Найти в Дзене
Альтернативная история

Мамонты для Гитлера. Опытные транспортно-десантные планеры Junkers Ju-322 Mammut. Германия

Конец лета и начало осени 1940 года ознаменовались огромной напряженностью в Европе и, пожалуй, во всем мире. Гитлеровская Германия с невероятной легкостью взяла под свой контроль всю Западную Европу, и против нее стояла одинокая Британия, подвергающаяся безжалостным атакам люфтваффе рейхсмаршала Геринга. Однако ход битвы за Британию все более ясно демонстрировал, что хотя мощь Королевских ВВС и была сильно ослаблена и в некоторые периоды времени сводилась к минимуму физических и материальных возможностей, сами Королевские ВВС оставались несломленными. Это серьезно угрожало планируемой воздушной и морской десантной операции Seelöwe (Морской лев), которая должна была – по крайней мере, в планах штаба Гитлера – окончательно уничтожить коварный Альбион. Как и во время первой мировой войны, немецкая пропаганда распространяла лозунг «Gott strafe Engeland!» (Боже, покарай Англию!), и теперь победные кадры кинохроники с действиями бомбардировщиков и подводных лодок сопровождались песней «Den wir fahren gegen Engeland…» (Мы воюем на море против Англии…).

Авиация реальная и альтернативная | Блог альтернативная история | Дзен

Однако эта антибританская кампания имела последствия на противоположной Британии границе Германии. В нарушение договора с СССР Гитлер решил в октябре 1940 года отложить операцию Seelöwe и начать её только после разгрома Советского Союза, который, согласно расчетам фюрера, должен был произойти спустя 18 месяцев. 1 ноября 1940 года Имперское министерство авиации (Reichsluftfahrtministerium – RLM) в рамках подготовки к новой операции Seelöwe выпустило спецификацию на разработку и изготовление гигантских планеров, способных перевозить до двадцати тонн военных грузов. Работа была поручена компаниям Messerschmitt A.G. (Messerschmitt) и Junkers Flugzeug – und Motorenwerke, A.G. (Junkers), которые также получили инструкции по использованию в конструкции планеров нестратегических материалов. У компании Messerschmitt этим нестратегическим материалом были бесшовные трубы производства металлургического завода в Комотау, Судетская область (ныне Хомутов, Чехия), в то время как в компании Junkers это было дерево. Это может прозвучать как глупая шутка: компания, которая на протяжении всего своего существования создавала цельнометаллические самолеты, должна была перейти на дерево.

Программа создания транспортно-десантного планера получила название Warschau (Варшава), которой был придан высокий приоритет из-за запланированной скорой победы на Востоке. Центры разработки обоих конкурирующих проектов были организованы за пределами головных предприятий компаний-конкурентов. Группа разработчиков компании Junkers, возглавлявшаяся главным конструктором компании Junkers Генриха Хертеля и получившая название Warschau-Ost (Варшава-восточный), находились в саксонском городе Мерзебурге (Merseburg). Команда разработчиков компании Messerschmitt, получившая название Warschau- Süd (Варшава-южный), базировались в южногерманском городе Лаупхайм (Laupheim). Одновременно с заказом на разработку был выдан заказ на производство ста планеров. Планер Ju 322 – такое обозначение было присвоено проекту – рождался в муках. Для такого масштабного проекта не хватало качественной древесины. Лаборатория прочностных испытаний браковала одну породу за другой или предлагала значительно увеличить размеры конструктивных элементов для обеспечения требуемой прочности.

По своей концепции планер Ju 322 был похож на созданный в 1929 году четырехмоторный пассажирский самолет G-38. Планер также имел очень толстое крыло с увеличенной средней частью, небольшой фюзеляж, расположенный за крылом и завершавшийся хвостовым оперением. В центроплане имелся собственный грузовой отсек, куда можно было попасть через откинутую вверх переднюю кромку и опущенную вниз аппарель. Планер мог нести 88-мм пушку с боекомплектом, расчетом и тягачом, либо средний танк Pz.Kpfw. IV, либо 140 полностью экипированных солдат и другие подобные грузы. Фактический экипаж планера Ju 322 состоял из шести человек. Планер три оборонительные позиции – две в носовой и одну в хвостовой части, – оснащенные двумя 7,92-мм пулеметами MG 15 или 13-мм пулеметами MG 131. Кабина экипажа была смещена на левый борт за пределы грузового отсека. Для посадки планер должен был использовать две стальные лыжи, во время взлета использовалась многоколесная сбрасываемая тележка. Под носовой частью находились вспомогательные противокапотажные колеса.

схема опытного транспортно-десантного планера Junkers Ju-322 Mammut
схема опытного транспортно-десантного планера Junkers Ju-322 Mammut

Название Mammut (мамонт), которое позже было присвоено планеру Ju 322, было точным. Трудности с деревянными конструктивными элементами привели к постоянному увеличению габаритных размеров, пока, наконец, в Мерзебурге не появился гигант с размахом крыла более 80 метров. Когда Эрнст Удет, глава технического управления RLM, впервые увидел Ju 322, он сразу же выразил сомнения полетит ли вообще этот монстр и как поведет себя, если это чудо произойдет.

