Летом 1968 года был основан звукозаписывающий лейбл «Apple Records», который стал ведущим подразделением британской мультимедийной корпорации «Apple Corps Limited», созданной в январе 1968 года музыкантами рок-группы The Beatles в Лондоне, для формирования экономического конгломерата после смерти музыкального менеджера Брайана Сэмюэля Эпштейна (Brian Samuel Epstein). В качестве логотипа использована фотография зелёного яблока сорта «Грэнни-Смит» («Malus «Granny Smith»).
Период с 11 по 17 августа 1968 года компания «Apple Records» объявила «яблочной национальной неделей» («National Apple Week») Великобритании, которая была посвящена собственной рекламе, набору сотрудников, прослушиванию неизвестных и начинающих исполнителей.
Основной целью «Apple Records» и другого предприятия огромного конгломерата «Apple Corps Limited» под названием «Apple Publishing Ltd», чей основной вид деятельности заключался в приобретении и использовании авторских прав на музыкальные произведения, являлось подписание контрактов с артистами, которых участники The Beatles лично находили, открывали, вели, поддерживали, продюсировали, а в большинстве случаев принимали активное участие в качестве композиторов или сессионных инструменталистов.
За первый год деятельности «битловкого» лейбла были заключены соглашения с исполнителями Джеймсом Тэйлором (James Taylor), Мэри Хопкин (Mary Hopkin), Джеки Ломаксом (Jackie Lomax), Дорис Трой (Doris Troy), Брутом Форсом (Brute Force) и коллективами The Modern Jazz Quartet, The Black Dyke Mills Band, Trash, The Iveys (которые позже обретут мировую популярность под наименованием Badfinger). Даже знаменитый американский певец и киноактёр Фрэнк Синатра (Frank Sinatra) не обошёл стороной «Apple Records».
Среди первых солистов, подписавший персональный контракт с новым звукозаписывающим лейблом «Apple Records», стал американский клавишник, вокалист, композитор и автор песен, чье творчество охватывает различные музыкальные направления от рок-энд-ролла, рока, ритм-энд-блюза до соула, фанка и госпела, Билли Престон (Billy Preston).
Данное событие состоялось 30 января 1969 года, после того как The Beatles совместно с Билли Престоном отыграли знаменитое выступление на крыше («The Beatles' rooftop concert») штаб-квартиры «Apple Corps Limited» в Лондоне по адресу Сэвил-Роу, дом № 3 (London, Savile Row, 3). Позже запись выйдет на цифровом альбоме «The Beatles Get Back – The Rooftop Performance» (выпущен 28 января 2022 года, каталог «Universal Music Catalogue»).
Билли Престон стал «пятым битлом» в период работы над проектом «The «Get Back» / «Let It Be» sessions» в январе 1969 года, финальный и окончательный результат которого будет издан на альбоме «Let It Be» (выпущен 8 мая 1970 года, номер по каталогу Apple Records – PCS 7096).
Американский исполнитель был приглашен в качестве ведущего клавишника сессий The Beatles января 1969 года благодаря лидер-гитаристу музыкального коллектива Джорджу Харрисону (George Harrison).
Последний посетил концерт Рэя Чарльза (Ray Charles) в Лондоне, где Билли Престон играл на органе. Отдыхая после напряжённых концертов в Англии, клавишник получил предложение присоединиться к The Beatles в студии для записи альбома «Let It Be» и совместного сингла, где исполнителями указаны, как The Beatles with Billy Preston, с композициями «Get Back» / «Don't Let Me Down» (выпущен 11 апреля 1969 года, номер по каталогу Apple Records – R 5777).
Первое знакомство Билли Престона и Джорджа Харрисона состоялось в октябре 1962 года. В то время, американский исполнитель был клавишником и органистом в концертном составе группы звезды рок-энд-ролла Литтла Ричарда (Little Richard).
The Beatles открывали дневные и вечерние концерты Литтла Ричарда, в том числе в ливерпульском «Театре Эмпайр» («Empire Theatre»), которые состоялись 28 октября 1962 года.
Длительная дружба двух музыкантов на протяжении нескольких лет переросла в полноценное сотрудничество лишь в январе 1969 года, результатом которого стал контракт с компанией «Apple Records» на выпуск сольных записей Билли Престона.
Трехлетний ангажемент с «яблочным» лейблом предусматривал не только участие музыканта в качестве сессионного клавишника в релизах участников «ливерпульской четверки», но и сольный выпуск двух альбомов и четырех синглов.
Благодаря активному участию Джорджа Харрисона в качестве продюсера и музыканта, под патронажем гитариста The Beatles Билли Престон и «звездный» состав музыкантов, включая Эрика Клэптона (Eric Clapton), Кита Ричардса (Keith Richards), Джинджера Бейкера (Ginger Baker), записывают отличный альбом «That's the Way God Planned It» (выпущен 22 августа 1969 года, номер по каталогу Apple Records – SAPCOR 9) и хит-сингл «That's the Way God Planned It» / «What About You» (выпущен 27 июня 1969 года, номер по каталогу Apple Records – APPLE 12), который в июле 1969 года достигает позиции № 11 в национальном хит-параде Великобритании и № 62 в чартах США «US Billboard Hot 100».
Сделаем паузу и послушаем сингловую редакцию «That's the Way God Planned It» Билли Престона с мощными сольными гитарными партиями Джорджа Харрисона и Эрика Клэптона:
Музыкальные критики и авторы обзоров музыкальных журналов весьма положительно оценивают альбом «That's the Way God Planned It». Умеренные, но стабильные продажи диска порождает спрос на сольные концертные выступления Билли Престона. Джордж Харрисон становится востребованным продюсером.
Используя успех дебютных семидюймового сингла и двенадцатидюймового (полноформатного) альбома Билли Престона на лейбле «Apple Records», в экстренном порядке выпускается пластинка с песнями «Everything's Alright» и «I Want to Thank You» (дата релиза 17 октября 1969 года, номер по каталогу Apple Records – APPLE 19).
Сразу же после выхода новой «сорокопятки» Билли Престон планирует работу над вторым альбомом, так как у него остались идеи и не выпущенные композиции «Let the Music Play» и «Use What You Got», которые были записаны еще в феврале 1969 года в период работы над альбомом «That's the Way God Planned It».
Так как будущее The Beatles в декабре 1969 года было достаточно туманным и совместное творчество «ливерпульской четверки» близилось к логическому завершению, то Джордж Харрисон сконцентрировал усилия на продюсировании ряда проектов исполнителей лейбла «Apple Records», включая сотрудничество с The Radha Krsna Temple.
