Найти тему

«Восход – лишь часть утра…». Юбилейное переиздание к пятидесятилетию альбома «All Things Must Pass» Джорджа Харрисона. Часть вторая.

«Восход – лишь часть утра…». Юбилейное переиздание к пятидесятилетию альбома «All Things Must Pass» Джорджа Харрисона. Часть первая.

Обратим особое внимание на демонстрационные записи первых дней работы над альбомом. Джорджу Харрисону необходимо было продемонстрировать подготовленные им песни будущего альбома для сопродюсера Фила Спектора, который должен был понять потенциал композиций и подготовить аранжировку.

Варианты изданий к пятидесятилетию альбома «All Things Must Pass» Джорджа Харрисона.
Варианты изданий к пятидесятилетию альбома «All Things Must Pass» Джорджа Харрисона.

Живые выступления в студии были записаны на пленку в студии Abbey Road. Для первого дня работы, 26 мая 1970 года, Харрисон привлек своего коллегу по The Beatles – ударника Ринго Старра (Ringo Starr) и приятеля с гамбургских времен и участника коллектива Manfred Mann – бас-гитариста Клауса Формана (Klaus Voormann). Трио собралось в студии и записали чуть меньше двадцати композиций в нескольких дублях. Музыканты чувствовали себя явно расковано, свободно, что сказалась на энергетике записей. Минимализм аранжировок идет на пользу ряду композиций. На демо «I Live For You» есть даже вставки проигрышей ситара, а на ранней версии «Apple Scruffs» уже звучит соло на губной гармошке!

Песни эксклюзивные для данной сессии:

- рокабилли в духе Карла Перкинса (Carl Perkins) «Going Down To Golders Green»;

- песня времен пребывания битлов в Ришикеше, Индия, «Dehra Dun». На диске представлен второй дубль. Во время работы над проектом «The Beatles Anthology» в 1994 году Харрисон вспомнил данную песню и наиграл её на укулеле Полу МакКартни (Paul McCartney) и Ринго Старру;

- полный дубль мантры «Om Hare Om (Gopala Krishna)», написанной в период работы над альбомом «The Radha Krsna Temple». На бутлегах можно встретить альтернативные дубли песни, например «A True Legend» (1999 год);

- сольная версия хита 1968 года исполнителя из Мерсисайда Джеки Ломакса (Jackie Lomax) «Sour Milk Sea».

Третий диск переиздания, это такие же откровения от Харрисона, как записи Джона Леннона, сделанные в сентябре – октябре 1970 для альбома «John Lennon / Plastic Ono Band». Это не удивительно, так как две третьи состава, а именно Ринго Старр и Клаус Форман записалась вместе с Ленноном. Таким образом поклонники творчества битловского наследия получили альбом «George Harrison/ Plastic Boyd Band».

На четвертом диске представлены записи второго дня работы над альбомом от 27 мая 1970 года. Ранее материал получил свое распространение на самом известном бутлеге «Beware of ABKCO!», который только в России переиздавался трижды. Бутлег актуальности не потерял, так как содержит полную версию, включая дополнительные дубли, фальстарты и диалоги.

На записях второго дня представлен дуэт Джорджа и Клауса. Ринго на записи не присутствует. Большая часть сета состоит из акустических версий. Интимно-откровенная атмосфера диска. Весьма интересно звучат «Run Of The Mill» и «Art Of Dying» без наложений многочисленных инструментов. Ранняя версия композиции «Wah-Wah» изначально содержит «квакушку» («эффект Wah-Wah») и тяжелую басовую партию Клауса. Настоящий хард-рок.

Сольный хит Харрисона 1976 года «Beautiful Girl» с альбома «Thirty Three & 1/3» в ранней версии не имеет завершенного текста. Интересно послушать, как Джордж пытаться придумать слова на ходу.

Ранняя аранжировка «Hear Me Lord» уже содержит тяжелые сольные проигрыши на электрогитаре, которые музыкант снова повторит во время основной студийной работы. Данная версия сильно понравилась Филу Спектору, в итоге композиция подверглась минимальным изменениям. Продюсер умело наполнил аранжировку дополнительными инструментами, сохранив вокал и гитарные наработки Джорджа.

