Найти в Дзене
Альтернативная история

Штурмгевер (Sturmgewehr StG 44) – отец всех штурмовых винтовок

В некотором царстве, в некотором государстве существовали два боеприпаса: винтовочный и пистолетный. Первый отличался большой дальностью и пробивной силой, однако был сложен в применении, тогда как второй был более удобным и послужил основой для создания пистолетов-пулемётов, но имел ограниченную дальность эффективного огня и плохо справлялся с бронезащитой. Немецкое командование, занимавшееся перевооружением армии и стремившееся к светлому будущему, недооценивало возможность поражения в войне, особенно в первые годы. Ещё меньше они предполагали, что результаты коллективного мышления немецких инженеров будут широко использоваться в будущем.

Отцы и дети
Отцы и дети
Стрелковое оружие | Альтернативная история | Дзен

Одним из таких достижений стал промежуточный патрон (который появился раньше «Штурмгевера», например, в пистолете-карабине Манлихера М1903), а также первая принятая на вооружение и массово выпускаемая штурмовая винтовка (хотя сам термин и отдельные образцы существовали и ранее, например, Assault Phase Rifle конструкции Айзека Льюиса 1919 года).

Концепцию немецкого промежуточного патрона разработал инженер-полковник Фридрих Киттель, занимавший должность референта во втором департаменте Управления вооружений вермахта, отвечающем за пехотное вооружение, с апреля 1935 по август 1940, а затем, с апреля 1942 по апрель 1944, возглавлял этот департамент. Под его руководством создавалась вся линейка MP-38/40, MG-42, а также главный объект нашего внимания.

Фридрих Киттель
Фридрих Киттель

Ещё до StG немецкие инженеры разрабатывали оружие, сочетающее хорошую дальность прямого выстрела, мобильность (вес), кучность одиночной и автоматической стрельбы, приемлемую цену и другие важные характеристики.

Параллельно с выбором патрона конструкторы Vollmer, Walther и Mauser работали над созданием нового оружия. Начало этой работе положили Фридрих Киттель и Генрих Фолльмер, создав автоматический карабин M35 под патрон Geco 7,75х40 мм (существующий также в вариантах х39,5 или х40.5).

-3
-4

Поскольку разработчиками были немцы, в конструкции автоматики использовался отвод пороховых газов от дульного среза, а не через боковое отверстие в стволе. Подробное описание автоматики не требуется, так как речь пойдет о другом образце, этот же интересен только в контексте пути к штурмовой винтовке. В целом, карабин Фолльмера получился удачным, но слишком дорогим. Кроме того, он отличался очень высоким темпом стрельбы (до 1000 выстрелов в минуту), который пришлось снизить за счёт установки пневматического буфера, что делало конструкцию слишком сложной и дорогой для массового производства.

-5

В результате этих работ Киттелем были разработаны окончательная концепция и технические требования к новому патрону и оружию под него. Его выбор пал на патрон 7,92×33 Kurz от фирмы Polte, о котором речь пойдёт ниже. Киттель заключает договор с директором CG Haenel Гербертом Хэнелем на разработку образца под этот патрон. По случайному стечению обстоятельств, главным бухгалтером этой фирмы был Ганс Шмайсер, а его брат Хуго работал конструктором.

Тактико-технические требования (ТТТ) к новому образцу, составленные Управлением вооружений сухопутных сил (Heereswaffenamt — HWaA), начинались с требования разработать патрон уменьшенной мощности для стрельбы на расстоянии до 1000 метров.

HWaA обратила внимание на патронную компанию Polte из Магдебурга, где в 1938 году по собственной инициативе был создан проект 7,92-миллиметрового «короткого» патрона с длиной гильзы 30 мм и высокой начальной скоростью и массой пули 3,7 г. В результате подписания контракта с армией в 1941 году были проведены научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по 7,92-миллиметровому «короткому пехотному» патрону. В 1941 году завершилась работа с большим количеством опытных образцов патронов, в результате чего для использования был рекомендован 7,92-мм «промежуточный» патрон с длиной гильзы 33 мм, массой пули 8,2 г и начальной скоростью 694 м/с. Так и родился 7,92×33 Kurz!

-6

Первоначальные ТТТ, определившие основные особенности конструкции оружия под «промежуточный» патрон, после исследований 1935-1937 годов были переработаны, и к 1938 году была сформирована концепция программы легкого автоматического стрелкового оружия, призванного заменить ПП, магазинную винтовку и, отчасти, ручной пулемет. Это позволило бы иметь в войсках только две системы стрелкового оружия: автоматическую винтовку и единый пулемёт.

Все эти разработки привели к появлению строгих Тактико-Технических Характеристик (ТТХ) для будущего оружия, установленных HWaA.

18 апреля 1938 года НИБ HWaA подписало контракт с владельцем оружейной компании C.G. Haenel Waffen und Fahrradfabrik (г. Зуль, Тюрингия) — оружейником Хуго Шмайсером, известным по MP 28/II и MP 41, на возглавление разработки автоматического карабина, получившего официальное наименование Mkb (Maschinenkarabin).

