Найти в Дзене

Подросток не хочет ничего делать летом — смириться или давить? Мнение психолога

Оглавление

Лето. Солнце. Море свободного времени. Возможности. А у вашего подростка — диван, одеяло, наушники и нахальное “отстань”. Вы предлагаете лагерь — он мотает головой. Просите помочь — он недовольно цокает языком. Кажется, что перед вами не ребёнок, а мешок апатии с прямым доступом в TikTok.

Что делать:
смириться и ждать сентября или включать “родителя-тирана”? Разбираемся вместе с психологами сервиса PsyPsy.

Почему так происходит?

Лето — это не просто “каникулы”. Это отмена давления: школы, кружков, репетиторов, оценок, экзаменов, дедлайнов, тревог. И если ребёнок валяется пластом, он, возможно, делает это не из лени, а потому что правда устал.

«Как объясняет клинический психолог сервиса PsyPsy, подростковый мозг работает на высокой скорости, а нервная система — нестабильна. Школьный год с его напряжением и социализацией — огромная нагрузка. Летняя “вялость” — может быть формой восстановления, особенно если у ребёнка были стрессы, экзамены или конфликты».

Не путаем — здоровая апатия не равно депрессия

Важно различать: подросток, который ничего не делает, но при этом ест, смеётся, общается, зависает в сериалах — в порядке. А вот если он:

  • резко замкнулся,
  • перестал общаться даже с друзьями,
  • часто раздражён или вял,
  • жалуется на бессонницу, потерю аппетита,

    — тогда это может быть тревожный сигнал, с которым стоит обратиться к специалисту.

Давить или отпустить?

Плохой вариант — кричать, сравнивать, обвинять в лени. Это только добавляет напряжения. Ещё хуже — превращать лето во “вторую школу” с контрольными, курсами и “развитием личности”.

Лучшее, что вы можете сделать:

  • Предлагать, а не заставлять. Не “Ты обязан пойти в языковой кружок!”, а “Есть такой лагерь — хочешь глянем?”
  • Обсуждать планы, а не навязывать. “Как ты сам хочешь провести это лето?”
  • Уважать его “ничегонеделание”. Иногда пролежать полдня без смысла — это и есть путь к смыслу.
  • Разделять пространство. Сходите вместе на выставку, на пикник, посмотрите фильм. Без морализаторства — просто, чтобы побыть рядом.

А как же труд и польза?

Работа, подработка, помощь по дому — всё это отлично. Но важно не превращать их в “обязательный квест на выживание”.

Если подросток вообще ничего не делает, а вы чувствуете раздражение — сформулируйте
чёткие, внятные границы, а не выкрики вроде “да сколько ж можно лежать, пока я тут пашу за всех!” Например:
— “Буду благодарна, если ты будешь выносить мусор каждый вечер”
— “Хочу, чтобы ты час в день помогал по дому — выбери, что именно тебе по силам”
И вот тогда это про сотрудничество, а не про диктат.

Главное — доверие и контакт

Лето — это шанс не вырастить “успешного подростка”, а не потерять с ним связь. Подросток, которому доверяют в его “ничегонеделании”, гораздо охотнее двигается потом — по своей воле.

А если ему всё время говорят, что он ленивый и бестолковый — он в это легко и быстро поверит. И станет таким, не потому что хочет, а потому что другого образа себя у него уже просто не останется.

Если вы чувствуете, что не справляетесь с тревогой за ребёнка, что злость или страх мешают быть в диалоге — это нормально.

Психологи сервиса PsyPsy помогут вам выстроить доверительные отношения с подростком и справиться с тревожностью родителя.

Скидка 50% при заполнении анкеты на подбор специалиста на https://psypsy.online/

Онлайн психолог | Подбор психолога и психотерапевта онлайн. Консультирование по видеочат, аудиочат и в мессенджерах.