В последние несколько лет маркетплейсы жестко отбирают хлеб у интернет-магазинов.
- 80% россиян совершают покупки на маркетплейсах чаще 2-3 раз в месяц.
- 75% пользователей ищут товары сразу в мобильном приложении маркетплейса, даже не заходя в Яндекс или Google.
- 1,26 млрд визитов в месяц — суммарная посещаемость сайтов 5 крупнейших маркетплейсов России.
- 22,3 млн поисковых запросов в «Яндексе» у Ozon, что делает его самым популярным маркетплейсом в российской поисковой системе.
И вот перед предпринимателями в e-com встает насущный вопрос: где выгоднее продвигать свои товары?
Стоит ли сейчас инвестировать в развитие собственного сайта или выгоднее продвигаться на маркетплейсах?
В этой статье я расскажу про преимущества и недостатки каждого варианта, а какой выбрать — решать вам.
Маркетплейсы: преимущества и недостатки для продавцов
Маркетплейсы уже несколько лет показывают огромный рост: все крупные игроки прирастают год к году в полтора и более раза. Давайте разберемся, кому стоит инвестировать в продвижение на этих площадках.
Какие задачи решает продвижение на маркетплейсах?
- Быстрый выход на рынок. Новички в e-com могут начать продавать максимально быстро, минуя долгую стадию разработки и развертывания собственного сайта с последующим привлечением органического трафика.
- Доступ к обширной аудитории. Маркетплейсы посещают миллионы пользователей в день — это сильно упрощает первую стадию привлечения клиентов.
- Упрощенная логистика и техническая поддержка. Многие крупные маркетплейсы предоставляют готовые инструменты для оплаты и доставки (FBO и FBS), возвратов, что снижает риски и нагрузки на продавца.
Словарь терминов по маркетплейсам: 120+ слов
Преимущества маркетплейсов
1. Высокий уровень доверия. Покупатели склонны больше доверять известным платформам с положительной репутацией и системой защиты клиентов. Маркетплейсы в этом случае выступают “единым окном”, через которое можно заказать множество различных товаров сразу и при необходимости вернуть лишнее.
2. Широкая база клиентов. Маркетплейсы уже обладают колоссальным трафиком — это позволяет охватить много новых пользователей без значительных вложений в рекламу, особенно если вы находите нишу товаров с высоким спросом, но плохим предложением.
Для сравнения:
Частотность запроса “свечи ароматические набор” на WB составила 15 060 показов. Данные за февраль 2025 по mpstats.io.
Частотность запроса “свечи ароматические набор” в Яндексе составила 614 показов. Данные за февраль 2025 по Яндекс.Вордстат.
3. Каннибализация органического трафика. Маркетплейсы прекрасно ранжируются в органической выдаче, забирая трафик у более мелких игроков на рынке.
Запрос “купить пальто” в Яндексе по региону “Москва”: 4 сайта из 10 в топе выдачи - маркетплейсы.
4. Минимум технической работы. Не нужно разбираться в программировании, дизайне и настройке серверов — основные технические процессы платформа берет на себя.
Подобрать инструменты для продвижения на маркетплейсах
Недостатки маркетплейсов
1. Высокая конкуренция и ценовые войны. Главная причина популярности маркетплейсов для 46% пользователей — это более выгодная цена.
Цена — один из основных факторов ранжирования в выдаче маркетплейсов, при этом продавцов на популярных платформах очень много. Поэтому игрокам часто приходится конкурировать друг с другом за счет низких цен и высокого оборота, что снижает маржинальность и увеличивает косвенные расходы.
Топ 1 в выдаче Ozon по запросу “ароматические свечи”. Такую карточку будет очень сложно обогнать.
2. Комиссии. Маркетплейсы взимают плату за размещение и продажу (фиксированные и/или в процентах от сделки). Это может сильно уменьшать прибыль.
3. Ограниченные возможности брендинга. Привлечь внимание к своему бренд на маркетплейсе сложно. Многие пытаются выделиться за счетrich-контента, но глобально у всех продавцов примерно одинаковая структура карточек товаров и шаблоны дизайна.
Собственный сайт (SEO-продвижение)
Продвижение через SEO в последние годы стагнирует из-за обильного количества контекстной рекламы в выдаче и перетекания трафика в другие каналы. Тем не менее, органика все еще является весомым каналом для привлечения трафика, а собственный сайт — базовым требованием для любого крупного игрока на своем рынке.
Какие задачи решает свой сайт?
1. Укрепление бренда. Собственный сайт — это площадка, где можно в полной мере отразить свою концепцию, ценности, а главное – сам продукт.
