Найти в Дзене
Эстетика Эпох

Гурий Никитин: Последний гениальный русский живописец средневековья

Гурий Никитин (полное имя — Гурий Никитич Кинешемцев) родился около 1620–1625 годов в Костроме в семье посадского человека Никиты Григорьева Кинешемцева. Отец не имел отношения к искусству, занимался торговлей, но умер во время чумы 1653–1654 годов. Мать — Соломонида — осталась с двумя сыновьями: Гурием и его братом Лукой (сапожником). Семья владела домом на Брагиной улице близ Богоявленского монастыря и несколькими торговыми лавками, которые позже унаследовал Гурий. Обучение иконописи проходил у костромских мастеров, вероятно, у Василия Ильина Запокровского. Первые документальные упоминания о нём как об иконописце относятся к 1653 году, когда он участвовал в росписи московской церкви Троицы в Никитниках в составе артели костромских мастеров. В этот период Никитин возглавлял крупнейшую артель костромских и ярославских мастеров, создавая знаменитые фресковые ансамбли: Участвовал в обновлении росписей, создал иконы «Похвала Богородицы» и «Собор Богородицы» для царских пок
Оглавление

Гурий Никитин (полное имя — Гурий Никитич Кинешемцев) родился около 1620–1625 годов в Костроме в семье посадского человека Никиты Григорьева Кинешемцева. Отец не имел отношения к искусству, занимался торговлей, но умер во время чумы 1653–1654 годов. Мать — Соломонида — осталась с двумя сыновьями: Гурием и его братом Лукой (сапожником). Семья владела домом на Брагиной улице близ Богоявленского монастыря и несколькими торговыми лавками, которые позже унаследовал Гурий.

Обучение иконописи проходил у костромских мастеров, вероятно, у Василия Ильина Запокровского. Первые документальные упоминания о нём как об иконописце относятся к 1653 году, когда он участвовал в росписи московской церкви Троицы в Никитниках в составе артели костромских мастеров.

Становление мастера (1650–1660-е годы)

  • 1659 год: получил аттестацию иконописца первой статьи в Оружейной палате Москвы. Участвовал в реставрации Архангельского собора Кремля под руководством Симона Ушакова. Хотя их часто называют учителем и учеником, Никитин был скорее коллегой Ушакова.

Росписи Архангельского собора Кремля  Симона Ушакова.
Росписи Архангельского собора Кремля Симона Ушакова.

  • 1661–1664 годы: руководил артелью в Даниловом монастыре (Переславль-Залесский), расписывая Троицкий собор. Работы прерывались вызовами в Москву — например, для росписи церкви св. Евдокии в Кремле.
  • 1666 год: пожалован званием «кормовой иконописец первой статьи» за реставрацию Архангельского собора. Несмотря на признание, в штат царских иконописцев не попал из-за отсутствия семьи и необходимости жить в Москве.
  • 1668 год: выполнил заказ царя Алексея Михайловича — написал иконы для Антиохийского патриарха Макария («Спас Вседержитель» и «Богоматерь Одигитрия»).

Расцвет творчества (1670–1680-е годы)

В этот период Никитин возглавлял крупнейшую артель костромских и ярославских мастеров, создавая знаменитые фресковые ансамбли:

Ростовский Успенский собор (1670–1671)

Ростовский Успенский собор
Ростовский Успенский собор

Ростовский Успенский собор
Ростовский Успенский собор

Ростовский Успенский собор
Ростовский Успенский собор

Ростовский Успенский собор
Ростовский Успенский собор

Ростовский Успенский собор
Ростовский Успенский собор

Участвовал в обновлении росписей, создал иконы «Похвала Богородицы» и «Собор Богородицы» для царских покоев.

Церковь Ильи Пророка в Ярославле (1680–1681)

Церковь Ильи Пророка в Ярославле (1680–1681). Фото автора
Церковь Ильи Пророка в Ярославле (1680–1681). Фото автора

Руководил артелью из 15 костромских и ярославских мастеров. Создал 417 композиций, включая новаторские бытовые сцены (например, «Жатва»), где библейские сюжеты сочетаются с русскими пейзажами (берёзы, луга) и реалиями XVII века.

Росписи Церкви Ильи Пророка в Ярославле (1680–1681). Фото автора
Росписи Церкви Ильи Пророка в Ярославле (1680–1681). Фото автора

Росписи Церкви Ильи Пророка в Ярославле (1680–1681). Фото автора
Росписи Церкви Ильи Пророка в Ярославле (1680–1681). Фото автора

Это без сомнения главный шедевр уже зрелого мастера.

Росписи Церкви Ильи Пророка в Ярославле (1680–1681). Фото автора
Росписи Церкви Ильи Пророка в Ярославле (1680–1681). Фото автора

Гурий Никитин видел в фресках храма единую композицию, а не собранные воедино разрозненные сюжеты.

И одним из методов сделать композицию законченной и в то же время непрерываемой была, придуманная им «Формула прозрачных домиков» — архитектурные конструкции, объединяющие различные сцены.

Росписи Церкви Ильи Пророка в Ярославле (1680–1681). Фото автора
Росписи Церкви Ильи Пророка в Ярославле (1680–1681). Фото автора

Троицкий собор Ипатьевского монастыря (Кострома, 1685)

Никитин лично «знаменил» (прорисовывал контуры) всех фигур. В клейме на стене сохранились имена 19 мастеров артели.

