Остров Крит после падения Минойской цивилизации и вторжения дорийцев в XI веке до нашей эры был беден и в классическую античность известен прежде всего как поставщик наемных лучников (то есть легких бойцов, чье снаряжение было гораздо дешевле, чем у гоплитов). Самым значительным событием за полтора тысячелетия стало необычайно разрушительное землетрясение 365 г., усугубившее сельский характер Крита. Однако остров, на котором, по античному мифу, родился Зевс, имел большое стратегическое значение.
От дорийцев у критян местами осталась высокая по греческим меркам доля людей со светлыми волосами (до 5% согласно исследованиям антрополога Ариса Пуляноса) и глазами (15% серых и голубых глаз - больше только в Македонии, где со Средневековья значительна славянская примесь).
В 824-827 гг. остров завевала группа испанских арабов, которая создала собственный Критский эмират, долго терзавший побережья Эгейского моря. Первая попытка отвоевать его в 947 г. провалилась. Лишь в 960-961 гг. стратиг Никифор Фока, будущий император, отбил остров у мусульман. Он оставил на там 12 архонтов, своих соратников, которые составили высшую знать Крита - среди них были основатели фамилий Каллерги (боковой ветвью которых являются Бакоянни и Каллерги-Куденхове), Скордили, Калогери, Дамаскопули и др.
В 1204 г. Константинополь пал, и Византийская империя была разделена между франкскими синьорами и Светлейшей Республикой Венецией. Одним из наиболее ценных приобретений последней стал остров Крит, который итальянцы называли, как и его столицу Ираклеон, Кандией.
Венецианцы, заняв основные порты, к 1207 г. договорились с архонтами, и в итоге те признали их верховную власть, но при этом внутренние районы острова продолжали жить по византийским установлениям.
Показательный случай произошел в 1319 г. в горах на западе Крита, когда там разгорелось Восстание Златовласки (επανάσταση της Χρυσομαλούσας).
Офицер, командующий венецианским укрепленным постом на месте нынешней деревни Хора Сфакион, капитан Копулетти, увидел светловолосую девушку из архонтского клана Скордили, которую звали Хризомалуссой - Златовлаской. То ли он был новичок и не знал свирепости местных нравов, то ли обезумел от необычайной красоты блондинки, но начал домогаться к ней, и непонятно, насколько далеко зашёл (предания говорят только о поцелуях), но помимо прочего отрезал её косу, которую принес в крепость, где нес службу, как доказательство любовного успеха. Разъяренная родня пострадавшей совершила внезапную атаку, перебив всех собак-латинян в гарнизоне (самого Копулетти и 18 его солдат). Скордилисы отрезали 19 голов за 1 отрезанную косу и вернули в семью золотые волосы.
Венецианские власти, вспомнив Сицилийскую вечерю 1282 г., решили наказать мятежников, укрывшихся в горных лесах, и после этого полтора года шла война, состоявшая из взаимных набегов. Остановили её посредники из семейства архонтов Каллерги. Хризомалусса Скордили же, несмотря на уговоры родителей и жениха, предпочла стать монахиней-отшельницей.
В разных частях острова по разным причинам и поводам греки неоднократно восставали против латинян, и поэтому когда в 1645-69 гг. разразилась Кандийская война и в 1648 г. на остров вторглись турки, то большой помощи от коренного населения венецианцы не получили. 21год держалась крепость Кандии в Ираклионе, снабжаемая венецианским флотом, но в 1669 г. она пала, и остров от Венецианской республики перешел Османской империи.
Хотя отношения греков и латинян не сводились только к вражде - за пределами Греции самым известным критянином после Минойской эпохи является Доминико Эль Греко Теотокопулос (1541-1614), привнесший в искусство барокко традиции византийской иконописи.
Кроме, пожалуй, Аргентины - там наиболее известен Димитриу Митропулос, которого испанцы называли Родриго Митре, один из основателей лаплатской Кордовы в 1573 г. и предок Бартоломе Митре (1821-1906), президента Республики в 1862-68 гг., железного либерала, окончательно объединившего страну, победоносного участника Парагвайской войны.
Однако когда власть Порты укрепилась, на острове началось массовое обращение островитян в ислам. Нигде больше, кроме может быть Малой Азии, оно не было настолько масштабным. К середине XVIII века мусульманами была 1/3 жителей острова, причем переселения из Анатолии были незначительны, вследствие чего основным языком остался греческий. Зато на остров через Египет привозили черных рабов и рабынь из Судана и Эфиопии, которых покупали богатые мусульмане в прибрежных городах.