Когда Билли Престон предложил гитаристу завершить работу над композициями сессий февраля 1969 года и записать новые треки, новоявленный продюсер охотно соглашается.
Джордж Харрисон арендует студию «Apple Records» в Лондоне на ноябрь 1969 года, но Билли Престон не прилетает из США в Великобританию, так как королевские власти не смогли выдать музыканту разрешение на работу в установленный срок из-за бюрократической волокиты.
Сессии стартуют в декабре 1969 года с записей композиции для нового сингла. Работа проходит в четыре этапа. Первые два, которые проходят в лондонских студиях «Trident Studios» и «Olympic Sound Studios». Они полностью посвящены записям «основных дорожек» («basic track») новых композиций.
Параллельно Джордж Харрисон и Эрик Клэптон гастролируют с американским семенным дуэтом Delaney & Bonnie & Friends по Великобритании и Дании.
В результате этого обстоятельства, музыканты, включая певца и гитариста Делани Брамлетта (Delaney Bramlett), периодически оказываются в студийных помещениях, помогая Билли Престону с записью нового альбома, который получит название «Encouraging Words» благодаря одной из песен диска.
К работе над пластинкой «Encouraging Words» также присоединяются будущие участники супергруппы Derek & The Dominos Карл Рэйдл (Carl Radle) и Джим Гордон (Jim Gordon), а также коллега Джорджа Харрисона по The Beatles - Ринго Старр (Ringo Starr).
Основные рекорд-сессии второй пластинки Билли Престона для лейбла «Apple Records» завершаются в начале апреля 1970 года. К конце месяца Джордж Харрисон прилетает в Нью-Йорк, США, с плёнками альбома. Третий этап уже проходит в Америке. Он полностью посвящен дополнительным записям музыкальных и оркестровых наложений музыкантов американского лейбла «Motown Records», чтобы придать записям необходимый госпел саунд афроамериканского соула.
Параллельно английский пианист Джон Бархэм (John Barham) готовит в Лондоне аранжировки струнной секции и оркестровых наложений для композиций «Little Girl» и «All Things (Must) Pass».
Заключительный (четвертый) этап микширования и финального сведения композиций альбома «Encouraging Words» был завершен к маю 1970 года фактически Джорджем Харрисоном самостоятельно. В том же месяце, при участии Билли Престона в качестве одного из многочисленных сессионных музыкантов, гитарист начал записывать свой тройной альбом «All Things Must Pass» (выпущен 27 ноября 1970 года, номер по каталогу Apple Records – STCH 639), куда вошли его авторские версии песен «My Sweet Lord» и «All Things Must Pass».
Многие музыканты проекта «That's the Way God Planned It» / «Encouraging Words» также приняли активное участие в записи сольного альбома Джорджа Харрисона «All Things Must Pass». (Обращаем ваше внимание на статью «ЭКИРА»: «Восход – лишь часть утра…». Юбилейное переиздание к пятидесятилетию альбома «All Things Must Pass» Джорджа Харрисона. Части первая и вторая).
Для обложки и оформления разворота альбома «Encouraging Words» использовались фотографические снимки штатного фотографа звукозаписывающей компании «Island Records» Ричарда Полака (Richard Polak).
Альбом «Encouraging Words» Билли Престона выпущен на лейбле «Apple Records» 11 сентября 1970 года. Диск не попал в хит-парады Великобритании и США. Однако, выпущенные 3 декабря 1970 года в качестве семидюймового сингла композиции «My Sweet Lord» и «Little Girl» (номер по каталогу Apple Records – 1826) достигли 90-го места в американском чарте «Billboard Hot 100» в феврале 1971 года.
Трек-лист альбома «Encouraging Words»:
Сторона «А» / Side «A»:
01. «Right Now» – 3:14
02. «Little Girl» – 3:28
03. «Use What You Got» – 4:22
04. «My Sweet Lord» (George Harrison) – 3:21
05. «Let the Music Play» (Billy Preston / Joe Greene / Jesse Kirkland) – 2:44
06. «The Same Thing Again» (Billy Preston / James Herndon) – 4:32
Сторона «Б» / Side «B»:
07. «I've Got a Feeling» (John Lennon / Paul McCartney) – 2:51
08. «Sing One for the Lord» (George Harrison / Billy Preston) – 3:49
09. «When You Are Mine» – 2:45
10. «I Don't Want You to Pretend» – 2:38
11. «Encouraging Words» – 3:35
12. «All Things (Must) Pass» (George Harrison) – 3:43
13. «You've Been Acting Strange» (Ronnie Lee Williams) – 3:27
Дополнительные треки на компакт-диске / CD bonus tracks:
14. «As Long as I Got My Baby» – 2:42
15. «All That I've Got (I'm Gonna Give It to You)» (Billy Preston / Doris Troy) – 3:34
Автор композиций Билли Престон, кроме указанных отдельно.
Продолжительность виниловой версии альбома 44 минуты 29 секунд. Длительность компакт-диска – 50 минут 52 секунды.
Состав музыкантов альбома «Encouraging Words», согласно реквизитам британского гитариста Энди Дэвиса (Andy Davis), указанным в аннотации к переизданию на CD:
- Билли Престон (Billy Preston): вокал, орган, фортепиано, электрофортепиано, губная гармошка, продюсирование;
- Джордж Харрисон (George Harrison) дополнительный вокал, электрогитары, модульный синтезатор «Муг» («Moog»), продюсирование, техническая инженерия;
- Эрик Клэптон (Eric Clapton): ведущая электрогитара на композициях «Right Now», «Use What You Got», «Encouraging Words»;
- Делани Брамлетт (Delaney Bramlett): дополнительный вокал, электрогитара на композиции «Encouraging Words»;
- американская госпел группа The Edwin Hawkins Singers: вокал и гармонии на композициях «My Sweet Lord» и «All Things (Must) Pass»;
- участники концертных составов коллективов американской звукозаписывающей компании «Motown Records» The Temptations и дуэта Sam & Dave: дополнительные наложения («овердаббинг», «overdubbing») электро- и бас-гитар, ударных инструментов;
История песен, разбор поэзии и впечатления от прослушивания альбома «Encouraging Words» Билли Престона.
Начальное настроение альбома «Encouraging Words» задаёт сильный госпел-фанковый номер «Right Now», который был написан Билли Престоном накануне первых рекорд-сессий декабря 1969 года.
