Любителей поспорить о качестве реставрации, о необходимости сохранения исторических памятников архитектуры, о соответствии нынешнего облика зданий и их аутентичного экстерьера в интернете множество. Я всегда стараюсь уходить от подобных споров, для меня важнее красота, безопасность и практическая ценность зданий.
Но главное – память об их истории, о тех людях и событиях, что хранят эти стены. Иначе для чего эти стены вообще нужны?
Каждый раз, когда читаю новую историю о возрожденном доме, которого сегодня уже могло банально не существовать, я радуюсь. И нынешняя моя заметка будет как раз о таком доме.
По Долгоруковской улице я гулял пару лет назад. С рассказов о ней начался цикл заметок, посвященных долгой прогулке от Новослободской к Патриаршим прудам и от них через Спиридоновку по Большой Никитской.
До 1877 года она была частью Новослободской улицы, а в более широком смысле – фрагментом дороги на Дмитров, за Садовым Кольцом вливаясь в Малую Дмитровку. В советские годы успела побывать Каляевской в честь революционера, убившего великого князя Сергея Александровича.
Долгоруковской её назвали в честь московского генерал-губернатора, князя Владимира Андреевича Долгорукова. И это название, утраченное в советское время, улице вернули в 1992 году.
В прошлый раз я рассказывал о храме Николая Чудотворца в Новой Слободе, чья обветшавшая, но до сих пор не порушенная колокольня стала одной из главных доминант и памятников этой улицы.
Сегодняшний мой архитектурный персонаж…
…Расположен как раз на фоне той колокольни
Его построили в 1821 году на месте усадьбы купца Ивана Макарова для нового владельца участка, коим стал представитель древнего рязанского дворянского рода, действительный статский советник Андрей Александрович Петрово-Соловово с супругой Екатериной Александровной, урожденной Левашовой.
Старый усадебный дом не пострадал в «Грозе двенадцатого года», хотя большая часть Новой Слободы выгорела до самой Селезневки. Но все равно новый владелец перестроил весь купленный им участок практически с нуля.
С 1830-х и далее усадьба меняла своих хозяев не единожды. А в 1897 году имение заново перестроили по заказу дочери коллежского асессора Марии Александровны Шиллер.
И было с чего перестраивать: прежняя владелица, купчиха Александра Николаевна Козлова устроила в усадьбе фабрику, и чтобы заново превратить имение в жилое, пришлось постараться.
(5 фото)
Последним владельцем до революции стал некто Петр Петрович Приклонский, который в 1912 году сдал усадьбу в аренду Московскому епархиальному Братству призрения бесприютных детей. Открылась здесь и церковно-приходская школа, по-видимому, при том самом Никольском храме.
В советские годы главный усадебный дом и прилегающая к нему территория вначале использовались для городских нужд, а во второй половине двадцатого века принадлежали «Союзмультфильму».
Затем долгое время дом был заброшен и стоял под фальшфасадом, медленно погибая, никому не нужный.
И вот его признали выявленным объектом культурного наследия, и новая его жизнь началась…
…Благодаря программе «1 рубль за 1 квадратный метр»
К моменту начала восстановительных работ пострадало более 70% декора и интерьеров и сгнило почти 80% деревянного сруба. Согласовав все с «Мосгорнаследием», за работы взялась компания «Русские Отели», входящая в состав Группы компаний «БЭЛ Девелопмент».
За четыре года, потратив 180 миллионов рублей, особняк удалось вернуть к жизни.
И если раньше при реконструкции зданий использовать сохранившиеся элементы старых построек было экономически выгодно, отчего в основании домов девятнадцатого – начала двадцатого веков довольно часто обнаруживаются палаты семнадцатого-восемнадцатого столетий, то сегодня снести старый дом и выстроить на его месте новый гораздо дешевле и проще.
Но этот дом решили именно восстановить, причем по возможности используя те самые технологии, которые применялись в старину.
(7 фото)
Сгнившие бревна сруба заменили новыми, сверху обшили досками и проложили юртовым войлоком – как делалось двести лет назад. Восстановили деревянную чердачную лестницу, укрепили кирпичную кладку и своды подвала, воссоздали лепной декор фасада, отреставрировали ограду девятнадцатого века.
(3 фото интерьеров, заимствованные в открытых источниках)
После реставрации и реконструкции дома в нем открылся ресторан «Гусси» с парой скульптур доберманов у входа. Но сегодня фигур нет и ресторан также покинул историческое здание. Теперь ему на смену пришло другое заведение.
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал до конца.
Если статья вам понравилась и вы хотите отблагодарить автора делом, это можно сделать, нажав на кнопку «Поддержать» ниже.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!