Найти в Дзене
Тайный фотограф Москвы

Марфо-Мариинская обитель милосердия. Не просто «самый молодой монастырь»

О чем в первую очередь вы вспоминаете, когда слышите про Большую Ордынку? Про путь от Кремля в Орду, про переводчиков-толмачей, про стрелецкую слободу в Кадашах и купеческие усадьбы девятнадцатого века? Наверное, обо всем этом тоже. Но у большинства москвичей – да простят меня жители столицы, для кого это не так – в числе первых всплывает ассоциация с Марфо-Мариинской обителью. Часто бывает, что мужчин их возраст, седины и шрамы лишь украшают, придают солидности, значимости и авторитета. Большинство женщин, наоборот, свой возраст предпочитают скрывать. Но эта женская обитель на Большой Ордынке в том не нуждается, она действительно была и остается самой молодой в Москве. Вопрос, почему она так именуется? «В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя о
Оглавление

О чем в первую очередь вы вспоминаете, когда слышите про Большую Ордынку? Про путь от Кремля в Орду, про переводчиков-толмачей, про стрелецкую слободу в Кадашах и купеческие усадьбы девятнадцатого века? Наверное, обо всем этом тоже. Но у большинства москвичей – да простят меня жители столицы, для кого это не так – в числе первых всплывает ассоциация с Марфо-Мариинской обителью.

  • Кстати, наверняка вы заметили, что, говоря про это место, его не называют монастырем, употребляют слово «обитель». Этому есть своя причина, но о ней ниже.

Часто бывает, что мужчин их возраст, седины и шрамы лишь украшают, придают солидности, значимости и авторитета. Большинство женщин, наоборот, свой возраст предпочитают скрывать. Но эта женская обитель на Большой Ордынке в том не нуждается, она действительно была и остается самой молодой в Москве.

Вопрос, почему она так именуется?

«В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее»
(Евангелие от Луки, 10:38-42)

Обычно, читая эту Евангельскую историю, мы привыкли считать, что Мария персонаж положительный, а Марфа как будто бы даже отрицательный. Суетилась, думала о еде, пока Христос проповедовал.

Но обитель в Замоскворечье получила название не «Мариинской», а «Марфо-Мариинской». Идея была в том, чтобы подчеркнуть…

…Связь между служением Богу и служением человеку

Иисус Марфу отнюдь не осудил, Он только преподал ей урок о приоритетах. Как кто-то давным-давно мудро заметил:

«Труд без молитвы – рабство, а молитва без труда - попрошайничество»

4 (а по новому стилю 17) февраля 1905 года взрывом «адской машины» революционеры убили великого князя, до недавнего времени генерал-губернатора Москвы Сергея Александровича Романова, сына покойного императора Александра Второго и родного дядьку действующего императора Всероссийского Николая Второго.

Кто-то его называл холодным до бездушности, неприятным человеком и плохим командующим войсками, а то и вовсе одним из главных виновников трагедии на Ходынском поле во время коронации Николая Александровича. Кто-то считает безвинно оболганным, верным и преданным человеком и христианином. Судья всем Господь, и о нем больше речи в этой заметке не будет. Героиня сегодняшней истории – его супруга, а ныне вдова Елизавета Федоровна, немецкая принцесса Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадтская и внучка английский королевы Виктории.

-2

Рассказывают, что после убийства супруга она лично посетила в тюрьме его убийцу, Ивана Каляева. От имени мужа простила его, призывала к покаянию и даже просила императора о помиловании.

А в 1909 году основала в Москве обитель милосердия, для чего продала свои драгоценности и на вырученные деньги…

…Купила большую купеческую усадьбу в Замоскворечье

У нее действительно получился «дом Лазаря». Здесь были и любовь Христа, и служение, и человеческая дружба, и забота, и воскресение, и жизнь.

Но обитель была необычной. Её насельницы приносили обет целомудрия и нестяжания, трудились и ухаживали за больными, но фактически монахинями не являлись. По истечение срока обета могли вернуться к обычной жизни, выходить замуж и воспитывать детей. Лишь только особо того пожелавшие принимали постриг – как сделала сама Елизавета Федоровна.

В 1909 году в обители заложили соборный храм во имя Покрова Богородицы в стиле модерн, в духе псковского и новгородского зодчества (17 фото).