Несмотря на воодушевляющее и энергичное настроение, характерным для стиля Билли Престона, лирика композиция «Right Now» выражает тоску и нетерпение по отношению к близким людям. В её тексте говорится о том, что разногласия прошлого не должны мешать людям встречаться и общаться в будущем. Автор также призывает не откладывать дела на завтра, простить обидчиков и забыть обо всех обидах.
Несмотря на доминирующие клавишные Билли Престона и пульсирующий бит ритм-секции в исполнении Карла Рэйдла и Джима Гордона, трек «Right Now» содержит интересную гитарную дуэль Джорджа Харрисона и Эрика Клэптона. Их кода более заметна к финалу композиции.
«Искристый» вокал Билли Престона подан в унисон с многочисленными вокальными и инструментально-оркестровыми наложениями, сочетание которых показывает продюсерское мастерство и талант Джорджа Харрисона. Все звучит мощно, объемно, местами помпезно, но со своим стилем и персональной манерой, которые раскроются в сольном творчестве «тихого» битла. Если прислушаться, то в правом канале заметно вокальное сопровождение вторым голосом Джорджа Харрисона.
Трек «Right Now» - магическое начала альбома «Encouraging Words», которое поднимает планку исполнительного мастерства на столь высокий уровень, что находишься в предвкушении от остальных композиций диска.
Стартуем и слушаем песню «Right Now»:
Композиция «Little Girl» умелое переосмысление и стилизация на классику The Temptations под названием «My Girl» (одноименный сингл выпущен 21 декабря 1964 года, номер по каталогу Gordy – Gordy-7038, позиция № 1 в США). Участники указанного коллектива также работали над записью данного трека диска «Encouraging Words». Вокальные партии также исполнили The Edwin Hawkins Singers.
Билли Престон был настолько вдохновлён мелодизмом «My Girl», что придумал подобную музыкальную линию еще в 1967 году, для которой позже написал слова.
Лирика песни «Little Girl» полна трагизма и повествует о чувствах героя к ушедшей девушке. Он терзается вопросами о причинах ухода и понимает, что жизнь без неё уже не такая, как прежде.
Мрачный трек «Little Girl» выделяется на альбоме своим более интроспективным и меланхоличным тоном, отличающимся от жизнерадостных госпел- и фанк-стилей, характерных для большей части пластинки «Encouraging Words».
Примечательно, что изначально «Little Girl» задумывалась Билли Престоном как повод для записи «My Sweet Lord» Джорджа Харрисона. Рекорд-сессии двух песен велись параллельно в лондонской «Olympic Sound Studios» в начале 1970 года.
Песня «Little Girl» наполнена великолепной атмосферой вокальной подачи. Многочисленный хор и струнная секция, которые были записаны в США в апреле 1970 года, прекрасно тонируют с необычайной вокальной манерой Билли Престона и его электромеханическим органом «Хаммонда» («Hammond organ»).
Композиция могла бы стать прекрасным украшением репертуара The Temptations, но подарила миру одну из необычайных записей лейбла «Apple Records» при участии Джорджа Харрисона на электрогитаре.
Слушаем трек о прекрасной «Little Girl»:
Атмосферный и разнузданный «хонки-тонк» («Honky tonk») номер «Use What You Got» написан Билли Престоном в 1967 году, когда он находился в гримёрке после концертного выступления. При сочинении текста композиции автор вдохновлялся народным фольклором и евангелистскими текстами.
Билли Престон чувствовал, что песня имеет потенциал для успеха благодаря своей запоминающейся природе и легкой мелодии. Первые попытки сольной записи трека автор предпринял еще в 1968 году. Песня «Use What You Got» должна была стать следующим синглом Билли Престона для американской звукозаписывающей компании «Capitol Records», с которой у музыканта был заключен контракт до сотрудничества с «Apple Records».
Когда Билли Престон продемонстрировал запись продюсеру Джорджу Харрисон, то последний решил переделать и перезаписать песню, а не использовать версию, подготовленную автором для «Capitol Records» в 1968 году. В феврале 1969 года в помещении лондонской студии «Olympic Sound Studios» состоялась перезапись композиции для альбома «That's the Way God Planned It» при участии Джима Гордона на барабанах, но «базовая дорожка» («basic track») была отложена на неопределенный срок.
В марте 1970 года музыканты возобновили работу над композицией, записав новые партии электрогитары Эрика Клэптона, модульного синтезатора «Муга» («Moog») Джорджа Харрисона, ударных инструментов Ринго Старра, бас-гитары Клауса Форманна и саксофона Бобби Киза.
Песня «Use What You Got» начинается с ревущих по львиному звуков электрооргана Билли Престона, которые перекрываются стильными проходами «квакающих» (эффект «вау-вау», «wah-wah») гитар Джорджа Харрисона и Эрика Клэптона. Саксофон Бобби Киза является главным украшением трека, который формирует джазовое восприятие финальной части номера.
Мелодия, интересный текст и многообразие музыкальных инструментов делают композицию «Use What You Got» одной из самых ярких на альбоме «Encouraging Words». Волшебно!
Слушаем «Use What You Got»:
История написания композиции «My Sweet Lord» Джорджем Харрисоном изложена в отдельной статье «ЭКИРА» - «Мой дорогой Господь». История и обзор юбилейного переиздания к пятидесятилетию сингла Джорджа Харрисона «My Sweet Lord».
Изначально, автор не видел себя в качестве основного исполнителя госпела «My Sweet Lord», так как считал, что песня не соответствует его репертуару, а больше подходит для исполнителей евангелисткой музыки с хоровым сопровождением.
Джордж Харрисон предложил записать «My Sweet Lord» американскому музыканту Эдвину Хокинсу (Edwin Hawkins), который совместно со своим госпел-коллективом The Edwin Hawkins Singers смог бы сделать правильную и верную аранжировку, соответствующей духу композиции.
Когда Билли Престон услышал от Джорджа Харрисона «My Sweet Lord», то предложил записать её для его альбома. Музыканты обратились за помощью в участникам группы The Temptations.
Основные сессии состоялись в январе 1970 года в студии «Olympic Sound Studios» при участии музыкантов The Temptations, которая играла на большинства инструментах. Причем ведущим инструментом стало электрическое пианино марки «Fender Rhodes» Билли Престона.
