Найти в Дзене
Время

Ночь, ставшая вечностью: годовщина царской семьи в Ипатьевском доме. Реакции современников, факты и другие детали

Оглавление

В ночь с 16 на 17 июля 1918 года в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге была совершена одна из самых трагических и противоречивых страниц русской истории — расстрел последнего российского императора Николая II, его жены Александры Фёдоровны, пятерых детей и приближённых. Прошло уже более века, но эта дата по-прежнему вызывает сильные чувства — от скорби до исторических споров.

Убитые в доме Ипатьева.1 ряд: Николай II с семьёй (слева направо: Ольга, Мария, Николай, Александра, Анастасия, Алексей и Татьяна)2 ряд: лейб-медик Е. С. Боткин, повар И. М. Харитонов3 ряд: горничная А. С. Демидова, лакей А. Е. Трупп
Убитые в доме Ипатьева.1 ряд: Николай II с семьёй (слева направо: Ольга, Мария, Николай, Александра, Анастасия, Алексей и Татьяна)2 ряд: лейб-медик Е. С. Боткин, повар И. М. Харитонов3 ряд: горничная А. С. Демидова, лакей А. Е. Трупп

Последний акт империи

Февральская революция 1917 года свергла 300-летнюю династию Романовых, но монархия ещё не умерла окончательно. Её медленное угасание продолжалось почти полтора года — в тишине заточения, в унижении, в тревожном ожидании. Последний акт этой исторической драмы разыгрался в городе Екатеринбург, в доме, который впоследствии назовут «домом особого назначения», а потом просто — «домом расстрела».

После отречения Николая II от престола 2 марта 1917 года судьба царской семьи оказалась в руках Временного правительства, а затем — большевиков. Сначала им позволили остаться в Царском Селе. Затем, опасаясь приближения к столице радикальных элементов, их перевезли в Тобольск — сибирскую глушь, в почти монашеские условия. Именно там, в провинциальной тишине, император писал в дневнике:

«Словно всё исчезло — власть, народ, прошлое. Осталась только семья и молитва».

Весной 1918 года большевики, почувствовав приближение фронта Гражданской войны, приняли решение о транспортировке Романовых в более «надёжное» место.

В начале 1918 года большевики приняли решение перевезти их в Екатеринбург — промышленный и "красный" город, где влияние Советской власти было особенно сильно. Здесь, в доме инженера Ипатьева, семья оказалась в полной изоляции. Здание быстро переоборудовали в тюрьму.

Для семьи бывшего императора не было суда, не было адвокатов, не было возможности защиты. Всё их существование в этом доме стало прелюдией к казни. Условия ухудшались с каждой неделей. Прогулки запретили, окна забили. Переписка — под строгим контролем. Члены Уральского Совета, опасаясь, что белые войска освободят царскую семью, торопились — и решение о физическом устранении было принято тайно и спешно.

Ночь с 16 на 17 июля 1918 года стала последним актом не только частной трагедии семьи, но и символическим концом Российской империи. Расстрел царской семьи — не просто убийство людей, это было убийство символа, уничтожение власти, державшейся на традиции, религии и легитимности. Страна шагнула в новую эпоху — через кровь, страх и молчание.

Ночь без возвращения — 17 июля 1918 года

Лето 1918 года. Гражданская война в разгаре, белогвардейские войска под командованием адмирала Колчака стремительно наступают на Екатеринбург. В штабе Уральского областного совета растёт паника. Возможность освобождения царской семьи становится реальной угрозой.

16 июля вечером, по приказу Якова Юровского — начальника охраны дома Ипатьева — были предприняты последние приготовления. Слугам было приказано собрать вещи. В подвал перенесли стулья и выстроили обстановку, будто бы для ожидания транспорта. На самом деле всё было готово к расправе.

Расстрел. Как это было

В ночь на 17 июля 1918 года в Ипатьевском доме произошло не просто убийство — это было тщательно спланированное и хладнокровное уничтожение всей семьи последнего императора России.

Комендант Дома Ипатьева Я. М. Юровский (1918 год)
Комендант Дома Ипатьева Я. М. Юровский (1918 год)

Хронология ночи

00:00–01:00.

Начальник охраны Яков Юровский получает окончательный приказ о ликвидации. Решение было принято Уральским областным Советом под предлогом приближения белогвардейских частей к Екатеринбургу.

02:00.

Охрана будит царскую семью. Им говорят, что из-за обострения обстановки в городе их нужно срочно эвакуировать в более безопасное место.

02:15.

