Найти в Дзене
Эстетика Эпох

Любовь под Везувием: Тайная страсть Карла Брюллова

Париж, 1875 год. В крохотной комнатке, пропахшей лекарствами и бедностью, умирала старая женщина. Когда-то она блистала в императорских дворцах, её именем восхищались Пушкин и Гоголь, а её красоту запечатлел гений русской живописи. Теперь графиня Юлия Самойлова, лишённая состояния, титулов и родины, сжимала в руке пожелтевшее письмо: «Мой дружка, Бришка! Люблю тебя более, чем изъяснить умею...». За окном шумел весенний Париж, а её жизнь угасала, как пепел Везувия на полотне, обессмертившем их любовь. Графиня Юлия Павловна Самойлова (урождённая Пален; 1803 — 14 марта 1875, Париж). К. П. Брюллов. Портрет Ю. П. Самойловой с Джованиной Пачини и арапчонком. Между 1832 и 1834. Музей Хиллвуд, США. Рожденная скандалом: Юлия Павловна Её происхождение окутано тайнами. По слухам, отцом Юлии (1803–1875) был не граф Павел Пален, а итальянец Юлий Литта — обер-камергер двора, удочеривший девочку и оставивший ей фантастическое состояние.
Юлий Помпеевич Литта (Джулио Ренато Литта-Висконти-Арезе)
Оглавление

Париж, 1875 год. В крохотной комнатке, пропахшей лекарствами и бедностью, умирала старая женщина. Когда-то она блистала в императорских дворцах, её именем восхищались Пушкин и Гоголь, а её красоту запечатлел гений русской живописи. Теперь графиня Юлия Самойлова, лишённая состояния, титулов и родины, сжимала в руке пожелтевшее письмо: «Мой дружка, Бришка! Люблю тебя более, чем изъяснить умею...». За окном шумел весенний Париж, а её жизнь угасала, как пепел Везувия на полотне, обессмертившем их любовь.

Графиня Юлия Павловна Самойлова (урождённая Пален; 1803 — 14 марта 1875, Париж). К. П. Брюллов. Портрет Ю. П. Самойловой с Джованиной Пачини и арапчонком. Между 1832 и 1834. Музей Хиллвуд, США.
Графиня Юлия Павловна Самойлова (урождённая Пален; 1803 — 14 марта 1875, Париж). К. П. Брюллов. Портрет Ю. П. Самойловой с Джованиной Пачини и арапчонком. Между 1832 и 1834. Музей Хиллвуд, США.

Рожденная скандалом: Юлия Павловна

Её происхождение окутано тайнами. По слухам, отцом Юлии (1803–1875) был не граф Павел Пален, а итальянец Юлий Литта — обер-камергер двора, удочеривший девочку и оставивший ей фантастическое состояние.

Юлий Помпеевич Литта (Джулио Ренато Литта-Висконти-Арезе) — государственный деятель, обер-камергер, первый шеф Кавалергардского полка, вице-адмирал Российского императорского флота.
Юлий Помпеевич Литта (Джулио Ренато Литта-Висконти-Арезе) — государственный деятель, обер-камергер, первый шеф Кавалергардского полка, вице-адмирал Российского императорского флота.

Смуглая брюнетка с огненным темпераментом, она не походила на белокурых аристократок Севера.

Б.-Ш. Митуар. Портрет графини Юлии Павловны Самойловой. 1825. Холст, масло. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Б.-Ш. Митуар. Портрет графини Юлии Павловны Самойловой. 1825. Холст, масло. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

В 15 лет она стала любовницей императора Александра I. Беременности прерывали лейб-медики, лишив её возможности иметь детей. «Репутация порядочной девушки была безнадёжно испорчена».

Портрет Александра І работы Дж. Доу
Портрет Александра І работы Дж. Доу

Брак с красавцем-адъютантом Николаем Самойловым (1825) стал фикцией: муж проигрывал её приданое в карты, открыто называл «царской обмылок». После развода (1827) Юлия сожгла мосты с Петербургом.

Когда император вынудил её продать имение Графская Славянка — центр светской жизни — она бросила в лицо царедворцу: «К графине Самойловой будут ездить везде!» И уехала в Италию, где купила виллу на озере Комо и палаццо в Милане.