Кого-то из новообращенных привлекали налоговые льготы, кого-то карьерные перспективы, кого-то очаровал сам успех турок. Но чем больше критян обращались в ислам, тем хуже становились их отношения с земляками, сохранившими верность христианству. В 1770-71 гг. православные островитяне приняли активное участие в Орловском восстании - в поддержку русского флота братьев Орловых. Но русские уплыли, а на греков обрушились репрессии - лишь Сфакья, родина Хризомалуссы, отбилась.
Когда в 1821 г. началась Греческая война за независимость, то православное население Крита также восстало, и овладело большей частью острова, но в 1824 г. там высадилась регулярная египетская армия под командованием Ибрагима-паши, приемного сына правителя Египта Мухаммеда Али, которая к 1825 г. подавило мятеж, после чего переправилась на Пелопонесс.
В награду за помощь султан Махмуд сделал Крит владением Мухаммеда Али. После очередного восстания 1828-33 гг. египетское правительство отменило большинство ограничений прав христиан. Однако в 1840 г. Египет после очередного конфликта с Портой лишился всех владений за пределами Африки, и Крит вернулся под прямое управление султана. Хотя с 1839 г. в Османской империи началась эпоха реформ Танзимата, но турецкие реформы поначалу шли куда медленнее египетских. В 1841, 1854 (в связи с началом Крымской войны) и 1858 г. критские греки снова восставали. По итогам последнего бунта христиане получили право ношения оружия и расширение сферы применения юрисдикции христианских судов.
Однако расширение прав христиан и повышение их благосостояния вызывало недовольство критских мусульман, доля которых в населении острова (около 200 тыс. человек) была сопоставима с долей мусульман в населении Боснии, Косово, Кипра и Ливана.
Впрочем, доля эта начала в середине XIX века быстро сокращаться. Как отмечено у Karpat, K.H. (1985). Ottoman population, 1830-1914: demographic and social characteristics. Madison, Wis: University of Wisconsin Press. p. 70:
Численность немусульманского населения после 1830-х годов росла довольно быстрыми темпами — вероятно, на 2% в год; численность мусульманского населения сократилась или осталась прежней.
Христиане, особенно греки, были более психологически готовы к модернизации и имели возможность официально откупаться от воинской службы. Мусульмане несли всю тяжесть воинской повинности, а вот воспринять модерн поначалу была готова только тонкая прослойка европейской по происхождению стамбульской элиты. К тому же мусульмане больше несли издержки, связанные с разорением местных производителей из-за экспансии фабричных товаров с Запада.
На Крите пшеничные поля вытеснялись оливковыми и фруктовыми рощами, и остров превращался в поставщика сухофруктов и оливкового масла на европейский рынок. Основную роль в торговле с западными странами играли греческие, армянские, еврейские и левантийские посредники, занявшие позицию полупериферии. Именно они больше всего выигрывали от расширения международной торговли. Богатые негоцианты спонсировали школы, больницы, театры и приюты для единоверцев, а равно и предпочитали иметь дела с людьми своей общины. Все это вело к повышению благосостояния христиан в целом и делало их образованную элиту все более все более требовательной в отношении своих политических прав.
В 1866 г. на Крите началось новое восстание, которое называли "Вторым 1821 годом". Начало революции было официально объявлено 21 августа 1866 года в Аскифу, Сфакья.
Одним из лидеров восстания стал Киракос Венизелос, коммерсант и политик из Ханьи, правнук бежавшего на Крит в 1771 г. купца из Мистры на Пелопонессе, участника Орловского восстания, сын активного участника восстаниий 1820-х гг, по матери и бабушке связанный с видными семьями острова.
Греческое королевство выразило свою симпатию восстанию, как и некоторые другие европейские страны. В Соединённых Штатах Америки также развилось движение филэллинов, которое проявилось в отправке денег и оружия для поддержки Критской революции. Революционерам первоначально удалось взять под контроль сельскую местность острова. Однако Порта начала переброску войск на стратегически важный остров.
8 ноября османские войска осадили монастырь Аркади, который также был штаб-квартирой революционеров. Помимо 259 бойцов, в монастыре нашли убежище 700 женщин и детей. После нескольких дней боёв османские войска прорвали оборону и вошли в монастырь. Настоятель погиб, сражаясь на крепостных валах. В этот критический момент Костис Гьямбудакис взорвал пороховой погреб, и монастырь превратился в горящие руины. Эти события получили название Всесожжение (ολοκαυτώματος, холокост) Аркади.
Международное возмущение, достигшее даже Америки, вынудили султана Абдул-Азиза (1861-1876) изменить свою политическую позицию. Он отправил на Крит великого визиря Али-пашу, который обнародовал Органический закон 8 (20) января 1868 года. Это был режим полуавтономии, согласно которому Крит должен был стать особым вилайетом Османской империи, управляемым вали, назначаемым султаном. Остров был разделён на пять администраций и двадцать провинций. Христиане также могли быть назначены в эти администрации; христиане и мусульмане могли участвовать в судах, а избранные советники - в центральном совете Генеральной администрации. Также признавалось равенство двух языков - греческого и турецкого.
