Закончила смотреть сериал "Павел. Первый и последний", все 12 серий просмотрела с большим интересом – личность Павла, меня всегда очень интересовала и притягивала. Рыцарь на троне, нелюбимый сын, император, правивший так мало…
Начало (1-2 серии) смотреть здесь
Продолжение здесь (3-я серия) и здесь (4-5 серии)
Сериал, в итоге, оставил несколько двойственное чувство.
Что не понравилось:
Главная проблема – очень мало взрослого Павла! Две трети сериала нам показывают молодого Павла с его метаниями и Екатерину, местами коварную, местами – любящую мать, но думающую прежде всего о благе страны.
Столько времени уделено интригам Екатерины и вымышленным драмам, вроде попыток скрыть беременность Марии Федоровны (чего в реальности не было!), а по-настоящему важное – его короткое, но бурное правление – втиснули буквально в пару последних серий. А ведь какой потенциал упущен! Столько всего можно было показать! Вой.на с Наполеоном, блистательные походы Суворова, строительство таинственного Михайловского замка, Мальтийские рыцари, важные реформы... Орлов и Потёмкин – вообще бледные тени!
О том как Приоратский замок связан с Мальтийским орденом -читайте здесь.
Ведь что мы знаем про Павла со школьных времен? Глупенький, истеричный и играл в солдатиков, как в игрушечных, так и в настоящих. Сидел себе в Гатчине, да на плацу их муштровал…
Вместо масштабных событий и зрелищных баталий (на которые, видимо, не хватило бюджета?) – мы получили бесконечные камерные сцены в дворцовых интерьерах.
А как я ждала серию про Гран-тур!!! Ведь это же было великолепное путешествие Павла с женой Марией Фёдоровной. Им рукоплескала Европа, признавая ум, образованность и утонченность наследника Российской короны. Они путешествовали инкогнито (под именем граф и графиня Северные) больше года, посетив за это время 160 городов! Разумеется, все знали, кто скрывается за псевдонимом. Чета посетила Польшу, Австрию, Италию, Францию, Швейцарию.
На балу в Венеции после танцев гостям показали необычное зрелище: на сцене театра накрыли стол только для русских князей и избранных венецианцев. Все остальные наблюдали за ужином как за спектаклем. Царская чета не смогла удержаться от небольшого нарушения этикета и продегустировала трюфели и устрицы.
Будучи в Неаполе, съездили даже на Везувий, в Риме встретились с Папой Пием IV. Из этого путешествия императорская чета привезла множество сундуков с произведениями искусства и обстановки. Картины, сервизы и … фонтан - фонтан «Нептун» в Верхнем саду Петергофа.
Купленное ими легло в основу коллекций Гатчины, Павловска и Михайловского замка. Между прочим, образ замка – тоже привезен из этого путешествия. Екатерина потом сказала: «Признаюсь, что известия об их успехах превзошли мои ожидания».
Да, кстати, про изящные манеры Павла. После см.ерти первой жены Павлу нужно было найти новую невесту. И тут пригодилась уже подросшая София Вюртембергская, 17 лет - пора и замуж сходить! В роли королевского замка в Берлине - дворец в Царицыно)) его весёленький цвет как-то не очень подходит).
При знакомстве с Софией Павел показан просто отвратительно: пьяный, невоспитанный! Он был не такой! И очаровал невесту с первого взгляда. В письмах подруге она писала, что влюблена до безумия! А он писал матери «Я нашёл свою невесту такову, какову только желать мысленно себе мог: недурна собою, велика, стройна, застенчива, отвечает умно и расторопно. Что же касается до сердца её, то имеет она его весьма чувствительное и нежное. Весьма проста в обращении, любит быть дома и упражняться чтением или музыкою».
Вот что создатели сериала могут, так это слезу выжать! Пусть и несуществующим фактом, ведь в действительности Екатерина ребёнка от Потемкина не теряла. А по некоторым данным, родила от него дочь, которую назвали Елизаветой и фамилию дали Тёмкина. Но тут я плакала, когда Мария Федоровна её утешала. И, само собой, ревела в конце финальной серии.
