24 июля 2024 года/
Ознакомиться с масштабными переменами, которые происходят прямо сейчас на берегах Москвы-реки, можно с борта нового транспортного средства - электрохода. Маршрут № 1 проложен между причалами Киевский и Парк Фили. В этом фотоальбоме показано практически всё, что можно увидеть через панорамные окна электрохода, а также рассматриваются преимущества и недостатки экологичного речного транспорта.
Регулярное пассажирское сообщение по воде открылось в 1931 году - мостов через Москву-реку тогда было не так много, метро дотянулось на окраины спустя десятилетия и в то время для жителей прибрежных районов теплоходы стали востребованным общественным транспортом. Со временем появились альтернативные маршруты поездок на работу или в центр города, пассажиропоток речных трамваев значительно снизился и с девяностых годов теплоходы «Москвич» и «Москва» стали обслуживать экскурсионные маршруты.
Идея возродить регулярные речные перевозки с использованием экологичных и экономичных электросудов была высказана в 2021 году, а уже спустя два года на реке появились круглые пассажирские причалы, от которых первые суда отправились по маршруту. В официальных источниках новый транспорт стали именовать электрическим речным транспортом или электросудном и даже акваэлектробусом, хотя, по аналогии с пароходом и теплоходом, его логичнее называть электроходом.
Суда отечественного производства построены компанией «Эмпериум» из Ленинградской области, а причалы изготовлены на «Пермской судоверфи». В течение года электроходы проходили ходовые испытания на Москве-реке, в том числе зимой, так как маршруты круглогодичные.
Во время поездки пассажиры могут узнать кое-что новое из московской топонимики - каждое судно получило имя по одной из столичных рек: «Синичка», «Сетунь», «Жужа», «Яуза», «Филька». Необычный внешний вид электроходов оставляет пространство для полемики о дизайнерской эстетике, однако внутри создана вполне комфортная обстановка, в салоне оборудованы 42 посадочных кресла со столиками, а всего судно может принять на борт до 80 пассажиров. Здесь предусмотрены места для велосипедов, слоты для зарядки телефонов, кулер с водой и туалет. А вот с аномальной жарой кондиционер справляется на пределе возможностей и форточку открыть нельзя, потому что в герметичном салоне её попросту нет.
Вид салона в сторону носовой палубы
Вид в сторону кормы
Летом 2023 года новый вид транспорта вызвал ажиотажный интерес горожан и на причалах сразу выстроились очереди из желающих протестировать электроходы. Спустя год очереди случаются только на конечных остановках, а на других причалах по ходу следования зайти можно свободно. В причальных терминалах приятная прохлада, есть кафе и туалет, но мест для сидения ожидающих явно недостаточно. Оплата проезда составляет 200 рублей, не зависит от длительности поездки и производится банковской картой или «Тройкой», причём здесь действует функция бесплатного проезда для обладателей «Тройки» на 30, 90 или 365 дней.
За год эксплуатации электроходов первоначальный маршрут значительно удлинился и сейчас состоит из причалов: Киевский, Трёхгорный, Сити-Багратион, Сити-Центральный, Кутузовский, Береговой, Сердце Столицы и Парк Фили. По времени поездка от конечной до конечной занимает около часа. Можно заметить, что большинство пассажиров оказалось на борту явно с познавательно-экскурсионной целью, лишь единицы воспользовались электроходом, чтобы переправиться с берега на берег или проехать одну-две остановки.
Причал Киевский - отсюда начинается маршрут № 1
В окрестностях Киевского вокзала набережные застраивались в 1930-1950-е годы солидными жилыми зданиями, среди них ведомственные - Дом архитекторов, Дом нефтяников, Дом издательства «Известия». К созданию столь монументального оформления набережных приложили руку мэтры - Алексей Щусев, братья Веснины, Пантелеймон Голосов.
Бородинский мост пережил две серьёзные реконструкции, но сохранил декоративное оформление 1912 года, созданное по проекту Романа Клейна. По деревянному Дорогомиловскому мосту здесь из Бородино отходила русская армия, а затем вступили в город французские оккупанты. В память о самом кровопролитном сражении Отечественной войны мост получил нынешнее название.
Нарком Лазарь Каганович, курировавший метрострой, выступал против выхода метро на поверхность, однако инженеры не смогли предложить решение задачи по прокладке тоннеля под руслом Москвы-реки и стальной метромост стал единственным альтернативным вариантом. В 1937 году по мосту прошёл первый поезд.
В это же время готовился проект новой магистрали из центра города в Дорогомилово, которая могла пройти по грандиозному автомобильному мосту, украшенному обелисками, скульптурами и барельефами. Новоарбатский (Калининский) мост был построен уже после войны по новому проекту и без архитектурных излишеств.
Высотной доминантой стала гостиница «Украина» (1957, архитекторы Аркадий Мордвинов и Вячеслав Олтаржевский), по выражению Олтаржевского «монумент величия сталинской эпохи». После приватизации гостиница перешла под управление Radisson Hotel Group, при этом отель «Рэдиссон Ройал» сохранил стильное оформление интерьеров времён СССР.
