Серия переизданий альбомов британского музыканта и композитора Джона Леннона (John Lennon) была перезапущена в 2018 году под названием «окончательная коллекция» («The Ultimate Collection»). Песни сведены (смикшированы) заново с оригинальных плёнок в «окончательные миксы» («The Ultimate Mixes»), тем самым подразумевая, что данные выпуски станут полными и финальными в дискографии музыканта.
Ранее в серии «окончательная коллекция» («The Ultimate Collection») вышли переиздания следующих альбомов и сингла Джона Леннона:
- «Imagine. The Ultimate Mixes» (дата выпуска 5 октября 2018 года, номер по каталогу Universal Music Group International / Apple Records – 0602567671268);
- «Gimme Some Truth. The Ultimate Remixes» (дата выпуска 9 октября 2020 года, номер по каталогу Capitol Records / Universal Music Group – 0602435002088);
- «John Lennon / Plastic Ono Band. The Ultimate Mixes» (дата выпуска 23 апреля 2021 года, номер по каталогу Apple Records / Universal Music Group International – 0602507354299);
- «Instant Karma!» / «Who Has Seen The Wind?». The Ultimate Mixes» (дата выпуска 29 августа 2020 года, номер по каталогу Apple Records – APPLES 1003 / UMe – 0602508778711).
В октябре – ноябре 2023 года сольный студийный альбом Джона Леннона «Mind Games» отмечал пятидесятилетие с момента даты релиза (выпущен 29 октября в США и Канаде, 16 ноября 1973 года в Великобритании, номер по каталогу Apple Records – PCS 7165 / OC 062 ০ 05491).
Сын британского музыканта Шон Леннон (Sean Lennon), являющейся с 2020 года исполнительным директором и продюсером «окончательная коллекция» («The Ultimate Collection»), летом 2023 года принимает решение о работе по новому сведению (микшированию) оригинальных мастер-лент 1973 года по улучшению звука и созданию современного саунда альбома пятидесятилетней давности.
Шоном Ленноном совместно с креативным директором лондонской студии видеопроизводства и анимации «Type40» Ричардом Осборном (Richard Osborn) разрабатывается обширная кампания на 2024 год по выпуску записей Джона Леннона 1973 года в различных форматах и формах: от виниловых пластинок до мультиканального микса высокого разрешения Blu-Ray аудио.
Первая часть компании была сосредоточена на выпуске 20 апреля 2024 года мини-альбома (EP, extended play) под названием «Mind Games EP» (номер по каталогу Universal International Music B.V. – 00602465151831), содержавшего треки с будущего обширного переиздания «Mind Games. The Ultimate Collection».
Сведение (микширование) треков альбома «Mind Games. The Ultimate Mixes» осуществлялось на студии «Abbey Road Studios». К работе были привлечены инженеры Роберт Стивенс (Rob Stevens), Сэм Гэннон (Sam Gannon) и техник Пол Хикс (Paul Hicks), которые работали над другими проектами бывших участников «ливерпульской четверки». Объединенный проект получил название «The Hix Factory».
Кроме «окончательных» миксов («The Ultimate Mixes», диск № 1) в юбилейный набор коробочного издания «Mind Games» вошли специализированные версии песен. Для переиздания альбома 2024 года Шон Леннон самолично занимался отбором материала. Им был составлен каталог домашних демонстрационных записей и многочасовых студийных сессий отца.
Лучшие по качеству и звуку, наиболее интересные и мало узнаваемые начальные варианты песен использовались инженерами для составления специализированных версий в виде «эволюционной хроники» («The Evolution Documentary», диск № 4, особый микс песни, демонстрирующий эволюцию идеи музыканта от простой демонстрационной записи в домашних условиях до полномасштабной студийной работы с наложением множества инструментов и оркестровок).
Следующая часть комплекта переиздания альбома «Mind Games» представлена студийными «отбракованными» дублями («The Out-Takes», диск № 6), которые отклонены Джоном Ленноном и инженерами нью-йоркской студии «Record Plant», где проходили основные сессии звукозаписи.
Некоторые варианты не получились из-за ошибок музыкантов, которые отразились за записи, но имеют интересный ритмический и музыкальный рисунок, отличный от изданного альбомного трека. Ряд дублей не завершены, обрываются на интересном месте.
В любом случае, «отбракованные» дубли позволят отследить эволюцию музыкальных идей исполнителя, погрузиться в атмосферу студийной работы, услышать пение Джона Леннона живьем, без последующей обработки и звуковых эффектов.
Работа музыкантов в период студийных сессий 1973 года над композициями альбома «Mind Games», исполненные ими музыкальные партии на инструментах, были использованы инженерами «The Hix Factory» для сведения «миксов из элементов» («The Elemental Mixes», диски №№ 2 и 3). Прослушивая данный контент, можно услышать выделенную партию электрогитары или чистого вокала Джона Леннона, который еще не подвергся студийной обработке или звуковым эффектам.
«Микс из элементов» позволяет услышать вклад каждого из участников сессии, оценить его работу отдельно от других музыкантов, понять подход и метод звуковой сессии. Весьма любопытно.
Данные варианты будут интересны не только меломанам или сторонним слушателям, а прежде всего профессиональным музыкантам, которые поймут каким путем создана и записана та или иная песня альбома. Так можно заглянуть в «мастерскую» и получить секретный рецепт будущего хита или популярного шлягера.
«Сырые» студийные миксы» («The Raw Studio Mixes», диск № 5) альбома «Mind Games» в отличии от микшированых (сведенных заново) песен 2024 года, которые вошли на диски №№ 1-4, содержат оригинальные «черновые» миксы 1973 года, подготовленные инженерами Роем Цикала (Roy Cicala) и Дэном Барбьеро (Dan Barbiero) для демонстрации Джону Леннону.
Ранее данный материал появлялся на различных бутлегах (неофициально изданных альбомах, скомпонованных на основе плёнок, украденных из архивом студий). «Утечки» издавались на дисках «пиратского» лейбла Misterclaudel под названием «Mind Games Sessions».
