Найти в Дзене
ROLLINGSTOCK Agency

Текущая ставка ЦБ не позволяет ТМХ конкурировать с CRRC по цене на международных тендерах

Маневровый тепловоз CKD6S производства CRRC для Казахстана. Источник: CRRС/Youtube
Маневровый тепловоз CKD6S производства CRRC для Казахстана. Источник: CRRС/Youtube

Такое мнение озвучил гендиректор «Трансмашхолдинга» (ТМХ) Кирилл Липа в интервью РБК в июне в ходе ПМЭФ. По его словам, текущая ключевая ставка в России (20%) многократно выше базовой ставки в Китае (3%), что не дает возможности конкурировать по цене с китайскими производителями даже в дружественных странах.

«Мы не в состоянии ценой сбалансировать эту разницу. Мы делали анализ – нам для того, чтобы конкурировать с этой ставкой, надо цену сократить минимум на 40%, что мы физически не в состоянии сделать», – сказал глава ТМХ. Кирилл Липа отметил, что в таких условиях очень важны государственные инструменты поддержки экспорта в части финансирования заказчиков, позволяющие покрыть эту разницу.

Ключевая ставка ЦБ РФ поступательно повышалась с лета 2023 года и достигла пикового уровня 21% в конце октября-2024. На этом уровне она продержалась до начала лета этого года. В июне ее снизили на 1 п.п. до 20%. Сейчас рассматривается дальнейшее снижение ставки в июле более чем на 1 п.п. «Простор (снижения ключевой ставки. – Прим. ред.), безусловно, есть: цифры по инфляции этому способствуют, результаты охлаждения экономики в ряде отраслей. Даже наблюдаются признаки не охлаждения, а переохлаждения», – заявлял в комментарии ТАСС глава РСПП Александр Шохин.

Ценовая конкуренция с китайской CRRC была сложной и ранее. Факт того, что господдержка позволяет китайскому производителю предлагать цену на 30% ниже конкурентов, много лет отмечается игроками мирового рынка подвижного состава.

Сегодня CRRC активно наращивает присутствие на рынках стран колеи 1520 мм, являющихся традиционным для российских производителей. Так, на днях было объявлено о победе CRRC в тендере на поезда метро для Тбилиси, чуть ранее – о заключении контракта на тепловозы в Азербайджане. В начале лета приемку «Казахстан Темир Жолы» (КТЖ) прошли закупаемые по масштабному контракту маневровые тепловозы CKD6S (на фото), а в Беларуси идет сертификация компонентов магистральных тепловозов ТЭ36А, которые также приобретаются КТЖ. Наличие сертификатов соответствия единому техрегламенту ТР ТС 001/2011 также откроет доступ подвижному составу CRRC и на российский рынок.