Найти в Дзене
АВТО ПОЧЕМУЧКА

Зачем в этих советских машинах делали деревянный пол

Оглавление

С появлением первого общественного транспорта в СССР, а такая техника была запущена еще в начале 20-х годов, назрел сложный вопрос о том, как наладить выпуск некоторых типов машин в таком количестве, чтобы полностью решить проблему.

В связи с нехваткой металла, а особенно листового, некоторые части машин, такие как каркас салона, пол и отсеки для груза изготавливались из дерева.

До начала Великой Отечественной войны это было далеко не редким явлением, хотя все понимали, что дерево не могло обеспечить длительный период эксплуатации без замены элементов.

Решить проблему долговечности и безопасности помогли новые послевоенные технологии, позволяющие использовать алюминий и другие виды металлов.

Интересным фактом является то, что в начале 70-х годов некоторые автопредприятия, а точнее Рижский завод микроавтобусов (РАФ) решил возродить старые технологии, при этом, это был не откат в прошлое, а внедрение новых технологических решений.

Все начиналось с того, что латышские инженеры просто решили провести некий эксперимент по смешиванию материалов при создании новой модели микроавтобуса РАФ-2203.

Разумная экономия, возврат в прошлое или новый технологический вариант

Вот здесь крайне сложно объяснить решение прибалтийских инженеров в отношении использования древесных пород для изготовления пола в модели микроавтобуса, который в большинстве своем предназначался для эксплуатаций в различных учреждениях.

-2

Некоторые зарубежные компании в то время уже применяли различные материалы из поливинилхлоридов, волокна которых не подвергались коррозийным и механическим разрушениям.

Главной проблемой для советского автопрома являлось то, что в СССР заводов, которые бы могли заняться выпуском такой продукции, на тот период еще не было, а покупать такие настилы экономически было не целесообразно.

Конструкторы завода в Риге решили попросту использовать деревянные доски из пород дерева, прекрасно понимая, что эту проблему предприятие может решить самостоятельно, не привлекая чиновников из министерства.

-3

Но дело, оказывается, было не только в экономии и тем более удивительно это осознавать сейчас, когда автопромышленность использует самые новейшие технологии.

Прибалтийцы, а они явно подстраховывались от насмешек, внимательно изучили свойства пород, из которых решились изготавливать настил. «Бакелитовая фанера» это по своей сути спрессованный березовый или сосновый шпон, смешанный с бакелитовой смолой.

Идея использования фанеры этого типа для автомобилестроения была абсолютно новой, так как ранее ее применяли только в строительной сфере.

-4

Прессованные под воздействием высоких температур листы фанеры отличаются не только высокой антикоррозийной особенностью, но и противостоянием к значительным механическим нагрузкам.

Но и это еще не все: такой материал значительно легче обычных фанерных листов, и металла, который рано или поздно начнет ржаветь.

Американец Лео Бакеланд, химик по образованию, сам того не предполагал, что его изобретение получит такую широкую известность, так как он изначально пытался решить проблему замены природной смолы, которая использовалась в строительной сфере.

Химик разработал способ, который был намного выгоднее экономически, при этом усовершенствовав смолу до невероятных качеств.

Почему опыт прибалтийцев так и не решились внедрить другие предприятия

Кроме Рижского автозавода выпуском микроавтобусов занимались и другие предприятия, ереванский и ульяновский заводы.

В этом случае у инженеров также были сложности с решением вопроса долговечности напольного покрытия, хотя здесь опыт прибалтийцев ничему не научил.

«Буханки» и «уазики» буквально после нескольких лет эксплуатации требовали капитальных ремонтов пола после даже незначительного периода в условиях эксплуатации отсутствия дорог.

В некоторых случаях днище «латали» листами из металла, но не редко его полностью меняли, что забирало много времени на ремонт.

Буквально через 5-7 лет проблема снова давала о себе знать, но ремонты уже были намного усложнены тем, что элементы каркасной части также требовали замены.

-5

На «рафиках» с напольным покрытием из спрессованной и пропитанной лаком древесины в этом плане проблем практически не было, разве что время от времени приходилось обновлять линолеум.

Даже сейчас, когда в «живых» остается все меньше и меньше машин, изготовленных еще в период существования СССР, у большинства рижских микроавтобусов целостность пола практически полностью сохраняет свои технологические характеристики.

Вот и думай теперь, как сумели прибалтийцы тогда, еще в период ушедшего навсегда социализма, разгадать секрет долголетия материала, использование которого изначально вызывали недоверие и недоумение.