Найти в Дзене

«Игры разума – II». Юбилейное переиздание 2024 года к пятидесятилетию альбома «Mind Games» Джона Леннона. Часть вторая.

«Игры разума – II». Юбилейное переиздание 2024 года к пятидесятилетию альбома «Mind Games» Джона Леннона (John Lennon). Часть первая.

Джон Леннон. США. 1973 год.
Джон Леннон. США. 1973 год.

Откровенный образец «агитпроп-рока» композиция «Only People» была написана в 1972 году на волне активной политической деятельности музыканта. Сюжет песни основан на личной философии Джона Леннона и Йоко Оно. Для этих целей он переработал структуру мелодии и текст своей старой демонстрационной записи под названием «Sally and Billy».

Автор высоко ценил песню «Only People» и сожалел, что она не стала столь популярной у массового слушателя. В интервью 1980 года журналу «Playboy» он скажет, что «это была хорошая композиция, но я не смог вложить в неё правильный смысл».

Трек «Only People» (Evolutionary Documentary Mix) (Д4, Т9) начинается с полутораминутного куска демо 1970 года под названием «Sally and Billy», которое впервые издано официально.

Затем музыкант уже в студии «Record Plant» растолковывает участникам The Plastic U.F.Ono Band, какую песню они будут играть и как должны звучать их партии. Данная репетиция не была нумерована инженером за микшерским пультом. Запись была обнаружена Шоном Ленноном лишь на начальном этапе работы над переизданием «Mind Games» в 2022 году.

Варианты переиздания 2024 года альбома Джона Леннона «Mind Games».
Варианты переиздания 2024 года альбома Джона Леннона «Mind Games».

Далее идет два выступления. Первое скомпоновано на основе катушки № 1, которая содержит дубли с 1 по 6 песни «Only People». Второе – представлено записями с катушки № 2, дубли с 7 по 11. Это правильное решение поэтапно подводит слушателей к полноценному дублю № 12.

Слушаем «Only People» (Evolutionary Documentary Mix):

Версия «Only People» (Take № 12) (Д6, Т9) записана рок-ансамблем. На записи отсутствуют какие-либо наложения и звуковые эффекты. В коде песни нет вокального припева Джона Леннона, который появятся на более поздних дублях. Все звучит несколько расхлябано, но живо и с драйвом.

Слушаем «Only People» (Take № 12):

Первоначальный (Raw Studio Mix) микс «Only People» (Д5, Т9) звучит естественнее и позитивней окончательной версии прежде всего за счёт слегка приглушенного звучания вокала Джона Леннона. Голос музыканта «погружен» глубоко в микс, а на переднем плане звучит игра The Plastic U.F.Ono Band. Финальная часть трека удлинена за счёт повторяющейся коды.

Слушаем «Only People» (Raw Studio Mix):

«Акустический» микс из «элементов» «Only People» (Д2, Т9) выстроен за счёт доминирования дорожки, содержащую голос Джона Леннона, с добавлением партий клавинета и баса Гордона Эдвардса.

Ближе к финалу трека добавляются гармонии вокального квартета «Something Different». Звучание получилось ярким и несколько легкомысленным, но наполненным танцевальными флюидами.

Слушаем «Only People» (Elemental Mix):

Вторая версия «микса из элементов» «Only People» (Д3, Т9) построена на доминировании бас-гитары Гордона Эдвардса и клавишных Кеннета Ашера. Инструментальная композиция звучит несколько отстранённо, больше напоминает джазовую импровизацию.

Слушаем «Only People» (Elemental Mix):

Оригинальной версии 1973 года «Only People» не доставало фокусировки и красивого оформления оригинальной идеи и замысла Джона Леннона. «Окончательный» микс 2024 года (Д1, Т9) звучит ровнее, спокойнее и более плавно. Женский вокал квартета «Something Different» приглушен на фоне страстного и напряженного голоса Джона Леннона. В коде песни баланс выравнивается, формируя своеобразную звуковую волну.

Микс 2024 года на 17 секунд продолжительнее оригинальной версии. В конце трека слышны реплики и фоновый шум, которые создают эффект толпы. Такое решение добавляет актуальности социальному треку, при этом сохраняя атмосферу 1970-х годов. Замечательно!

Слушаем «Only People» (Ultimate Mix):

Песня «I Know (I Know)» написана Джоном Ленноном в начале 1970-х годов. Музыкант относился к своему произведению несерьезно, называя её «всего лишь кусок ничего». В тексе песни он извиняется перед своей возлюбленной и готов учиться на своих ошибках.

При записи композиции в студийных условиях «Record Plant» Джон Леннон использует интересную технику игры на акустической гитаре, которой он научился у британского автора-исполнителя Донована (Donovan). Он специально репетировал длительное время, чтобы создать изящную и утонченную аранжировку. Его работу прекрасно слышно в варианте «эволюционной хроники» (Д4, Т10).