Граф Николай Александрович Самойлов (1800 — 23 июля 1842) — последний представитель графского рода Самойловых, капитан лейб-гвардии Преображенского полка, который за красоту и беспутство носил в обществе прозвище «русский Алкивиад». Первый муж графини Юлии Самойловой. Портрет работы Б.-Ш. Митуара.
Граф Николай Александрович Самойлов (1800 — 23 июля 1842) — последний представитель графского рода Самойловых, капитан лейб-гвардии Преображенского полка, который за красоту и беспутство носил в обществе прозвище «русский Алкивиад». Первый муж графини Юлии Самойловой. Портрет работы Б.-Ш. Митуара.

Художник и Вулкан: Встреча

Карл Брюллов (1799–1852) — сын резчика по дереву, гений с золотой медалью Академии — прибыл в Рим в 1823 году. Он писал копии Рафаэля, но в душе зрела «Помпея». В 1827 году трагедия омрачила его жизнь: юная француженка Анриетта Демулен утопилась в Тибре из-за неразделённой любви к нему. Общество клеймило художника.

Карл Брюллов. Автопортрет. Частное собрание, Санкт-Петербург
Карл Брюллов. Автопортрет. Частное собрание, Санкт-Петербург

Их встреча произошла в 1828 году на ужине у князя Гагарина. «Бойтесь её, Карл! Эта женщина меняет дворцы и любовников!» — предупредил хозяин. В дверях возникла Юлия: статная, с глазами «цвета грозового неба». Она подошла к подавленному Брюллову: «Едем в Неаполь! Везувий похоронит вашу меланхолию!» Через неделю они бродили среди руин Помпеи. Грохот вулкана смешивался с биением сердец.

Италия: Любовь как Искусство

Их связь бросила вызов условностям. «Правила — для всех, но не для меня и Карла»,— заявляла Юлия. Она называла его «Бришка», он её — «моя верная подруга». В письмах она признавалась: «Люблю тебя, обожаю, предана до гроба» . Но их свобода была абсолютной: оба не ревновали к мимолётным романам. «Скажи, кого любишь теперь?» — спокойно спрашивала Юлия в разлуке.

«Последний день Помпеи» (1830–1833)
«Последний день Помпеи» (1830–1833)

«Последний день Помпеи» (1830–1833). Фото автора с выставки «Карл Брюллов. Рим – Москва – Петербург».
Проходит в Москве с 10 июня 2025 — 18 января 2026 в ГТГ.
«Последний день Помпеи» (1830–1833). Фото автора с выставки «Карл Брюллов. Рим – Москва – Петербург». Проходит в Москве с 10 июня 2025 — 18 января 2026 в ГТГ.

«Последний день Помпеи» (1830–1833) стал памятником их страсти. Юлия позировала для трёх женских образов:

  • Девушка с кувшином (рядом с автопортретом Брюллова),

Это единственный персонаж полотна, чей взгляд направлен прямо на зрителя. В глазах девушки читается полное понимание обречённости положения всех вокруг. Она знает, что её судьба, судьба людей и города уже решена. Опуская руки к земле, девушка роняет сосуд, навсегда застывая с выражением тихого ужаса на лице.На заднем плане автопортрет Карла Брюллова
Это единственный персонаж полотна, чей взгляд направлен прямо на зрителя. В глазах девушки читается полное понимание обречённости положения всех вокруг. Она знает, что её судьба, судьба людей и города уже решена. Опуская руки к земле, девушка роняет сосуд, навсегда застывая с выражением тихого ужаса на лице.На заднем плане автопортрет Карла Брюллова
  • Мать, прикрывающая дочерей,

-10

  • Упавшая женщина с младенцем.

Женщина мертва, она сброшена с римской колесницы. Рядом с её телом лежит младенец, тянущий руки к матери. 
По мнению искусствоведа Галины Леонтьевой, разбившаяся женщина «символизирует прекрасный, но обречённый самой историей на гибель античный мир». В то же время дитя, тянущееся к погибшей матери, «воспринимается как аллегория нового мира, должного возникнуть на обломках прежнего, не порвав, однако, живых связей с минувшим».
Женщина мертва, она сброшена с римской колесницы. Рядом с её телом лежит младенец, тянущий руки к матери. По мнению искусствоведа Галины Леонтьевой, разбившаяся женщина «символизирует прекрасный, но обречённый самой историей на гибель античный мир». В то же время дитя, тянущееся к погибшей матери, «воспринимается как аллегория нового мира, должного возникнуть на обломках прежнего, не порвав, однако, живых связей с минувшим».