«Сырые» миксы интересны тем, что не содержат финальных редакций, сокращений и ранних затуханий («fade-out») мелодий в конце трека. Песни не подогнаны под стандарты ограниченной продолжительности винилового формата альбома, а отстроены в угоду оригинального замысла музыкантов The Plastic U.F.Ono Band.
Так, например, композиция «You Are Here» на альбоме имеет продолжительность 4 минуты 13 секунд, а в «черновом» миксе длится 6 минут 1 секунду. Кроме того, партии гитары и других инструментов не сокращены до лаконичных вставок, а звучат развернутой музыкальной линией.
Казалось, что многое представлено и издано на шести (или двух Blu-Ray Audio) дисковом комплекте. Меломаны и поклонники творчества британского музыканта получают уникальный подарок, который можно изучать и слушать длительно. Однако, на этом сюрпризы не заканчиваются. Джон Леннон любил загадки и шарады для слушателей, играть с публикой, делая скрытые и завуалированные послания в песнях и оформленных обложках. Символизм играл важную роль в наследии и творчестве музыканта.
Переиздание альбома «Mind Games» 2024 года полностью наполнено загадками. Больше всего их содержит дорогое сверх редкое издание («Super Deluxe Box Set») представленного в виде куба с оригинальной концепцией. К нему прилагаются различные пазлы, мозаики, карты, монеты и прочая меморабилия.
Однако и другие издания содержат «пасхалки» («Easter Egg»), но что самое важное скрытые треки и неизданные композиции. Для того, что их обнаружить необходимо ультрафиолетовое излучение. Вооружившись таким фонариком или лампой, осветив коробку или книгу, проявится инструкция воспроизведения скрытых песен и реквизиты композиций. Сами диски при воздействии УФ-излучения меняют нанесенные на повёрстный слой пластика изображения.
Композиции спрятаны весьма умело. Вставляя диск в CD проигрыватель, плеер видит исключительно заявленные треки. Однако, чтобы прослушать «I'm The Greatest (Ultimate Mix)» вам необходимо после воспроизведения первого трека отмотать назад. Выйдя на скрытый уровень, удаётся прослушать минус первую песню. В случае с Blu-Ray аудио диском, необходимо искать вкладки в навигации меню.
Данное решение со скрытым музыкальным контентом вызвало волну критики в среде меломанов, так как не все CD проигрыватели способны справиться с поставленной задачей. В Интернете появились целые методические рекомендации по правильному воспроизведению песен.
Ситуация разрешилась при выпуске цифрового релиза отдельных подборок из шести альбомов «Mind Games» с подзаголовками «The Ultimate Mixes», «The Elemental Mixes» (две части), «The Evolutionary Documentary», «The Raw Studio Mixes», «The Out-Takes», где скрытые треки помещались в качестве дополнительного материала.
Дизайн и оформление юбилейного переиздания альбома «Mind Games» подготовлен директором студии «Type40» Ричардом Осборном совместно с художниками Триш МакГрегор (Trish McGregor) и Томасом Холлом (Thomas Hall). За основу ими взята оригинальная концепция оформления винилового конверта пластинки «Mind Games» и идеология вымышленного государства Нутопия («Nutopia», см. ниже), разработанных Джоном Ленноном и Йоко Оно в 1973 году.
Дата выпуска ремикшированного альбома «Mind Games. The Ultimate Mixes» 12 июля 2024 года. 25 июля 2024 года издание вошло в национальный хит-парад Великобритании и достигло позиции № 39 в чартах. В хит-параде Японии переиздание добралось до 16 места.
За проделанную работу по юбилейному переизданию альбома «Mind Games» Шон Леннон номинирован на музыкальную премию «Грэмми» («Grammy») в номинации «Лучший бокс-сет или переиздание специального ограниченного тиража» («Best Boxed or Special Limited Edition Package»).
Рекламный ролик альбома и издания:
Трек-лист альбома «Mind Games. The Ultimate Collection»:
Blu-ray Audio Disk One / CD 1 «The Ultimate Mixes»:
01. «Mind Games» - 4:13
02. «Tight A$» - 3:39
03. «Aisumasen (I'm Sorry)» - 4:40
04. «One Day (At A Time)» - 3:10
05. «Bring On The Lucie (Freda Peeple)» - 4:12
06. «Nutopian International Anthem» - 0:04
07. «Intuition» - 3:11
08. «Out The Blue» - 3:23
09. «Only People» - 3:40
10. «I Know (I Know)» - 3:51
11. «You Are Here» - 4:13
12. «Meat City» - 2:52
Дополнительные (скрытие) треки на диске:
13. «I'm The Greatest» - 3:14
14. «Rock 'n' Roll People» - 03:07
Продолжительность звучания диска 47 минут 29 секунд.
Blu-ray Audio Disk One / CD 2 «The Elemental Mixes», part 1:
01. «Mind Games» - 4:11
02. «Tight A$» - 3:39
03. «Aisumasen (I'm Sorry)» - 4:41
04. «One Day (At A Time)» - 3:10
05. «Bring On The Lucie (Freda Peeple)» - 4:13
06. «Nutopian International Anthem» - 0:04
07. «Intuition» - 3:11
08. «Out The Blue» - 4:15
09. «Only People» - 3:43
10. «I Know (I Know)» - 3:51
11. «You Are Here» - 4:08
12. «Meat City» - 2:52
Дополнительный (скрытый) трек на диске:
13. «You Are Here» (Out-take, Take 4) – 9:19
Продолжительность звучания диска 51 минута 17 секунд.
Blu-ray Audio Disk One / CD 3 «The Elemental Mixes», part 2:
01. «Mind Games» - 3:56
02. «Tight A$» - 3:53
03. «Aisumasen (I'm Sorry)» - 3:40
04. «One Day (At A Time)» - 3:05
05. «Bring On The Lucie (Freda Peeple)» - 3:16
06. «Nutopian International Anthem» - 0:05
07. «Intuition» - 3:09
08. «Out The Blue» - 3:32
09. «Only People» - 3:37
10. «I Know (I Know)» - 3:49
11. «You Are Here» - 4:34
12. «Meat City» - 2:44
Дополнительный (скрытый) трек на диске:
13. «Mellotron Magic» / «Weird Slide Guitar» - 11:15
Продолжительность звучания диска 50 минут 40 секунд.
