Известная актриса и руководитель театра на вопрос о том, почему люди любят театр, ответила, что, наверное, потому, что их жизнь недостаточна ярка… Другой знаменитый актёр, говоря о постановке пьесы по произведению Н.В. Гоголя "Мёртвые души", эмоционально доказывал "актуальность" этого произведения, аргументируя "вечностью" идеи: "где взять деньги молодому человеку". Такие и подобные поражающие суждения звучат часто, и это было бы "весело", если бы это было иронией, а не выражением вполне "серьёзных" убеждений, причём убеждений тех людей, кого в нашем мире принято считать лучшими представителями своих профессий.
Конечно, театр лишь наиболее ярко сейчас проявляет некоторую особенность нашего времени, о которой скажем далее, но только ли театр? Многие "классические" музыканты, не стесняясь признаваться , что для них "классика – это школа", а вот джаз – это настоящая "свобода творчества", при этом вполне убеждены, что "обычные" слушатели скучают на концертах классической музыки, потому что... "не понимают её" (!) А уж в балете "искать" глубину искренности чувства или ("боже упаси") такую "теоретическую отвлечённость", как существенную мысль или "идею"… Скажут, что вы просто ничего не смыслите в технике и выразительности…
Хотя должно быть очевидно для всех, что именно падение мысли привело все искусства к их современному состоянию. "Ах, боже мой, – снова воскликнут "блестящие профессионалы", – вот возьми и "станцуй", "сыграй", "напиши", "нарисуй" и т.д. … И зритель, слушатель и прочий, как говорят сейчас, "массовый потребитель" (называя так большинство человечества, униженное в своих способностях восприятия уже самим этим понятием), "послушно" согласится, склонив головы: "Да, мы ведь не профессионалы в этом, наверное, всё это истина". Забыв, а точнее не задумываясь ("потребителю" искусства ведь отказано в праве думать и оценивать "профессионалов") о том, что искусство оценивается не только по его "видимостям", но прежде всего по качеству (по результату) его воздействия; и что оно, искусство, в его великих идеалах и не менее великих целях и ценностях (заметим, идеалах и ценностях, прямо противоположных тем "идеям", которые приведены выше как примеры чудовищного падения мысли именно в "профессиональных" "высших" сферах) "рождено", или Даровано Богами человечеству, именно ради этого "массового" зрителя, слушателя – ради человечества. Служением развитию которого и "назначены" все деятельности во всех видах искусства.
Искусство на Земле во всех его основных направлениях явлено именно ради того, чтобы сознание, мысль и чувства человечества развивались в их способности воспринимать свет Реальности, свет Красоты, чтобы человечество развивалось в умении различать свет бесконечный Истины от блеска ярких и очень кратковременных иллюзий (которые, увлекая в эту "кратковременность", отдаляют человечество от его прекрасных целей, от счастья сознательности, от счастья приобщения Красоте Бытия).
Истину о предназначении искусства, о его истинных Истоках, по-видимому, надо сегодня "заново" осмысливать всем, не только начинающим в искусстве… Одной из важнейших истин, принадлежащих к тем фундаментальным знаниям, которые именуются основами бытия (игнорируя которые, наш мир и пришёл к своему явному упадку, выражающемуся в опасной ограниченности мышления, "поразившей" все сферы, от искусства до науки и философии), является истина о том, что все имеющиеся у современной цивилизации направления знаний и искусства получены от гораздо боле древних и более великих Культур, которые почти (или совсем) неизвестны науке, поскольку "погребены" под водами океанов и глубокими "океанами" песков и льдов. А эти Древние и гораздо более великие цивилизации, чем современная технократическая ("выросшая" на крупицах древнего знания и "усечённая" до полного отрицания "души" и "духа" как в человеке, так и во всей Природе), получили свои науки и искусства непосредственно "из Рук Богов", или, что более точно – от Великих Сознаний, явленных у Истока сознательной жизни человечества.
Именно эти Высшие (называть Их Богами, или Великими Учителями, поскольку именно Они явили человечеству все те непостижимые для современного материалистичного ума идеи и знания и формы творчества, которые должны служить – Эволюции, эволюции духа и сознания на этой планете) явили Основы наук и искусства, призванных развивать потенциал внутренней природы в человеке, потенциал поистине безграничной мощи и возможностей.
Падение в материальность явило (временно) некоторое закономерное затемнение духовной интуиции в человечестве, дав узко-материалистичные акценты в развитии всех направлений знания и искусства. Однако не столько объективная, цикличная погружённость в "материю", сколько развившийся эгоизм и отвращение от Света Идеалов, явили тот результат в конце огромной "материалистичной" Эпохи (Кали-Юги), который выражается сегодня в столь поражающих явлениях "принципиального" отрицания энергии мысли, даже в тех сферах, где мысль является целью творчества.
Искусство, в общепринятом понимании считающееся областью чувств, на самом деле является наиболее "тонкой" сферой мысли.
Мысль и чувство в своей природе нераздельны, поэтому столь тонка граница между ними. Лишь материализму, в его отрицании материи более тонких планов "докатившемуся" до "воспевания" искусственного интеллекта, "невыгодно" признать, что сущность мысли – не "информация" (то есть не словесная форма, в которой свет мысли может быть выражен в разной степени, а может и вовсе отсутствовать), но некая высшая энергия, огонь, или "идея".
Эта поистине чудесная реальность – энергия мысли – часто совсем отсутствует в словах (в результате развившегося искусства имитации мысленного процесса). Но в искусстве именно отсутствие энергии мысли даёт ту характерную "невдохновенность", которая не может быть скрыта никакими внешними средствами: ни техническими приёмами "выразительности", ни внешней эмоциональностью.
