А все потому, что «меня Маша заставила дурацкий танец танцевать». ))))
Кто такая Маша и при чем здесь танец? Сейчас, сейчас вы все узнаете. ))))
***
Те, кто читает меня еще и в Телеграме, помнят, как я позавчера горестно там вопила, что сейчас вылью в кофе весь оставшийся коньяк. Почти весь и вылила, кстати. И я обещала подробно рассказать почему.
***
Опять же, постоянные читатели помнят сестру своей сестры. )) Которая постоянно приходит раньше. И никак не может выучить алфавит и базовые правила чтения.
Что ж, в тот день наши занятия подошли к точке невозврата. )))
Началось все, как обычно. Буквы все в алфавите попутали. То есть я прошу ее написать r, она пишет «а». Прошу сделать вот такое задание.
Ох… Рядом с L – точно такая же буква, только меньше размером. Рядом с Q – g. Рядом с W – m. А мы ведь этот алфавит полтора месяца долбаем, по три буквы за урок. ((
Начинаем повторять правила чтения. Мы разобрали все закрытые слоги и «а» в открытом.
Прошу прочитать одно из слов, которое мы тоже долбаем уже полтора месяца. Bad.
- Веееед? Дааааб? Бааааб? Буууууб? Гааааад?
При этом каждое следующее слово выкрикивается громче предыдущего. А голос у девочки довольно высокий и пронзительный. )
Тычу в первую букву, прошу произнести.
- Ваааад?
- Не надо слово, назовите мне этот звук.
- Дуууууд?
- Не надо слово, назовите мне этот звук. Вот этот, я пальцем показываю.
И так раз пять.
Я не выдерживаю:
- А почему бы вам не сделать то, что я говорю? Я не прошу сейчас прочитать все слово, я прошу произнести вот этот звук.
Феерический ответ:
- Потому что меня Маша заставила дурацкий танец танцевать.
- А как связан дурацкий танец с тем, что вы делаете не то, что я прошу?
- А я ей сказала, что я очень устаю после английского, мне бы в тенек, в прохладу.
(Вам не кажется, что это не диалог? Что девочка развивает свой внутренний монолог вообще без учета того, что я говорю.)
Я возвеселяюсь:
- Так это здесь тенек и прохлада. На улице жарко, а здесь прохладно.
(У нас сейчас очень комфортно, при этом я даже окна не открываю, только форточки. Не жарко и прохладно.)
И продолжаю:
- Так вы звук мне планируете называть или как?
Продолжаем. Читаем слово snake.
Девочка:
- Спэээк.
(Я обратила внимание. Она читает примерно так (бубнит вполголоса): «Рап…фефяк-фефяк…рэп…фефяк-фефяк…рэн…фефяк-фефяк…пэн…ПЭН». И все это с долгими гласными и усиливая громкость. Да, это слово pen.)
- Вторая буква «н».
- Спэээк.
- Вторая буква «н».
Еще громче и негодующе:
- Спээээк!
- Вторая буква «н». Не «п». «Н».
- Снэээк!
- У вас эта буква выделена жирным. Мы же выяснили, как она везде читается?
- Спээээк!
- Вторая буква «н». Как читается буква «а»?
- Спаааак!
- Нет. Вы же мне правильно прочитали вот это слово. Давайте еще раз повторим. Lake. Как мы прочитали?
- Спээээг! Спаааайк.
- Вторая буква «н». Потом «эй». Что получается?
- Спииик! Снииик!
- «Эй». Не «и». Скажите отдельно – «эй».
Короче, читаем в результате. )
С грехом пополам допилили до повторения оборота I have got.
А, надо сказать, мы с ней урока три отрабатываем конструкции с вроде как известными ей словами: a pen, a red pen.
Взялись теперь отрабатывать в предложении.
Ладно, она have как hove переписала с доски, got как g at (именно с таким пробелом) – я это пережила, вписала ей все сама.
Ну и пошло опять.
- У меня есть кровать. Начинайте со слова «я». Я имею.
(При этом, напомню, I have got на доске написано, все подписано.)
- I have got кровать.
- Как «кровать» по-английски?
- Бээээг. Бииииг.
- Bed. «Кровать» – это bed. Повторите за мной слово.
- Ааааай…
- Нет, повторите слово «кровать». Bed.
- Хаааааав…
- Повторите, пожалуйста, то, что я прошу. Bed. «Кровать» по-английски bed.
- Кровать.
- Не по-русски. Повторите, пожалуйста, по-английски. Bed.
Вроде повторили, наконец. )
- Теперь скажите: «У меня есть кровать». Начинайте со слова I – «я». Как написано на доске.
- Аааай хэээв дооооот.
- Got. Повторите за мной: «I have got».
- Дээээд…
- I have got. Повторите, пожалуйста.
- I have got.
- Теперь добавим слово кровать – a bed. И скажем: «У меня есть кровать».
- Аааай хэээв гоооот кровать.
- Как по-английски «кровать»?
- Миииизиии.