Однако поскольку во время восстания турки совершали акты массового насилия против христиан: сжигали деревни, оскверняли церкви, убивали, насиловали и т. д., то остановить кровопролитие было сложно.
Поставки добровольцев, припасов и оружия из Греции вызвали гнев Турции. В ноябре 1868 года Турция предъявила Греции ультиматум, обвинив её в активном вмешательстве и пригрозила войной, что было предотвращено благодаря вмешательству великих держав. Греции пришлось принять условия турецкого ультиматума и прекратить практическую помощь Криту. Турция же, в свою очередь, уступила предложениям Британии предложить решение, предоставив всеобщую амнистию и новые привилегии.
11 декабря 1868 года Временное правительство было осаждено в Гонии-Киссамос. Европейская дипломатия склонилась на сторону Турции, и великие державы Парижским мирным договором 9 (21) января 1869 г. запретили формирование добровольческих формирований и снабжение революционеров из Греции.
На острове восстановилось спокойствие, но оно было непрочно. Во время русско-турецкой войны 1877-78 гг. вспыхнуло новое восстание. По итогам Берлинского конгресса автономия Крита была расширена, и вали острова отныне должен был быть христианином. К этому времени доля мусульман, по переписи 1881 г., снизилась до 26% (на Кипре, для сравнения, тогда же было 24%).
В 1889 г. султан Абдул-Хамид (1876-1909) отменил специальный пункт соглашения, согласно которому охрану порядка на Крите должны осуществлять только критяне. Туда были направлены 200 жандармов, набранных из албанцев-мусульман Македонии. Это вызвало новые волнения, резко усилившиеся в 1895 г. Сельская местность острова находилась под контролем мятежных греков, а города - турок.
В 1896 г. султан, под давлением иностранных держав, согласился на создание и отправку на остров корпуса из 100 черногорских жандармов под командованием английского майора Бора. Великие державы (Британия, Франция, Австро-Венгрия, Россия, Италия, Германия) отправили на остров флоты, чтобы контролировать и помочь разрядить обстановку. В 1897 г. конфликт вызвал очередную греко-турецкую войну. Из Афин на Крит отправился экспедиционный корпус полковника (произведенного в генералы за отличия в ходе компании) Тимолеона Вассоса, сына героя Греческой войны за независимость, Вассо Мавровуниотиса (Черногорца).
Великие державы направили многонациональные военно-морские силы - Международную эскадру. В феврале 1897 г. она прибыла на Крит и к концу марта остановила операции критских повстанцев и греческой армии против османов на Крите. Международные силы вынудили греческую армию покинуть остров, обстреляв силы повстанцев, высадив морских пехотинцев на берег и установив блокаду Крита и ключевых портов Греции. Тем временем старшие адмиралы Международной эскадры сформировали «Совет адмиралов», который временно управлял Критом в ожидании разрешения критского восстания. В конце концов Совет адмиралов решил, что Крит должен стать автономным государством в составе Османской империи. Правительство острова возглавил адвокат и активный участник восстания Элефтериос Венизелос, сын Кириакоса Венизелоса.
После жестокого бунта критских мусульман против критских христиан и британских оккупационных войск 25 августа (6 сентября) 1898 г. в Ираклеоне,, Совет адмиралов приказал всем османским войскам покинуть Крит, и последние из них были эвакуированы 25 октября (6 ноября) 1898 года. 9 (21) декабря 1898 года принц Георг Греческий и Датский прибыл в качестве первого верховного комиссара автономного Критского государства, хотя оно всё ещё находилось под сюзеренитетом султана.
Крит стал фактически греческим государством, мусульмане начали массово иммигрировать. На побережье Сирии специально для критских мухаджиров на средства султана Абдул-Хамида был построен город Хамидия.
А многие ветераны Критского восстания устремились в Македонию бороться за эллинское дело там.
С началом Балканских войн Венизелос оправился в Афины и был назначен королем и парламентом премьер-министром Греческого королевства, став одним из ключевых греческих политиков первой трети XX в. Нынешний премьер-министр Греции Кириакос Мицотакис - его правнук по матери.
Крит же официально вошел в состав Греции по Бухарестскому миру в июле 1913 г. Укомплектованная в основном добровольцами Критская пехотная дивизия Эллинской армии с честью прошла через обе Балканские, Салоникский фронт Первой Мировой и греко-турецкую 1919-22 гг. войны.
К 1920 г. доля мусульман на острове упала до 7%. В ходе обмена 1922-23 гг. последние мусульмане отправились в Турцию, а на их место прибыли беженцы из Антальи и Бодрума.