Предисловие редакции: Двухместный спортивный самолет Gotha Go 150 должен был стать «народным самолетом» и быть «более дешевым, чем мощный туристический автомобиль». Но с началом Второй Мировой войны все надежды рухнули. В 1944 году Go 150 использовался в качестве экспериментального самолета для исследовательской программы изучения инфракрасного спектра длин волн (программа Ultrarot). Об испытаниях рассказывает Андреас Мецмахер (Andreas Metzmacher).
С 1941 года Йенский университет владел собственным аэродромом в Шёнглайна (Schöngleina), который использовался для обучения планеризму. Однако в Йенском университете аэродром использовался не только для планеризма. Метеорологический институт, возглавляемый профессором Генрихом Зидентопфом (Prof. Heinrich Siedentopf), также использовал этот аэродром для испытательных полетов с целью наблюдения за погодой. С 1942 года аэродромом Шёнглайна приобрел военное значение. Потому что командование немецких ВВС поручило профессору Зидентопфу провести работы по новому исследовательскому проекту.
Возглавляемый им Метеорологический институт должен был провести серию исследований по метеорологической оптике, то есть измерять видимость воздушных целей и звезд в дневном небе. Для этого на аэродроме будет создана обсерватория для измерения радиации. Однако на тот момент данный проект, вероятно, не имел абсолютного приоритета. Военно-воздушные силы оказывали Метеорологическому институту в значительных финансовых средствах, в результате чего реализация проекта откладывалась на все более поздние сроки. Однако профессор Зидентопф не сдавался, и ему удалось получить финансирование под проект с загадочным названием «Физика Солнца».
Программа «Инфракрасное излучение»
В 1944 году командование немецких ВВС дало программе наивысший приоритет. Под давлением ситуации на фронтах оно теперь поддерживало исследования профессора Зидентопфа. Стимулом для принятия такого решения была перспектива более быстрого обнаружения самолетов противника. Работы повелись по сверхсекретной исследовательской программе, получившей название «Инфракрасное излучение». Инфракрасное излучение – электромагнитное излучение, занимающее спектральную область между красным концом видимого света (с длиной волны λ = 0,74 мкм и частотой 430 ТГц) и микроволновым радиоизлучением (λ ~ 1-2 мм, частота 300 ГГц). Объектом работы профессора Зидентопфа были так называемые инфракрасные А-лучи, которые непосредственно примыкали к видимому излучению. Данная программа не была локальным проектом Йенского университета, а программой, которую курировало Управлением вооружений с целью разработки преобразователей изображения, разведывательного оборудования, навигационных устройств и приборов ночного видения. Помимо Йенского университета в программу были включены другие исследовательские институты, а также промышленные предприятия, такие как Carl-Zeiss Jena.Основная часть экспериментальных полетов и измерений проводилась на высотах более 10000 метров и на испытательном полигоне Люфтваффе в Айнринге (Ainring), недалеко от горы Цугшпитце, Бавария. Профессор Зидентопф также несколько раз посещал полигон Айнринг для согласования планов.
«Возвращение домой» в Йену
В 1944 году профессор Зидентопф планировал провести серию испытательных полетов. Носителем измерительной аппаратуры в этих полетах стал базировавшийся на аэродроме Шёнглайна легкий самолет Gotha Go 150. Пилот также был найден довольно быстро, поскольку вспомнили своего старого приятеля. Когда в октябре 1939 года штудиенрат Франц Хеннинг (Studienrat Franz Henning) устроился в Йенский университет на должность заведующего кафедрой авиации, он взял с собой из Мюнстерского университета в Йену руководителя мастерской и инструктора по планеризму Карла Гейсбе (Karl Geisbe). Однако работа Гейсбе в Йене продолжалась недолго: в мае 1940 года 30-летнего Карла Гейсбе вместе с Францем Хеннингом призвали в ВВС. Однако после мобилизации выяснилось, что Франц Хеннинг был дальтоником. Хеннинга демобилизовали и отправили обратно в университет, но он продолжал поддерживать связь со своим бывшим коллегой Карлом Гейсбе. В Люфтваффе Гейсбе прошел обучения на парашютиста-десантника и был задействован в качестве пилота грузового планера; он выполнял задачи снабжения, летая на DFS 230, Me 321 Gigant и Go 242.
10 мая 1944 года Карл Гейсбе неожиданно получил документы о демобилизации. По всей видимости Йенский университет оказал свое влияние и через Имперское министерство образования Reichserziehungsministerium – REM) вернул себе ценного специалиста. После того, как Гейсбе в своем родном городе Зосте получил свои 50 рейхсмарок, бывший фельдфебель Люфтваффе оказался на своем старом месте работы в Йене.
Первый полет Карла Гейсбе на Go 150 состоялся 19 мая 1944 года. Сначала профессор Зидентопф хотел лично убедиться в характеристиках машины и в первую очередь насколько высоко может подняться этот самолет. Предпосылки были неплохими: машина, оснащенная двумя маломощными 50-сильными двигателями Zündapp Z 9-092 удерживала за собой международный рекорд высоты полета в своем классе – 800 метров. Дальность полета 800 километров, комфорт и хорошие условия обзора из кабины также говорили в пользу Go 150.