Троицкий собор Ипатьевского монастыря (Кострома, 1685). Росписи
Троицкий собор Ипатьевского монастыря (Кострома, 1685). Росписи

Троицкий собор Ипатьевского монастыря (Кострома, 1685). Росписи
Троицкий собор Ипатьевского монастыря (Кострома, 1685). Росписи

Троицкий собор Ипатьевского монастыря (Кострома, 1685). Росписи
Троицкий собор Ипатьевского монастыря (Кострома, 1685). Росписи

Троицкий собор Ипатьевского монастыря (Кострома, 1685). Росписи
Троицкий собор Ипатьевского монастыря (Кострома, 1685). Росписи

Преображенский собор в Суздале (1689)

Преображенский собор в Суздале (1689)
Преображенский собор в Суздале (1689)

Последний масштабный проект, выполненный совместно с Силой Савиным.

Росписи включали четыре яруса с детализированными сценами из Евангелия и элементами русского быта.

Личность и особенности жизни

  • Безбрачие: Никогда не был женат, вёл аскетичный образ жизни. Современники отмечали его благочестие: «Муж, бояйся Бога, жительствуяй в девстве даже до кончины».
  • Социальный статус: Владел лавками в Соляном и Рыбном рядах Костромы, но посвятил жизнь искусству. В 1678 году стал «жалованным иконописцем» после ходатайства Симона Ушакова.
  • Смерть и память: Умер в 1691 году в Костроме. Запись в Ландратской книге (1709) гласит: «Двор пуст иконописца Гурья Никитина... был бездетен». Место захоронения неизвестно.

Художественный метод и наследие

  • Синтез традиций: Сочетал византийскую иконографию с западноевропейскими гравюрами («Библия Пискатора»), но русифицировал сюжеты.

Библия Пискатора. Преображение
Библия Пискатора. Преображение

  • Новаторство: Ввёл жанровые сцены в храмовую роспись (крестьянский труд, ремёсла).
  • Использовал динамичные композиции и чистые цвета: изумрудно-зелёный, охристый, перламутрово-розовый.

Цветовая гамма
Цветовая гамма

  • Иконопись: Сохранились немногие работы, например: «Вседержитель на троне» (1686, Ярославский музей), «Св. Троица (Гостеприимство Авраама)» (1690).

Синтез традиций и новаций

Сочетал византийскую иконографию с западноевропейскими влияниями: использовал гравюры Библии Пискатора для изображения архитектуры (например, сказочные города с русскими шатрами и колоннадами).

Вводил жанровые сцены в храмовую живопись: в паперти церкви Ильи Пророка разместил нравоучительные композиции из сборников «Великое зерцало», где крестьяне в народных костюмах жали хлеб или ремесленники трудились в мастерских.

Стилевые приемы

Динамика и детализация: фигуры (например, Саваоф в «Сотворении мира») словно парят в пространстве.

Цветовая палитра: доминируют охристые, красные, зелёные и синие тона, создающие эффект «теплого света».

Архитектурная интеграция: учитывал структуру храма. В паперти церкви Ильи Пророка разместил миниатюрные сцены на простенках для детального рассмотрения, а монументальные композиции — на сводах.

Росписи Церкви Ильи Пророка в Ярославле (1680–1681). Фото автора
Росписи Церкви Ильи Пророка в Ярославле (1680–1681). Фото автора

Историческое значение и сохранность наследия

Никитин завершил эпоху древнерусской живописи, подготовив почву для светского искусства XVIII века. Его росписи в Ярославле и Суздале включены в список ЮНЕСКО как «совершеннейшие ансамбли своего времени». В 2020 году отмечалось 400-летие мастера — выставки во Владимиро-Суздальском музее напомнили о нём как о «последнем гении Средневековья».

«Художник Божьей милостью» (Игорь Грабарь). Никитин превращал храмы в энциклопедии русской жизни, где сакральное встречалось с мирским, а труд крестьянина становился символом «Божьей жатвы».

  • Вклад в ярославскую школу: его росписи в церкви Ильи Пророка (970 сюжетов!) стали эталоном синтеза архитектуры и живописи. Храм включен в список ЮНЕСКО как «один из совершеннейших ансамблей своего времени».
  • Реставрация и музеефикация:
  • В 1904–1906 гг. росписи спасены от разрушения меценатом И.А. Вахрамеевым.
  • В 1930-х годах сотрудники Ярославского музея-заповедника (например, директор Н.В. Кузнецов) предотвратили снос церкви, живя в её стенах.
  • Сегодня фрески доступны для посещения с мая по октябрь, а «Жатва» стала символом ярославской монументальной живописи.

Никитин отразил переход русской культуры от аскетизма к «обмирщению». Его фрески — диалог сакрального и мирского, где Бог присутствует в повседневном труде, а библейские истории становятся близкими через русские реалии.

Гурий Никитин завершил эпоху древнерусской живописи, открыв путь к светскому искусству XVIII века. Его наследие — это не только техническое мастерство, но и гуманистический взгляд на человека как соработника Бога в земных делах.

Гурий Никитин, Росписи Церкви Ильи Пророка в Ярославле (1680–1681). Фото автора
Гурий Никитин, Росписи Церкви Ильи Пророка в Ярославле (1680–1681). Фото автора

Екатерина Серёжина