Происхождение песни «I Don't Want To Do It» имеет длинный путь. Изначально Боб Дилан отдал песню Харрисону для записи «All Things Must Pass». Музыкант сделал демо, как и другой песни Дилана «If Not for You». Однако, Фил Спектор счел их весьма похожими. В итоге на пластинку попала великолепная «If Not for You». «I Don't Want To Do It» долгое время не отпускала мысли Джорджа Харрисона, и он вернулся к ней лишь в ноябре 1984 года во время посещения студии «Record Plant West» Лос-Анжелеса, когда совместно с Дэйвом Эдмундсом (Dave Edmunds) и другими музыкантами работал над саундтреком к фильму «Porky's Revenge!» (1985 год). Песня вышла синглом в апреле 1985 года. Длительное время оставалась редким треком для меломанов, пока не была восстановлена продюсером Джайлзом Мартином и включена в компиляцию «Let It Roll: Songs by George Harrison» (2009 год).

Песни эксклюзивные для данной сессии:

- композиция «Everybody, Nobody» позволяет отследить процесс эволюции песни, что в итоге стало известным хитом «The Ballad of Sir Frankie Crisp (Let It Roll)». Харрисон заметно переработал стихи и центральную часть музыкальной структуры песни. От хрупкой демо записи не осталось и следа. Песня раскрыла свой потенциал благодаря массивно-энергичной аранжировке Фила Спектора;

- песня «Window, Window» написана в 1968 году. The Beatles репетировали композицию в январе 1969 года во время записи проекта «Get Back / Let It Be», но была отвергнута Полом МакКартини. Известны дубли от 21 и 26 января 1969 года. Здесь же акустическая фолк-баллада;

- песня «Tell Me What Has Happened to You» написана в 1969 году. Композиция построена на тяжелом риффе и выдержана в духе фолк стандартов американских групп 60-х;

- сотрудничество Харрисона с Бобом Диланом в ноябре 1968 года завершилась написанием двух композиций. Первая - «I'd Have You Anytime» стала первым треком альбома «All Things Must Pass». Вторая - «Nowhere to Go» («When Everybody Comes to Town») осталась в виде двух демо. Пробное демо Харрисон записал в доме Дилана в Гринвич-Виллидж в апреле 1970 года, выходила исключительно на бутлегах, например «20 X 4» (1979 год). Вторая запись вышла на данном бокс-сете;

- легкая и юморная песня «Cosmic Empire» написана музыкантом, как и «Dehra Dun», в период пребывания в Ришикеше, Индия. Своеобразный текст выражает религиозное мировоззрение Харрисона. Изначально песню планировали аранжировать в стиле госпел с многочисленным хором евангелистов.

Для анонса юбилейного бокса «All Things Must Pass» было выпущено специальное видео в духе мультипликаций британской комедийной группы Монти Пайтон («Monty Python»). Можно ознакомиться:

- удивительная «Mother Divine» написана Харрисоном в конце 1960-х годов во время в одной из паломнических поездок в Индию. Текст песен уникален тем, что одновременно адресуется некому образу, который можно представить и как любовное послание женщине и как божеству. Композиция, состоящая из частого повторения припева и акустического проигрыша, структурно напоминает молитву.

Удивительно, что казалось бы настолько «сырой» материал, но при прослушивании создает впечатление целости и оставляет исключительно положительные впечатления, как от вполне завершенного произведения. Качество демонстрационных записей великолепное. Каждый инструмент прописан, ударные Ринго четкие, звонкие. Гитары и вокал Джорджа звучат чисто. Именно на данном альбоме, кроме композиторского потенциала, Харрисон демонстрирует высокий уровень владения инструментами. Каждый пассаж и соло продумано, лаконично, завершено.

Пятый диск переиздания состоит из ранних, забракованных дублей песен и джемов музыкантов во время работы над альбомом «All Things Must Pass».

Записанный 2 июня 1970 года 14-й дубль «Isn't it a Pity» вызывает лишь недоумение. Трек длительностью пятьдесят секунд порождает усмешку. Не розыгрыш ли это? Джордж поёт вместо правильного текста следующее:

Isn't it so shitty

Isn't it a pain

How we do so many takes

Now we're doing it again?