Трек «I Know (I Know)» (Evolutionary Documentary Mix) начинается с домашней демонстрационной записи, которая ранее была официально издана на компиляции «John Lennon Anthology». Затем идет отрывок из самого первого дубля, где Джон Леннон играет на электрогитаре.

Следующая часть «хроники» представлена монтажом дублей №№ 3, 4, 9, 15 и 16. На отметке 3 минуты 39 секунд вступает партия электрооргана Кеннета Ашера и звучит двойное наложение («double-track») вокальной партии.

Слушаем «I Know (I Know)» (Evolutionary Documentary Mix):

Один из предпоследних дублей № 22 «I Know (I Know)» (Д6, Т10) записан в конце августовских сессий 1973 года. В данном варианте номер звучит, как настоящий рок-гимн, без каких-либо кантри вставок. Певец удлиняет ноты вокальной партии. Вокал звучит чётче и напористее.

Интересный факт, что в начале дубля преобладает гитарный аккорд из знаменитого битловского хита «I've Got a Feeling» (John Lennon / Paul McCartney) c альбома «Let It Be» (выпущен 8 мая 1970 года, номер по каталогу Apple Records – PCS 7096). Далее Джон Леннон мастерски исполняет на акустической гитаре разученную партию.

Слушаем «I Know (I Know)» (Take № 22):

«Сырой» микс «I Know (I Know)» (Д5, Т10) практически полностью, с незначительными корректировками по скорости воспроизведения, вышел на альбоме «Mind Games» в 1973 году. Аутентичное звучание помогает окунуться в атмосферу 1970-х годов, почувствовать музыку ушедшей эпохи.

Вокальная партия Джона Леннона звучит приглушенно за счёт бита ударных инструментов Джима Келтнера.

Слушаем «I Know (I Know)» (Raw Studio Mix):

Первый «микс из элементов» «I Know (I Know)» (Д2, Т10) составлен из вокального дабл-трека Джона Леннона и гитарных партий Дэвида Спиноццы. Дуэт голоса и гитар звучит здорово.

В таком виде песня становится более спокойной и размеренной. Баллада обладает релаксирующим действием и позволяет наслаждаться длительное время. Какой-либо усталости от трека нет.

Слушаем «I Know (I Know)» (Elemental Mix):

Гитарная работа Дэвида Спиноццы и Джона Леннона становится основой для инструментального «микса из элементов» «I Know (I Know)» (Д3, Т10). Их мастерство оттеняя украшают проигрыши электрического органа Кеннета Ашера, но главным увлекательным эффектом безусловно является партия саксофона Майкла Брекера. Его медный инструмент звучит независимо и несколько обескураживающе до тех пор, пока все линии повествования не сливаются в одну совершенную мелодию. Просто чудесно!

Слушаем «I Know (I Know)» (Elemental Mix):

Композиция «I Know (I Know)» - одна из самых сильных баллад альбома «Mind Games». Её отличает лиричное зрелое превосходство текста и интересная аранжировка. Несмотря на низкую оценку песни самим автором, со временем она обрела популярность у аудитории. «Окончательный» микс 2024 года (Д1, Т10) еще больше возводит «I Know (I Know)» на высокий пьедестал.

В обновлённой версии вокал Джона Леннона более проникновенен и изящен. Инженерной командой «The Hix Factory» убран рассинхрон инструментов, который был заметен при оригинальном сведении композиции 1973 года. Выстроенная правильно музыкальная палитра помогает песне звучать мощнее и энергичнее.

Слушаем «I Know (I Know)» (Ultimate Mix):

Композиция «You Are Here» написана Джоном Ленноном под влиянием британского писателя, поэта и путешественника Джозефа Редьярда Киплинга (Joseph Rudyard Kipling) и была посвящена собственной одноименной выставке художественных искусств 1968 года.

В тексте песни музыкант бросает вызов знаменитому афоризму Редьярда Киплинга «Восток есть Восток. Запад есть Запад. Вместе им не сойтись». Леннон поёт «Восток есть Восток. Запад есть Запад. Они обязательно встретятся. Восток – это Запад, а Запад – это Восток. Они дополняют друг друга, формируя полную картину мира».

«Эволюционная хроника» песни «You Are Here» (Д4, Т11) начинается с официально неизданной ранее домашней демонстрационной записи. В ней присутствует лишь одна заглавная фраза из будущей песни. Плавно трек переходит к студийной работе музыкантов The Plastic U.F.Ono Band. Песня «You Are Here» была записана группой очень легко и быстро. Всего шесть (похожих друг на друга) дублей.

