Найти в Дзене
Extreme Sound

История Jefferson Airplane, пионеров психоделического рока

Оглавление

Jefferson Airplane — это не просто группа, это звуковой ландшафт целой эпохи. Основанная в Сан-Франциско в 1965 году, она стала одним из первых и самых ярких голосов психоделического рока и контркультуры 60-х.

Они были первой группой из Сан-Франциско, добившейся мирового успеха, и единственной, кто выступил на всех трех легендарных американских рок-фестивалях десятилетия: Монтерее (1967), Вудстоке (1969) и Альтамонте (1969). Их альбом "Surrealistic Pillow" (1967) считается ключевой записью «Лета любви», а хиты "Somebody to Love" и "White Rabbit" навсегда вошли в пантеон величайших песен всех времен.

1965-1966: Формирование и фолк-роковые корни

-2

История группы началась, когда вокалист Марти Балин, вдохновленный «британским вторжением» и успехом фолк-роковых групп вроде The Byrds, решил создать собственный коллектив. Он открыл в бывшей пиццерии музыкальный клуб The Matrix и начал искать единомышленников. Вскоре он встретил фолк-музыканта Пола Кантнера, который станет вторым творческим ядром группы.

Марти Балин
Марти Балин

К ним присоединились: вокалистка Сигни Толи Андерсон, блюзовый гитарист Йорма Кауконен, барабанщик Джерри Пелокин и басист Боб Харви. Название группы, по словам Кауконена, придумал его друг как пародию на блюзовые псевдонимы вроде Blind Lemon Jefferson, хотя популярная городская легенда связывает его со сленговым названием для самодельного держателя для сигарет с марихуаной.

Пол Кантнер
Пол Кантнер

Группа быстро набирала популярность на сцене Сан-Франциско, смешивая фолк с электрическим, поп-ориентированным звуком. Состав вскоре стабилизировался: на смену ушедшим Пелокину и Харви пришли барабанщик Скип Спенс (будущий основатель Moby Grape) и виртуозный басист Джек Кэседи, друг Кауконена.

Сигни Толи Андерсон
Сигни Толи Андерсон

В ноябре 1965 года Jefferson Airplane подписали контракт с RCA Victor на внушительную по тем временам сумму в $25,000. Их дебютный альбом "Jefferson Airplane Takes Off" (1966) был сильно пропитан фолком, но уже тогда группа столкнулась с цензурой: лейбл потребовал изменить тексты в нескольких песнях из-за намеков на наркотики и секс.

-6

1967: Приход Грейс Слик и «Сюрреалистическая подушка»

Ключевой момент в истории группы наступил в октябре 1966 года, когда Сигни Андерсон покинула состав после рождения ребенка. Ее место заняла Грейс Слик, вокалистка другой местной группы The Great Society. Это было судьбоносное решение.

Слик обладала не только мощнейшим, уникальным контральто, но и невероятной сценической харизмой, а также принесла с собой две песни, которым было суждено стать бессмертными: ее собственную "White Rabbit" и написанную ее шурином "Somebody to Love".

С приходом Грейс группа записала свой второй и самый знаменитый альбом — "Surrealistic Pillow". Выпущенный в феврале 1967 года, он стал платиновым и более года держался в чарте Billboard, достигнув 3-й строчки. Продюсером-консультантом (в титрах он указан как «духовный наставник») выступил Джерри Гарсиа из Grateful Dead. Альбом стал идеальным саундтреком к «Лету любви» — это был гимн психоделической революции, смешивающий рок, фолк, блюз и сюрреалистическую поэзию.

-8

Успех был закреплен триумфальным выступлением на Международном поп-фестивале в Монтерее в июне 1967 года, которое сделало их звездами национального масштаба.

-9

1968–1969: Эксперименты, политика и вершина славы

После "Surrealistic Pillow" музыка группы претерпела значительные изменения. Вдохновленные успехом Джими Хендрикса и Cream, Jefferson Airplane двинулись в сторону более тяжелого, импровизационного звучания. Их третий альбом, "After Bathing at Baxter's" (1967), состоял из длинных, многочастных сюит и авангардных звуковых коллажей в духе Фрэнка Заппы. В этот период влияние основателя Марти Балина, тяготевшего к балладам, начало ослабевать.

-10

В 1968 году группа отправилась в свой первый европейский тур вместе с The Doors, который запомнился инцидентом в Амстердаме, где Джим Моррисон под воздействием наркотиков выбежал на сцену во время сета Airplane, дико танцевал и рухнул без чувств у ног Марти Балина.

-11

Четвертый альбом, "Crown of Creation" (1968), был коммерчески успешным и продолжил линию психоделических экспериментов. В том же году Грейс Слик устроила небольшой скандал на телевидении, появившись в эфире в гриме блэкфейс и вскинув руку в салюте «Черных пантер».

-12

Пиком их политической активности стал альбом "Volunteers" (1969) — яростный антивоенный манифест, отражавший кипящую атмосферу в США. Группа столкнулась с серьезным давлением со стороны RCA из-за текстов песен, в частности, из-за строки "up against the wall, motherfucker" в треке "We Can Be Together". Группе удалось отстоять текст, который они без цензуры исполнили на национальном телевидении.

-13

В том же году группа выступила на Вудстоке, а в декабре — на печально известном фестивале в Альтамонте, где во время беспорядков Марти Балин был избит одним из «охранников» из мотоклуба «Ангелы ада».

1970-1972: Распад и рождение новых проектов

Начало нового десятилетия ознаменовалось распадом классического состава. В феврале 1970 года был уволен барабанщик Спенсер Драйден, уставший от наркотиков и разочарованный событиями в Альтамонте. Его заменил Джоуи Ковингтон.

-14

Творческие и личные разногласия внутри группы нарастали. В 1971 году Марти Балин официально покинул коллектив. Группа все больше разделялась на два лагеря: Кантнер и Слик с одной стороны, и Кауконен и Кэседи — с другой. Последние все больше времени уделяли своему блюзовому сайд-проекту Hot Tuna. Кантнер же, в свою очередь, выпустил сольный научно-фантастический альбом "Blows Against The Empire" под вывеской Paul Kantner/Jefferson Starship, заложив основу для будущей группы.

-15

Несмотря на внутренние проблемы, группа выпустила еще два студийных альбома: "Bark" (1971) и "Long John Silver" (1972). Однако к этому моменту Jefferson Airplane как единый организм практически перестал существовать. Их последние концерты состоялись в сентябре 1972 года в зале Winterland в Сан-Франциско. Хотя официального объявления не было, это был конец великой группы.

-16

Последующие проекты и наследие

  • Jefferson Starship/Starship: В 1974 году Пол Кантнер и Грейс Слик официально запустили проект Jefferson Starship, который со временем превратился в коммерчески успешную поп-рок-группу Starship.
  • Hot Tuna: Йорма Кауконен и Джек Кэседи продолжили успешную карьеру со своей блюз-рок-группой Hot Tuna.
  • Воссоединение: В 1989 году классический состав (за исключением Спенсера Драйдена) воссоединился для записи альбома и тура. В 1996 году Jefferson Airplane были введены в Зал славы рок-н-ролла.

-17

Jefferson Airplane были не просто группой — они были голосом, сердцем и саундтреком целого поколения, которое верило в возможность изменить мир с помощью музыки, любви и психоделии. Их наследие живет в десятках дочерних проектов и в бессмертных песнях, которые и сегодня звучат так же смело и актуально, как и полвека назад.