«Её темперамент был подобен вулкану» — писали критики.

Позже она удочерила двух итальянок — Джованину и Амацилию. Для них Брюллов создал «Всадницу» (1832), где Джованина гарцует на вороном коне, а Амацилия восторженно смотрит с балкона.

Картина создана по заказу графини Юлии Самойловой в Милане. 
Размер полотна — 291,5 × 206 см (по другим данным, 293 × 209,8 см). 
В том же 1832 году картина экспонировалась в миланской Академии изящных искусств Брера, где получила высокую оценку зрителей и критиков. На картине изображены 16-летняя Джованнина Пачини и её 6-летняя сестра Амацилия.
Картина создана по заказу графини Юлии Самойловой в Милане. Размер полотна — 291,5 × 206 см (по другим данным, 293 × 209,8 см). В том же 1832 году картина экспонировалась в миланской Академии изящных искусств Брера, где получила высокую оценку зрителей и критиков. На картине изображены 16-летняя Джованнина Пачини и её 6-летняя сестра Амацилия.

На портрете 1834 года Юлия изображена с Джованиной и арапчонком — символ её эксцентричной роскоши.

 «Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией Пачини» (второе название — «Маскарад») Карла Павловича Брюллова.
«Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией Пачини» (второе название — «Маскарад») Карла Павловича Брюллова.

Разрыв: Когда Погас Везувий

В 1838 году Брюллов, поддавшись минутному увлечению, женился на Эмилии Тимм, дочери рижского бургомистра. Брак рухнул через месяц: Эмилия не скрывала связи с родным отцом. Униженный художник бежал из Петербурга. Юлия, забыв обиду, примчалась утешать его. Он написал шедевр 1842 года: графиня срывает маску, а алая драпировка отделяет её от бального маскарада. «Вызов свету, где нет места подлинности».

«Портрет молодой женщины у фортепиано» Карла Брюллова, на котором изображена Эмилия Тимм, супруга художника.
«Портрет молодой женщины у фортепиано» Карла Брюллова, на котором изображена Эмилия Тимм, супруга художника.

Но в 1845 году она нанесла удар: вышла замуж за итальянского тенора Пери, младше её на 20 лет. Брюллов, пытавшийся найти её в Милане, получил письмо: «Не ищи меня. Живи и помни Везувий». Через год Пери умер от чахотки. Юлия, лишённая русского подданства за брак с иностранцем, осталась нищей. Её приёмные дочери отсудили последние драгоценности.

Пепел на холсте

Брюллов умер в 1852 году в Риме. Его последние слова: «Пора снимать с мольберта незаконченное...» Юлия пережила его на 23 года. В Париже она скиталась по меблированным комнатам, вспоминая виллы и балы. «Она умерла как беззаконная комета, погасшая в чужом небе».

«Автопортрет» Карла Павловича Брюллова (1799–1852) — картина, написанная маслом в 1848 году. Размер полотна — 64,1×54 см.
«Автопортрет» Карла Павловича Брюллова (1799–1852) — картина, написанная маслом в 1848 году. Размер полотна — 64,1×54 см.

«Автопортрет» Карла Павловича Брюллова (1799–1852) — картина, написанная маслом в 1848 году. Размер полотна — 64,1×54 см.
Некоторые особенности автопортрета:
Художник изображён устало сидящим в кресле, его исхудалая кисть руки безвольно свисает с подлокотника.
Лицо болезненно-бледное, с синеватыми тенями под глазами.
Глаза грустны, брови сдвинуты, лоб беспокойно морщится.
Брюллов одет в чёрную рубаху, которая символизирует усталость и смиренность.
В портрете прослеживается одна из ведущих тем романтизма — борьба слабого тела с сильным духом.

Эпилог. От их страсти остались портреты. На «Помпее» Юлия трижды встречает гибель — гордая, нежная, бесстрашная. Алый занавес на картине 1842 года — словно граница между миром условностей и вольным духом, не признававшим рамок. «Она — женщина полудня, пылающая роскошью страсти», — писал Гоголь.

Их история — как Везувий: пламя творчества, лава страсти и пепел забвения. Но в этом пепле навсегда застыли шедевры. И эти шедевры сейчас можно посмотреть на выставке в Государственной Третьяковской Галерее на Крымском валу, которая будет проходить с 10 июня 2025 — 18 января 2026.

Екатерина Сережина