«Хроника» включает «элементы» из дублей с первого по четвёртый. Во время первого дубля отчётливо слышно, как Джон Леннон покидает музыкантов и идет в диспетчерскую комнату, а коллектив продолжает играть. Ближе к финалу трека слышно фразу «okay, this is it, folks» и беседу музыкантов, которая позаимствована из записей дубля № 6.

Слушаем «You Are Here» (Evolutionary Documentary Mix):

Полный дубль № 4 «You Are Here» «спрятан» на диске «The Elemental Mixes, part 1». Его продолжительность более девяти минут. Темп песни ускорен за счёт игры ритм-секции. Данный дубль содержит больше джазовых пассажей и рисунков.

В начале композиции Джон Леннон ускорено пропевает строчки, но затем структура нормализуется и голос музыканта обретает спокойную манеру.

«Парящая» партия Кена Ашера на электрическом пианино умело украшает номер, ведя остальных музыкантов The Plastic U.F.Ono Band.

Специально для цифрового релиза был подготовлен видеоролик («Tape Boxes video») со съёмкой оригинальной коробки, где с 1973 года хранилась катушка с плёнкой, на которую были записаны репетиции «You Are Here».

Смотрим и слушаем «You Are Here» (Out-take, Take № 4) (Д2, Т13):

Одиннадцатиминутный дубль № 5 песни «You Are Here» (Д2, Т11) с диска «Mind Games. The Out-Takes», который многими меломанами воспринята, как «изюминка» переиздания альбома 2024 года, является одним из самых значимых треков бокс-сета, поскольку композиция разительно отличается от оригинального релиза 1973 года.

Прекрасные гитарные аккорды Дэвида Спиноццы и электрическое пианино Кеннета Ашера придают композиции космический грув и непринужденную элегантность. Голос Джона Леннона звучит великолепно.

В многоканальном миксе акцент сделан на звучании ритм-секции, прежде всего на басовой линии Гордона Эдвардса.

Слушаем «You Are Here» (Take № 5):

«Сырой» микс «You Are Here» (Д5, Т11) не содержит отсчёта вначале песни с выкриком Джона Леннона: «Nine!». Трек содержит более полную версию дубля и длится чуть более шести минут.

В данном варианте 1973 года еще отсутствуют наложения педальной слайд-гитары Пита Клейнова. Основным ведущим инструментом является фортепиано Кеннета Ашера.

Слушаем «You Are Here» (Raw Studio Mix):

Первый вариант модифицированного «микса из элементов» «You Are Here» (Д2, Т11) составлен из вокальной партии Джона Леннона, гармоний вокального квартета «Something Different» с добавлением эха-эффекта и ревербераций, а также слайд-гитары «Проныры» Пита Клейнова.

Такое сведение обеспечило необычное звучание для рок-музыки. Номер стал больше похож на произведение для медитации и релаксации. Приятно погрузиться в подобную атмосферу.

Слушаем «You Are Here» (Elemental Mix):

Именно трек «You Are Here» (Elemental Mix) (Д3, Т11) стал одним из первых опубликованных тизер-релизов переиздания альбома «Mind Games». Для публикации в цифровом виде был создан специальный промо-ролик с визуальным шарообразным темброблоком (эквалайзером).

Инструментальный микс составлен из одной лишь партии педальной слайд-гитары Пита Клейнова, которая звучит безумно красиво. Именно эта дорожка с гитарой была использована для наложения на звуковая ряд «You Are Here» (Raw Studio Mix) и последующего монтажа в «окончательную» редакцию.

Смотрим и слушаем «You Are Here» (Elemental Mix):

Сведение 2024 года композиции «You Are Here» в «окончательную» редакцию (Д1, Т11) открывает для меломанов абсолютно новое звучание. Песня настоящая жемчужина с великолепным вокалом и необычайной красоты музыкой. Какой бы сентиментальной она не казалась, в ней чувствуется искренность автора.

Джон Леннон на пике свой формы, как вокалист. Микс 2024 года позволяет расслышать все тонкости и нюансы «You Are Here». Калипсо звучание музыкантов The Plastic U.F.Ono Band дополнено изящной партией перкуссии и азиатским саундом педальной слайд-гитары Питера Клейнова.

Для продвижения продаж переиздания альбома «Mind Games» был смонтирован видеоклип, на основе снятых с 19 июня по 1 июля 1968 года в «Галерее Роберта Фрейзера» (Robert Fraser) кадров на одноименной выставке работ Джона Леннона. Сам музыкант значится режиссёром ролика.

Смотрим клип и слушаем «You Are Here» (Ultimate Mix):

В качестве основы для «Meat City» была взята ранняя демонстрационная запись под рабочим названием «Shoeshine», которая датируется началом 1971 года. В сентябре 1971 года музыкант планировал включить песню «Just Give Me Some Rock 'n' Roll» в качестве саундтрека к невыпущенному документальному фильму «Часы» («Clock»).

