В 1856 г. французский художник Жан-Леон Жером посетил Египет, который в с тех пор, как султан Селим Явуз завоевал страну в 1517 г., был автономной частью Османской империи (до 1882 г. де-факто и 1914 г. де-юре).
Яркие впечатления из восточной страны, которая только начала модернизироваться и в основном жила традиционным укладом стали основой для серии картин в духе ориентализма - направления в европейской живописи, посвященного отображению экзотики Востока.
С 1803 по 1956 г. страной пирамид (и некоторыми прилегающими) правила династия Мухаммеда Али (1769-1849), албанца из Македонии, который в 1811 г. с помощью своих земляков, вообще игравших большую роль в османской истории с XVII в., расправился с прежними фактическим хозяевами страны - беями черкесских мамелюков.
Победе Мухаммеда Али посвящена картина 1866 г. "Головы мятежных беев в мечети аль-Хасания". Она, конечно, представляет собой скорее фантазию на тему, поскольку никого из свидетелей во времена Жерома уже не осталось.
И хотя в 1810-х гг. Мухаммед Али создал регулярную армию, набираемую из коренных египтян посредством рекрутских наборов, но опорой власти паши и его наследников долго оставалась гвардия из албанцев. На картине 1857 г. "Египетские рекруты пересекают пустыню" показан один из таких рекрутских наборов, который албанские гвардейцы ведут в учебный лагерь.
Тоски, южные албанцы, хорошо узнаваемы по белым фустанеллам, за первенство в изобретении которых они спорят с континентальными греками не менее яростно, чем за Эпир, в сочетании с красными гетрами.
Впрочем, иногда на картинах попадаются и северные албанцы, геги, в красных штанах - прообразах галифе, как на картине 1885 г. "Танец с саблями"
Забавно, что частым сюжетом у Жерома являются гончие собаки с их хозяевами.
Например, картины 1870-х гг.:
"Албанец"
"Албанец в Каире"
"Албанец в Сирии"
Другой частый мотив - игра на типично балканских или восточносредиземноморских музыкальных инструментах, как на полотне "Башибузук поет" 1868 г.
На картинах Жерома албанцы нередко имеют светлые волосы и глаза, что с одной стороны вполне соответствует реальности, а с другой - белые люди в ближневосточном антураже усиливают ориенталистский эффект, как на полотне "Молитва в доме албанского вождя"
Здесь, пожалуй, стоит привести фотографию принцессы Февзи Фуад, пожалуй, самой известной представительницы династии Мухаммеда Али.
Да и сейчас в Египте можно встретить арабизировавшихся в языковом отношении потомков выходцев с Балкан и Кавказа:
PS: Во время Крымской войны, в 1855 г. Жером написал картину "Развлечения в русском лагере". Для западноевропейцев это тоже в своем роде ориентализм.