Во время записи трека, Джордж Харрисон узнал, что музыкальный коллектив The Edwin Hawkins Singers гастролирует по Великобритании. Он пригласил группу исполнить хоровые и сопровождающие вокальные партии, которые позже были доработаны (добавлены) уже в Нью-Йорке, США, в апреле 1970 года.
Благодаря уникальной госпел-аранжировке версия «My Sweet Lord» в исполнении Билли Престона, записанной раньше авторской для альбома «All Things Must Pass», работа по записи которого начнётся в мае 1970 года, обладает своим уникальным шармом. Песня звучит как музыкальная молитва, которую украшает великолепное многоголосие и клавишные Билли Престона. Однако, данной версии не хватает знаменитых гитарных вставок Джорджа Харрисона на слайд-гитаре.
Выпущенная в декабре 1970 года компанией «Apple Records» на сингле, композиция «My Sweet Lord» в исполнении Билли Престона имела умеренный коммерческий успех. Пластинка достигла позиции № 90 в американском чарте «Billboard Hot 100» в феврале 1971 года. Тем самым «подогрев» интерес к авторской версии сингла (номер по каталогу Apple Records – R 5884), который после выхода в январе 1971 года моментально стал глобальным международным хитом, заняв первые строчки хит-парадов более чем в двадцати странах, включая Великобританию и США.
Слушаем «My Sweet Lord» в исполнении Билли Престона:
Песня «Let the Music Play» была написана Билли Престоном при участии американского певца, автора госпел песен Джо Грина (Joe Greene) и члена музыкального коллектива The Brothers Soul Джесси Киркланда (Jesse Kirkland) в 1965 году. Произведение рассказывает о несчастной жизни простого парня из глубинки, которого спасает от неприятностей музыка.
Композиция «Let the Music Play» моментально была включена в концертный репертуар артиста и группы The Brothers Soul. «Живая» запись песни, сделанная осенью 1965 года на одном из серии концертов в клубе «The Trip» района Сансет Стрип Западного Голливуда, штат Калифорния, США, была включена во второй («концертный») альбом Билли Престона для американского лейбла «Capitol Records», получивший название «Club Meeting» (выпущен 30 ноября 1966 года, номер по каталогу Capitol Records – T 2607), который до сих пор самостоятельно не переиздан на CD.
С момента выпуска диска «Club Meeting» автор хотел завершить ритмичный номер «Let the Music Play» в студийных условиях. В конце 1966 года он записал несколько дублей песни в студии «Capitol Records», предназначавшейся для следующего студийного альбома, который так и не был завершен из-за перехода музыканта на лейбл «Apple Records».
Когда автор предложил Джорджу Харрисону композицию для включения в альбом «That's the Way God Planned It», то в феврале 1969 года в студии «Olympic Sound Studios» совместными усилиями была записана «основная дорожка» («basic track»).
Трек «Let the Music Play» был заверен в апреле 1970 года, когда записаны дополнительные вокальные наложения и гармонии. Таким образом композиция и была включена в альбом «Encouraging Words».
По своей стилистике и оформлению номер «Let the Music Play» с доминирующим органом Билли Престона и ритмичной гитарой Джорджа Харрисона в финале трека, слушается несколько устаревшим. По всей видимости, автор, написавший песню в середине 1960-х годов, не стал менять и осовременивать композицию. С другой стороны, ретро-номер звучит вполне уместно и не выделяется саундом на пластинке «Encouraging Words».
«Позволим музыке играть» и слушаем «Let the Music Play»:
Сотрудничество Билли Престона с американским госпел-композитором и пианистом лейбла «Motown Records» Джеймсом Херндоном (James Herndon) началось еще в середине 1960-х годов.
Когда в 1969 году музыкант приступил к сочинению материала для своих будущих альбомов на «Apple Records», то не мог завершить композицию «The Same Thing Again». Он обратился к Джеймсону Херндоноу с просьбой помочь с оформлением мелодии и аранжировки. Последний охотно отозвался и к декабрю 1969 года композиция была полностью завершена.
Лирика песни «The Same Thing Again» повествует о любви и о том, как она может преодолевать трудности. В тексте говорится о том, что любовь позволяет делиться радостью и болью, и что трудные времена не так плохи, когда есть любовь близкого человека.
Джордж Харрисон помог Билли Престону с записью «The Same Thing Again», которая была завершена в апреле 1970 года, после наложений секций труб, тромбонов, валторнов, подготовленным Джимом Прайсом. Продюсер также отметился – сыграв утончённую гитарную партию, появляющуюся во второй части номера.
Медная секция несколько доминирует в песне «The Same Thing Again», оттесняя другие инструменты на второй план. В центральной части трека заметно отличное соло на электрооргане, формирующее меланхоличное настроение. Отличная работа!
Еше одна вешь «The Same Thing Again»:
Впервые с композицией «I've Got a Feeling» Билли Престон соприкоснулся во время совместной работы с The Beatles над проектом «The «Get Back» / «Let It Be» sessions» с 22 по 31 января 1969 года. Он сыграл партию на электрическом пианино марки «Fender Rhodes». Данный инструмент он также использовал для сольной версии трека, которая записана в январе 1970 года на студии «Olympic Sound Studios».
Так как битловская композиция была ему хорошо известна, то он решил сделать совершенно новую аранжировку, основанную на «Мотаунском звучании» («Motown Sound»), смешав рок с ритм-энд-блюзом и «чёрным» соулом.
Джордж Харрисон поддержал инициативу подобной подачи материала. Более того, так как на большинства записей лейбла «Motown Records» звучит двойная ударная установка, так и в данной версии синхронные партии записали Ринго Старр и Джим Гордон. Позже Ринго наложил еще тематическое постукивание в бубен.
Структура песни идеально подходила для вокальной техники, позаимствованных из госпела, и приёма «вопроса-ответа» мотаунских групп. Фанковая подача и ритмичный бас Клауса Форманна, узнаваемая партия клавишных, которая присутствовала в оригинальной записи The Beatles с пластинки «Let It Be», делает данную версию битловской нетленки запоминающейся и неповторимой.
Вторая вокальная партия, которая отвечает исполнителю, стилизована под телефонный разговор. Такое весьма интересное решение позволяет лучше раскрыть замысел произведения, составленное из двух частей.
Слушаем «I've Got a Feeling» в исполнении Билли Престона:
Единственное совместное сочинение Билли Престона и Джорджа Харрисона получило название «Sing One for the Lord», так как в песни воспеваются божества, почитаемые обоими музыкантами.