Blu-ray Audio Disk Two / CD 4 «The Evolutionary Documentary»:
01. «Mind Games» - 6:01
02. «Tight A$» - 5:50
03. «Aisumasen (I'm Sorry)» - 7:45
04. «One Day (At A Time)» - 6:24
05. «Bring On The Lucie (Freda Peeple)» - 6:51
06. «Nutopian International Anthem» - 0:07
07. «Intuition» - 5:44
08. «Out The Blue» - 7:25
09. «Only People» - 6:28
10. «I Know (I Know)» - 5:45
11. «You Are Here» - 7:57
12. «Meat City» - 7:38
Дополнительный (скрытый) трек на диске:
13. «I'm The Greatest» - 03:22
Продолжительность звучания диска 77 минут 13 секунд.
Blu-ray Audio Disk Two / CD 5 «The Raw Studio Mixes»:
01. «Mind Games» - 4:22
02. «Tight A$» - 4:36
03. «Aisumasen (I'm Sorry)» - 4:40
04. «One Day (At A Time)» - 3:20
05. «Bring On The Lucie (Freda Peeple)» - 4:07
06. «Nutopian International Anthem» - 0:04
07. «Intuition» - 3:32
08. «Out The Blue» - 4:18
09. «Only People» - 3:44
10. «I Know (I Know)» - 3:55
11. «You Are Here» - 6:01
12. «Meat City» - 2:53
Дополнительный (скрытый) трек на диске:
13. Medley Jam: «Matchbox» (Carl Perkins) / «That’s All Right» (Arthur Crudup) / «Heartbreak Hotel» (Mae Boren Axton / Tommy Durden / Elvis Presley) - 02:09
Продолжительность звучания диска 48 минут 42 секунды.
Blu-ray Audio Disk Two / CD 6 «The Out-Takes»:
01. «Mind Games» (Take 7) – 4:23
02. «Tight A$» (Take 6) – 2:08
03. «Aisumasen (I’m Sorry)» (Take 2) – 4:40
04. «One Day (At A Time)» (Take 18) – 3:15
05. «Bring On The Lucie (Freeda Peeple)» (Take 15) – 4:29
06. «Declaration Of Nutopia» (Take 1) (John Lennon / Yoko Ono) – 1:47
07. «Intuition» (Take 12) – 03:31
08. «Out The Blue» (Take 15) – 3:02
09. «Only People» (Take 12) – 3:32
10. «I Know (I Know)» (Take 22) – 3:42
11. «You Are Here» (Take 5) – 10:54
12. «Meat City» (Take 16) – 06:02
Дополнительные (скрытие) треки на диске:
13. «Meat City» (Single Mix Version) - 2:52
14. «Make Love Not War» (Guitar Demo 1970) – 9:56
Продолжительность звучания диска 64 минуты 13 секунд.
Автор всех композиций Джон Леннон, кроме указанных отдельно.
Список музыкантов и аккомпанирующей группы The Plastic U.F.Ono Band, указанных в реквизитах альбома «Mind Games. The Ultimate Collection»:
- Джон Леннон (John Lennon): вокал, электрогитары, акустическая гитара, слайд-гитара, электрический клавикорд (клавинет), меллотрон, электрическое пианино, конги, тамбурин, маракасы, гуиро-трещотка, хлопки в ладоши;
- Ринго Старр (Ringo Starr): дополнительный вокал, ударные инструменты и перкуссия на песне «I'm The Greatest»;
- Рик Маротта (Rick Marotta): ударные инструменты на песне «Meat City» (совместно с Джимом Келтнером), бонги на «Bring on the Lucie»;
- Вокальный квартет «Something Different»: Кристина Уилтшир (Christine Wiltshire), Джослин Браун (Jocelyn Brown), Кэти Малл (Kathy Mull), Энджела Коукли (Angel Coakley): гармонии, дополнительный и вспомогательный вокал;
- Рой Цикала (Roy Cicala), Дэн Барбьеро (Dan Barbiero): звуковые инженеры оригинальной записи 1973 года;
Разбор и анализ треков юбилейного переиздания альбома «Mind Games».
Без сомнения, композиция «Mind Games» (диск № 1, трек № 1) одна из лучших песен британского музыканта с невероятной мелодией и лирической глубиной. Номер исполнен великолепно всеми участниками студийного проекта The Plastic U.F.Ono Band, включая напористый вокал Джона Леннона.
Оригинальный замысел в виде демонстрационной презентации под названием «Make Love Not War» (Guitar Demo 1970) (Д6, Т14) записан 8 февраля 1970 года в домашней студии «Ascot Sound Studios» роскошной усадьбы Джона Леннона, расположенной в Титтенхёрст-парк (Tittenhurst Park), графство Беркшир, неподалёку от годка Аскота в районе Виндзор и Мейденхед, Англия.
На демонстрационной записи музыкант развивает мелодию песни на гитаре подбирая подходящий текст.
Интересно, но в варианте «Mind Games» (The Evolutionary Documentary) (Д4, Т1) композиция также начинается с демонстрационной записи, но сделана она уже в домашних условиях в начале 1973 года под аккомпанемент фортепиано.
Данная запись выходила отдельным треком в составе четырех дисковой компиляции «John Lennon Anthology» (выпущен 2 ноября 1998 года, номер по каталогу Capitol Records – 7243 8 30614 2 6 / 830 6142). Версия с «Антологии» продолжительностью минута 16 секунд. Редакция 2024 года сокращена на десять секунд.
На отметке одна минута и 6 секунд трека «Mind Games» (The Evolutionary Documentary) вступает уже студийный дубль № 3, записанный в рабочей комнате студии «Record Plant», Нью-Йорк. Постепенно «эволюционная хроника» переходит в оригинальную запись (master tape), в ходе которой Джон Леннон объясняет музыкантам The Plastic U.F.Ono Band, какие необходимо сделать наложения и звуковые эффекты для достижения конченого результата.
