Имена гигантов прогрессивного рока – Pink Floyd, Genesis, Rush, Yes, Moody Blues – известны каждому. Их даже Зал славы рок-н-ролла не смог игнорировать (хоть и с опозданием для некоторых). Но что насчет тех, кто творил не менее удивительную музыку, но остался в тени? Для каждой платиновой группы вроде Kansas или Emerson Lake and Palmer существовали десятки недооцененных, но влиятельных коллективов, так и не добравшихся до вершин чартов Billboard.
Некоторые из них, надо признать, пытались пробиться к широкой аудитории, порой с разной степенью неловкости. Но многие открыто заявляли, что им мало или совсем не интересны атрибуты славы. Что может быть более "проговым", чем это?
Многие коллективы остались в безвестности, потому что немного опередили свое время, хотя и подготовили почву для успеха других. В иных случаях, честно говоря, они могли быть просто... слишком уж не от мира сего.
Лучшие из лучших – в нашем списке пяти прог-рок групп, которые должны были стать гораздо популярнее:
No. 5. Can
Загонять Can в рамки просто «прогрессивного рока» – значит сильно их недооценивать. Их умопомрачительно экспериментальная музыка также сплавляла гипнотические грувы краут-рока, звуковые коллажи, джаз, психоделический рок и порой неописуемую авангардную атмосферу. Клавишник Ирмин Шмидт даже сомневался, были ли они вообще рок-группой. Но прог всегда был широким понятием, и Can, безусловно, развили текучий композиционный стиль жанра на своих самых известных пластинках – Tago Mago (1971) и Future Days (1973). К концу 70-х – началу 80-х поразительные звуковые эксперименты Can заложили основу для пост-панка и новой волны.
No. 4. Camel
Camel могут похвастаться связями участников с King Crimson, 10cc и The Alan Parsons Project, но так и не достигли их узнаваемости или успеха в чартах. По крайней мере, в Штатах, где их лучшим результатом было 118-е место с альбомом Moonmadness (1976). Зато в Великобритании у Camel целых пять альбомов попадали в Топ-40, а I Can See Your House From Here (1979) лишь немного не дотянул. Все вращается вокруг глубоко выразительной гитарной работы Эндрю Латимера, как в переносном, так и в прямом смысле: он – единственная константа в составе Camel. Это придавало группе стабильность, пока они двигались от высококонцептуального прога 70-х через более джазовые отклонения 80-х и обратно.
No. 3. Soft Machine
Soft Machine можно сравнить с King Crimson в том, что обе группы служили своего рода «каруселью талантов». Роберт Уайатт, Кевин Эйерс, Алан Холдсворт и Дэвид Аллен – все они в разное время были участниками. Soft Machine превратились в чисто инструментальную мощь с их резким и экспериментальным альбомом Fourth (1971), оставив позади психоделический рок ради прога и джаз-рока. Однако текучка кадров была такова, что к началу 80-х в группе не осталось ни одного оригинального участника. Они также породили целую серию дочерних групп, все из которых, к путанице, начинались со слова "Soft". Оглядываясь назад, это могло сыграть роль в том, что Soft Machine не смогли пробиться в мейнстрим, но скучно с ними точно не было.
No. 2. Van der Graaf Generator
Занятный поворот: Van der Graaf Generator не были особо популярны даже в Великобритании, где их пиком стало 47-е место с альбомом The Least We Can Do Is Wave to Each Other (1970). (Вместо этого первоначальный прорыв группы произошел в Италии.) Фронтмена Питера Хэммилла это вполне устраивало: он говорил, что никогда не стремился к мейнстримному успеху, а затем позаботился о том, чтобы его не получить, выпуская мрачные и театральные пластинки вроде Pawn Hearts (1971) и Godbluff (1975). Обе были столь же масштабны и музыкально целостны, сколь и захватывающе странны – и Van der Graaf Generator оставались такими и в XXI веке, когда Хэммилл снова запустил группу.
No. 1. Gentle Giant
Gentle Giant не должны были удивляться, когда их десятилетний путь закончился в 1980 году практически без коммерческого успеха. В конце концов, в аннотации к их альбому Acquiring the Taste (1971) было четко изложено намерение группы: «расширять границы современной популярной музыки, рискуя стать очень непопулярными». Вскоре Gentle Giant создавали масштабные и всегда разнообразные музыкальные полотна. Помогало то, что каждый основной участник был мультиинструменталистом. Казалось, не было ничего, чего бы они не могли сделать на таких разноплановых жемчужинах, как Octopus (1972) и Free Hand (1975) – и, похоже, еще меньше того, что Gentle Giant не попробовали бы. (Даже, о боже, поп-музыку!)
А каких еще недооцененных прог-рок героев вы бы добавили в этот список? Делитесь в комментариях!