Задумка песни появилась у музыкантов еще в период работы над проектом «The «Get Back» / «Let It Be» sessions» в январе 1969 года в студии «Apple Reocrds». Джордж Харрисон инициативно предложил Билли Престону поработать над песней, так как госпел направление в то время являлось новым и неизведанным музыкальным стилем для него.
Базовая дорожка («basic track») «Sing One for the Lord» была записана 13 февраля 1969 года в помещениях «Trident Studios» при участии Ринго Старра. Музыканты собрались втроем и за несколько дублей добились нужного результата. Билли Престон сыграл на электрическом пианино «Fender Rhodes», Джордж Харрисон – на бас-гитаре, а Ринго Старр – ударных инструментах. Изначально произведение планировалось завершить для релиза на альбоме «That's the Way God Planned It», но отсутствовали гитарные партии и вокальные гармонии.
К работе над песней «Sing One for the Lord» музыканты вернулись практически через год в разгар рекорд-сессий «Encouraging Words», когда в лондонской студии «Olympic Sound Studios» Джордж Харрисон записал новое гитарное соло на знаменитой модели «Fender Rosewood Telecaster».
Позже участники госпел-коллектива The Edwin Hawkins Singers записали гармонии и вспомогательные вокальные партии, ставшие уместным украшением песни.
Композиция начинается с начальных аккордов «Концерта для фортепиано с оркестром» («Edvard Grieg's Piano Concerto in A minor») Эдварда Грига (Edvard Grieg), следом вступают ударные инструменты Ринго Старра. Вокальная подача Билли Престоном исполнено динамично и с надрывом, но явным украшением - служит звонкое нисходящие арпеджио на электрогитаре Джорджа Харрисона, ставшим одним из лучших его примеров, как отличного гитариста, виртуоза и мастера инструмента.
Именно участие гитары Джорджа Харрисона делает трек настолько запоминающимся, что вступающая в финальной части дуэль его инструмента с электроорганом марки «Хаммонда» Билли Престона выводит песню «Sing One for the Lord» на недосягаемую высоту. Все это дополняется многочисленным хоровым исполнением госпел-группы. Просто нужно слушать!
Номер «Sing One for the Lord» служит ярким и, возможно, единственным столь выразительным образчиком умелого сплава рок и госпел музыки, которая вышла за общепринятые известные жанровые рамки. Уникальное произведение!
Слушаем «Sing One for the Lord» в исполнении Билли Престона и Джорджа Харрисона при участи Ринго Старра:
Композиция «When You Are Mine» написана в разгар основных рекорд-сессий альбома «Encouraging Words» декабря 1969 года. В песне Билли Престон хотел выразить собственные стремления на нормальные человеческие отношения. В тексте «When You Are Mine» говорится о желании достучаться до кого-то, о твёрдой решимости сделать человека счастливым и о надежде, что вместе жизнь может быть лучше.
Основанная работа над композицией состоялась в январе 1970 года в студии «Olympic Sound Studios». Аранжировка трека изначально строилась в ритм-энд-блюзом стиле, хотя Джордж Харрисон предлагал сделать номер более ориентированным на популярную музыку.
В конченом итоге Билли Престон остался недоволен результатом «When You Are Mine» и перезаписал трек в диско-стиле в марте 1976 года для студийного альбома «Billy Preston» (выпущен 19 ноября 1976 года, номер по каталогу A&M Records – AMLH 64587) для лейбла «A&M Records».
Номер «When You Are Mine» построен на основе повторяющейся фразы и слушается несколько однообразно по сравнению с другими треками альбома «Encouraging Words». Приятно обращает на себя внимания африканская перкуссия в исполнении участников Sam & Dave.
Слушаем «When You Are Mine»:
Мелодию композиции «I Don't Want You to Pretend» Билли Престон написал еще в 1966 году, но она длительное время оставалась не законченным произведением. В качестве источника вдохновения послужила композиция из репертуара Рэя Чарльза «Drown In My Own Tears» с альбома «Ray Charles» (выпущен в ноябре 1957 года, номер по каталогу Atlantic – 8006).
Когда автор в декабре 1969 года демонстрировал песни для продюсера, то предложил незаконченную песню с интересной мелодией. Несмотря на то, что Джордж Харрисон написал текст «I Don’t Want You To Pretend», он не был указан в качестве соавтора в реквизитах альбома. Последний также придумал аранжировку и интересную гитарную партию, тем самым придав законченный вид фанковому номеру.
Основные рекорд-сессии состоялись в январе 1970 года на «Olympic Sound Studios» при участии Клауса Форманна на бас-гитаре и Ринго Старра на ударных инструментах. Трек был завершен в считанные дни, но последовала длительная работа по дополнительным наложениями.
Мелодия «I Don't Want You to Pretend» весьма интересно выстроена, постоянно меняет темп и ритм благодаря периодическим джазовым сбивкам и диким выкрикам Билли Престона «Yeah!».
Пульсирующий бит, заливистая гитарная партия, необычная вокальная подача, прекрасная аранжировка делает композицию «I Don't Want You to Pretend» одной из главных жемчужин альбома «Encouraging Words». Невероятно!
Ни на что не претендуем и слушаем «I Don't Want You to Pretend»:
Название альбома Билли Престона «Encouraging Words» связано с заглавной песней, которая изначально именовалась «Drop Out». Она написана летом 1969 года в период отдыха музыканта.
В её тексте Престон призывает быть добрым, осторожным, сохранять надежду и веру, быть благодарным Богу и судьбе, в пользу этого говорят начальные строчки «Будь добрым, будь крутым и будь осторожным / Надейся, храни веру, малышка, и будь благодарна» («Be kind, be cool, and be careful / Have hope, keep the faith, baby, and be grateful»).
Автор также отмечает, что следует золотому правилу и остается верным себе в любой ситуации.
Заглавная композиция «Encouraging Words» - cтала треком альбома ради которого объединились музыканты коллективов The Beatles, Derek & The Dominos, Delaney & Bonnie & Friends, Sam & Dave. Основные сессии по записи песни растянулись на несколько месяцев с января по апрель 1970 года, так как за период в студиях «Trident Studios» и «Olympic Sound Studios» побывали Эрик Клэптон, Карл Рэйдл, Джим Гордон, Клаус Форманн, Ринго Старр, Делани Брамлетт и Бобби Киз. Именно при записи песни «Encouraging Words» использовалась формула двойных ведущих ударных установок, многослойных гитарных наложений нескольких музыкантов, мощная медная секция и вокальное хоровое сопровождение, которое было использовано при записи сольного альбома Джорджа Харрисона «All Things Must Pass».
