен или потерял работу. Вместо того чтобы впадать в паническую тревогу или опускаться в отчаяние, он управляет своими эмоциями, он умеет это делать: принимает свои чувства, переживает их, но не позволяет им захлестнуть себя полностью и обездвижить.
Он сохраняет спокойствие, насколько это возможно сейчас, анализирует ситуацию и ищет пути выхода. Он быстрее восстанавливается, создает новые возможности и не теряет уверенности в себе. Не навешивает на себя ярлыки про то, что он какой-то не такой. Зачем? Ведь этим он сам себя лишает энергии.
Например, человек с развитой саморегуляцией никогда не попадет в трясину зависимой любви. Он умеет самому себе вовремя сказать «нет». Он может убрать из рук своего внутреннего голодного ребенка ядовитую ягодку, такую заманчивую, и дать ему в руки то, что не нанесет ему вреда. Он не позволит своему внутреннему малышу оставаться вечно голодным, он знает, чем его можно наполнить. Он умеет заботиться о себе, в том числе и о собственных чувствах. И у него есть эти навыки, они развиты. У него есть самоуважение.
Проблемы человека со слабой саморегуляцией
Когда у человека недостаточно развиты саморегуляция, самоконтроль и воля, он сталкивается с рядом проблем.
Например.
- Импульсивные решения: Отсутствие самоконтроля может привести к тому, что человек будет принимать решения на основе мгновенных сиюминутных желаний и устремлений (например, спонтанные покупки или вредные привычки), что в долгосрочной перспективе может навредить ему. По сути дела его внутренний ребенок – капризный и несчастный. Он пытается наполнить себя хоть чем-нибудь, хотя бы так.
- Эмоциональные неконтролируемые всплески: Без саморегуляции человек может легко поддаваться своим негативным эмоциям – гневу, обидам, зависти, страху, безнадежности, унынию или тоске. Это может привести к конфликтам с самим собой, с окружающими и в итоге к самоизоляции. И здесь тоже об отсутствии развитой взрослой части. Мое маленькое внутреннее дитя позаброшено и позабыто. Кем? Мной.
- Отсутствие цели: Без развитой самодисциплины человек может терять мотивацию и не уметь достигать своих целей. Он может чувствовать себя потерянным или безнадежным. Он не умеет связывать действие, мотивацию и цель вместе. Здесь снова нет контакта с детским режимом и режимом здорового взрослого. Человек сам с собой не может договориться. Как же он сможет договориться с другими?
- Тяжелые и длительные неврозы: Если человек попадает по каким-либо причинам в невротические расстройства, депрессию или тревогу, то он выбирается из них намного дольше и тяжелее, чем люди с развитой саморегуляцией. У него просто нет навыков управления самим собой. Он не верит сам себе. Именно эти люди предпочитают выходить из неврозов с помощью медикаментов. И именно они склонны обвинять затем психологов в отсутствии помощи и непрофессионализме. Это люди с внешним локусом контроля.
Попробуем сделать какой-то вывод?
А вывод в общем-то очевиден.
Развитие саморегуляции, самоконтроля, самодисциплины и воли – это ключевые шаги к счастливой жизни. Эти качества помогают человеку справляться со стрессами и преодолевать любые трудности.
Качества эти в идеале закладываются в детстве и способны развиваться затем в течение всей жизни. Настолько, насколько это необходимо самому человеку. Выбор всегда за ним.
Еще раз. Это очень важно.
- Все качества развиваются в любой момент и с любого момента, как только человек начинает обращать на них внимание!
Не надо страдать о том, что все пропало. Ничего не пропало.
Внешний локус контроля – считать, что все пропало.
Это означает – лишить себя того, что могло бы быть иначе, свалить ответственность на прошлое, на то, что действительно изменить нельзя.
Что можно изменить? Настоящее. И в итоге – и свое будущее.
Сегодня можно что-то сделать иначе, подумать иначе. Это доступно. Оставаться в доступном, взяв на себя самого ответственность за происходящее с вами – это внутренний локус контроля.
Как только вы выстраиваете внутри себя эту опору, вам сразу же становится легче, появляются силы. Навык этот растет постепенно, не мгновенно. Чем дальше, тем с более серьезными проблемами можно научиться справляться самостоятельно.
Вся эта система настроек значительно влияет на вашу самооценку. Если вы строите себя сами, если вы делаете это осознанно (проактивно), то вас уже ничто не сможет сбить с ног. Никакая чужая негативная оценка.
Почему? Да потому что вы знаете, а как – на самом деле. Вы слишком много вложили труда в самого себя. И вы точно знаете, чего вы стоите.
←●―――●――●●●Ψ●●●――●―――●→
Вы можете подписаться на «Личность и Мир» в нашем Телеграм-канале.
Всю информацию о том, как найти этот канал, как связаться со мной, можно найти на главной странице блога и в закрепленной там же теме:
Вам потребуется профессиональная помощь, если вы чувствуете, что не справляетесь с задачей самостоятельно. Так бывает, это нормально. Информация, где можно подобрать себе психолога, находится там же, по ссылке выше.
←●―――●――●●●Ψ●●●――●―――●→
©Татьяна Леднева