Вот представьте такую подборку из шуточных песен. На самом деле ирония в том, что сарказм и юмор музыканта, как раз и проявляется в таких ремарках. Слышно живого музыканта в студии, который репетирует и записывает дубль за дублем, трек за треком. Это не робот с искусственным интеллектом, который клепает бездумные мелодии.

Далее шутки кончаются и начинается настоящая музыка из кладовых (архивов) музыканта, которые «George Harrison Estate Limited» слушателям предоставляют.

Самый первый дубль песни «Wah-Wah» записан 28 мая 1970 года. Композиция звучит гораздо медленнее. Отсутствуют какие-либо наложения (overdubbing) включая дополнительный вокал, медной секции и оркестра. Просто музыкант и рок-группа сопровождения. Вокал Харрисона звучит весьма бойко и динамично. Гитарная музыка во всей красе!

Пятый дубль «I'd Have You Anytime» записан в тот же день, что и ранняя версия песни «Wah-Wah». Песню отличает более мягкий гитарный рефрен и спокойная манера исполнения Харрисоном. Отличный прогон!

На следующий день, 29 мая 1970 года, музыканты приступают к репетиции «Art Of Dying» и записывают четырех минутный первый дубль. Композиция начинается с наставлений Джорджа другим участникам записи. Особая ремарка относительно ударных адресует Ринго. После фальстарта робко вступают гитары. На минуте 44 секунде есть небольшая запинка в вокале Харрисона, после который музыканты тоже затихают, а спустя мгновение продолжают играть. Рабочий процесс в студии позволяет оценить труд музыкантов.

Дубль № 27 «Isn't It A Pity» записан 3 июня 1970 года. Помимо двух версий композиции с альбома, аудитория получила еще одно великолепное исполнение, которое исполнено в тяжелой блюзовой манере с космическим звучанием. Версия настолько красивая, что стала востребованной в сети. Используя спрос на новую версию «Isn't It A Pity» «George Harrison Estate Limited» подготовило видеоклип, который разметили на официальном канале музыканта ресурса youtube.com.

Для нового видео «Isn't It A Pity» (Take 27) использованы мифология самого Джорджа Харрисона и сюжеты от Жюль Верна, Сальвадора Дали, Леонардо да Винчи, христианской и индуистской (кришнаизм) религий.

Второй дубль дилановсокой «If Not For You», записанный 4 июня 1970 года, отличается живостью исполнения с большим уклоном в кантри. Харрисон поет расковано и легко в сопровождении группы музыкантов. Какие-либо студийные наложения отсутствуют. Живая музыка.

Дубль – импровизация «Wedding Bells (Are Breaking Up That Old Gang Of Mine)» записан во время сессий 9 июня 1970 года. Композиция написана еще 1929 году и известна как представитель музыки «парикмахерских квартетов», стиля вокальной популярной музыки, возникший в начале 1900-х годов в США. Молодым участникам The Beatles песня была известна благодаря записи Джина Винсента (Gene Vincent) с дебютного альбома «Bluejean Bop!» (1956 год). Текст песни в импровизации Джорджа Харрисона отсылает к распаду The Beatles. В последствии и Джон Леннон и Пол МакКартни говорили, что «распад коллектива был больше похож на бракоразводный процесс».

Самый первый дубль классики битловского наследия «What Is Life» взят из студийных сессий 22 июня 1970 года. По итогам прослушивая записи создается впечатление, что Джордж записывает вокал поверх бэкинг трека («минусовая фонограмма»), так как инструменты все сыграны идеально, а сам Харрисон экспериментирует с манерой подачи вокала. В дубле очень красивая альтернативная сольная партия электрогитары.

Восьмой дубль «Beware Of Darkness» от 23 июня 1970 года выбран неслучайно. Это красивая версия. Песня исполнена чуть быстрее оригинальной записи. Самое заметное отличие – отсутствие наложений дополнительных инструментов и аранжировки струнных Джона Бархэма (John Barham). Также обращают внимание альтернативные проигрыши гитары Эрика Клэптона и фортепиано Бобби Уитлока.

Пятый дубль «Hear Me Lord» от 24 июня 1970 года длится около десяти минут. Эффект полного погружения в музыку слушателю обеспечен. На протяжении всей записи формируется впечатление, что мелодия рассыплется на музыкальные части и музыканты перестанут играть. Однако это не происходит, а нарратив и внутренняя энергия композиции все нарастают и нарастают. Композицию отличает более резкая игра на гитаре Эрика Клэптона. Оркестровка на записи отсутствует.

