Найти в Дзене
Автовод со стажем

Стальные диски или литые: какие диски лучше выбрать, и чем они принципиально отличаются

Многие автосалоны при покупке автомобиля дарят счастливым обладателям новенького авто комплект легкосплавных дисков или даже колёс с китайской резиной. И никого не удивляет столь щедрый подарок. И ещё — почти всегда это литые алюминиевые диски, никогда в бесплатном подарке не бывает стальных или кованых моделей. Мало того, в автомобильном сообществе давно прижился стереотип, что легкосплавные диски гораздо лучше и надёжнее стальных. Так ли это? Давайте разбираться. Диски из алюминиевых сплавов начали массово ставить на легковые авто сравнительно недавно. Основная цель — уменьшить вес колеса и в целом, как говорят, подрессоренной массы. Чем легче колесо, тем меньше нагрузка на подвеску, лучше динамика разгона и эффективнее теплоотвод от ступицы и тормозного диска (барабана). Но если сравнить вес колёс на обычном стальном и на литом легкосплавном диске, то оказывается, что разница составляет буквально около сотни граммов. Например, самый простой штампованный стальной диск на 15 дюймов ве
Оглавление

Многие автосалоны при покупке автомобиля дарят счастливым обладателям новенького авто комплект легкосплавных дисков или даже колёс с китайской резиной. И никого не удивляет столь щедрый подарок. И ещё — почти всегда это литые алюминиевые диски, никогда в бесплатном подарке не бывает стальных или кованых моделей.

Мало того, в автомобильном сообществе давно прижился стереотип, что легкосплавные диски гораздо лучше и надёжнее стальных. Так ли это? Давайте разбираться.

Преимущества лёгких дисков

Диски из алюминиевых сплавов начали массово ставить на легковые авто сравнительно недавно. Основная цель — уменьшить вес колеса и в целом, как говорят, подрессоренной массы. Чем легче колесо, тем меньше нагрузка на подвеску, лучше динамика разгона и эффективнее теплоотвод от ступицы и тормозного диска (барабана).

Но если сравнить вес колёс на обычном стальном и на литом легкосплавном диске, то оказывается, что разница составляет буквально около сотни граммов. Например, самый простой штампованный стальной диск на 15 дюймов весит 7,7-7,8 кг. Литой алюминиевый диск весит 7,6-7,7 кг. А если принять во внимание необходимость балансировки, то возможно, что масса навешенных грузиков «съест» все преимущества от лёгкого сплава.

Кованые диски — премиальный вариант

Другое дело — кованый диск из специального авиационного высокопрочного сплава. В этом случае вес диска может быть меньше почти на 1,1-1,2 кг. Это довольно много, при том что заготовка диска проходит реальную поковку на прессе с последующим отпуском и закалкой.

e39 на литых дисках
e39 на литых дисках

Такой диск можно сделать только на высококлассном промышленном оборудовании, но даже у лёгких кованых моделей есть свои недостатки. Например, очень высокая цена — один диск на 15 дюймов может стоить до 50 тыс. руб. И ремонтировать кованый каркас очень сложно и дорого.

Стальные диски — простота и надёжность

Теперь обратимся к стальным дискам. Они самые дешёвые, изготавливаются из отожжённой низкоуглеродистой стали. Полоску из стали раскатывают в кольцо, сваривают, продавливают профиль, после чего сваривают с фланцем. Некоторые производители дополнительно калибруют форму и размер посадочного пояска под борт резины. Дальше рихтовка, чтобы убрать овальность, окраска, и диск отправляется в продажу.

-2

Качественный диск свободно выдержит до 200 тыс. км пробега, его просто балансировать. Ещё проще ремонт сваркой или просто молотком. Если попасть колесом в яму на скорости, то в худшем случае от удара просто сорвёт посадку резины на борту. Можно остановиться, выровнять молотком борт, накачать колесо и можно ехать.

Проблемы литых дисков

Ситуация с литыми алюминиевыми дисками куда сложнее. Их изготавливают литьём из кремнийсодержащего сплава, после чего отливки должны проходить нормализацию и контроль на содержание газовых пузырей и включений. На крупных предприятиях несколько дисков из партии подвергают выборочным испытаниям под нагрузкой до полного разрушения.

Но крупные компании делают литые диски в ограниченном количестве — они экономически невыгодны. Намного интереснее, пусть и сложнее, делать кованые диски.

Литой диск при попадании в яму может треснуть и разорвать покрышку. Трещину в идеале можно заварить аргоном, но не все мастерские умеют ремонтировать качественно. Обычно перед заваркой диск медленно нагревают в печи, а после ремонта медленно отпускают. И всё равно в некоторых случаях трещину не удаётся устранить.

Проблема подделок

Но самое неприятное в литых моделях то, что рынок буквально завален подделками, отлитыми кустарно в примитивных печах в Китае, Индии или Пакистане. Отливают из собранных пивных банок и алюминиевого металлолома. В лучшем случае такой диск подвергнут обработке на токарном станке, об отпуске и нормализации нет и речи.

-3

Такой диск стоит недорого, и его даже могут подарить в качестве бонуса. Реальный ресурс составляет не более 20-25 тыс. км. Такой диск может легко расколоться на большой скорости даже при небольшом ударе.

Технология производства кованых дисков

Кованые диски сложно изготовить кустарно, в подпольной мастерской. Да и цена на такой диск заставляет автосалоны тщательно проверять документы на товар и часто отказываться от дисков с сомнительным происхождением. Кованые изделия, как правило, покупают состоятельные владельцы внедорожников и дорогих спортивных авто.

Технология производства кованого диска достаточно сложная. Для начала мастерская покупает очень недешёвый алюминиевый сплав в цилиндрических чушках. Причём у сертифицированного производителя такого материала. Чушки нагревают в печи, раскатывают на валках до размеров толстого (2-3 см) листа.

Такая заготовка ещё раз нагревается до 400-500°С и отправляется под пресс, на котором из неё выдавливают роликом на оправке готовый диск. После отпуска заготовку нагревают до 350°С и сбрасывают в бассейн с тёплой водой.

Только после закалки можно фрезеровать причудливой формы спицы и стойки. Примерно треть материала уходит в стружку. Так что высокая цена на кованые диски — это не накрутки, а довольно сложная технология производства. Ходит такой диск до 300 тыс. км.

Также рекомендую к прочтению:

Рекомендую также подписаться на Мой Телеграм-канал, где я рассказываю о том, как сэкономить на обслуживании авто, и какие новости происходят в автомире! Уверен, что найдете для себя что-то полезное!

С уважением, Владимир Воробьёв

Спасибо, что дочитали до конца! Буду рад, если поставите лайк и подпишитесь на канал - удачи на дорогах!