Вы открыли первую страницу любимого романа на английском, дочитали до третьей… а на пятой захотели заварить чай, проверить ленту новостей, и вообще лучше посмотреть сериал с субтитрами. Знакомо? Почти каждый, кто когда-то пробовал читать на английском, проходил через это. Что дальше? Обычно книга отправляется обратно на полку «на потом», а человек уверяет себя: «Ну, я просто ещё не готов».
В школе ILS мы точно знаем: чтение на английском – мощный инструмент прокачки языка, но он должен быть в удовольствие, а не через силу. Рассказываем, как научиться читать книги и не бросать их после пары абзацев.
1. Не геройствуйте: выбирайте адаптированные книги
Вам не нужно начинать с Диккенса или Джойса, чтобы улучшить английский. Если вы только начинаете читать, адаптированные книги – ваш лучший друг. Они создаются специально для изучающих язык и соответствуют разным уровням: от A1 до B2 и выше.
В таких книгах:
- понятный словарный запас,
- простая грамматика,
- короткие главы,
- сноски с переводами сложных слов.
В школе ILS мы используем адаптированную художественную литературу на курсах для детей и взрослых: это помогает студентам быстрее втянуться в чтение и не терять мотивацию.
2. Используйте технику extensive reading и не застревайте на каждом слове
Многие студенты воспринимают чтение на английском как испытание: «прочти текст, выпиши слова, выучи всё, перескажи». Но это интенсивное чтение (intensive reading), которое требует глубокого анализа и внимания к деталям. Оно полезно, но быстро утомляет, особенно с художественной литературой.
А теперь внимание: существует противоположный подход, и он называется extensive reading.
Что такое extensive reading? Это чтение ради удовольствия, без цели понять каждое слово.
Принципы:
- выбирайте интересную и лёгкую для вас книгу;
- читайте много и регулярно (например, по 15–20 минут в день);
- не переводите каждое слово, старайтесь догадываться по контексту;
- если вы поняли, что произошло в главе – отлично. Если нет, двигайтесь дальше;
- главное – не тормозите и не превращайте чтение в разбор кода.
Как это выглядит на практике?
Например, вы читаете адаптированную «Алису в стране чудес» и не знаете слово «burrow». Вы не останавливаетесь, а по контексту понимаете: Алиса куда-то провалилась. Позже встречаете это слово ещё пару раз и уже помните его. Без зубрёжки.
3. Уровень книги должен быть ниже вашего уровня
Звучит странно, но работает. Если у вас уровень B1, начните с книги уровня A2. Вам будет комфортно, вы не будете уставать и получите чувство удовлетворения от того, что читаете на английском и понимаете! Выбор слишком сложного текста – главная причина «пятистраничного синдрома». Читайте, чтобы чувствовать себя уверенно, а не чтобы страдать над каждым абзацем.
4. Слушайте, пока читаете
Один из лайфхаков, который мы часто рекомендуем студентам ILS – читать с аудиокнигой. Это называется read and listen.
Преимущества:
- вы слышите правильное произношение слов;
- лучше запоминаете лексику;
- улучшаете восприятие английского на слух;
- сложнее «зависнуть» – ритм диктора помогает двигаться вперёд.
Многие адаптированные книги уже идут с аудиоверсией – просто включите и читайте в ритме.
5. Начинайте со знакомых сюжетов
Если вы уже читали «Сумерки» или «Гарри Поттера» на русском, английская версия не будет для вас полностью новой. Это сильно помогает: вы предугадываете смысл, даже если не знаете всех слов.
6. Заводите читательский дневник
Простая тетрадь, в которой вы записываете:
- название книги;
- сколько страниц прочитали;
- пару новых слов или выражений;
- общее впечатление.
А если всё равно страшно?
Главное – начать. Не ждите идеального уровня. Вы не обязаны всё понимать. Даже если вы не дочитаете первую книгу, ничего страшного. Зато вторая пойдёт легче. А с третьей вы уже скажете: «Да я вообще могу читать на английском!»
И да, в ILS мы не просто учим грамматике и лексике – мы учим любить язык, в том числе через чтение. Присоединяйтесь к нашим программам и прочтите свою первую (или десятую!) книгу на английском с удовольствием.