Ранний дубль «Let It Down» взят из студийный сессий 24 июня 1970 года. Версия тихая, медленная, в ритме вальса. Вокальное многоголосье отсутствует, но есть импровизации Джорджа при музыкальном сопровождении инструментов.

Яркая и гитарно-искристая версия дубля № 36 песни «Run Of The Mill» представляет студийную сессию от 30 июня 1970 года. Наибольшие отличия в совершенно ином гитарном оформлении. Разница с финальной альбомной версии существенная.

Оригинальная версия песни «Run Of The Mill» с альбома 1970 года:

Для промоушена и продвижения нового переиздания альбома «All Things Must Pass» режиссером Гэвин Дэвис (Gavin Davis) снят видеоклип на основе фотографий и коллажей Харрисона в его викторианском неоготическом особняке Фрайар-парк, расположенном неподалёку от города Хенли-он-Темс.

Видео на дубль № 36 песни «Run Of The Mill» с пятого диска переиздания 2021 года:

Весьма интересно услышать композицию «Down To The River (Rocking Chair Jam)» из сессий 30 июня 1970 года. На бутлегах встречаются и другие дубли с этой сессии, но они более низкого качества. На данном этапе это больше не песня, а импровизация в манере вокального йодля, которая оформиться спустя десятилетия и выйдет на альбоме «Brainwashed» 2002 года под названием «Rocking Chair in Hawaii».

Еще один сюрприз для поклонников «ливерпульской четверки» - это сольная версия битловского хита «Get Back». Дубль первый взят из сессий от 1 июля 1970 года.

Необходимо ответить, что Джордж Харрисон неоднократно возвращался к этой композиции, в том числе на пластинке 1970 года исполнительницы Дорис Трой (Doris Troy), над сессиям которой работал весной этого же года.

Длинная двенадцатитактовая инструментальная блюзовая композиция «Almost 12 Bar Honky Tonk» записана 3 июля 1970 года и предназначалась для третьей пластинки «Apple Jam». Отличный номер, который уместно слушался бы на оригинальном диске, но вышел спустя пятьдесят лет.

Первый дубль поздравительного послания Джону Леннону в честь его именин «It's Johnny's Birthday» записан 7 октября 1970 года. Главное и существенное отличие от версии с пластинки это правильная скорость воспроизведения.

Финальный сюрприз переиздания – пятый дубль «Woman Don't You Cry For Me», записанный 7 октября 1970 года. Финальный вариант песни выйдет лишь шесть лет спустя на альбоме «Thirty Three & 1/3» (1976 год), станет популярным синглом, но в совершенно другой аранжировке на фанковой основе. Данное демо Харрисон записал на шестиструнной резонаторной добро-гитаре в виде тяжелого блюза.

Дополнительный материал с третьего по пятый диски переиздания отсутствуют в мульти форматных вариантах на Blu-Ray Audio.

По данным интернет ресурса Discogs в 2021 году вышло шестнадцать вариантов юбилейного переиздания альбома «All Things Must Puss». https://www.discogs.com/ru/master/56036-George-Harrison-All-Things-Must-Pass?year=2021

Виниловые пластинки:

1. George Harrison: «All Things Must Pass» (50th Anniversary Edition). Super Deluxe Edition. 8LP 180g Heavyweight Black Vinyl + 60 page Book Box Set. Capitol Records / Apple Records / Dark Horse Records / UMe – 602435652375.

https://www.discogs.com/ru/release/19765306-George-Harrison-All-Things-Must-Pass-50th-Anniversary

2. George Harrison: «All Things Must Pass» (50th Anniversary Edition). Limited Edition. 3LP 180g Green Splatter Vinyl Box Set. Apple Records – 0602435652429 / Apple Records / Capitol Records / Dark Horse Records / UMe – 3565242.

https://www.discogs.com/ru/release/19775827-George-Harrison-All-Things-Must-Pass

Мастеринг плёнок и матриц для виниловых изданий подготовлен звуковым техником студии Abbey Road Алексом Уортоном (Alex Wharton). Технологии отслеживали весь процесс винилового тиража, включая замеры массы для «тяжелого» винила в 180 грамм.