Слушаем «Mind Games» (The Evolutionary Documentary):
Финальный дубль № 7 «Mind Games» (Д6, Т1) также был записан на студии «Record Plant» в августе 1973 года. Запись получилась фантастической. Вокал Джона Леннона звучит свободнее и раскованнее на данной версии. В отсутствии партии меллотрона начальная часть композиции звучит более меланхолично и грустно.
Контрастный по содержанию музыкальный переход в виде «моста» («музыкальный бридж») содержит другие стихи. Леннон поёт строчки: «Love is the answer, that’s mirrored in the wind / and love is a flower, but power grows within» и «Yes is the answer that’s mirrored in your soul / and yes is surrender, the messages are bold». Бесподобная версия!
Слушаем «Mind Games» (Take 7):
Готовый дубль с сессии записи предоставлен для сведения и окончательной редакции инженерам Рою Цикала и Дэну Барбьеро. На основании они готовят «сырой» микс «Mind Games» (Raw Studio Mix) (Д5, Т1), который начинается с отсчета музыканта. На записи отсутствуют студийные наложения, но голос Джона Леннона записан дважды (дабл-трек). В «черновой» редакции наиболее интересна партии гитары Дэвида Спиноцца, который использует динамическое изменение тембра звучания инструмента. Весьма необычно.
Данная редакция песни «Mind Games» не уводится к затуханию (прием «fade out»), а завершается естественно. Музыканты перестают играть и следует небольшой диалог.
Слушаем «Mind Games» (Raw Studio Mix):
Звуковой техник «Abbey Road Studios» Пол Хикс делает интересные варианты сведения «микса элементов» композиции «Mind Games».
Первая редакция «Mind Games» (Elemental Mix) (Д2, Т1) акцентирует внимание слушателя на бас-гитаре Гордона Эдвардса и цилиндрическом тамбурине Джона Леннона. В данном миксе также выделена вокальная часть. Фоном идет электроорган Кена Ашера. Необычное исполнение.
Слушаем «Mind Games» (Elemental Mix):
Альтернативная версия «Mind Games» (Elemental Mix) (Д2, Т1) уже полностью сконцентрирована на партиях электрического органа Кена Ашера и клавинета Джона Леннона. В таком виде песня напоминает церковно-католическую музыку, которая звучит на торжественных религиозных мероприятиях. Трек позволяет расслабиться и насладиться великолепной мелодией.
Слушаем «Mind Games» (Elemental Mix):
Пройдя длительный этап развития и эволюции, меломаны получают новую версию 2024 года «Mind Games» (Ultimate Mix) (Д1, Т1), где основной акцент сделан на «кристально-прозрачном» вокале Джона Леннона и современной подачи музыкального материала. Песня особенно великолепно звучит в мультиканальном миксе на Blu-Ray Audio диске.
Слушаем «Mind Games» (Ultimate Mix):
Композиции «Tight A$» написана Джоном Ленноном в подражании песням раннего творчества Элвиса Пресли (Elvis Presley). Кусочек ранней демонстрационной записи можно услышать в начале «эволюционной хроники» композиции (Д4, Т2).
Слушаем «Tight A$» (Evolutionary Documentary Mix):
Рокабилли в духе 1950-х годов был записан на студии «Record Plant» летом 1973 года. Согласно справочной информации в буклете переиздания, всего музыканты записали 10 дублей песни. Часть дублей включены в трек «Tight A$» (Evolutionary Documentary) (Д4, Т2), но их сложно идентифицировать, так как нумерация дублей перезапускалась каждый раз, когда инженерами менялась катушка с плёнкой для записи.
Дубли, вошедшие в «хронику», взяты с катушки под номером три. Информация о записи «Tight A$» даже в буклете делюкс (юбилейного) переиздания альбома «Mind Games» из-за путаницы в маркировках не отражена полностью.
Самый короткий дубль № 6 «Tight A$» (Д6, Т2) в убыстренном темпе представлен на диске «Mind Games. The Out-Takes». Версия, маркирована звуковыми инженерами как «вторая», звучит две минуты и представлена гитарным перегрузом Дэвида Спиноццы.
Слушаем «Tight A$» (Take 6):
«Сырой» микс «Tight A$» (Raw Studio Mix) (Д5, Т2), подготовленный инженерами Роем Цикала и Дэном Барбьеро, наоборот звучит дольше альбомной версии, так как не подвергнут редакции и сокращениям.
Слушаем «Tight A$» (Raw Studio Mix):
Первый «микс различных элементов» песни «Tight A$» (Д2, Т2) сконцентрирован вокруг педальной слайд-гитарной партии Пита Клейнова и вокального речитатива Джона Леннона. Весьма необычное сведение композиции, позволяет представить музыканта, исполняющего песню живьем на сцене маленького клуба за пинту эля.
Слушаем «Tight A$» (Elemental Mix):
Второй «микс из элементов» «Tight A$» (Д3, Т2) полностью инструментален и к слайд-гитаре Пита Клейнова добавлена восхитительное соло виртуоза Дэвида Спиноццы. Ритмичный рок-н-ролл превращается в медленный гитарный блюз 1930-х годов. Оригинальное решение.
Слушаем «Tight A$» (Elemental Mix):
Основной «окончательный» микс «Tight A$» (Д1, Т2) представлена выделенными на передний план гитарными аккордами Дэвида Спиноццы и центральным размещением вокала Джона Леннона в каналах.
В стерео версии композиции выделена басовая партия Гордона Эдвардса. В мультиканальном вариант бас-гитара звучит естественнее, не акцентируя внимание.
Слушаем «Tight A$» (Ultimate Mix):
Любовная баллада под двойным названием «Aisumasen (I’m Sorry)» основан на адаптированном варианте официального японского термина «すみません», что означает «прошу прощения». Ранняя демонстрационная запись (Home Version), сделанная музыкантом в домашних условиях, выходила дополнительным треком на переиздании альбома «Mind Games» в 2002 году (выпущен 9 октября 2002 года, номер по каталогу Apple Records – 7243 5 42425 2 6 / 542 4252).