Первое разочарование пришло в марте 1941 года, когда проводилась отработка загрузки среднего танка Pz.Kpfw. IV в планер, установленный на 32-колесную тележку. Заезд был сделан под углом, но танк справился. Однако, когда танк остановился в грузовом отсеке, пол под ним проломился. Планер пришлось перепроектировать и усиливать конструкцию, в результате чего масса самолета увеличилась, а масса полезной нагрузки снизилась до12 тонн.

В апреле 1941 года были изготовлены прототипы Ju 322 V1 и V2, и была начата подготовка производственной оснастки на выпуск оставшихся 98 планеров. Летные испытания прототипов были поручены XI авиакорпусу, командование которого организовало специальную группу «Мерзебург» (Sonderkommando Merseburg), в состав которой вошел самолет Junkersem Ju 90 V7 с четырьмя 1700-сильными (1250 кВт) двигателями BMW 801MA. Только эта машина могла поднять в воздух планер с грузом всего 4000 кг. В Мерзебурге в лесу перед взлетно-посадочной полосой был расчищен коридор длиной 5 километров, Ju 90 V7 был соединен с планером Ju-322 V1 с помощью 100-метрового троса толщиной 16 мм.

Двигатели взревели на полной мощности, обе машины внезапно сдвинулись с места, планер приподнялся, шасси отвалилось и не отскочило от земли – у всех перехватило дыхание. Однако планер очень быстро набрал высоту, немного превзойдя по высоте самолет-буксировщик и почти догнав его. Когда возникла опасность, что самолет-буксировщик будет введен в пикирование поднимающимся планером, то пилот Ju 90 V7 отцепил Ju-322 V1. Планер достиг деревни Блёзиен (Blösien; если это название правильно записано в литературе), где успешно сел на свои лыжи. У этой деревни планер был кем-то сфотографирован, и это единственный, хотя и не качественный снимок Ju-322 V1.

опытный транспортно-десантный планер Junkers Ju-322 Mammut. Снимок airwar.ru
опытный транспортно-десантный планер Junkers Ju-322 Mammut. Снимок airwar.ru

возможный облик первого прототипа транспортно-десантного планера Junkers Ju-322 V1. Планер был полностью окрашен в кремовый цвет RLM 05 (Lasur), предназначенный как для серийных, так и для экспериментальных безмоторных самолетов. Некоторые данные свидетельствуют о том, что первый прототип Junkers Ju-322 V1 проходил испытания без нанесенной окраски, в то время как другие утверждают, что все поверхности планера были окрашены в серо-зеленый цвет RLM 02 (Grau) или светло-голубой цвет RLM 65 (Hellblau)
возможный облик первого прототипа транспортно-десантного планера Junkers Ju-322 V1. Планер был полностью окрашен в кремовый цвет RLM 05 (Lasur), предназначенный как для серийных, так и для экспериментальных безмоторных самолетов. Некоторые данные свидетельствуют о том, что первый прототип Junkers Ju-322 V1 проходил испытания без нанесенной окраски, в то время как другие утверждают, что все поверхности планера были окрашены в серо-зеленый цвет RLM 02 (Grau) или светло-голубой цвет RLM 65 (Hellblau)

Возвращение планера в аэропорт базирования было драматичным. Для этого пришлось соорудить импровизированный переезд через железнодорожную ветку, проходившую между деревней и аэропортом, планер был поднят на стартовую тележку и два танка потащили его назад. На перевозку потребовалось 14 дней. Тем временем в Мерзебурге было перепроектировано хвостовое оперение и были подготовлены другие необходимые модификации, но в ведомстве Эрнста Удета пришли к мнению, что у Ju-322 нет шансов, тем более, что программа конкурента «мамонта» – планера Messerschmitt Me 321 Gigant – продвигалась без проблем. В мае 1941 года работы группы инженеров Warschau-Ost были прекращены.

гипотетический вариант боевого применения транспортно-десантных планеров Junkers Ju-322 Mammut
гипотетический вариант боевого применения транспортно-десантных планеров Junkers Ju-322 Mammut

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Junkers Ju-322 Mammut

Назначение: транспортно-десантный планер

Статус: прототип

Компания-производитель: Junkers Flugzeug – und Motorenwerke, A.G., Дессау, дочернее предприятие в Мерзебурге

Экипаж: 6 человек

Размеры:

размах крыла 82,35 м
длина 39,50 м

Летные характеристики:

расчетное коэффициент планирования 1:50

Количество изготовленных: 2 экземпляра

Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте

Телеграмм канал Альтернативная История

Читайте также:

Экспериментальный планер Lippisch DM 1. Германия - Альтернативная История
Опытные транспортно-десантные планеры Bristol XLRQ-1. США - Альтернативная История

Источник: https://alternathistory.ru/mamonty-dlya-gitlera-opytnye-transportno-desantnye-planery-junkers-ju-322-mammut-germaniya/

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