Полный бокс супер-делюксового издания содержит три вложения: коробку с ремикшированным альбомом из трех пластинок черного цвета, коробку с дополнительным материалом на пяти пластинках черного цвета, и книгу в формате винилового конверта с заметками Оливии Харрисон. Все упаковано в футляр с тиснением из позолоченной фольги.

Лимитированное издание содержит исключительно новый микс на трех 180 граммовых пластинках, которые оформлены под зелено-коричневые брызги и листву деревьев. Стильно.

Выпущено еще стандартное издание в комплекте из трех пластинок черного цвета.

Все издания на виниле юбилейного переиздания содержат одинаковый мастеринг. Звук тихий, но четкий, ясный. Винил с альбомом и дополнительным материалом играет идеально. Основные отличия издания в оформлении.

Компакт-диски и цифровой контент:

3. George Harrison: «All Things Must Pass» (50th Anniversary Edition). Super Deluxe Edition. 5 CD + 1 Blu-ray Audio Disk Box Set. Capitol Records / Apple Records / UMe / Dark Horse Records – 3565238.

https://www.discogs.com/ru/release/19728733-George-Harrison-All-Things-Must-Pass-50th-Anniversary

4. George Harrison: «All Things Must Pass» (50th Anniversary Edition). Limited Release. 3 SHM-CD Japanese Stereo Album. Capitol Records / Apple Records / Dark Horse Records – UICY-79730 / 79732.

https://www.discogs.com/ru/release/20658532-George-Harrison-All-Things-Must-Pass-50th-Anniversary

5. George Harrison: «All Things Must Pass» (50th Anniversary Edition). Regular Edition. 2 SHM-CD Japanese Stereo Album. Capitol Records / Apple Records / Dark Horse Records – UICY-15999 / 16000.

https://www.discogs.com/ru/release/19902661-George-Harrison-All-Things-Must-Pass-50th-Anniversary

6. George Harrison: «All Things Must Pass» (50th Anniversary Edition). 192kHz/24bit Stereo *FLAC © 2021 G.H. Estate Limited under exclusive license to BMG Rights Management (US) LLC ℗ 2021 G.H. Estate Limited under exclusive license to BMG Rights Management (US) LLC

https://www.discogs.com/ru/release/19761496-George-Harrison-All-Things-Must-Pass-50th-Anniversary

https://www.qobuz.com/gb-en/album/all-things-must-pass-george-harrison/my42k1a31iqpc

Если мастеринг пленок Алекса Уортона для винилового издания удался, то для версии альбома, изданных на компакт-дисках, звук чрезмерно подвергнут компрессии. Издателям изначально ставилась задача сделать основным контент, включённый в мульи форматный Blu-Ray Audio, а по итогам «сжать» для выпуска на компакт-диске. Конечно, приобретая полный комплект из шести дисков, оформленных в семидюймовую коробку, избавляетесь от возможных дефектов цифровой записи, так как в любой момент можно включит Blu-Ray диск, если есть соответствующая аппаратура. Однако, при выборе сетов в формате CD вы получаете новый микс в компрессии. Ситуацию несколько исправляет варианты изданий из Японии в формате SHM-CD, где звук умело выровнен и сбалансирован.

Отношение к новому переизданию в честь пятидесятилетия альбома «All Things Must Pass» может быть разным. Можно принять и полюбить микс 2020 года, можно критиковать и искать изъяны сведения песен, неудачных дублей, но так или иначе это просто альтернативная версия отличного музыкального произведения!

"Загляните за пределы самого себя – именно там вы можете найти ожидающее вас душевное равновесие".

Выбор за вами!

Общий итог на 93 балла из 100 возможных.

Дополнительная информация об юбилейном переиздании альбома «All Things Must Pass» на официальных ресурсах:

https://www.georgeharrison.com/atmp50/

https://www.georgeharrison.com/releases/all-things-must-pass-50th/

https://www.abbeyroad.com/news/50th-anniversary-reissue-of-george-harrisons-legendary-all-things-must-pass-2996

https://superdeluxeedition.com/news/george-harrison-all-things-must-pass-50th-anniversary-editions/

P/S.

«Мой дорогой Господь». История и обзор юбилейного переиздания к пятидесятилетию сингла Джорджа Харрисона «My Sweet Lord».