По приезду в Нью-Йорк, США, Джон Леннон переработал структуру композиции и написал новые стихи, наполненные едкой политической сатирой про город «толстосумов». В одном из куплетов и в конце песни музыкант объявляет о том, что собирается «отправиться в Китай, чтобы увидеть всё своими глазами».

«Эволюционная хроника» «Meat City» (Д4, Т12) начинается с домашней заготовки Джона Леннона, а оставшееся время звучания собрана из различных студийных дублей.

Во второй части трека интересно наблюдать, как музыканты и вокалистки Кристина Уилтшир, Джослин Браун, Кэти Малл, Энджела Коукли пытаются понять, как отсчитывать ритм композиции. Завершает «хронику» коллаж из звуковых эффектов и вокальных партий.

Слушаем «Meat City» (Evolutionary Documentary Mix):

Дубль № 16 «Meat City» (Д6, Т12) записан в финальные сессии звукозаписи альбома в августе 1973 года. Он звучит, не как быстрый рок номер, а американский блюз 1930-х годов. Джон Леннон еще не соблюдает цензурные ограничения и поёт строчку «mother fucking» вместо официальных слов «mother truckin’».

Барабанная дробь двойных ударных инструментов Джима Келтнера и Рика Маротты звучит в духе хеви-металлических групп. Партия агрессивна и динамична.

В завершении музыканты переходят в импровизацию и исполняют вставки из известных песен «The Locomotion» и «Keep Your Hands off My Baby» авторского дуэта Джерри Гоффина (Gerry Goffin) и Кэрол Кинг (Carole King).

Слушаем «Meat City» (Take № 16):

«Рабочий» микс песни «Meat City» (Д5, Т12), который подготовлен звуковыми инженерами Роем Цикала и Дэном Барбьеро в 1973 году, начинается со стартового отсчёта. Он звучит, как «гаражный» рок. В «грязном» саунде умышлено допущены шероховатости и небрежности. Электрогитары Джона Леннона и Дэвида Спиноццы записаны с искажением сигнала путём его «жесткого» ограничения по амплитуде (эффект дисторшн).

Какие-либо наложения и вокальные звуковые эффекты отсутствуют. Финал переходит в джем музыкантов, затем резко обрывается и слышны разговоры исполнителей в студийной кабине.

Слушаем «Meat City» (Raw Studio Mix):

Первый «микс из элементов» «Meat City» (Д2, Т12) сплавлен из чистого вокала Джона Леннона и игры Дэвида Спиноццы на электрогитаре, звук которой нелинейно искажен (фузз-эффект). Этот гибрид показывает насколько интересно может звучать рок-песня без участия других музыкантов.

Слушаем «Meat City» (Elemental Mix):

Данный вариант «Meat City» (Elemental Mix) (Д3, Т12) скорее всего минусовая фонограмма («backing track»), в которой отсутствует вокал и солирующий инструмент. Совместив оба «микса из элементов» в один трек, вы получите полноценную запись «окончательного» микса «Meat City».

Слушаем «Meat City» (Elemental Mix):

«Окончательный» микс «Meat City» (Д1, Т12) наполнен бешенным саундом тяжелого рока. Творческий подход музыкантов и инженеров к оформлению мелодии звуковыми эффектами делает её по-настоящему интересной.

Динамичный мотив «Meat City» прекрасно дополняют классные стихи с едкой сатирой. Гитарист Дэвид Спиноцца выдает лаконичную, но жесткую сольную партию, которая моментально запоминается. Гитарный тон особенно заметен в мультиканальном сведении песни «Meat City».

Слушаем «Meat City» (Ultimate Mix):

На этом сюрпризы с песней «Meat City» не заканчиваются. В качестве дополнительного (скрытого) трека на диске «The Out-Takes» размещена сингловая редакция композиции (Д6, Т13), которая заметно отличается от альбомной дорожки. Трек был впервые издан на «сорокопятке» «Mind Games» / «Meat City» (выпущена 16 ноября 1973 года, номер по каталогу Apple Records – R 5994).

В данной версии поменяны местами левый и правый каналы. Композиция напичкана альтернативными звуковыми вокальными эффектами, но самое главное в ней есть короткие паузы перед кодой. Самое явное отличие, это использование фрагментов записи партии гитары, замкнутой в петлю для циклического воспроизведения («loop»).

Слушаем «Meat City» (Ultimate Single Mix Version):

Песня «I'm The Greatest» написана Джоном Ленноном для Ринго Старра. Запись состоялась 13 марта 1973 года на студии «Sunset Sound Recorders», Голливуд, Лос-Анджелес, Калифорния, США.