Начальный фрагмент «эволюционной хроники» «Aisumasen (I'm Sorry)» (Д4, Т3), также представлен демозаписью, но сделанной в другой день. Она начинается со вступления акустической гитары, но партия отличается от версии (Home Version), изданной официально в 2002 году. Данная запись содержит нецензурную брань музыканта и альтернативные стихи.
Слушаем «Aisumasen (I'm Sorry)» (Evolutionary Documentary Mix):
Студийный дубль «Aisumasen (I’m Sorry)», включённый в «хронику», тот же самый, что и на диске «The Out-Takes». Он обозначен, как «дубль № 2», но представлен в редакции.
Версия «Aisumasen (I’m Sorry)» (Take 2) (Д6, Т3) не содержит вступительное обсуждение музыкантами своих партий. Беседа включена в версию трека «эволюционной хроники». Скомпоновав запись, можно получить полную версию, которая представлена на катушке. Удивительно, что динамический диапазон (DR) трека «эволюционной хроники» значительно шире, чем версия на диске «ауттейков» (отбракованных версий). Данный факт позволяет констатировать, что дубль № 2 «Aisumasen (I’m Sorry)» подвергся инженером Полом Хиксом существенным студийным редактированиям в 2024 году.
Исполняя дубль № 2 Джон Леннон меняет строчки текста композиции, адресуя послание уже не Йоко Оно, а самому себе. Он описывает свое разочарование и даже боль от действий любимых людей. Позже певец активно проявляет собственную иронию фразой «Too much motorbike makes Jack a dull boy». В финале трека отсутствует гитарное соло Дэвида Спиноццы.
Слушаем «Aisumasen (I’m Sorry)» (Take 2):
«Рабочий» микс «Aisumasen (I'm Sorry)» (Д5, Т3) отсылает к оригинальному замыслу Джона Леннона 1973 года, который пытался воплотить при записи баллады. Именно данная версия наиболее близка к той идеи музыканта, которую он вынашивал. Композиция построена на фортепианном звучании, некоторые фрагменты которого удалены из финального микса для пластинки. Гитарная партия вступает ближе к финалу трека, на четвертой минуте. Интересный вариант.
Слушаем «Aisumasen (I'm Sorry)» (Raw Studio Mix):
Первый «микс из элементов» «Aisumasen (I'm Sorry)» (Д2, Т3) представлен, как и предыдущие композиции альбома, в «обнаженном» («stripped down») варианте. Акцент сделан на вокальной части и гитарной работе Пита Клейнова и Дэвида Спиноццы. Фортепиано Кена Ашера «задвинуто» глубоко в микс, лишь оттеняя указанные инструменты. Другие наложения отсутствуют.
Слушаем «Aisumasen (I'm Sorry)» (Elemental Mix):
Второй «микс из элементов» «Aisumasen (I'm Sorry)» (Д3, Т3) выстроен исключительно вокруг партий педальной слайд-гитары Пита Клейнова и электрооргана Кеннета Ашера. Космический саунд заставляет задуматься насколько песня и аранжировка опередила свое время. Все звучит настолько современно, свежо и ярко, что приходится удивляться, что записям более пятидесяти лет.
Наиболее интересно трек звучит в многоканальном миксе «5.1 Surround 24-192 Dolby Digital». Эффект полного погружения в атмосферу музыки и неземных звуков обеспечен.
Слушаем «Aisumasen (I'm Sorry)» (Elemental Mix):
«Окончательный» микс 2024 года «Aisumasen (I'm Sorry)» (Д1, Т3) – один из лучших моментов юбилейного переиздания альбома «Mind Games». Инженерной группе «The Hix Factory» удалось достичь гармоничного и хрупкого баланса голоса Джона Леннона и инструментальной аранжировки. Именно в этой песне музыкант демонстрирует одну из лучших вокальных партий за всю свою карьеру, а обновленная версия позволяет слушателям получить максимальное удовольствие.
Обратите внимание на композицию «Aisumasen (I'm Sorry)» уникальном сведении формата «Dolby Atmos», который представлена на Blu-Ray Audio диске. Здесь вокал Джона Леннона звучит поверх остальных инструментов, а гитарное соло Дэвида Спиноццы создает эффект кругового погружения в атмосферу песни.
Для поддержки релиза бокс-сета альбома «Mind Games» был выпушен ролик на песню, которых составлен из архивных кадров. Съемки сделаны Джоном Ленноном.
Смотрим и слушаем «Aisumasen (I'm Sorry)» (Ultimate Mix):
Одна из популярных песен альбома «Mind Games» под названием «One Day (At A Time)» написана музыкантом в 1972 году. По словам Джона Леннона, название композиции передает стремлениями жить заботами сегодняшнего дня. Само выражение «one day at a time» (буквально «один день за раз») впервые упоминается в книге Льюиса Кэрролла (Lewis Carroll) «Алиса в Зазеркалье» (1871), в разговоре Алисы с Белой и Красной королевами.
В конце 1974 года при участии Джона Леннона под псевдонимом Winston O’Boogie на гитаре и вспомогательном вокале эту песню записал Элтон Джон (Elton John) . Трек вышел на сингле «Lucy In The Sky With Diamonds» / «One Day At A Time» (выпущен 18 ноября 1974 года, номер по каталогу DJM Records – DJS.340). Пластинка с двумя песнями добралась до позиции № 10 в национальном хит-параде Великобритании.
К сожалению «эволюционная хроника» композиции «One Day (At A Time)» (Д4, Т4) не содержит демонстрационной записи Джона Леннона. Этот продолжительный трек включает в себя монтаж студийных дублей 1-3, 5, 6, 8, 9, 16 и 18. Последний (дубль № 18) с незначительными редакциями включен в состав диска «The Out-Takes» (Д6, Т4). Всего было записано 19 вариантов песни.
Слушаем «One Day (At A Time)» (Evolutionary Documentary Mix):
В восемнадцатом дубле «One Day (At A Time)» (Д6, Т4) отсутствует вокальная партия Джона Леннона, исполненная фальцетом. В каждом такте песни присутствует низкое звучание ударных инструментов Джима Келтнера, которые сглажены в финальной (изданной на пластинке 1973 года) версии.
