Найти в Дзене
Автовод со стажем

Платформа от Бычка, двигатель от ЯМЗ и отказ от китайских агрегатов: Урал-80 - достойная замена "Шишиге"

Оглавление

Последние двадцать лет только и слышно разговоры, что заменить легендарную «Шишигу» (ГАЗ-66) фактически нечем. Тяжёлые тягачи делают на Урале в Миассе, грузовики средней тоннажности и выше собирает тот же КамАЗ. А настоящего «середнячка» с полным приводом и улучшенной проходимостью как бы никто не делал. Вместо этого покупали китайское или чаще европейскую технику.

И вот буквально пару месяцев назад ситуация начала меняться. Горьковский автозавод недавно презентовал Садко-9, причём как прямого наследника «Шишиги». А из «тяжеловесов» Миасский завод «Урал» ответил новинкой — Урал 80.

Полноприводный грузовик схемы 4х4 был представлен на выставке COMVex-2025. Кстати, Садко-9 также привезли на выставку, так что у посетителей была возможность воочию сравнить два грузовика-вездехода.

Техническая основа нового грузовика

Урал 80 построили на базе Урал-43206-67 — это платформа бывшего ЗИЛ-4327, если кто помнит такой, это версия «Бычка» с полным приводом. Машину сняли с производства, а шасси, в целом неплохое, осталось на автозаводе. Вот и решили сделать на его базе лёгкий вездеход семейства «Урал».

Урал-80
Урал-80

Кстати, это самая лёгкая и быстрая модель из всей номенклатуры машин Миасского автозавода. И судя по рекламе, новую «восьмидесятку» позиционируют как супернадёжный автомобиль с приличным запасом прочности. Хотя в грузоподъёмности Урал 80 немного уступает Садко-9, при сравнении с тем же Садко Next показатели остаются конкурентоспособными.

Интересно, что для нового Урал-80 разработчикам Миасского автозавода пришлось проектировать и собирать совершенно новые мосты. Это было важно, чтобы впоследствии, в условиях массового производства грузовиков, полностью отказаться от поставок агрегатов китайских компаний или ввозимых по схеме параллельного импорта.

Оптимальная грузоподъёмность

Что касается грузоподъёмности «восьмидесятки», то она на уровне 4 тонн. Была возможность поднять показатель до уровня Садко-9, но делать этого не стали. Проанализировав статистику грузоперевозок, инженеры «Урала» выяснили, что в 90% случаев машины возят грузы в пределах 3,5-4 тонн максимум.

На выставке
На выставке

А если речь идёт о специальных автомобилях — вахтовках, автобуровых, автокранах, пожарных машинах и мастерских, то коммерческая нагрузка получается ещё ниже. Оптимальной величиной грузоподъёмности выбрали 4 тонны, ведь речь идёт фактически о вездеходе и перевозке по не самым лучшим дорогам.

Мосты и подвеска будут нагружены до предела, так что «четырёхтонка» должна резко снизить проблемы с поломками и увеличить ресурс трансмиссии.

Особенности конструкции кабины

Что ещё интересно в новом Урал-80 — это кабина. Конструкцию позаимствовали у Урал Next, но при этом укоротили передний свес на 210 мм, что позволило улучшить обзор из кабины, а заодно появилась возможность навесить лебёдку и не цеплять ею при движении по глубоким ямам. Уменьшение длины было достигнуто за счёт сокращения размеров моторного отсека.

Новый двигатель — основа надёжности

Теперь о главном, о «сердце» любого грузовика — двигателе. Напомню, что на Урал Next изначально ставили дизель ЯМЗ-536 — это модификация легендарного ЯМЗ-530, созданного ярославцами совместно с австрийской компанией AVL List. Стандартный «536-й» дизель сделан шестицилиндровым, с рабочим объёмом 6,6 л и 240 л.с. (1049 Н·м).

-3

Но этот двигатель, несмотря на все преимущества «шестёрки», для Урал-80 пришлось переделывать на 4 цилиндра. Так появился ЯМЗ-535 с рабочим объёмом 5,1 л и мощностью дизеля 240 л.с. Крутящий момент — 882 Н·м.

Для нового блока сделали поршни несколько большего диаметра — 110 мм (вместо 105 мм) и ходом 135 мм вместо прежних 128 мм.

Экологические требования и локализация

Кроме переделанного блока и поршневой в новом двигателе для Урал-80 изменили систему нейтрализации газов. Точнее, отказались от прежней схемы с рециркуляцией выхлопных газов, которая была не слишком надёжной и создавала немало проблем для дизеля. Теперь вернулись к более простой системе с впрыском раствора мочевины.

В результате новый Урал-80 свободно соответствует стандарту Евро-5 и теперь может быть допущен к эксплуатации даже в спальных кварталах мегаполисов.

Кстати, у нового двигателя «восьмидесятки» в несколько раз уменьшено количество импортных агрегатов. Даже самую ответственную часть дизеля — ТНВД и форсунки — делают на Алтае. Турбину для двигателя собирают в подмосковном Протвино, компьютер, естественно, производства московской «Ителма».

Также рекомендую к прочтению:

Рекомендую также подписаться на Мой Телеграм-канал, где я рассказываю о том, как сэкономить на обслуживании авто, и какие новости происходят в автомире! Уверен, что найдете для себя что-то полезное!

С уважением, Владимир Воробьёв

Спасибо, что дочитали до конца! Буду рад, если поставите лайк и подпишитесь на канал - удачи на дорогах!