В сессиях звукозаписи приняли участие: Джордж Харрисон на слайд- и электрогитаре; Клаус Форманн сыграл на бас-гитаре; Билли Престон - клавишные инструменты.

Впервые песня «I'm The Greatest» вышла заглавным треком студийного альбома «Ringo» (выпущен 9 ноября 1973 года, номер по каталогу Apple Records – PCTC-252 / 0C 066 ○ 05492).

На диске «The Evolutionary Documentary» дополнительным треком представлена «эволюционная хроника» «I'm The Greatest» (Д4, Т13). Трек начинается сорокасекундным фрагментом домашней записи, датированной декабрем 1970 года.

Затем представлены студийные попытки записи первых дублей песни в ведущим вокалом («guide vocal») Джона Леннона. В паузах слышны диалоги. Музыканты находились в приподнятом настроении. Джон Леннон постоянно шутил по поводу псевдонима Ринго Старра («Billy Shears»), а также наставлял других участников, как следует играть партии.

Слушаем «I'm The Greatest» (Evolutionary Documentary Mix):

Приятное дополнение (в виде скрытого трека на диске «The Ultimate Mixes») «окончательная редакция» песни «I'm The Greatest» (Д1, Т13). Различий между первым официальным изданием композиции в составе компиляции 1998 года «John Lennon Anthology» множество.

Например, в миксе 2024 года присутствует измененное вступление и короткая новая вставка студийной болтовни. В данной версии убраны элементы партий перкуссии. В «окончательном» сведении больше слышно бас-барабана Ринго Старра и басовой линии Клауса Форманна. Низкие частоты доминируют. Вокальная партия Джона Леннона центрирована и выведена на передний план.

Нисходящие фортепианные и гитарные партии, использованные в коде, отсылают к композиции Джорджа Харрисона «I Dig Love» с альбома «All Things Must Pass» (выпущен 30 ноября 1970 года, номер по каталогу Apple Records – STCH 639).

Слушаем «I'm The Greatest» (Ultimate Mix):

Композиция «Rock 'n' Roll People» написана Джоном Ленноном для американского блюзового гитариста Джонни Винтера (Johnny Winter). Она входит в альбом «John Dawson Winter III» (выпущен 25 ноября 1974 года, номер по каталогу Blue Sky – SKY 80586).

Длительное время авторская версия песни оставалась официально неизданной до момента выхода альбома «Menlove Ave.» (выпущен 5 ноября 1986 года, номер по каталогу Parlophone – PCS 7308), куда вошла «Rock 'n' Roll People».

«Окончательная» версия 2024 года «Rock 'n' Roll People» (Д1, Т14) «спрятана» на диске «The Ultimate Mixes». Трек подвергся существенному сокращению. Убрано более минуты звучания. Редакция определенно пошла композиции на пользу. «Rock 'n' Roll People» звучит расковано и непринужденно, при этом лаконично, хлёстко и ёмко. Гитарная партия Дэвида Спиноццы хоть и лаконичная, но интересна. В финальной части игра музыкантов переходит в спонтанный джем.

Слушаем «Rock 'n' Roll People» (Ultimate Mix):

Авангардно-экспериментальная композиция «Mellotron Magic» / «Weird Slide Guitar» (Д3, T13), которая добавлена скрытым треком на диск «The Elemental Mixes», записана летом 1973 года. Конечно она не планировалась к изданию на альбоме «Mind Games», но вполне могла войти в экспериментальный проект Джона Леннона и Йоко Оно, наподобие «Unfinished Music No. 1. Two Virgins» (выпущен 29 ноября 1968 года, номер по каталогу Apple Records – SAPCOR 2 / Track Record – 613012) или «Wedding Album» (выпущен 7 ноября 1969 года, номер по каталогу Apple Records – SAPCOR 11).

Одиннадцатиминутное произведение «Mellotron Magic» / «Weird Slide Guitar» больше напоминает попытки разучивания партий меллотрона и педальной слайд-гитары для основных песен альбома «Mind Games».

Со всей серьезностью воспринимать данный трек не нужно, но он вполне уместно слушается на диске «миксов из элементов», дополняя общую картину работы над альбомом. Ряд отрывков из номера могли быть сэплированы (позаимствованы) в качестве звуковых эффектов для композиций диска «Mind Games».

Слушаем «Mellotron Magic» / «Weird Slide Guitar»:

Двухминутное попурри на популярные песни из репертуаров Элвиса Пресли (Elvis Presley) и Карла Перкинса (Carl Perkins) было записано в августе 1973 года в рабочие сессии альбома «Mind Games». Джем-импровизация состоит из композиций «Matchbox» / «That’s All Right» / «Heartbreak Hotel» (Д 5, Т13).

