В Михайловском замке нам удалось наконец побывать в этом году - в конце июня. Как раз - в день открытия только что отреставрированных столовых залов в анфиладе апартаментов Павла I.
Частично интерьеры Михайловского замка были отреставрированы к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга. К 2003 году были восстановлены, в основном, залы апартаментов Марии Фёдоровны в том виде, в каком они были при Павле. Торжественное открытие Михайловского замка состоялось 27 мая 2003 года. А первые реставрационные работы в Михайловском (Инженерном) замке - после двух веков его эксплуатации в качестве разного рода учебных заведений и ведомственных учреждений, были проведены в 1991 году в Михайловском храме, который стал первым помещением замка, переданным Русскому музею для размещения экспозиций.
Храм Архангела Михаила - домовой храм Михайловского замка был освящён 21 ноября 1800 года в честь Архистратига Божия Михаила. Отделочные работы по обустройству храма продолжались до марта 1801 года. О легенде, связанной с названием храма в честь Архангела Михаила, я рассказывала в своей предыдущей статье "Санкт-Петербург. Михайловский замок". Возможно, Павел I и сам придумал эту легенду на крайний случай, чтобы осуществить наконец свои планы по возведению в Санкт-Петербурге замка своей мечты. По распоряжению императора замок возводили в кратчайшие сроки - строительство велось днём и ночью (при свете фонарей и факелов). Число рабочих, трудившихся на стройке, доходило до 6 тысяч человек одновременно. Для ускорения работ были переброшены строительные материалы с других строек: из Царского Села и Академии художеств - декоративный камень, фризы и скульптуры; со стройки Исаакиевского собора - мрамор и фриз с надписью, который поместили над главными Воскресенскими воротами замка; из Таврического дворца - наборный паркет.
Для росписи потолков в парадных помещениях замка были привлечены известные художники того времени: итальянцы Карл Скотти и Антонио Виги, поляк Франциск Смуглевич, немец Иоганн Меттенлейтер. Интерьеры замка были украшены картинами крупнейших русских художников эпохи: И. А. Акимова, А. Е. Мартынова, Г. И. Угрюмова, В. К. Шебуева. Кроме того, оригинальные интерьеры замка были щедро украшены мрамором и другим поделочным камнем, античными статуями (как оригиналами, так и копиями), скульптурами, созданными современниками императора Павла, огромными вазами из поделочных камней, бронзовыми часами, зеркалами, расшитыми золотом бархатными портьерами.
Павел и его семья переехали в новый замок 1 (13) февраля 1801 года, когда ещё даже не успели просохнуть стены нового здания и, по свидетельству очевидцев, в помещениях «стоял такой густой туман, что несмотря на тысячи восковых свечей, едва мерцавших сквозь мглу, всюду господствовала темнота». Прожил Павел в замке своей мечты 40 дней, и в ночь с 11 на 12 (24) марта 1801 года был убит в собственной спальне.
После убийства императора, через 40 дней после новоселья, Михайловский замок был покинут императорской семьёй, и в течение почти двух десятилетий наследники Павла I о замке вспоминали только тогда, когда оттуда нужно было что-либо изъять. Когда Александру I понадобилось серебро для роскошного сервиза — свадебного подарка сестре Анне Павловне, королеве Нидерландов, на переплавку пошли серебряные врата из домовой церкви Михайловского замка. Преемник Александра I - Николай I приказал архитекторам «добывать» в замке мрамор для постройки Нового Эрмитажа.
Тем не менее - замок не долго пустовал - в 1819 году Михайловский замок заняло Главное инженерное училище, отчего замок стали называть Инженерным.
Главное инженерное училище переоборудовало все помещения Михайловского (Инженерного) замка под свои нужды. "Инженеры" без пиетета разделили парадные залы на два этажа. Так, например, был поделён Овальный зал, входивший в анфиладу парадных залов Павла I. При этом, со стен был сбит лепной карниз, а также убран один из барельефов, на месте которого была пробита дверь. При реставрации в конце XIX века перекрытие было разобрано, декор зала восстановлен, на месте пятого барельефа, где при устройстве антресольного этажа был проделан дверной проём, была установлена памятная доска.