Причал для теплоходов был построен одновременно с гостиницей, в наши дни здесь швартуется флотилия «Рэдиссон Ройал».
Сталинская застройка чередуется с типовыми брежневками, советским модернизмом и британским хай-теком: за окном проплывают посольство Великобритании, здание Верховного Совета и Совета министров РСФСР (Дом правительства РФ), комплекс зданий Совета экономической взаимопомощи (Мэрия Москвы).
Возле причала Трёхгорный парадная архитектура сменяется индустриальной - на левом берегу реки сохранён квартал «Трёхгорной мануфактуры» с собственной электростанцией, построенной в 1928 году по ленинскому плану ГОЭЛРО.
А вот Бадаевский пивоваренный завод наполовину снесён под застройку комплексом «Бадаевский». Смелые швейцарские архитекторы предложили поднять жилые и офисные этажи на 35-метровые опоры, чтобы открыть вид на оставшиеся исторические корпуса пивзавода. Конечно, в Москве есть «дома на ножках», но это не настолько длинноногие дома, так что будем с интересом наблюдать за процессом.
От усадьбы князя Матвея Гагарина давным-давно остался лишь фундамент, однако нашлись инвесторы, пожелавшие воссоздать утраченное, и даже построили два этажа из крупных блоков. Однако что-то пошло не так, возможно, проект показался недостаточно богатым и недострой был снесён. Теперь на прибрежной окраине парка «Красная Пресня» строится такой особняк, какой князю Гагарину и не снился.
«Экспоцентр» построен в 1977-1978 годах на замену выставочному комплексу в Сокольниках и продолжает оставаться востребованной площадкой у организаторов российских и международных выставок.
Но ничто не вечно под луной. Правительство Москвы, выполняя распоряжение Владимира Путина, передаёт земельный участок «Экспоцентра» в собственность АНО «Дирекция выставки достижений «Россия» для строительства Национального центра «Россия». Первые рендеры продемонстрировал телеграм-канал Стройки - и точка.
Деловой центр Москва-Сити занимает площадь в 60 гектаров. Наверное, в каждой мировой столице есть небоскрёбы, ну пусть и в Москве будет такой имиджевый проект. Ничего исторически ценного здесь сносить не пришлось, так как прежде прибрежный участок занимали каменоломни и тупиковые железнодорожные пути.
Пешеходный мост «Багратион» входит в структуру Москва-Сити.
Театр «Мастерская Петра Фоменко» построен в 2007 году прямо на холме на спуске к воде. На привычную театральную архитектуру совсем не похоже, но решение интересное да и сам Фоменко был режиссёром неординарным, склонным к фантазиям и парадоксам.
За Дорогомиловскими мостами происходит радикальная смена пейзажа - здесь вовсю кипят строительные работы, где жилые кварталы строят, где набережную одевают гранитом, где новые мосты возводят.
Здесь можно обратить внимание на кроны деревьев на левом берегу - Ботанический сад Института фармации имени А.П.Нелюбина с реки не виден, но он есть. В 1947 году на месте огородов здесь разбили дендрарий и опытные участки, построили лабораторию с учебными кабинетами. В фармакологии используются ядовитые растения, так что сад для свободного посещения закрыт.
Строящийся жилой комплекс «Западный порт» и причальная стенка, у которой прежде швартовались крупные сухогрузы. Порт был основан в 1937 году, одновременно с вводом канала Москва-Волга, и предназначался для перевалки песка, щебня и других строительных материалов, леса, железобетонных изделий и плодоовощной продукции.
На противоположном берегу на территории бывшего мелькомбината № 4 уже выросли новостройки и на память о нём осталась только башня на причале. Доставленное сухогрузами зерно выгружалось через башню и по подземному транспортёру перемещалось на мелькомбинат.
Причалы электроходов Береговой и Сердце Столицы названы по одноимённым жилым комплексам. На филёвской стороне ликвидированы Московский завод железобетонных изделий и труб, а также автокомбинат «Фили», а на шелепихинском берегу - Московский жировой комбинат, асфальтобетонный завод № 1, завод железобетонных конструкций № 355, бетонный завод, Краснопресненский завод ДСК-1 и 11-й таксомоторный парк.
Старые мосты реконструируются и вдобавок строятся новые.
Ещё в советский период Филёвская пойма и Хорошёво-Мнёвники были застроены жилыми кварталами.
Шлюз № 9 на Карамышевском спрямлении (1937, архитектор Алексей Рухлядев) сократил путь судам вместо извилистой исторической траектории Москвы-реки вокруг Мнёвниковской поймы.
Храм Всех Святых (2022) - шатровая церковь в классическом русском стиле
На берегах в Филёвской пойме
Новый автомобильный мост соединит Мнёвниковскую пойму с Филёвской, где продолжается строительство Национального космического центра, а тупиковая Новозаводская улица по ещё одному мосту получит проезд в Терехово.
В Терехово расположены служебные причалы, а электроход прибывает на конечную - Парк «Фили».
Фотографии: Евгений Чесноков
Все фотоальбомы «Город на память» в алфавитном указателе:
Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»:
#городнапамять #москва #история #архитектура #москварека #речнойтрамвай #электроход