Рокабилли «Matchbox» было написано и записано Карлом Перкинсом в 1956 году. Трек впервые был издан на сингле «Matchbox» / «Your True Love» (выпущен 9 февраля 1957 года, номер по каталогу Sun – 261).

Знаменитый хит «That’s All Right» написан американским блюзменом Артуром Крудапом (Arthur Crudup) в 1946 году. Элвис Пресли записал композицию на студии «Sun» 5 июля 1954 года для издания на сингле «That's All Right» / «Blue Moon Of Kentucky» (выпущен 19 июля 1954 года, номер по каталогу Sun – 209).

Блюз «Heartbreak Hotel» написан американской певицей и исполнительницей Мэй Борен Экстон (Mae Boren Axton), гитаристом Томми Дерденом (Tommy Durden) и Элвисом Пресли специально для сингла «Heartbreak Hotel» / «I Was The One» (выпущен 27 января 1956 года, номер по каталогу RCA Victor – 20-6420).

Трек «Medley Jam» один из приятных дополнений к основной версии альбома. Номер прежде всего интересен раскованным и естественным исполнением. Музыканты наслаждаются собственной игрой. Манера пения Джона Леннона больше в блюзовых тонах, чем в рок-н-рольном стиле.

На такой вот высокой рок-н-рольной ноте прощаемся с переизданием 2024 года альбома «Mind Games» Джона Леннона. Слушаем «Medley Jam»: «Matchbox» / «That’s All Right» / «Heartbreak Hotel»:

Подведение итогов.

Никакое новое сведение (ремикширование и редактирование) не может плохую песню превратить в хорошую. С другой стороны, если звук сведен инженером ужасно, то это ухудшит баланс вещей. Любимая композиция будет звучать непрезентабельно, потеряет свою магию и очарование.

Альбом Джона Леннона 1973 года «Mind Games» всегда состоял из хороших и отличных произведений, но участие музыканта в качестве продюсера и технического руководителя, отразилось на конечном результате саунда диска. Ему не хватало Фила Спектора, который проделал великолепную работу со звуком на предыдущих релизах исполнителя.

Спустя пять десятков лет, инженерная команда Роберта Стивенса, Сэма Гэннона и Пола Хикса под контролем Шона Леннона меняет ситуацию. Новая редакция позволяют песням альбома «Mind Games» обрести мощность звучания, бешенную энергетику, бушующий драйв, кристально-чистый саунд. Миксы 2024 года делают записи 1973 года намного лучше, интереснее и разнообразнее. Становится заметным, что альбом охватывает множество тем, хотя песни по-прежнему в основном посвящены любви, социальным проблемам и политике. Вокал Джона Леннона получает заслуженное и должное внимание, раскрывая весь потенциал голоса музыканта.

Безусловно, сведение 2024 года превращает необработанный алмаз «Mind Games» в сверкающий бриллиант. Великолепно!

По сведениям интернет ресурса Discogs, ремикшированная версия альбома «Mind Games» в серии «окончательных миксов» («The Ultimate Mixes») Джона Леннона издана в 8 различных вариантах: от огромного роскошного коробочного куба до цифрового загрузочного контента.

Рассмотрим интересные и различные варианты.

1. John Lennon: «Mind Games. The Ultimate Mixes & Out-Takes». Worldwide 12" Limited Edition Stereo 2 x 180 g Black LP. Lenono Music / Universal Music Group International / Apple Records – 0602458993288.

Европейское переиздание альбома «Mind Games» на двух виниловых пластинках с «тяжёлой» поливинилхлоридной массой чёрного цвета. На первом диске помещен «окончательный» микс («ultimate mixes») песен 2024 года, на втором – отбракованные дубли («out-takes»).

Мастеринг для издания подготовлен сотрудником «Abbey Road Studios» Алексом Уортоном (Alex Wharton). Тираж пластинок с ограниченным количеством экземпляров отпечатан на заводах чешской компании «GZ Media» («Граммофонные заводы»), штаб-квартира которого размещена в небольшом городе Лоденице с населением 2 000 человек. «GZ Media» работает с 1951 года и производит 60% всех виниловых пластинок в мире.

Качество винила превосходное, но заметен небольшой осадок заводской стружки. Все легко устранимо с помощью специальной щётки. Другие заметные дефекты отсутствуют.

Звук издания тихий, мягкий, с хорошими низкими частотами и ровными басами. Саунд аудио сигнала с пластинки создает хорошую и приятную атмосферу прослушивания, позволяя полностью насладиться музыкальными произведениями.

Необходимо отметить, что из-за ограниченности продолжительности звучания формата виниловой пластинки, ряд композиций второго диска «Mind Games. The Out-Takes» подверглись редактированию и сокращению. Несмотря на тот факт, что на конверте указано время длительности трека «You Are Here» (Take № 5) 10 минут 54 секунды, в действительности композиция имеет тайминг 5 минут 39 секунд.