Итогом длительной рекорд-сессии стал хард-блюз-роковый номер с яркими гитарными дуэлями, которые не совсем характерны для записей Билли Престона, а уместней бы слушались на сольных проектах Джорджа Харрисона или Эрика Клэптона.
Трек захватывает с первых нот и ведет за собой, позволяя наслаждаться каждой секундой звучания. Песня «Encouraging Words» обладает невероятно плотным звуком и мощной энергетикой, позволяя слушателю погрузиться в атмосферу и отключиться от реальности на три с половиной минуты. Просто безумное великолепие!
Слушаем титульный трек «Encouraging Words»:
Композицию «All Things (Must) Pass» Джордж Харрисон написал в 1968 году во время сессий альбома другого исполнителя лейбла «Apple Records» Джеки Ломакса «Is This What You Want?» (выпущен 21 марта 1969 года, номер по каталогу Apple Records – SAPCOR 6). Автор находился под влиянием музыки группы The Band.
Билли Престону композиция «All Things (Must) Pass» была прекрасна знакома, так как The Beatles разучивали и репетировали песню в январе 1969 года в ходе работы над «Let It Be», но после лидеры коллектива воспротивились ее выходу.
В свой день рождения, 25 февраля 1969 года в студии «Abbey Road Studios» Джордж Харрисон в одиночестве записывает демонстрационную запись «All Things Must Pass», которая будет издана на альбоме «The Beatles Anthology Volume 3» (выпущен 28 октября 1996 года, номер по каталогу Apple Records – 7243 8 34451 1 0 / PCSP 729). Запись на пленку фиксирует инженер компании «EMI Records Ltd» Кевин Скотт (Ken Scott).
Понимая, что песня «All Things (Must) Pass» может быть не востребована, автор предлагает Билли Престону записать её для своего сольного альбома лейбла «Apple Records». Клавишник соглашается, но меняет аранжировку в стиле соул-номеров Рэя Чарльза с доминирующими вокальным оформлением.
Тематика песни, касающейся проходящей природы человеческого существования, идеально вписывалась в концепцию альбома «Encouraging Words».
Основной трек («basic track») записан при участии Клауса Форманна и Ринго Старра в студии «Olympic Sound Studios» в декабре 1969 года. Спустя несколько месяцев музыкантами коллективов The Temptations и The Edwin Hawkins Singers осуществлен «овердаббинг» («overdubbing») вокала и различных инструментов.
Исполнение трека альбома «Encouraging Words» подано в более джазовом и соул-ориентированной манере, в то время как версия Джорджа Харрисона, выпущенная на его одноименном сольном диске, эпична и ориентирована на гитарный рок.
Кроме того, вокальная работа Билли Престона эмоциональна и экспрессивна, а автор использует сдержанный, задумчивый и назидательный голос. Участие Джорджа Харрисона показывает, насколько сильно композиция «All Things (Must) Pass» эволюционировала и менялась, а также сколько трудов приложил создатель для твоего творения.
Версия Билли Престона композиции «All Things (Must) Pass» существенно отличается от авторской версии за счёт доминирования струнных инструментов (особенно в финале песни), которые звучат вместо гитарных пассажей. Красиво!
Слушаем «All Things (Must) Pass» в исполнении Билли Престона:
Автором финального трека «You've Been Acting Strange» виниловой версии альбома «Encouraging Words» значится некто Ронни Ли Уильямс (Ronnie Lee Williams). Однако, в более поздних переизданиях на компакт-дисках, в реквизитах указан сам Билли Престон. Странная путаница. Давайте разбираться.
Согласно данным организации защиты авторских прав и американскому обществу композиторов, авторов и издателей «Broadcast Music, Inc», композиция «You've Been Acting Strange» написана Уильямом Эверетом Престоном (William E. Preston). Это полное имя Билли Престона.
Автор пожелал скрыться за псевдонимом для придания композиции «You've Been Acting Strange» особой мифологии, тем самым показывая корни своей музыки.
Удивительно, но Билли Престон и The Beatles репетирует песню «You've Been Acting Strange» 23 января 1969 года в студии «Apple Records» на Сэвил-Роу, дом № 3, в рамках работы над проектом «The «Get Back» / «Let It Be» sessions». Фрагмент записи доступен на бутлеге «The Beatles – Day By Day Volume 22» (выпущен в 2001 году, номер по каталогу Yellow Dog Records – YDD 043/44), плёнка «Nagra Tape Roll 432A».
Билли Престон и Джордж Харрисон возвращаются к работе над «You've Been Acting Strange» в январе 1970 года. Полностью завершают трек в студии «Trident Studios» при участии сессионных музыкантов.
Номер «You've Been Acting Strange» наполнен бешеной энергетикой и удивительной вокальным распределением голосов, вторящих основному вокалу Билли Престона. Настоящий фанковый задор, основанный на безупречном ритме бас-гитары и барабанов, позволит приподнять настроение, вызвать вдохновение и ощутить внутреннюю свободу!
Слушаем «You've Been Acting Strange»:
Переиздания альбома «Encouraging Words» в формате компакт-диска снабжены дополнительными треками (CD bonus tracks). Остановимся подробнее на них.
Композиция «As Long as I Got My Baby» была написана Билли Престоном и записана во время основных рекорд-сессий альбома «Encouraging Words», но предназначалась для стороны «Б» британской версии сингла «My Sweet Lord», который должен был выйти в сентябре 1970 года.
Был подготовлен мастер-диск и начальный тираж семидюймовой пластинки «My Sweet Lord» / «Long As I Got My Baby» с каталожным номером APPLE 29. В последний момент релиз сингла был отменен, так как менеджеры компании «Apple Records» посчитали, что данное издание составит конкуренцию синглу «My Sweet Lord» / «What Is Life» (выпущен 15 января 1971 года, номер по каталогу Apple Records – R 5884) Джорджа Харрисона.
Для американской версии пластинки «My Sweet Lord» Билли Престона была выбрана композиция «Little Girl» с альбома «Encouraging Words», таким образом трек «As Long as I Got My Baby» длительное время оставался доступным только на тестовых версиях британского сингла, пока не был добавлен в качестве дополнительного трека на CD, выпущенного в 1993 году.