Слушаем «One Day (At A Time)» (Take № 18):
Предварительный набросок «One Day (At A Time)» (Raw Studio Mix) (Д5, Т4) скомпонован инженерами Роем Цикала и Дэном Барбьеро в 1973 году. Темп композиции замедлен, за счёт этого продолжительность трека увеличена на десять секунд. Джон Леннон поёт медленно, спокойно, вдумчиво. Получилось красиво!
Слушаем «One Day (At A Time)» (Raw Studio Mix):
«Элементы» и части «One Day (At A Time)» в данной версии композиции (Д2, Т4) собраны из основного вокала Джона Леннона и дополнительных гармоний женского квартета «Something Different». Если не считать партию клавишных, которые сопровождают мелодию, получилась а-капелла в духе полифонии эпохи Возрождения.
Слушаем «One Day (At A Time)» (Elemental Mix):
Вторая «сборка» 2024 года песни «One Day (At A Time)» (Д3, Т4) из «элементов» представлена исключительно клавишными инструментами Джона Леннона и Кеннета Ашера. Медленная мелодия великолепно звучит и могла бы стать отличным фоном для телевизионных программ.
Слушаем «One Day (At A Time)» (Elemental Mix):
«Окончательный» микс 2024 года «One Day (At A Time)» (Ultimate Mix) (Д1, Т4) вызвал наибольшие споры в среде меломанов и поклонников творчества Джона Леннона. Дело в том, что из «окончательного» варианта инженером Полом Хиксом с согласия Шона Леннона была полностью вырезана изящная партия саксофона, записанная американским джазовым музыкантом Майклом Брекером. Духовой музыкальный инструмент частично появляется в «сыром» студийном миксе, но в финальную версию не попал.
Для того, чтобы заполнить пустоты, был усилен проигрыш бас-гитары Гордона Эдвардса. По всей видимости, продюсерская команда 2024 года решила сделать трек рок-номером, оставив лишь ключевые инструменты. Однако, это дало обратный эффект. Именно партия саксофона позволяла песне «One Day (At A Time)» не превратиться в «сахарную» балладу.
С другой стороны, оригинальный микс 1973 года представлен на других изданиях альбома «Mind Games» на виниловой пластинке и компакт-дисках. Трек в легкой доступности, а слушатели получили кардинально новое звучание ленноновской классики.
Слушаем «One Day (At A Time)» (Ultimate Mix):
Гимн «Bring On The Lucie (Freda Peeple)» написан в конце 1971 года. По поводу первой части названия песни «Bring On The Lucie» Джон Леннон говорил, что это ничего не значащая, случайно пришедшая в голову, фраза.
Политические лозунги из песни разошлись на цитаты, а трек обрел новую жизнь в 2000-х годах, когда стал появляется в качестве основной музыкальной темы в художественных фильмах, например, «Дитя человеческое» («Children of Men», 2006 год) и «Американская мечта Джорджа Карлина» («George Carlin's American Dream», 2022).
«Эволюционная хроника» композиции «Bring On The Lucie (Freda Peeple)» (Д4, Т5) начинается с минутной домашней заготовки (Home Version) в блюзовом стиле, которая ранее целиком вошла в качестве дополнительного трека переиздания альбома «Mind Games» в 2002 году.
Затем следует неполный студийный дубль, завершающийся словами Джона Леннона «you were wonderful, folk». Данное обстоятельство указывает, что это дубль под номер 11.
Следующее неполное исполнение песни смонтировано из дублей №№ 1, 5, 11 и 15. Необходимо отметить, что нумерация записей началась заново после дубля № 13 из-за смены катушки с плёнкой. Данное обстоятельство опять же вызвало путаницу у составителей книги к юбилейному переизданию. В буклете упомянут дубль под № 2, но на коробке с катушкой стояла маркировка «Take 15».
Таким образом, один и тот же дубль составил основу для «хроники» и помещен на шестой диск «The Out-Takes». Данное обстоятельство двойного задействования одного и того же дубля несколько принижает качество отбора неизданного материала, выпущенного в 2024 году.
Слушаем «Bring On The Lucie (Freda Peeple)» (Evolutionary Documentary Mix):
Дубль под номером 15 песни «Bring On The Lucie (Freeda Peeple)» (Д6, Т5) сильно отличается от финального официального издания песни. Данная версия содержит наброски на фортепиано Кена Ашера, джазовую сбивку на барабанах Джима Келтнера, нарастающий бас Гордона Эдвардса и вольный фальцет Джона Леннона. Все исполнено приятно, игриво, весело и задорно.
Слушаем «Bring On The Lucie (Freeda Peeple)» (Take 15):
«Сырой» микс песни «Bring On The Lucie (Freda Peeple)» (Д5, Т5) подготовлен летом 1973 года. Удивительно, но данная версия слушается более законченным произведением, чем окончательная версия, попавшая на пластинку. Трек начитается с отсчёта музыканта, затем стартует буги со стильной партией бас-гитары Гордона Эдвардса. Великолепно!
Слушаем «Bring On The Lucie (Freda Peeple)» (Raw Studio Mix):
В конце 1980-х и начале 1990-х годов на музыкальном кабельном телеканале MTV было популярно шоу «MTV Unplugged», участники которого исполняли свои песни на акустических инструментах. Многие знаменитые хиты прошлых лет обретали новую жизнь, а некоторые звёзды возвращали себе утраченную популярность. Если бы злодейка судьба позволила бы Джону Леннону застать указанную эпоху, он обязательно бы принял участие в шоу. Наверняка бы добавил «Bring On The Lucie (Freda Peeple)» в свой сет-лист. К сожалению, судьба распорядилась иначе…
Тем не менее, спустя года мы получаем версию композиции «Bring On The Lucie (Freda Peeple)» (Elemental Mix) (Д2, Т5) акустическую по звучанию, наполненную саундом фолковых гитар, маракасов и бонго. На последнем указанном инструменте мастерски сыграл американский перкуссионист Рик Маротта.
Музыкальное великолепие наполнено хрустальным вокалом Леннона гармониями женского квартета «Something Different». Один из лучших треков переиздания.