В начале 1940 года Шмайсер передал HWaA первый прототип автоматического карабина под «короткий» патрон той самой фирмы Polte. Анализ этого прототипа позволил заложить основные принципы автоматики: отвод пороховых газов из ствола, который впоследствии будет реализован почти во всех штурмовых винтовках послевоенных лет. К 1942-ому году немцы осознали, что газоотводное отверстие в стволе не является критичным недостатком, что позволило им использовать эту схему без опасений (с отсылкой к разработке Gewehr 41).

Проект автоматической винтовки Шмайсера заинтересовал военных, которые оценили её как перспективное оружие. После доработки, которая продолжалась весь 1941 год, компания C.G. Haenel получила заказ на производство пятидесяти прототипов для военных испытаний.

Наряду с компанией Шмайсера, несколько других оружейных предприятий, таких как Carl Walther GmbH, Erma и другие, начали разрабатывать новый тип стрелкового оружия. Walther стремилась к победе, уверенная в своём превосходстве благодаря мощному производству и высокому научно-техническому потенциалу. Однако Walther было предложено использовать систему Mkb Шмайсера в качестве основы.

В короткие сроки был изготовлен первый прототип, представленный офицерам отдела артиллерии и технического снабжения HWaA в начале 1941 года. Несмотря на удовлетворительные результаты на полигоне в Кумерсдорфе, доработка конструкции продолжалась в течение всего 1941 года.

В конце января 1942 года HWaA потребовала от CG Haenel увеличить первоначальный заказ на производство Mkb в 1942 году до 200 единиц, а Walther должна была представить свои автоматические карабины к июлю 1942 года. Обе системы получили название Mkb-42, продукт CG Haenel с индексом «H» — Mkb-42 (H), а образец Walther — Mkb-42 (W).

Сверху — Mkb-42 (H), снизу — Mkb-42 (W).
Сверху — Mkb-42 (H), снизу — Mkb-42 (W).

После демонстрации прототипов Mkb-42 (H) и Mkb-42 (W) на официальной выставке в июле 1942 года руководство Министерства вооружений Германии и HWaA надеялось на скорое завершение разработки обеих моделей. Однако в августе 1942 года HWaA предъявило новые требования к спецификациям, основанные на опыте войны. Перспективное оружие должно было быть многофункциональным: стрелять пулями, использоваться как штык, как приклад и метать гранаты со ствола, как Kar98k. К октябрю ни один образец не был готов.

Небольшие объёмы выпуска никого не устраивали, но рейхсминистр вооружения Альберт Шпеер приказал отправить карабины на Восточный фронт для испытаний в боевых условиях.

-8
-9

В общем, оба образца из-за идентичных требований HWaA имели множество конструкционных сходств друг с другом. Испытания показали, что хоть Mkb-42 (W) был легче, компактнее и лучше сбалансирован, но его сложная автоматика не подходила для использования в неблагоприятных полевых условиях. Mkb-42 (H) был проще и надежнее вальтеровского образца. В результате, HWaA решила отдать предпочтение конструкции Шмайсера, но только после внесения в нее некоторых изменений.

Компания CG Haenel в то же время, когда проводились работы по доработке детища, с февраля по июнь 1943 года продолжала выпускать небольшое количество Mkb-42. Всего до середины 1943 года было произведено около восьми тысяч автоматических карабинов, из которых примерно 2800 — Mkb-42 (W) и 5200 — Mkb-42 (H). А благодаря поддержке рейхсминистра Шпеера в июне того же года модернизированное оружие под обозначением MP 43 (Maschinenpistole-43. Пистолет-пулемет, да-да. Почему так? Да просто нужно было обмануть кое-кого недовольного, чтобы он ничего не заметил. Гитлера, который был категорически против нового образца оружия, считая, что куча винтовочных патронов на складах Рейха станут никому не нужны, поэтому Шпеер сделал такой финт ушами, правду о котором Алоизович узнал только через два месяца).

А немецкие военные-то уже признали эффективность (не без грехов) MP 43 и его боеприпасов. Новое оружие значительно повысило огневую мощь пехотных подразделений и снизило потребность в использовании ими легких пулеметов для огневой поддержки. Вот генералы СС думали так же, поэтому в своих первых отчетах попросили Фюрера разрешить немедленное массовое производство этого агрегата. Правда, солдаты говорили еще о том, что к оружию обязательно должна прилагаться логистика, способная обеспечить его стрельбу соответствующим количеством патронов, но про это скромно умалчиваем.

К нашим образец Шмайсера также попадал, как неудивительно.
К нашим образец Шмайсера также попадал, как неудивительно.