Виниломанам легко устранить данный недостаток, если пополнить свою коллекцию пластинкой «Mind Games EP», где пятый дубль «You Are Here» издан полностью.

Оформление. Издание «Mind Games. The Ultimate Mixes & Out-Takes» с откидной (разворотной – «gatefold») обложкой дополнено постером, двумя почтовыми карточками, брошюрой гражданина Нутопии и широкополосным восьмистраничным буклетом. Полиграфия выполнена на высоком качественном уровне.

Данное переиздание альбома «Mind Games» рекомендуется меломанам и любителям отличной музыки, кто предпочитает виниловый формат.

2. John Lennon: «Mind Games. The Ultimate Collection». Worldwide Deluxe & Limited Edition 6 x Album Stereo CD + 2 x Album Stereo & Multichannel Blu-ray Audio + 132 Page Book plus postcards, identity card and poster in a slip case. Lenono Music / Universal Music Group International – 0602455487100.

Наиболее полное по музыкальному контенту издание выпущено европейским (германским) холдингом «Optimal Media GmbH». Тиражи всех (CD и Blu-Ray) дисков отпечатаны на заводах в Чешской Республике.

Альбом «Mind Games» содержит расширенный вариант на шести компакт-дисках и многочисленные, включая стерео, пятиканальный объемный звук высокого разрешения (5.1 Surround 24-192 Dolby Digital), объемный саунд по технологии Dolby Atmos, версии на двух Blu-Ray Audio.

Мастеринг для каждого варианта звука подготовлен различными специалистами «Abbey Road Studios». Инженер Алекс Уортон готовил стереоверсию альбома. Технический куратор проекта Пол Хикс и техник Сэм Гэннон отвечали за мультиканальный объемный звук высокого разрешения. Последний также сводил самостоятельно саунд по технологии Dolby Atmos.

Каждая версия звучит бесподобно, имея свои нюансы и незначительные отличия.

Конверт с дисками вложен в твердый футляр с тиснением из фольги серебристого цвета. К изданию также прилагается многостраничная книга с фотографиями, гидом и информацией по каждому треку. Кроме того, издание имеет скрытие послания и дополнительные сведения, которые становятся видимыми при ультрафиолетовом излучении. Карточки, открытки и постер также вложены в книгу.

Лучшее издание за приемлемые деньги, которое содержит максимальное количество записей Джона Леннона за период 1973 года. Рекомендуется всем меломанам.

3. John Lennon: «Mind Games. The Ultimate Mixes». Japanese 2 x Limited Edition Stereo SHM-CD. Universal Music Group International / Lenono Music – UICY-80502/3.

Специальное двухдисковое переиздание альбома «Mind Games» из «Страны восходящего солнца». Ограниченный тираж в формате компакт-дисков с использованием специального сверхпрозрачного поликарбонатного пластика (SHM-CD). За основу взят стерео мастеринг инженера Алекса Уортона.

Первый диск содержит новый микс «Mind Games», второй – отбракованные дубли.

Явных отличий по звуку от дисков из мультиформатного коробочного европейского издания нет (позиция № 2). Единственным существенным плюсом японских SHM-CD является лучшая читаемость дисков, а также распознаваемость проигрывателем и цифро-аналоговым преобразователем аудио сигнала. Все звучит великолепно.

К дискам прилагаются оби, два буклета (на разных языках), плакат и наклейка. Все вложено в картонный слипкейс.

Данный вариант переиздания альбома «Mind Games» подойдет коллекционерам редких и интересных вариантов. В любом случае, издание выполнено с бережным отношением и творческим подходу к делу.

4. John Lennon: «Mind Games. The Ultimate Mixes». EU 2 x Limited Edition Stereo CD. Lenono Music / Universal Music Group International – 0602455487063.

Европейское издание на двух компакт-дисках. Содержит CD № 1 «Mind Games. The Ultimate Mixes» и № 6 «Mind Games. The Out-Takes» из расширенной версии альбома (позиция № 2).

Диски отпечатаны на заводах «Optimal Media GmbH», полиграфия – «GZ Media». Содержит мини-постер и двадцатистраничный буклет. Каких-либо нареканий к данному варианту нет. Самый приятный аспект его доступная цена и массовый тираж, который представлен во многих музыкальных магазинах. Рекомендуется всем!

5. John Lennon: «Mind Games. The Ultimate Mixes». Russian Limited Edition Unofficial Release. 2 CD Set from the «Kivi» label in jewel case with clear tray. 20-page booklet. Lenono Music / Universal Music Group International – 0602455487063.

Российское неофициальное издание на двух компакт-дисках, выпущенное «независимым» лейблом «Киви». Незначительный тираж в 1000 экземпляров отпечатан на заводах в Московской области.