Идея может быть трудно выразима в слове, в силу того, что вибрации высокой мысли "трудно" вмещаются в словесную форму, являющую дискретность, в то время как искусство обладает той степенью синтеза, которой доступно выражение наиболее "тонких" "обликов Идеи". Мысль есть синтез высоких энергий, где центр сердца является основой, "вмещающей" огонь идеи и выражающий этот чистый огонь. (Заметим, что высшая оболочка духа в человеке, та, развитие которой и обеспечивает искомое человечеством "бессмертие", фокусирует свои энергии именно в сердечном центре.)
Искусство явлено людям Великими Наставниками человечества как возможность поднимать вибрации сознания до его способности воспринимать и ассимилировать энергии, или вибрации, более Высоких Планов Бытия, развивая сознание человека в его способности воспринимать более и более высокие уровни Реальности.
Можно и дальше говорить и думать об этих Эволюционных основах, но, независимо от того, как относиться к этим знаниям, очевидно, что искусство уходящей Эпохи, отказавшись от своего назначения возвышать мысль и сознание людей, стало всё чаще являть грубые формы творчества и предельную степень непонимания даже очевидных целей этой деятельности.
Мы писали о том, как направление внимания учеников к красоте в мысли и образе, с целью выражения этой красоты доступными средствами искусства, быстро (и, что главное, гармонично и естественно) раскрывает способности учеников в музыке, и даёт то качество звука и музыкальности, которое делает даже исполнение учеников музыкальной школы тем, чем и должно быть музицирование – благородством звучания и чистотой мысли.
Осмелимся сделать "пророчество". В ближайшее время "массовый" зритель и слушатель активно потребует от "мастеров" той глубины и возвышенности мысли, идеи, ради которых вообще существует эта деятельность. И если не будет явлено это новое возрождение (на основе более глубокого представления об искусстве, о том, каким образом оно может приобщать человека к глубине его сердца и к более тонкому ощущению жизни и её смысла), то, кто знает, может быть, возрождать будет уже нечего…
…На любительский международный театральный фестиваль спешат зрители и удивительно воодушевлённо реагируют на искренность работ, на сердечность актёрской игры и "чистоту" режиссёрского замысла. В то же время прославленный профессиональный театр, несмотря на звёздный состав актёров, не вызывает воодушевления в зале: на сцене – все атрибуты современного стиля, с его "символизмом" и множеством не имеющих отношения к искусству театрального мастерства "заменителей" творчества (непрерывно звучащая музыка, масса внешних постановочных эффектов, призванных отвлекать от явного отсутствия внутреннего качества – собственно актёрских средств выразительности; идея автора пьесы (как часто сейчас бывает) "растворилась" в "современном прочтении", "трансформировавшись" из психологической в "конъюнктурно-политическую".
Люди идут в театр для того, чтобы получить радость от искусства, которое средствами актёрского мастерства, основанного на способностях ощущать и передать глубину жизни человека, её смысл и назначение, осеняет вдохновением Истины зрителя, внося в его повседневную жизнь "искры" способностей отличать бесчисленные иллюзии поверхностного существования от истинной Действительности, отличать яркие обёртки фальши от чистоты истины.
Слушатель идёт на концерт, чтобы приобщиться к тем гармониям, которые звучат в Пространстве непрестанно, но без музыки слышимой пока не могут быть восприняты человечеством… Прекрасно Будущее – для тех, кто умеет соединить слышимое с Неслышимым, видимое с Незримым, и, усилием духа и творческой воли, приобщиться и приобщить других к суждённой человечеству Красоте Бытия, которую все ждут, и которая без настоящего искусства не может быть достигнута…
Закончим словами из Учения Живой Этики о служении. Истина о служении в искусстве (сохранившаяся в наше время лишь в формулах речи, и, заметим, сохранившаяся только в театральном мире) перестала быть осмысленной задачей и мотивом деятельности, полностью "исчезла" из сферы обучения искусству. Эту идею, идею Служения, предстоит заново обрести. Без этого условия искусство не сможет вернуться на утраченный путь – славный путь, на котором Музы являют их таинственные (неизвестные пока науке) чудесные дары… Эти "дары" есть энергии, ритмы, образы из Высших сфер Действительности, помогающие людям понять их, человеческую, сокровенную, природу.
"…Мы говорим: «Жизнь есть служение эволюции». Может быть, кто-то найдёт, что проще сказать – жизнь есть эволюция. Но Мы намеренно утверждаем слово «служение». Конечно, всё находится в процессе эволюции, но это ещё не будет полнотою жизни. Она получится лишь от сознания служения во всей его добровольности. …добровольность служения как непременный признак правильности пути.
Люди не любят вообще понятия служения… Если им сказать, что вся жизнь будет непрерывным служением, то они разбегутся, как от самого страшного призрака…
…Трудно людям понять, что искусство есть самое утончённое приложение к эволюции. Они не желают понять, что Наше указание о необходимости изучения мастерства есть скорейшее приближение к служению. Добровольный мастер легче всего согласится на постоянное служение в виде совершенствования…
…Можно и на Земле почти забыть о времени, так служение будет радостью. Утверждаю, что и к такому сослужению можно начать готовиться в любом состоянии. Человек может признать жизнь как нечто важное и ответственное, для этого не нужно быть каким-то мудрецом. Можно привести примеры, как простые земледельцы бывали близки понятию служения. Утеря понятия служения обратила земное бытие в рабство и безумие. Но сроки приближаются, когда невольно люди начнут искать смысла жизни. Они в научном толковании начнут твердить об эволюции. Но затем познают, что их отношение к жизни должно быть служением".
Мыслитель учил, что понятие служения есть решение задачи жизни" ("Надземное", 305).
Автор статьи Гореликова М.В.
Статью можно читать на нашем сайте "Живая Школа"