Младший капрал Шёнеберг, 7 августа 1943 года:

Что касается использования MP-43(A) в обороне. Испытание прошло очень хорошо и превзошло карабин 98k. Поскольку противник в большинстве случаев находится на расстоянии не более 300 м, вы можете сражаться с ним с помощью MP-43(A). Наличие одиночной стрельбы дает возможность производить прицельные выстрелы.
… В то время как с Karabiner 98k вам нужно перезаряжать оружие после каждого выстрела, вы можете сделать 30 выстрелов без перезарядки. Это увеличивает огневую мощь группы и затрудняет подход врага к нашей позиции. Перезарядка магазинов не занимает больше времени, чем зарядка карабина.
… Если Karabiner 98k будет заменен на MP-43, было бы целесообразно ввести больше винтовок с оптическим прицелом, чтобы можно было эффективно бороться с противником даже на расстоянии более 300 м.
6 октября 1943 года, попытка убедить Гитлера в порядочности новоиспеченного ствола. На столе Mkb-42(H) и MP-43. Слева министр вооружений Шпеер, прямо за ним, похоже, Гудериан. Круглолицый и в шляпе неизвестны, далее Карл Вольф, Алоизович, за ним дъютант Отто Гюнше и Карл Зеннер, начальник отдела снабжения главного офиса СС. Ну и, самый правый, Фридрих Киттель.
6 октября 1943 года, попытка убедить Гитлера в порядочности новоиспеченного ствола. На столе Mkb-42(H) и MP-43. Слева министр вооружений Шпеер, прямо за ним, похоже, Гудериан. Круглолицый и в шляпе неизвестны, далее Карл Вольф, Алоизович, за ним дъютант Отто Гюнше и Карл Зеннер, начальник отдела снабжения главного офиса СС. Ну и, самый правый, Фридрих Киттель.

В общем, Гитлер под всеми просьбами не мог не разрешить запуск столь расхваленного образца вооружения в производство. Приняв на вооружение MP 43, его развитие не заставило себя ждать. Например, разработали снайперский MP-43/1, на который установили фрезерованное крепление для четырехкратного прицела ZF-4, а также инфракрасные прицелы ночного видения Zielgerät 1229 Vampir.

-12

6 апреля 1944 года верховный главнокомандующий ВС Рейха издал приказ, посвященный системе стрелкового оружия вермахта, в котором MP 43 переименовали в MP 44, при том, что никаких нововведений не было. Осложнение военной ситуации привело к тому, что в октябре 1944 года Гитлеру пришлось издать еще один приказ, согласно которому MP 44 теперь назывался наконец-таки StG 44 (Sturmgewehr). Новое (правильное) название стало более точно отражать роль и основное назначение этого оружия в бою, хотя изначально оно было введено для поднятия духа войск. В конструкцию автомата не было внесено никаких изменений, за исключением штампа.

-13

Штурмгеверы находились в первую очередь в руках отборных войск — моторизованных подразделений и формирований вермахта и полевых войск СС. А их история применения не закончилась с падением Третьего Рейха. После войны они с 1948 по 1956 год состояли на вооружении казарменной полиции ГДР, а в 1945–1950 годах — воздушно-десантных войск Югославской народной армии.

-14

Ну и про непосредственное наследие: в конце 1944 года немецкий конструктор Людвиг Форгримлер спроектировал экспериментальную винтовку StG 45(M). Но поражение Германии в войне не позволило завершить разработку штурмовой винтовки.

Sturmgewehr 45 (M)
Sturmgewehr 45 (M)

После войны Форгримлер переехал в Испанию, где устроился в конструкторское бюро оружейной компании CETME. В середине 1950-х на основе своей конструкции StG 45 Людвиг создал штурмовую винтовку CETME Model A.

Через какое-то время появилась Model B…
Через какое-то время появилась Model B…

-17

В 1957 году лицензию на автоматическую винтовку CETME приобрела немецкая компания Heckler & Koch. Данная компания была основана в 1948 году тремя бывшими инженерами всё того же разрушенного завода Маузер в Обендорфе. Основываясь на CETME, немецкая компания создает винтовку H&K G3, которая поступает на вооружение Бундесвера в 1959 году.

-18

Конечно, винтовки CETME, H&K G3 и другие их современники в наше время являются устаревшими, но стоит признать немалую заслугу немецких инженеров в толчке развития многих образцов стрелкового оружия. Людвиг Форгримлер вернулся в Германию в конце 1950-х годов и вновь стал работать в компании «Маузер». До своей смерти в 1983 году получил еще ряд патентов на свои изобретения. А всё началось с хотелки немецких военных совместить пистолетный и винтовочный патрон!

Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте

Телеграмм канал Альтернативная История

Читайте также:

Вячеслав Шпаковский. Sturmgewehr 44. Проверка на жизнеспособность концепции - Альтернативная История
Вячеслав Шпаковский. «Штурмгевер» на войне - Альтернативная История

Источник: https://alternathistory.ru/shturmgever-sturmgewehr-stg-44-otecz-vseh-shturmovyh-vintovok/

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉

Хобби
3,2 млн интересуются