Тем не менее, Екатерина забрала на воспитание первенца Александра, ведь с ней в своё время именно так и поступили… А на рождение сына подарила земли на берегу реки Славянки, которые так и стали называть – сначала Павловское, потом- просто Павловск. Про мой любимый Павловск в сериале – ни звука! А ведь его каждый год посещают миллионы человек! Во дворце большая коллекция античного искусства, а площадь парка более 600 га.
Позже Екатерина забрала и второго сына у Павла и назвала его Константином. Имя дала не просто так, а с дальним прицелом – Османскую империю разгромить и поделить, а внуку – трон в Константинополе – столице возрожденной Византии.
И тут – бабах! И прошло много лет… в 9-й серии ему уже 40, он полон горечи и цинизма, а к концу и вовсе "слетает с катушек". Психологическую линию не довели, логику превращения в "тирана" не раскрыли. Переход получился резким и непонятным.
Исторические вольности:
Да, тонкости чувств царственных особ мы знать не можем. Да, Павел вполне мог быть любящим отцом (об этом говорят, кстати, их с Марией трогательные письма Екатерине о детях во время ее поездок). Но зачем добавлять откровенный вымысел вроде заговора Павла против матери или попыток сначала скрывать беременность жены, а потом тайно вывезти ребенка? Особенно раздражает, что Екатерину показывают хладнокровной похитительницей детей. Да, она забрала Александра и Константина (который, кстати, был вылитый отец и своим беспокойным нравом потом доводил бабушку до того, что она называла его "позором рода"), но в реальности были и моменты нормального, даже теплого общения, пусть и сложного. Сериал же рисует все черно-белым.
Да, вот ещё, не могу не упомянуть Нелидову! Нелидова не была любовницей Павла. Они действительно дружили, общались. Их объединяла "дружба священная и нежная, невинная чистая" - так писал сам Павел. Более того, она дружила с его второй женой - Марией Федоровной до самой смерти императрицы, помогая ей с благотворительностью. Примерно такие же отношения были у него и с Лопухиной, платонические. Хоть она и была фавориткой, но относился к ней император как к символической "даме сердца" (рыцарь же!). Она, в свою очередь, просила его милости к попавшим в опалу.
Если подытожить : не хватило мне некоего баланса между мелодрамой и историей. А может, это возраст, когда уже хочется больше истории и событий, а не размазывания, извините, соплей…
Что понравилось:
Сериал красивый. Роскошные интерьеры, очаровательные пейзажи (хотя Царицыно вместо Пруссии – явный ляп!), великолепные костюмы. Заставка атмосферная.
Приятно узнавать знакомые места: Петропавловская крепость, Гатчина, Екатерининский дворец, да та же Богословка. Михайловский замок, к сожалению, снят только снаружи. Его интерьеры снимали в особняке Кочубея.
Отдельный плюсик – очень естественному возрастному гриму.
В сериале правильно и доходчиво показаны причины заговора против Павла. Хотя, смотря на то, как он тогда обращался с казнокрадами, невольно возникает одна мысль...
Актёры:
Денис Власенко (Павел): Просто блестящ, особенно в молодости! Сумел передать и боль, и мечтательность, наивность и неуверенность. Я привыкла видеть его в комедиях (там он тоже неплох), но этот сериал – это просто его лучшая роль и бенефис!
Наталья Суркова (Екатерина II): мощно и убедительно. Ее Екатерина – умная, властная, жестокая, но местами – по-человечески понятная. Мне присылали в комментариях фотоколлаж с профилями Екатерины и Натальи – очень похожи!
Владимир Стеклов (Панин) и Ольга Бодрова (Мария Федоровна) тоже очень хороши. Легкий немецкий акцент Марии Фёдоровны – естественен и прекрасен. Сама она очень похожа внешне на супругу Павла, хоть некоторой пышности и не хватает).
И самое главное достоинство, на мой взгляд: сериал, несмотря на свои ошибки, ЗАСТАВЛЯЕТ ИНТЕРЕСОВАТЬСЯ ИСТОРИЕЙ! После просмотра так и тянет перечитать документы, письма, узнать больше о реальных событиях, личностях, о том, что же на самом деле происходило в Михайловском замке и на полях сражений. И в этом его огромная ценность.
А на самом деле сериалу «Павел. Первый и последний» можно простить всё за один - единственный кадр. Последний.