Главным его архитектором и автором проекта был Алексей Викторович Щусев, которому помогали Леонид Васильевич Стеженский, Борис Викторович Фрейденберг и скульптор Сергей Тимофеевич Коненков – автор замечательного белокаменного резного портала. Один лишь этот портал можно рассматривать и рассматривать очень долго (15 фото).

Мозаичные иконы Спаса Нерукотворного и Богородицы на фасадах собора создал художник Михаил Васильевич Нестеров (2 фото).

Он же автор росписей внутри храма: композиций «Путь к Христу», «Христос у Марфы и Марии», триптиха «Утро Воскресения», «Покров Богородицы» и «Литургия ангелов» (7 фото).

Пока возводился собор, в 1909 году выстроили больничный храм Марфы и Марии с лазаретом. Его устроили на месте, где в купленной Елизаветой Федоровной усадьбе располагался зимний сад. Автором Марфо-Мариинского храма стал архитектор Леонид Васильевич Стеженский, помянутый мной выше (7 фото).

Собор же достроили и освятили в 1912-м.

(15 фото)

А справа от въездных ворот обители (автор ворот и ограды – Алексей Викторович Щусев) Борис Фрейденберг выстроил домик, в котором находились покои великой княгини, а ныне настоятельницы обители. Сейчас здесь музей.

(9 фото)

Светло-сиреневое трехэтажное здание с фронтоном, которое обязательно бросится в глаза каждому, зашедшему на территорию – приют и сестринское общежитие. Его построили в 1911 году по проекту архитектора Дмитрия Михайловича Челищева. А соединенное с ним переходом зеленое – амбулатория и аптека, еще одна постройка авторства Алексея Щусева. Сегодня в нем располагается медицинский центр «Милосердие» для детей, страдающих ДЦП.

(5 фото)

Автором же знаменитой скульптуры – памятника великой княгине Елизавете Федоровне, что установлен возле соборного храма, стал скульптор Вячеслав Михайлович Клыков, о котором я рассказываю в отдельной заметке.

-11

По территории обители можно (и нужно!) погулять, я описал в этой заметке далеко не все постройки. Были здесь устроены часовни, приют для девочек и воскресная школа с квартирой священника, барак для заразных больных. Все это в подробностях можно узнать на экскурсиях, а...

...Увидеть все своими глазами всегда ценнее, чем рассматривать любые фото

Да и попадаешь за ограду обители – и шумный город словно исчезает. Здесь всегда очень тихо, не слышно шума дорог и столичной суеты. С трудом верится, что найдется много тех, кто хотя бы раз не был здесь. Но если вдруг вы еще не бывали – загляните обязательно.

(9 фото)

Настоятельница долгое время подвергалась критике Святейшего синода. Ее обвиняли в возрождении института диаконис и чуть ли не в протестантизме. Конечно, помогала поддержка Николая Второго, но устав обители пришлось несколько раз переписывать, чтоб удовлетворить все требования синода.

В 1917 году обитель закрыли, а в 1920-х ее архитектурный ансамбль и вовсе исключили из списка охраняемых объектов. Как великолепные постройки сохранились до наших дней – загадка и чудо. В 1918-м Елизавету Федоровну, как представительницу семьи Романовых, арестовали и выслали в Пермь. Затем перевезли в Екатеринбург, а потом в Алапаевск, где и убили, живой сбросив в шахту, которую после этого взорвали гранатами, завалили бревнами и засыпали землей.

В октябре того же года Алапаевск заняли белогвардейцы. Тело великой княгини извлекли, но Красная армия наступала, и тело пришлось перевозить все дальше и дальше. В итоге два гроба – Елизаветы Федоровны и ее келейницы, сестры Варвары доставили в Шанхай, а в 1920 году переправили в Иерусалим, где покойная настоятельница завещала ее похоронить после своего паломничества по Святой Земле в 1888 году.

(9 фото)

В 1992-м Елизавета Федоровна была канонизирована и включена в Собор новомучеников и исповедников Российских. А Марфо-Мариинскую обитель милосердия возродили в 1990-2000-х годах.

-14
Марфо-Мариинская обитель милосердия, монастырь, ул. Большая Ордынка, 34, стр. 6, Москва — Яндекс Карты

* * *

Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал статью до конца. Буду рад вашим комментариям, лайкам и репостах статей в ваших любимых соцсетях.

Если вы хотите финансово поддержать развитие канала, это можно сделать, оформив Премиум-подписку, пройдя по ссылке: https://dzen.ru/secret_photograph?tab=premium

И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!