Песня «As Long as I Got My Baby» звучит в стиле рок-энд-ролла с элементами этники и госпела. Она содержит характерный для Билли Престона энергичный вокал. Номер построен на ритмичном фортепианном рисунке с тяжелым битом ударных, африканских бонго и дарбуки. Красиво!
Слушаем «As Long as I Got My Baby»:
Композиция «All That I've Got (I'm Gonna Give It to You)» написана Билли Престоном совместно с американской певицей и исполнительницей Дорис Трой, которая также одна из первых заключила контракт с лейблом «Apple Records», во время работы над альбомом «Doris Troy» (выпущен 11 сентября 1970 года, номер по каталогу Apple Records – SAPCOR 13).
Согласно воспоминаниям Джорджа Харрисона, песня «All That I've Got (I'm Gonna Give It to You)» стала музыкальным ответом Билли Престона на критику того, что он отказался от своих блэк-соул корней, увлекшись рок-музыкой.
Композиция была записана в ноябре 1969 года в лондонской студии «Apple Records» при участии Ринго Старра на ударных инструментах, включая тамбурин. Джордж Харрисон сыграл на бас-гитаре, а Билли Престон поочередно записал партии на электрическом пианино марки «Fender Rhodes» и органе «Хаммонда». Позже Джим Прайс добавит секцию духовых и медных инструментов.
Впервые запись будет издана на третьем сингле Билли Престона для лейбла «Apple Records»: «All That I've Got (I'm Gonna Give It to You)» / «As I Get Older» (выпущен 30 января 1970 года, номер по каталогу Apple Records – APPLE 21). Семидюймовая пластинка достигнет позиции № 108 в американском хит-параде журнала «Billboard».
Лишь при переиздании альбома «Encouraging Words» на CD трек «All That I've Got (I'm Gonna Give It to You)» станет доступен для массового слушателя.
Композиция «All That I've Got (I'm Gonna Give It to You)» спустя время получила благожелательные и благоприятные отзывы критиков, став ярким представителем фанк-музыки начала 1970-х годов.
Медленное и растянутое вступление быстро перерастет в мощный бит ударных Ринго Старра, звук которых накрывает медная секция и вокальная подача Билли Престона. Здесь есть мощь, напор и чистая «душа» исполнителя!
Слушаем «All That I've Got (I'm Gonna Give It to You)»:
Итоговое заключение.
Альбом «Encouraging Words» 1970 года Билли Престона в момент выхода не стал глобальным музыкальным явлением, популярность диска была умеренной, но позволил проявиться талантам исполнителя в полной мере, демонстрируя зрелость артиста и его творческое развития после ранних успехов в качестве сессионного музыканта.
Приняв предложение Джорджа Харрисона присоединиться к The Beatles и заключив контракт с лейблом «Apple Records», Билли Престон за период 1969 – 1971 года записал отличную музыку, которая позволила ему стать самостоятельной звездой. Уже позже он закрепит успех сольного исполнителя в 1970-х, записывая и выпуская пластинки на фирме «A&M Records».
Наряду с этим фактом, Джордж Харрисон смог справиться с ролью продюсера, став на рубеже 1960-х и 1970-х одним из ведущих и главных музыкантов планеты. Он показал, что способен расширить горизонт собственных возможностей, выйдя за рамки шаблонного рок-представителя, благополучно играя соул, госпел, фанк, и другие несвойственные ему ранее жанры.
Одним из ключевых аспектов альбома «Encouraging Words» является органичное смешение энергичных фанковых ритмов с глубокими элементами классического ритм-энд-блюза и рока. Композиции вроде заглавного трека «Encouraging Words», «Sing One for the Lord», «Right Now», «You've Been Acting Strange» и сингловой песни «All That I've Got (I'm Gonna Give It to You)» подчеркивают уникальные способности Билли Престона к созданию мелодичных партий органа, пианино, придающих музыке особую теплую атмосферу.
Подводя итог, пластинка «Encouraging Words» Билли Престона – это яркий пример гармоничного сочетания различных музыкальных стилей, глубоких посланий и уникальной атмосферы, ставшей визитной карточкой мастера клавишных и выдающегося вокалиста. Поверьте, альбом «Encouraging Words» заслуживает внимания каждого ценителя качественной музыки 1970-х годов. Просто поставьте диск на проигрыватель, включите и наслаждайтесь каждой песней и нотой.
По данным интернет-ресурса Discogs альбом «Encouraging Words» клавишника Билли Престона с 1970 года издавался в тридцати двух вариантах. Рассмотрим популярные и интересные форматы последних лет в форматах компакт-диска, виниловой пластинки и загрузочного контента.
1. Billy Preston: «Encouraging Words». European 1993 CD Reissue Album. Apple Records – CD SAPCOR 14, Capitol Records – CDP 0777 7 81279 2 5.
2. Billy Preston: «Encouraging Words». US 1993 Unofficial Release CD Reissue Album. Apple Records – CD SAPCOR 14, Apple Records – 0777 7 81401 2 2.
Первые переиздания начала 1990-х годов альбома «Encouraging Words» Билли Престона в формате компакт-диска. Несмотря на выпуск в разных регионов мира, оба издания содержат идентичный цифровой мастеринг оригинальных мастер-лент, подготовленный сотрудниками компанией «EMI Records Ltd» Гаем Мэсси (Guy Massey), Полом Хиксом (Paul Hicks) и Стивеном Руком (Steve Rooke). Плёнки прошли посекундную обработку и процедуру восстановления инженером Саймоном Гибсоном (Simon Gibson).
В первом случае (позиция № 1 обзора) тираж дисков выполнен на заводах компании «EMI Records Ltd» в городе Хейсе, графство Мидлсекс, Англия. Второй вариант (позиция № 2) – нелегальная тиражная копия американского CD, который распространялся по территории Северной Америки, так как оригинальный релиз был выпущен ограниченной серией и довольно быстро исчез из продаж.
Неважно, какой из двух указанных вариантов издания альбома «Encouraging Words» в формате компакт-диска выбрать для прослушивая, так как они имеют схожие параметры и звучат одинаково. На выходе аудио сигнал получается тихим, несколько приглушенным, но с чёткой панорамой инструментов и вокала. Прослушивание приятное, доставит удовольствие, так как цифровая компрессия незаметна. Громкость средних частот искусственно завышена, благодаря чему выделяется струнная и медная секция.
Оба издания выполнены в стандартном пластиковом джевел боксе («jewel case») с предлагающимися восьмистраничных буклетами, содержащею статью музыкального критика и журналиста Питера Доггетта (Peter Doggett) из журнала «Record Collector». Однако, статья имеет много ошибок и неточностей.
