Найти в Дзене

«Смелые темы в нестандартной графике»: манга-журнал Hibana. Яркая и короткая история

Продолжаем расширять представление о японской поп-культуре благодаря рубрике «Разборы», где в этот раз Юля Тарасюк рассказывает о журнале-вспышке Hibana, который, впрочем, оставил след и в сердцах читательниц/читателей, и в индустрии. Журнал Hibana (яп. «вспышка», «искра») вполне соответствует названию. Он действительно зажегся ярким всполохом на рынке манги в 2015 году, но очень быстро угас, просуществовав всего пару лет. Когда журнал манги вдруг закрывается по разным причинам, его сотрудники могут перетекать в другие редакции, а то и создавать нечто совершенно новое. Так вышло и в случае Hibana — попытки старой команды легендарного журнала IKKI, прославившегося в 2000-е, сделать яркое и нестандартное издание. Разножанровое и ориентированное сразу на две аудитории — женщин (дзёсэй) и мужчин (сэйнэн). Вообще изначально журнал можно отнести к направлению, ориентированному на взрослую мужскую аудиторию. Однако сегодня мало кого можно удивить тем, что в подобных изданиях активно выходит м

Продолжаем расширять представление о японской поп-культуре благодаря рубрике «Разборы», где в этот раз Юля Тарасюк рассказывает о журнале-вспышке Hibana, который, впрочем, оставил след и в сердцах читательниц/читателей, и в индустрии.

Журнал Hibana (яп. «вспышка», «искра») вполне соответствует названию. Он действительно зажегся ярким всполохом на рынке манги в 2015 году, но очень быстро угас, просуществовав всего пару лет.

Когда журнал манги вдруг закрывается по разным причинам, его сотрудники могут перетекать в другие редакции, а то и создавать нечто совершенно новое. Так вышло и в случае Hibana — попытки старой команды легендарного журнала IKKI, прославившегося в 2000-е, сделать яркое и нестандартное издание. Разножанровое и ориентированное сразу на две аудитории — женщин (дзёсэй) и мужчин (сэйнэн).

Вообще изначально журнал можно отнести к направлению, ориентированному на взрослую мужскую аудиторию. Однако сегодня мало кого можно удивить тем, что в подобных изданиях активно выходит манга за авторством женщин, а читательская аудитория довольно разнообразна. Например, история о воспитании котенка «Милый дом Ти» в России часто позиционируется как произведение для детей, но в Японии она выходила в сэйнэн-журнале Morning. Вот и читатели Hibana — наряду с авторами — люди очень разные, но объединенные любовью к хорошим историям, разжигающим в сердце огонь.

-2

Когда закрылся IKKI, известный экспериментальными и разножанровыми работами, часть незаконченных серий переехала именно в Hibana. Например, «Дорохэдоро» Кю Хаясиды и «Два пахана» Нацумэ Оно — хедлайнеров журнала.

На соседних страницах печатались совершенно разные, но очень яркие и современные художники. Некоторые авторы, например, уже были известны в сегментах дзёсэй и сёдзё. Или можно было встретить мастодонтов, вроде Инио Асано («Спокойной ночи, Пунпун» и «Соланин») или Акико Хигасимура («Принцесса-медуза», «Бла-бла-бла»). Асано даже нарисовал цветную мангу-буклет «Герои» для первого номера Hibana, а Хигасимура выпускала здесь «Снежный цветок тигра» — историческую фантазию, где известный воин Уэсуги Кэнсин на самом деле был женщиной.

Жанры тоже отличались разнообразием: приключения, спокон, комедия, романтика, историческая драма, фэнтези… Порой работы в журнале сильно отличалась друг от друга по настроению и графике. Так, «А вот ты» (Anta saa) Ёсиды Ренессанс — мрачная история о секс-работнице, которая пытается рисовать мангу и испытывает проблемы в отношениях с младшим братом. В то же время «Прыжок Аканэ» Юки Исои — светлый и жизнерадостный спокон о юной девушке, которая распрощалась с футболом, но открыла для себя бадминтон. Оба произведения — невероятно стильные и, несмотря на разницу в жанрах, отлично смотрятся в одном журнале.

-3

Можно сказать, что Hibana был журналом для тех, кто следит как за яркими опытными авторами, так и за новичками. Именно благодаря этому изданию, прославился, например, Юта Нисио, чья манга «После закрытия» о клубной жизни ночного Токио, где сочетались юри и повседневность, быстро привлекла внимание новых читателей.

Редакция журнала одной из первых начала проводить международные конкурсы манги, победители которых получали возможность запустить на страницах издания новую серию. Печататься рядом с главными звездами миров сэйнэна и дзёсэй — ну разве не мечта? Именно так в Hibana появилась изящная фантастическая манга «Возраст голубой розы» за авторством Антэнны Ниу Ю из Тайваня.

К сожалению, Hibana просуществовал лишь до 2017 года. Сказались немейнстримная ориентация, «переезд» большинства изданий в онлайн и вообще кризис бумажных журналов (в то время многие закрывались, особенно нишевые).

-4

Первый номер украшала героиня «Снежного цветка тигра» Хигасимуры — она же появилась на обложке самого последнего номера. Редакция была расформирована, часть работ переехала в онлайн, остальные — по другим журналам издательства «Сёгакукан» (Shogakukan). Однако всего через несколько лет разные медиа продолжили эксперименты, которые активно продвигала редакция Hibana: смелые темы в нестандартной графике и смесь сёдзё, дзёсэя и сэйнэна на страницах одного издания. Правда, чаще уже в веб-формате.

Что почитать:

  1. «Снежный цветок тигра» (2015-2020) Акико Хигасимура
  2. «Сумеречные убеждения» (2015-2018) Юки Каматани
  3. «Потаенное тепло» (2015-2018) Аяко Нода
  • Все переведенные интервью можно прочитать тут
  • Если хотите поддержать «Покебол», будем рады донату или подписке на бусти, где тоже есть обзоры, интервью и стримы
Манга
5091 интересуется