Всех спускают в подвал. Там уже подготовлено помещение: закрытые окна, укреплённая дверь, выложенный соломой пол. Семья занимает места у стены. Николай несёт на руках больного Алексея, женщины берут с собой подушки и личные вещи, где, как позже выяснится, были зашиты драгоценности.

02:30.

Юровский заходит в комнату с отрядом. За ним идут 11 человек, вооружённых пистолетами. Николай спрашивает: «Что происходит?» Юровский читает короткое заявление:

«Ваши родственники пытались вас спасти. Советская власть решила вас расстрелять.»

Мгновение тишины.

Николай успевает вымолвить: «Что? Что?..» — и получает первую пулю в голову. Следом начинается беспорядочная стрельба. Императрица и великая княжна Ольга падают сразу. Остальных — особенно девушек и Алексея — приходится добивать выстрелами в упор, штыками и прикладами: корсеты, набитые драгоценностями, защищают от пуль.

После расстрела

Тела выносят на грузовик и вывозят за город — к шахтам в районе Ганиной Ямы. Их обливают серной кислотой, жгут, некоторые останки закапывают и маскируют. Всё делается в спешке, без чёткого плана.

Несколько тел — предположительно Марии и Алексея — были захоронены отдельно и найдены только в 2007 году.

Свидетельство Юровского

«Стрельба длилась не более двух-трёх минут. Несколько выстрелов дали осечку. Девицы кричали. Пришлось добивать…»

(Из воспоминаний Якова Юровского, доклада для ЦК партии, 1922 год)

В ходе расстрела были также убиты поднявшие вой две собаки царской семьи — французская бульдожка Ортипо Татьяны и королевский спаниель Джимми (Джемми) Анастасии. Третьей собаке — спаниелю Алексея Николаевича по кличке Джой — была сохранена жизнь, так как она не выла. Спаниеля позднее взял к себе охранник Летемин, арестованный впоследствии белыми. Впоследствии, по рассказу епископа Василия (Родзянко), Джой был увезён в Великобританию офицером-эмигрантом и передан британской королевской семье.

Дом Ипатьева
Дом Ипатьева

Сокрытие правды

Советская власть десятилетиями отрицала факт расстрела. Только в 1926 году было полуподтверждение, а официальное признание — лишь в 1989 году. Расследование началось при Горбачёве, останки были эксгумированы в 1991 году. ДНК-экспертиза в 1990-х подтвердила их подлинность. В 1998 году царская семья была с государственными почестями перезахоронена в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга.

Подвал дома Ипатьева в Екатеринбурге, где была расстреляна царская семья
Подвал дома Ипатьева в Екатеринбурге, где была расстреляна царская семья

Из выступления Я. М. Юровского перед старыми большевиками в Свердловске в 1934 году

Молодое поколение нас может не понять. Могут упрекнуть, что мы убили девочек, убили наследника-мальчика. Но к сегодняшнему дню девочки-мальчики выросли бы… в кого?

Из воспоминаний Юровского (орфография сохранена):

Память

Помнить о расстреле царской семьи — значит сохранять память о трагических уроках истории, чтобы осознать цену политического насилия, разрушения государственности и потери человеческих жизней.

1. Историческое понимание

Расстрел Николая II, его жены, детей и приближённых — это не просто конец династии Романовых. Это символ радикального слома старого мира и начала новой эпохи, сопровождавшейся массовыми репрессиями, гражданской войной и страданиями миллионов. Без осмысления таких событий невозможно понять XX век в России.

2. Предупреждение повторения ошибок

Забвение истории делает общество уязвимым перед повторением трагедий. Помня о расстреле, мы признаём опасность фанатизма, идеологического ожесточения и дегуманизации "врагов народа".

3. Человеческое измерение

Это была не только политическая расправа — это была человеческая трагедия. Погибли дети, молодая семья, не оказавшая сопротивления. Помнить — значит сохранять сочувствие и не допускать оправдания жестокости "во имя будущего".

4. Моральная ответственность

Расправа без суда и следствия остаётся нравственным шрамом. Признание этой трагедии — часть работы над национальной совестью. Россия не может строить зрелую идентичность без честного взгляда в своё прошлое.

5. Культурная память

История дома Романовых — часть российской культуры, искусства, религии и традиции. Память об их гибели — это также уважение к собственной истории, вне зависимости от политических взглядов.

Помнить — не значит идеализировать монархию или отвергать революцию. Это значит видеть прошлое во всей его сложности и извлекать из него уроки ради будущего. Без памяти нет осознанности. Без осознанности — нет свободы.