Таким образом, данные издания альбома «Encouraging Words» Билли Престона на CD отличнейшим образом подойдут начинающим коллекционерам и меломанам, кто только постигает сокровищницу записей лейбла «Apple Records»!
3. Billy Preston: «Encouraging Words». Japanese 2005 CD Remastered Album Reissue in Paper Sleeve. Apple Records – SAPCOR 14, Apple Records – TOCP-67574.
Японское переиздание 2005 года альбома «Encouraging Words» Билли Престона в виде уменьшенной копия пластинки, изданной на виниле в 1970 году. Релиз содержит специфический мастеринг инженера Рона Фурманека (Ron Furmanek), подготовленный с использованием оригинальных мастер-лент для компании «Toshiba EMI Ltd».
Данный выпуск в серии переизданий альбомов лейбла «Apple Records» отличает отсутствие дополнительной компрессии, характерных для американский и европейских релизов (см. позиции №№ 1 и 2). Производители постарались сохранить оригинальную запись без дополнительного цифрового сжатия, что заметно улучшило качество воспроизведения. Звук получился ровным, объемным, плотным, с чётким распределением инструментов. Каждая секунда записи выверена и способна подарить слушателям максимальное качество.
Саунд обладает высокой детализацией, прозрачностью звучания и улучшенной динамикой благодаря использованию специальных технологий обработки аудио сигнала.
Выпуск альбома «Encouraging Words» стилизован под формат «мини-винила» («mini-LP»), который у коллекционеров считается лучшим, благодаря сочетанию качества звука и оформления. К изданию прилагается полоса оби с эмблемой «Apple Records» и информацией об издании, защитный конверт и буклет на японском языке.
Один из лучших релизов «Encouraging Words» на CD подойдет привередливым коллекционерам, аудиофилам и поклонникам сбалансированного звука.
4. Billy Preston: «Encouraging Words». Worldwide 2021 Stereo Limited Edition Remastered LP. Apple Records – 0602438530267 / Universal Music Group – 0602438530267.
Специальное переиздание альбома «Encouraging Words» Билли Престона октября 2021 года на виниловой пластинки чёрного цвета, приуроченного к празднованию включения музыканта в «Зал и музей славы рок-н-ролла» («Rock and Roll Hall of Fame»). Данный релиз стал первым перевыпуском виниловой версии диска с 1972 года.
Мастеринг подготовлен компанией «Universal International Music B.V.». Тираж в количестве 30 000 экземпляров был подготовлен на заводах чешской компании «GZ Media». Диски выполнены безупречно с идеально балансировкой. Дефекты, пыль и стружка отсутствуют.
Указанный релиз обладает высоким качеством звучания благодаря современным технологиям записи и обработки музыки. Это издание альбома «Encouraging Words» предназначено прежде всего для коллекционеров, из-за чего требования к саунду особенно высоки. Пластинка звучит ровно, тихо и атмосферно! Великолепный саунд наполнен басами, которые не перекрывают другие инструменты.
Такой релиз альбома «Encouraging Words» Билли Престона можно смело рекомендовать широкой аудитории, так как музыка способна заинтересовать каждого слушателя!
5. Billy Preston: «Encouraging Words». 16 x flac 16-Bit/44.1 kHz Stereo files. © 2010 Apple Corps Ltd ℗ 2010 Apple Corps Ltd.
Издание альбома «Encouraging Words» Билли Престона в цифровом виде, представленное на ряде популярных интернет платформах, таких как «Qobuz», «Deezer», не содержит уникального контента с высоким разрешением аудио потока («Hi-Res Audio»).
Цифровой релиз обладает стандартным разрешением уровня квантования 16 бит (глубина звука) и частотой дискретизации 44.1 кГц (частота семплирования), что полностью соответствует выпуску ремастированной в 2010 году версии альбома «Encouraging Words» в формате компакт-диска.
Таким образом, предпочтения исключительно на стороне физических релизов.
6. Альбом «Encouraging Words» Билли Престона на стриминговой платформе «Яндекс.Музыка»:
«Играй каждую ноту так, будто она последняя». Билли Престон.
Общий итог на 87 баллов из 100 возможных.
Некоторая дополнительная информация об переиздании альбома «Encouraging Words» Билли Престона:
Уважаемая аудитория, обращаем Ваше пристальное внимание на другие проекты звукозаписывающего лейбла «Apple Records», обзоры на чьи релизы можно почитать на канале «ЭКИРА»:
1. «Цветная классика». Обзор переиздания 2023 года альбомов «The Beatles / 1962-1966» («Красный Альбом») и «The Beatles / 1967-1970» («Синий Альбом»). Apple Records – 0602458396652.
2. «Оголяя классику». Разбор переиздания 2024 года альбома «Band On The Run» Paul McCartney and Wings. Apple Records – 602455435620.
3. «Теперь и тогда». Разбор форматов изданий песни The Beatles «Now and Then». Apple Records – 0602458129526.
4. «Мой дорогой Господь». История и обзор юбилейного переиздания к пятидесятилетию сингла Джорджа Харрисона «My Sweet Lord». Apple Records- 00602435051345.
5. «Восход – лишь часть утра…». Юбилейное переиздание к пятидесятилетию альбома «All Things Must Pass» Джорджа Харрисона. Часть первая. Apple Records – 602435652375.
6. «Восход – лишь часть утра…». Юбилейное переиздание к пятидесятилетию альбома «All Things Must Pass» Джорджа Харрисона. Часть вторая. Apple Records – 602435652375.
7. «Мгновенная карма!». История и обзор юбилейного переиздания к пятидесятилетию сингла Джона Леннона «Instant Karma!». Apple Records – APPLES 1003 / 0602508778711.
8. «Счастливого Рождества!» История и обзор рождественских записей группы The Beatles. Apple Records – 0602557914856.
9. «Игры разума – II». Юбилейное переиздание 2024 года к пятидесятилетию альбома «Mind Games» Джона Леннона. Часть первая. Apple Records – 0602458993288.
10. «Игры разума – II». Юбилейное переиздание 2024 года к пятидесятилетию альбома «Mind Games» Джона Леннона. Часть вторая. Apple Records – 0602458993288.
11. «Золотой резерв Америки». Обзор коллекционного коробочного издания 2024 года «The Beatles 1964 US Albums In Mono». Apple Records – 0602465717464.