Слушаем «Bring On The Lucie (Freda Peeple)» (Elemental Mix):
Работа перкуссиониста Рика Маротта получилась настолько яркой, что его игра на бонгах стала основой для второго «микса из элементов» «Bring On The Lucie (Freda Peeple)» (Д3, Т5). Его ведущую партию усиливает бас-гитара Гордона Эдвардса и вокальный хор Кристины Уилтшир, Джослин Браун, Кэти Малл и Энджелы Коукли. Магия!
Слушаем «Bring On The Lucie (Freda Peeple)» (Elemental Mix):
Все элементы сочетаются и обретают мощь в «окончательном» миксе «Bring On The Lucie (Freda Peeple)» (Д1, Т5) переиздания «Mind Games». Шикарная композиция с беззаботным юмором и политическим контекстом обрела новую жизнь. Микс 2024 года бесподобен. Одна из лучших работ инженерной команды под контролем Пола Хикса. Каждый инструмент заметен. Бережное отношение к вокальной подаче и сохранению оригинального замысла Джона Леннона, позволяет вывести композицию из блеклого ряда песенного набора, в одну из лучших произведений мастера.
В мультиканальном миксе отдельное внимание занимает блестящая партия педальной слайд-гитары «Проныры» Пита Клейнова, «дрожащий» и звенящий звук которой формирует недосягаемый космический саунд.
Слушаем «Bring On The Lucie (Freda Peeple)» (Ultimate Mix):
Самым необычным треком всего альбома «Mind Games» безусловно является «Nutopian International Anthem». Это пять секунд абсолютной тишины. Номер отсылает к композиции «Two Minutes Silence» с авангардной пластинки музыканта «Unfinished Music No. 2: Life with the Lions» (выпущен 9 мая 1969 года, номер по каталогу Zapple – ZAPPLE 01).
Нутопия (Nutopia: Nu (<New) + Utopia) или Новая Утопия – мифическая страна, созданная фантазией Джона Леннона и Йоко Оно в 1973 году в период их борьбы за право жить на территории США.
Джон объявил о создании Нутопии на пресс-конференции в Нью-Йорской Ассоциации адвокатов, чему посвящен трек «Declaration Of Nutopia» (Д6, Т6).
Слушаем «Declaration Of Nutopia» (Take № 1):
Согласно его заявлению, в это стране «нет ни границ, ни территории, ни паспортов, а только люди. В Нутопии не действуют никакие законы, кроме космических». Жизнь Джона Леннона была омрачена действиями правительства США и ФБР до такой степени, что возникла концепция Нутопии.
Флаг Нутопии – белое полотнище, а Международный Гимн Нутопии – несколько секунд абсолютной тишины (Д1-5, Т6). Система управления Нутопии зиждется на Космическом и Кармическом праве.
Слушаем «Nutopian International Anthem» (Ultimate Mix):
Композиция «Intuition» была завершена в 1973 году. Песня - гимн интуиции, которая по мнению Джона Леннона, не раз его спасала в трудных жизненных обстоятельствах. Хорошие стихи наполнены юмором и сарказмом.
Часть (продолжительностью меньше минуты) демонстрационной записи «Intuition» включена в трек «эволюционной хроники» («The Evolutionary Documentary», Д4, Т7). Ранняя идея представлена в минорном ладу с блюзовыми оттенками. Данная запись официально не издавалась.
«Хроника» песни «Intuition» включает рабочие студийный моменты звукозаписи, составленные из монтажа дублей №№ 2, 5-7, 10 и фальстарты. В начале плёнки Джон Леннон объясняет музыкантам The Plastic U.F.Ono Band структуру номера и развитие мелодии. Также задокументирована беседа между автором композиции, гитаристом Дэвидом Спиноццой и басистом Гордоном Эдвардсом, последний просит дать ему отсчёт для вступления.
В ряде моментов Джон Леннон поет «institution» вместо «intuition». На отметке 4 минуты 30 секунд вступает джазовая сольная партия саксофона Майкла Брекера, которая вторит манере пения вокалиста. Весьма интересно наблюдать за развитием номера.
Слушаем «Intuition» (Evolutionary Documentary Mix):
Дубль № 12 «Intuition» (Д6, Т7) записан в разгар сессии на студии «Record Plant». Издатели дарят слушателям отличную альтернативную версию любимой композиции, которая местами превосходит оригинальную запись. Здесь другой ритмический рисунок с агрессивной партией ударных инструментов Джима Келтнера.
Дубль не содержит развернутого фортепианного соло Кеннета Ашера. В припеве отсутствуют гармонии, а сам Джон Леннон поёт динамичнее и яростней, чем в оригинальной версии. Данный дубль аранжирован в хард-роковой подаче, чем поп-роковое оформление мелодии с официального релиза 1973 года.
Слушаем «Intuition» (Take 12):
«Intuition» - одна из самых позитивных записей Джона Леннона за всю его музыкальную карьеру. В «сыром» миксе (Д5, Т7) номер звучит намного интереснее несколько «стерильной» версии оригинального релиза.
В данной версии больше свободы, озорства и «воздуха». Исполнение полностью пропитано джазовыми флюидами 1930-х годов. Замечательно!
Слушаем «Intuition» (Raw Studio Mix):
Первый «микс из элементов» «Intuition» (Д2, Т7) сконцентрирован на партиях электрического клавикорда (клавинета) и основной вокальной партии Джона Леннона. Несколько позже вступает фортепиано Кеннета Ашера и гитарные вставки Дэвида Спиноццы. Порой клавинет звучит далеко на заднем фоне.
Слушаем «Intuition» (Elemental Mix):
Вторая версия композиции «Intuition» (Д3, Т7), смонтированная из «элементов» различных инструментов, выделяет ритм-секцию Гордона Эдвардса и Джима Келтнера. Электрогитара Дэвида Спиноццы добавляет виньеток к звучащему ритмическому рисунку.
Слушаем «Intuition» (Elemental Mix):
Новый микс 2024 года «Intuition» (Ultimate Mix) (Д1, Т7) моментально обращает внимание на партию клавинета Джона Леннона, который в данной версии звучит основным инструментом.
