Многие автосалоны при покупке автомобиля дарят счастливым обладателям новенького авто комплект легкосплавных дисков или даже колёс с китайской резиной. И никого не удивляет столь щедрый подарок. И ещё — почти всегда это литые алюминиевые диски, никогда в бесплатном подарке не бывает стальных или кованых моделей.
Мало того, в автомобильном сообществе давно прижился стереотип, что легкосплавные диски гораздо лучше и надёжнее стальных. Так ли это? Давайте разбираться.
Преимущества лёгких дисков
Диски из алюминиевых сплавов начали массово ставить на легковые авто сравнительно недавно. Основная цель — уменьшить вес колеса и в целом, как говорят, подрессоренной массы. Чем легче колесо, тем меньше нагрузка на подвеску, лучше динамика разгона и эффективнее теплоотвод от ступицы и тормозного диска (барабана).
Но если сравнить вес колёс на обычном стальном и на литом легкосплавном диске, то оказывается, что разница составляет буквально около сотни граммов. Например, самый простой штампованный стальной диск на 15 дюймов весит 7,7-7,8 кг. Литой алюминиевый диск весит 7,6-7,7 кг. А если принять во внимание необходимость балансировки, то возможно, что масса навешенных грузиков «съест» все преимущества от лёгкого сплава.
Кованые диски — премиальный вариант
Другое дело — кованый диск из специального авиационного высокопрочного сплава. В этом случае вес диска может быть меньше почти на 1,1-1,2 кг. Это довольно много, при том что заготовка диска проходит реальную поковку на прессе с последующим отпуском и закалкой.
Такой диск можно сделать только на высококлассном промышленном оборудовании, но даже у лёгких кованых моделей есть свои недостатки. Например, очень высокая цена — один диск на 15 дюймов может стоить до 50 тыс. руб. И ремонтировать кованый каркас очень сложно и дорого.
Стальные диски — простота и надёжность
Теперь обратимся к стальным дискам. Они самые дешёвые, изготавливаются из отожжённой низкоуглеродистой стали. Полоску из стали раскатывают в кольцо, сваривают, продавливают профиль, после чего сваривают с фланцем. Некоторые производители дополнительно калибруют форму и размер посадочного пояска под борт резины. Дальше рихтовка, чтобы убрать овальность, окраска, и диск отправляется в продажу.
Качественный диск свободно выдержит до 200 тыс. км пробега, его просто балансировать. Ещё проще ремонт сваркой или просто молотком. Если попасть колесом в яму на скорости, то в худшем случае от удара просто сорвёт посадку резины на борту. Можно остановиться, выровнять молотком борт, накачать колесо и можно ехать.
Проблемы литых дисков
Ситуация с литыми алюминиевыми дисками куда сложнее. Их изготавливают литьём из кремнийсодержащего сплава, после чего отливки должны проходить нормализацию и контроль на содержание газовых пузырей и включений. На крупных предприятиях несколько дисков из партии подвергают выборочным испытаниям под нагрузкой до полного разрушения.
Но крупные компании делают литые диски в ограниченном количестве — они экономически невыгодны. Намного интереснее, пусть и сложнее, делать кованые диски.
Литой диск при попадании в яму может треснуть и разорвать покрышку. Трещину в идеале можно заварить аргоном, но не все мастерские умеют ремонтировать качественно. Обычно перед заваркой диск медленно нагревают в печи, а после ремонта медленно отпускают. И всё равно в некоторых случаях трещину не удаётся устранить.
Проблема подделок
Но самое неприятное в литых моделях то, что рынок буквально завален подделками, отлитыми кустарно в примитивных печах в Китае, Индии или Пакистане. Отливают из собранных пивных банок и алюминиевого металлолома. В лучшем случае такой диск подвергнут обработке на токарном станке, об отпуске и нормализации нет и речи.
Такой диск стоит недорого, и его даже могут подарить в качестве бонуса. Реальный ресурс составляет не более 20-25 тыс. км. Такой диск может легко расколоться на большой скорости даже при небольшом ударе.
Технология производства кованых дисков
Кованые диски сложно изготовить кустарно, в подпольной мастерской. Да и цена на такой диск заставляет автосалоны тщательно проверять документы на товар и часто отказываться от дисков с сомнительным происхождением. Кованые изделия, как правило, покупают состоятельные владельцы внедорожников и дорогих спортивных авто.
Технология производства кованого диска достаточно сложная. Для начала мастерская покупает очень недешёвый алюминиевый сплав в цилиндрических чушках. Причём у сертифицированного производителя такого материала. Чушки нагревают в печи, раскатывают на валках до размеров толстого (2-3 см) листа.
Такая заготовка ещё раз нагревается до 400-500°С и отправляется под пресс, на котором из неё выдавливают роликом на оправке готовый диск. После отпуска заготовку нагревают до 350°С и сбрасывают в бассейн с тёплой водой.
Только после закалки можно фрезеровать причудливой формы спицы и стойки. Примерно треть материала уходит в стружку. Так что высокая цена на кованые диски — это не накрутки, а довольно сложная технология производства. Ходит такой диск до 300 тыс. км.
Также рекомендую к прочтению:
Рекомендую также подписаться на Мой Телеграм-канал, где я рассказываю о том, как сэкономить на обслуживании авто, и какие новости происходят в автомире! Уверен, что найдете для себя что-то полезное!
С уважением, Владимир Воробьёв