По матрицам издание дублирует европейский двухдисковый вариант (позиция № 4). Плюсом данного варианта является то обстоятельство, что композиции «I'm The Greatest» (Ultimate Mix) и «Rock 'n' Roll People» (Ultimate Mix) не «спрятаны» на дисках, а идут дополнительными треками, о чём добавлена информация в двадцатистраничный буклет.

Несмотря на то, что неофициальный релиз старается тщательно копировать европейское издание, звук скорее всего взят не с дисков, а с цифрового релиза высокого разрешения («High-Resolution Audio») на интернет площадках (позиция № 6). Это заметно по компрессии аудио сигнала. Данное обстоятельство сказалось на динамическом диапазоне (DR), который искусственно был заужен.

В целом, неплохое издание поможет пополнить коллекции российских меломанов. Самое главное достоинство - небольшая цена за отличный музыкальный контент.

6. John Lennon: «Mind Games. The Ultimate Collection». 72 files х 192 kHz / 24 bit WEB FLAC. © 2024 Calderstone Productions Limited (a division of Universal Music Group)/Lenono Music ℗ 2024 Calderstone Productions Limited (a division of Universal Music Group)/Lenono Music.

Mind Games (The Ultimate Collection), John Lennon - Qobuz
HDtracks | You can hear the difference. Listen on the go in master studio quality.

Цифровой контент, содержащий 72 песни, для распространения (продажи) в формате аудио высокого разрешения («Hi-Res Audio») через специализированные сайты «Qobuz» и «HDtracks». Релиз был создан на основе мастеринга инженера Алекса Уортона.

Аудио контент представлен в максимальном разрешении 192 кГц / 24 бит стерео с высоким битрейтом. По сути это обычный стереофонический микс 2024 года, который издан на двух дисках Blu-Ray Audio в составе европейского коробочного издания (позиция № 2).

Причем издателям удалось провернуть невероятную аферу, а именно продать один и тот же цифровой контент дважды. В день официального релиза 12 июля 2024 года на интернет площадках были представлены 72 файла в составе коллекции «Mind Games. The Ultimate Collection» без каких-либо дополнительных треков.

Месяц спустя 72 файла были поделены на 6 альбомов, равных по содержанию компакт-дискам из европейского коробочного издания с подзаголовками «The Ultimate Mixes», «The Elemental Mixes I», «The Elemental Mixes II», «The Evolutionary Documentary», «The Raw Studio Mixes», «The Out-Takes», дополнив каждый вариант скрытыми треки с бокс-сета в качестве явного нового контента. Отдельно файлы с песнями не продавались, а предлагались слушателям в качестве бонус позиций к каждому из шести дисков.

Звук цифрового релиза хороший. Саунд громкий, с явным доминированием низких частот. К сожалению динамический диапазон средний, адаптированный специально для прослушивания музыки через приложения смартфонов и мобильных гаджетов.

7. Ремикшированный альбом «Mind Games. The Ultimate Collection» и дополнительные аудио материалы на Яндекс.Музыка:

«Мы играем в игры разума вместе, расширяя границы и сея зёрна».

Общий итог на 95 баллов из 100 возможных.

Дополнительная информация о переиздании 2024 года альбома «Mind Games» в серии «The Ultimate Mixes» Джона Леннона:

https://store.johnlennon.com/products/mind-games-the-ultimate-collection-super-deluxe-box-set

https://www.beatlesbible.com/2024/05/15/john-lennon-mind-games-expanded-remixed-editions/

https://finance.yahoo.com/news/john-lennon-mind-games-ultimate-150300441.html

https://www.rollingstone.com/music/music-album-reviews/john-lennon-mind-games-ultimate-collection-box-set-review-1235057251/

https://ultimateclassicrock.com/john-lennon-mind-games-reissue/

https://store.johnlennon.com/products/mind-games-the-ultimate-collection-deluxe-box-set

https://teenage.engineering/designs/mind-games

Также можно почитать статьи на канале «ЭКИРА» о релизах Джона Леннона:

1. «Хочу правды!». Часть первая. Обзор альбома-компиляции 2020 года «Gimme Some Truth. The Ultimate Remixes» Джона Леннона.

2. «Хочу правды!». Часть вторая. Обзор альбома-компиляции 2020 года «Gimme Some Truth. The Ultimate Remixes» Джона Леннона.

3. «Мгновенная карма!». История и обзор юбилейного переиздания к пятидесятилетию сингла Джона Леннона «Instant Karma!».

4. «Игры разума – I». История и обзор мини-альбома 2024 года Джона Леннона «Mind Games EP».

5. «Игры разума – II». Часть первая. Юбилейное переиздание 2024 года к пятидесятилетию альбома «Mind Games» Джона Леннона.