Испытательные полеты вдоль автомагистрали
В проеме фюзеляжа шириной 20-40 см были размещены измерительные приборы, о составе и функционировании которых пилот всегда оставался в неведении. По всей видимости самолет был оснащен оборудованием компании Carl-Zeiss Jena. Согласно информации, которая, вероятно, была придумана немецкими спецслужбами и которая была сообщена Карлу Гейсбе, в испытательном полете ему предстояло проверить
«образование полос»
в прицельных приспособлениях для артиллерии, поскольку компания Carl-Zeiss Jena уже много лет выпускала оборудование для артиллерии.
С целью ускорения опытно-конструкторских работ Карл Гейсбе в Финове, Бранденбург, получил второй самолет – прошедший капитальный ремонт учебный самолет Focke-Wulf Fw 44 Stieglitz. Однако профессор Зидентопф никогда не летал на этом Fw 44. Свои эксперименты он проводит исключительно на комфортном Go 150. Двум научным помощникам профессора Зидентопфа, доктору Хайнцу Ретеру (Dr. Heinz Raether) и доктору Фрицу Висшаку (Dr. Fritz Wisshak), пришлось довольствоваться полетом в открытой кабине учебного самолета Focke-Wulf Fw 44 Stieglitz.
Затем испытательные полеты проводились вдоль магистралей, ведших к Гере, Айзенаха и плотине Заале или же над большими лесными массивами. В целом полеты проходили «спокойно». Известный своей нелюдимостью профессор Зидентопф сообщал только о самом важном. Снова и снова они пролетали над горой Вальперсберг (Walpersberg), недалеко от Калы (Kahla). За очень короткое время произошли огромные изменения. Вокруг горы строились дороги, мосты и барачные лагеря. Вершина горы, покрытая густым лесом, была вырублена. Здесь в самых примитивных условиях работали подневольных рабочих, военнопленных и лиц, привлеченных к отбыванию трудовой повинности. Но самые большие изменения происходили незаметно для Гейсбе и Зидентопфа внутри горы. Здесь создавалась огромная система штолен. Защищенные от бомбардировок союзников, эти штольни были предназначены для производства боевых самолетов с высокими летными характеристиками. С мая 1944 года этот завод носил название REIMAHG (Reichsmarschall Hermann Göring – Рейхсмаршал Герман Геринг). Завод являлся частью национал-социалистического фонда Wilhelm Gustloff Stiftung (фонд Вильгельм Густлофф), которому, в частности, принадлежала компания Simson из Зуля. Этим фондом руководил лично гауляйтер Тюрингии Фриц Заукель, который также являлся генеральным уполномоченным по трудоустройству по всей территории Германии. С июня фонд Густлоффа владеет заводом AGO (Apparatebau GmbH Oschersleben) в Ошерслебене, который по лицензии выпускал истребители Fw 190 и неоднократно становился объектом воздушных налетов союзников. Фриц Заукель планировал полностью перевести производственные мощности AGO в защищенные от бомбардировок штольни. Однако истребители Fw 190 никогда не выпускались компанией REIMAHG. К февралю 1945 года взлетно-посадочную полосу компании REIMAHG покинула 26 реактивных истребителей Me 262.
Альтернативным аэродромом для компании REIMAHG, по всей видимости, стал аэродром Йенскогог университета Шёнглейна. Когда полетов не было Карл Гейсбе посвящал себя расширению стартовой площадки или обучению планеризму.
Во время испытательного полета под Айзенахом возникла критическая ситуация, когда Go 150 профессора Зидентопф и Гейсбе был обнаружен американским истребителем. Однако управляемый Карлом Гейсбе Go 150 смог пролететь на малой высоте над Тюрингским лесом и оторваться от преследователя.
Окончание войны в Йене
Зимой 1944-45 годов было совершено очень мало полетов. Последний испытательный полет легкого самолета Go 150 состоялся 16 марта 1945 года. В апреле американские войска заняли Тюрингию. Бежавшие от налетов истребителей-бомбардировщиков подневольные работники, возможно из компании REIMAHG, встретили Карла Гейсбе на аэродроме. Они потребовали еды и инструктаж по пилотированию, чтобы они смогли улететь на Go 150 домой. Гейсбе дал им поесть, но отказался передавать самолет. Подневольные рабочие ушли ничего не добившись. Конец наступил 16 апреля, когда американцы захватили Йену. Проезжающие по аэродрому Шёнглейна танки обнаружили два авиационных ангара. После двух пушечных выстрелов ангары загорелись. Вместе с ангарами сгорели все принадлежавшие Йенскому университету планеры, такая же судьба постигла легкие самолеты Gotha Go 150 и Focke-Wulf Fw 44 Stieglitz. Очевидно, американцам известно и о военном использовании аэродрома, поскольку на нем какое-то время базировалась бомбардировочная эскадрилья на Ju 88.
Еще до того, как в июле 1945 года в Тюрингии сменилась зона оккупации, и советские войска заменили американцев, Карл Гейсбе вернулся в свой родной город Зост, где он проживает до сих пор.
Американцы забрали с собой профессора Генриха Зидентопфа и все результаты его исследований. Неизвестно, нашлось ли им какое-либо практическое применение.
Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте
Телеграмм канал Альтернативная История
Читайте также:
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