Париж, 1875 год. В крохотной комнатке, пропахшей лекарствами и бедностью, умирала старая женщина. Когда-то она блистала в императорских дворцах, её именем восхищались Пушкин и Гоголь, а её красоту запечатлел гений русской живописи. Теперь графиня Юлия Самойлова, лишённая состояния, титулов и родины, сжимала в руке пожелтевшее письмо: «Мой дружка, Бришка! Люблю тебя более, чем изъяснить умею...». За окном шумел весенний Париж, а её жизнь угасала, как пепел Везувия на полотне, обессмертившем их любовь.
Рожденная скандалом: Юлия Павловна
Её происхождение окутано тайнами. По слухам, отцом Юлии (1803–1875) был не граф Павел Пален, а итальянец Юлий Литта — обер-камергер двора, удочеривший девочку и оставивший ей фантастическое состояние.
Смуглая брюнетка с огненным темпераментом, она не походила на белокурых аристократок Севера.
В 15 лет она стала любовницей императора Александра I. Беременности прерывали лейб-медики, лишив её возможности иметь детей. «Репутация порядочной девушки была безнадёжно испорчена».
Брак с красавцем-адъютантом Николаем Самойловым (1825) стал фикцией: муж проигрывал её приданое в карты, открыто называл «царской обмылок». После развода (1827) Юлия сожгла мосты с Петербургом.
Когда император вынудил её продать имение Графская Славянка — центр светской жизни — она бросила в лицо царедворцу: «К графине Самойловой будут ездить везде!» И уехала в Италию, где купила виллу на озере Комо и палаццо в Милане.
Художник и Вулкан: Встреча
Карл Брюллов (1799–1852) — сын резчика по дереву, гений с золотой медалью Академии — прибыл в Рим в 1823 году. Он писал копии Рафаэля, но в душе зрела «Помпея». В 1827 году трагедия омрачила его жизнь: юная француженка Анриетта Демулен утопилась в Тибре из-за неразделённой любви к нему. Общество клеймило художника.
Их встреча произошла в 1828 году на ужине у князя Гагарина. «Бойтесь её, Карл! Эта женщина меняет дворцы и любовников!» — предупредил хозяин. В дверях возникла Юлия: статная, с глазами «цвета грозового неба». Она подошла к подавленному Брюллову: «Едем в Неаполь! Везувий похоронит вашу меланхолию!» Через неделю они бродили среди руин Помпеи. Грохот вулкана смешивался с биением сердец.
Италия: Любовь как Искусство
Их связь бросила вызов условностям. «Правила — для всех, но не для меня и Карла»,— заявляла Юлия. Она называла его «Бришка», он её — «моя верная подруга». В письмах она признавалась: «Люблю тебя, обожаю, предана до гроба» . Но их свобода была абсолютной: оба не ревновали к мимолётным романам. «Скажи, кого любишь теперь?» — спокойно спрашивала Юлия в разлуке.
«Последний день Помпеи» (1830–1833) стал памятником их страсти. Юлия позировала для трёх женских образов:
- Девушка с кувшином (рядом с автопортретом Брюллова),
- Мать, прикрывающая дочерей,
- Упавшая женщина с младенцем.
«Её темперамент был подобен вулкану» — писали критики.
Позже она удочерила двух итальянок — Джованину и Амацилию. Для них Брюллов создал «Всадницу» (1832), где Джованина гарцует на вороном коне, а Амацилия восторженно смотрит с балкона.
На портрете 1834 года Юлия изображена с Джованиной и арапчонком — символ её эксцентричной роскоши.
Разрыв: Когда Погас Везувий
В 1838 году Брюллов, поддавшись минутному увлечению, женился на Эмилии Тимм, дочери рижского бургомистра. Брак рухнул через месяц: Эмилия не скрывала связи с родным отцом. Униженный художник бежал из Петербурга. Юлия, забыв обиду, примчалась утешать его. Он написал шедевр 1842 года: графиня срывает маску, а алая драпировка отделяет её от бального маскарада. «Вызов свету, где нет места подлинности».
Но в 1845 году она нанесла удар: вышла замуж за итальянского тенора Пери, младше её на 20 лет. Брюллов, пытавшийся найти её в Милане, получил письмо: «Не ищи меня. Живи и помни Везувий». Через год Пери умер от чахотки. Юлия, лишённая русского подданства за брак с иностранцем, осталась нищей. Её приёмные дочери отсудили последние драгоценности.
Пепел на холсте
Брюллов умер в 1852 году в Риме. Его последние слова: «Пора снимать с мольберта незаконченное...» Юлия пережила его на 23 года. В Париже она скиталась по меблированным комнатам, вспоминая виллы и балы. «Она умерла как беззаконная комета, погасшая в чужом небе».
«Автопортрет» Карла Павловича Брюллова (1799–1852) — картина, написанная маслом в 1848 году. Размер полотна — 64,1×54 см.
Некоторые особенности автопортрета:
Художник изображён устало сидящим в кресле, его исхудалая кисть руки безвольно свисает с подлокотника.
Лицо болезненно-бледное, с синеватыми тенями под глазами.
Глаза грустны, брови сдвинуты, лоб беспокойно морщится.
Брюллов одет в чёрную рубаху, которая символизирует усталость и смиренность.
В портрете прослеживается одна из ведущих тем романтизма — борьба слабого тела с сильным духом.
Эпилог. От их страсти остались портреты. На «Помпее» Юлия трижды встречает гибель — гордая, нежная, бесстрашная. Алый занавес на картине 1842 года — словно граница между миром условностей и вольным духом, не признававшим рамок. «Она — женщина полудня, пылающая роскошью страсти», — писал Гоголь.
Их история — как Везувий: пламя творчества, лава страсти и пепел забвения. Но в этом пепле навсегда застыли шедевры. И эти шедевры сейчас можно посмотреть на выставке в Государственной Третьяковской Галерее на Крымском валу, которая будет проходить с 10 июня 2025 — 18 января 2026.
Екатерина Сережина