2. Долгосрочное вложение в органический трафик. При грамотной SEO-стратегии сайт начинает получать бесплатный целевой трафик из поисковых систем. При этом, если компания медийная, то сайт является прекрасной точкой входа для брендового трафика.
Сайт E-COM в B2B нише. Рост обусловлен оптимизацией товарных карточек. Данные: Яндекс.Метрика
ИИ-тексты для сайта с точки зрения SEO: польза или вред, чего больше?
3. Гибкость в маркетинге. Страницы сайта являются прекрасными посадочными страницами, на которые могут вести другие каналы маркетинга: SMM, Performance, Media-кампании. На самом сайте можно использовать любые инструменты для продвижения (e-mail рассылки, сквозную аналитику, А/В-тесты и т.д.) и набирать собственную базу лояльных клиентов.
Крайне конкурентная B2С ниша, в которой активно используются платные каналы трафика. Большое кол-во прямых заходов связано с наличием лояльных постоянных пользователей. Данные: Яндекс.Метрика
Преимущества собственного сайта
1. Полный контроль над контентом и UX. Можно самостоятельно управлять дизайном, структурой и функциональностью, оптимизируя все под свою целевую аудиторию.
Что такое UX и UI-дизайн? Как провести юзабилити-аудит сайта? Чек-лист от Molinos
2. Отсутствие посредников и комиссий. Вся прибыль остается у вас, за исключением расходов на рекламу, хостинг и другие технические нужды.
3. Рост узнаваемости бренда. Уникальный дизайн, фирменный стиль и контент помогают формировать лояльность и доверие со стороны покупателей. Брендовый трафик всегда является самым “горячим” и лучше всего конвертируется в продажи
Бесплатная консультация по SEO
Недостатки продвижения сайта
1. Нужны время и ресурсы на развитие. Создание и продвижение сайта — долгосрочный проект: потребуется несколько месяцев, чтобы получить стабильный органический трафик.
Статистика по новой группе созданных на сайте страниц. Существенный трафик начал поступать только через 6 месяцев. Данные: Яндекс.Метрика.
2. Необходимо большое кол-во человеческих ресурсов. Чтобы сайт работал эффективно, потребуется SEO-специалист, разработчик, дизайнер и маркетолог.
3. Бюджет на инфраструктуру и продвижение. В отличие от маркетплейса, где почти все технические вопросы решает платформа, здесь придется тратиться на хостинг, домен, разработку, поддержку и так далее.
Как провести технический аудит сайта: чек-лист от SEO-специалиста
Свой сайт или маркетплейсы: выводы и рекомендации
На старте бизнеса: если у вас ограниченный бюджет и вы хотите как можно быстрее протестировать спрос и получить первые продажи, маркетплейсы могут стать оптимальным решением. Они обеспечивают быстрый доступ к огромной аудитории, упрощают вопрос логистики и дают возможность оценить, как ваш товар воспринимает рынок.
Для долгосрочного развития: собственный сайт с продуманной SEO-стратегией позволит в перспективе получать стабильный органический трафик и формировать сильный бренд. Это более гибкая и прибыльная модель, но и более трудоемкая.
Комбинированный подход: во многих случаях уместно использовать оба канала. Маркетплейсы помогут привлекать быструю аудиторию и формировать выручку “здесь и сейчас”, в то время как собственный сайт станет фундаментом для развития бренда, формирования лояльного комьюнити и освоения новых рынков без зависимости от комиссий и ограничений платформ.
Окончательный выбор зависит от целей вашего бизнеса, бюджета, сроков и ресурсов. Однако грамотное сочетание обоих вариантов обычно дает наилучший результат в комплексе (как и всегда в маркетинге), позволяя использовать сильные стороны маркетплейсов и преимущества собственного сайта.
⚡️ А если вы:
- не знаете, что выбрать именно для вашего бизнеса и как безболезненно протестировать продукт на рынке;
- хотите развивать и сайт, и маркетплейсы, но не знаете, с чего начать;
- устали от подрядчиков, которые предлагают все подряд, игнорируя ваши цели и бюджет.
⚡️ Приходите на нашу бесплатную консультацию — мы готовы погрузиться в ваш продукт и предложить решение, которое соответствует вашим бизнес-задачам и бюджету.
На консультации мы:
- внимательно изучим ваш продукт и бизнес-задачи,
- проведем анализ рынка и ниши, чтобы оценить возможности, риски и выгоды;
- проведем аудит текущего сайта и/или магазина на маркетплейсе, чтобы сразу обратить внимание на ошибки и показать зоны роста;
- посчитаем, какой бюджет нужен, чтобы достичь целей вашего бизнеса, или предложим решение под текущий бюджет.
Оставьте заявку и менеджер свяжется с вами в течение 2 часов