«Окончательное» сведение наполнено атмосферой джазового ритмического свинга. Песня звучит необыкновенно живо, порой игриво. Голос Джона Леннона выстроен по центру микса, наполнен необычной сильной энергетикой.
Наиболее интересный вариант трека «Intuition» представлен на Blu-Ray Audio в формате «Dolby Atmos». Именно здесь можно услышать бас-гитару Гордона Эдвардса и соло-гитару Дэвида Спиноццы, которые возникают в различных пространственных проекциях. Весьма необычно.
Слушаем «Intuition» (Ultimate Mix):
«Out The Blue» - единственная композиция альбома «Mind Games» при аранжировке которой Джон Леннон использовал свой опыт работы с легендарным продюсером Филом Спектором (Phil Spector). Он самостоятельно использовал технику звукозаписи «Стена звука» («Wall of Sound»), которую ранее американский музыкальный звуковой техник применял на сольных записях и других проектах битлов.
Музыканты The Plastic U.F.Ono Band дольше всего работали над записью данной песни. В общей сложности было записано 38 дублей в августе 1973 года.
Трек «Out The Blue» (Evolutionary Documentary Mix) (Д4, Т8) представлен без демонстрационной записи музыканта. Все действо происходит в студии «Record Plant». «Хроника» скомпонована на основе студийных дублей №№ 1-3, 5, 13, 25, 30-32. Причем инженерам Роберту Стивенсу и Сэму Гэннону удалось интересно составить микс, что слышно целиком четыре варианта «эволюции» песни от простого наброска до полноценного хита. Вышло весьма любопытно.
Слушаем «Out The Blue» (Evolutionary Documentary Mix):
На диске «The Out-Takes» представлен наиболее полный пятнадцатый дубль композиции «Out The Blue» (Д6, Т8). Данное исполнение интересно тем, что трек имеет совершенно иное вступление и развитие в стиле «тяжелого» рока. После мелодия постепенно становится медленнее и выстраивается в знакомую линию.
Скорее всего дубль № 15 был выбран Шоном Ленноном, большим поклонником «тяжелой» музыки, именно по причине хард-энд-хеви звучания «Out The Blue». Барабаны Джима Келтнера звучат жестче и прямолинейно, а сольная партия Дэвида Спиноццы полностью изменена и звучит ближе к финалу композиции.
Слушаем «Out The Blue» (Take № 15):
«Сырая» подача «Out The Blue» (Д5, Т8) длится на минуту дольше версии с пластинки 1973 года по причине удлиненной финальной части. Скорость воспроизведения также подверглась коррекции. Трек звучит естественнее и спокойнее.
В мультиканальном миксе заметно доминирование бас-гитары Гордона Эдвардса. Звук яркий и мощный.
Слушаем «Out The Blue» (Raw Studio Mix):
«Микс из элементов» «Out The Blue» (Д2, Т8) представлен в акустической подаче, без доминирования электроинструментов. Джон Леннон поёт под аккомпанемент Кеннета Ашера на фортепиано. Глубоко в миксе слышен «приглушенный» бас Гордона Эдвардса и тамбурин.
Слушаем «Out The Blue» (Elemental Mix):
Второй вариант «Out The Blue» (Elemental Mix) (Д3, Т8) представлен полностью инструментальной игрой на Кена Ашера на фортепиано. Его партия звучит великолепно. На отметке 1 минута 47 секунд вступает электрический клавикорд Джона Леннона. Чистая музыка.
Слушаем «Out The Blue» (Elemental Mix):
Большинство музыкальных критиков отмечают «Out The Blue», как самый сильный трек всего альбома «Mind Games», который содержит потрясающую мелодию, искренний и страстный вокал певца, великолепную и вовлеченную игру всех участников студийного проекта The Plastic U.F.Ono Band.
«Окончательный» микс (Ultimate Mix) композиции (Д1, Т8) не только закрепляет описанное выше мнение, но и выводит звучание и эмоции восприятия на совершенно новый (порой недосягаемый уровень).
Команде инженеров 2024 года удалось, как сохранить хрупкий баланс мелодии, так и довести звук до технического совершенства. Микс кажется более медитативным и спокойным, но с сильной внутренней бурей и бешеной энергетикой.
В мультиканальных версиях «Out The Blue» (Ultimate Mix) фортепиано Кена Ашера звучит основным инструментом, утонченно доминируя над другими партиями.
Теперь песня «Out The Blue» звучит лучше, чем когда-либо прежде.
Слушаем «Out The Blue» (Ultimate Mix):
Откровенный образец «агитпроп-рока» композиция «Only People» была написана в 1972 году на волне активной политической деятельности музыканта. Сюжет песни основан на личной философии Джона Леннона и Йоко Оно. Для этих целей он переработал структуру мелодии и текст своей старой демонстрационной записи под названием «Sally and Billy».
Автор высоко ценил песню «Only People» и сожалел, что она не стала столь популярной у массового слушателя. В интервью 1980 года журналу «Playboy» он скажет, что «это была хорошая композиция, но я не смог вложить в неё правильный смысл».
Трек «Only People» (Evolutionary Documentary Mix) (Д4, Т9) начинается с полутораминутного куска демо 1970 года под названием «Sally and Billy», которое впервые издано официально.
Затем музыкант уже в студии «Record Plant» растолковывает участникам The Plastic U.F.Ono Band, какую песню они будут играть и как должны звучать их партии. Данная репетиция не была нумерована инженером за микшерским пультом. Запись была обнаружена Шоном Ленноном лишь на начальном этапе работы над переизданием «Mind Games» в 2022 году.
Далее идет два выступления. Первое скомпоновано на основе катушки № 1, которая содержит дубли с 1 по 6 песни «Only People». Второе – представлено записями с катушки № 2, дубли с 7 по 11. Это правильное решение поэтапно подводит слушателей к полноценному дублю № 12.
Слушаем «Only People» (Evolutionary Documentary Mix):
Конец первой части.
Продолжение следует…
... здесь:
«Игры разума – II». Юбилейное переиздание 2024 года к пятидесятилетию альбома «Mind Games» Джона Леннона. Часть вторая.