Вот тут я не выдержала. Потому что мы подошли к точке невозврата. И если я сейчас не положу этому конец, она и дальше дурака валять будет. Говорю ей (довольно жестко говорю; не кричу, но жестко):
- Анечка, вы долго планируете тут развлекаться? У вашей мамы деньги лишние? Или как? Вы понимаете, что на эти деньги, которые уходят мне, она могла бы вам что-нибудь купить? А вы полтора месяца не желаете одно слово выучить. Мы эту «кровать» на втором занятии учили. И у вас в тетради после КАЖДОГО урока написано, что это слово нужно повторить. Вообще-то не выучить алфавит и десяток слов за полтора месяца – это проблемы для детей из коррекционных школ, а вы, вроде бы, учитесь в обычной.
У девочки появляются слезы, она начинает взрыдывать. Но я злобно иду дальше:
- Сейчас я пишу вашей маме. У нас три варианта. Мы просто прекращаем занятия, потому что толку с них нет. Мы увеличиваем количество занятий до 4 в неделю – и я с вами лишний час буду учить слово «кровать», а ваша мама отдает мне еще больше денег. Мы оставляем все, как есть, но вы начинаете заниматься.
На этой ноте мы и распрощались. Девочка очень обиделась и даже не попрощалась.
Нет, я понимаю, что все мои патетические восклицания про деньги – это для нее белый шум. Это только мои комментаторы думают, что и я, и родители должны ребенку объяснить, что за счет денег, уходящих репетитору, он что-то недополучит. Ага, и ребенок сразу поймет. И, конечно, резко начнет заниматься.
К сожалению, на практике это так не работает. Или вы думаете, родители такие глупые, что никогда ничего такого не объясняли? Нет, у детей, да и у совсем больших детей всегда есть определенная уверенность: даже если родители кричат, что денег нет, они все равно откуда-то появятся. Потому что появляются ведь. Потому что родители выкрутятся, возьмут кредит, подработку, себя ущемят… Дети ж этих нюансов не понимают. И даже если «им объяснить», не поймут. Короче, пока человек сам зарабатывать не начнет, эта вера в чудо слегка сохранится.
***
Вот после этого я дома и хлестала кофе с коньяком: https://t.me/zapiskirepetitora1/8008
И параллельно излагала все события дочери, ее подруге Алисе и своему отцу.
Отец:
- Она к тебе больше не придет.
Дочь:
- А ты таким же голосом с ней говорила, как сейчас? Это ты называешь «не повышала»? Ню-ню.
Алиса:
- Знаете, странно, но после ваших рассказов я еще больше хочу пойти учителем в обычную среднюю школу. Хотя должно быть наоборот.
Я (возрадовавшись):
- Так в чем проблема? Я могу вам предоставить лучший вариант – конкретно эту ученицу. Проведите вместо меня занятие и выучите с ней слово «кровать», если вас так интересуют педагогические челленджи. ))
Мама ученицы (в голосовом сообщении):
- Я с ней поговорила, она мне все ответила. И алфавит, и слова все. Просто у нее иногда бывает такое настроение, когда она знает, но говорить не хочет. Это она так сказала. Нет, мы не будем бросать, она на следующий урок к вам придет и все расскажет.
Что ж. Следующий урок будет сегодня, часов через 10 после появления этого текста. Посмотрим. Я в Телеграме по-быстрому отчитаюсь, если что: https://t.me/zapiskirepetitora1/8030 И там дальше довольно много. )))
И развернуто в Дзене:
На одном уроке я довела ученицу до слез, на другой урок она пришла радостная
И напоследок моя любимая цитата из Макаренко:
«Наши дети цветут на живом стволе нашей жизни, это не букет, это прекрасный яблоневый сад. … И поэтому не набрасывайтесь на цветы с одними вздохами и поцелуями, возьмите в руки лопату, ножницы, лейку, достаньте лестницу. А когда в вашем саду появится гусеница, возьмите парижскую зелень. Не бойтесь, побрызгайте немножко, пусть даже цветам будет чуточку неприятно.»
Ибо да:
Как у злого репетитора ученики на уроках рыдают и упорно сопротивляются получению знаний
Да, иногда приходится делать «чуточку неприятно». Потому что, как показывает практика, животворящий родительский пинок часто действует гораздо лучше всяких попыток увлечь, завлечь, вовлечь и прочего.
Вы согласны?
Пишите, а также ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал здесь и в Телеграме – узнаете много нового и интересного!
А вечером я напишу о сложных отношениях этой девочки со временем и логикой. ))
И в Телеграме – снова о проблеме чтения. И о том, что я планирую изучать Сигма Боя.
А о девочке этой – вот, и внутри по ссылкам:
Еще один фееричный и многоступенчатый приход моей ученицы
И недавнее:
Я пришла с уроков и сказала много слов на букву «д». Каких – догадайтесь сами
https://t.me/zapiskirepetitora1/7952
Вот о чем я писала 17 июля в прошлом году:
Нельзя жить так, чтобы никому не мешать
Очередь стоит. А дамочка неторопливо перебирает футболки
Все мои статьи в хронологическом порядке можно почитать здесь.