В ходе последней реставрации всему интерьеру Овального зала был возвращён его почти оригинальный облик, существовавший при Павле. Изначально отделка Овального зала была исполнена по проекту архитектора Винченца Бренна. Сейчас, как и при Павле - нижний ярус стен зала (на уровне бельэтажа) украшают 8 пар полуколонн ионического ордера искусственного мрамора. Над карнизом, разделяющим верхний и нижний ярусы стен, размещаются восемь пар кариатид, поддерживающих сводчатое перекрытие — эллиптический, частично кессонированный купол с центральным овальным плафоном, на котором изначально были изображены боги Олимпа работы А. Виги. Пока, к сожалению, живописный плафон реставраторам воссоздать не удалось.
Зато реставраторам удалось воссоздать интерьеры многих других парадных залов в анфиладе покоев Павла I. Один из таких парадных залов - Георгиевский зал (другие названия Мраморная галерея, Мальтийская галерея) изначально входил в анфиладу парадных апартаментов императора и служил кордегардией для кавалеров Мальтийского ордена. Зал предназначался не только для орденских ритуалов, но и для светских праздников: 2 февраля 1801 года во время бала-маскарада в Мальтийской галерее были устроены танцы. Отделка Георгиевского зала тоже была исполнена по проекту архитектора Винченца Бренна. Стены зала были выложены разноцветным мрамором. Вдоль западной стены располагались три изготовленных из белого мрамора камина, инкрустированных лазуритом и яшмой. Двери зала были украшены позолоченными бронзовыми накладками. Зал украшали мраморные античные скульптуры, позолоченные бронзовые и деревянные светильники. После отъезда из замка императорской семьи, камины, барельефы и колонны, паркетные полы, каминные зеркала и скульптуры были сняты и использованы для оформления интерьеров Павловского, Таврического и Мариинского дворцов. Была снята вся мраморная облицовка стен, цветной мрамор перевезли в Новый Эрмитаж. Зал был неоднократно перестроен в XIX—XX веках, при этом первоначальный вид зала был утерян. Впервые в XX веке в зале были проведены реставрационные работы в 1953 - 1954 годах. Тогда были частично реконструированы интерьеры зала, и воссозданы многие элементы исторического убранства. Капитальная реставрация зала была проведена в 2007 году, когда строители полностью реконструировали чердачное перекрытие над залом, и спасли его от протечек.
Протечки в остальных залах дворца всё же случаются - на них жаловались нам даже музейные смотрители. Они сетовали на то, что из-за проблем с протечками в старых перекрытиях пришлось закрыть несколько залов в анфиладе апартаментов императора Павла. Зато в этой же анфиладе открылись после реставрации императорские Столовые комнаты. Реставрация Столовых комнат вернула им исторический облик с живописным оформлением потолков и с отделкой стен тканью "брокатель", соответствующей историческому описанию 1801 года. Ткань, использованная для отделки стен Столовых, была выткана на мануфактуре во Франции, сохранившей традиции шелкопрядения XVIII - XIX веков. Кроме того, реставраторы воссоздали для Столовых комнат светильники - копии потолочных люстр конца XVIII века.
Среди парадных залов анфилады покоев Павла I, к счастью, в отличии от Воскресенского зала и Галереи арабесок, был открыт самый церемониальный Большой тронный зал императора, предназначенный для проведения официальных торжеств и парадных аудиенций. Интерьер Большого тронного зала также был создан по проекту Винченца Бренна. В соответствии с первоначальным проектом стены зала были затянуты зелёным бархатом с золотым шитьём. В центре потолка, украшенного лепниной, находился написанный на холсте живописный плафон Дж. Валериани, состоящий из двух частей и представляющий «Аллегорию Мира» и «Аллегорию Победы». Во фризе, проходившем под потолком по периметру зала, помещались 76 живописных вставок с изображениями гербов российских городов и губерний. В нишах над дверями установлены шесть беломраморных античных бюстов римских императоров и их жен. У западной стены находилась печь с облицовкой искусственным мрамором, увенчанная бронзовым орлом и декорированная золочёными бронзовыми накладками. Трон императора располагался в глубине зала, у восточной стены, на возвышении из восьми ступенек под пунцовым балдахином.
После отъезда из замка императорской семьи, зал вошёл в число помещений, занятых генералом П. К. Сухтеленом, который превратил Большой тронный зал в генеральскую библиотеку.
Роскошное, шитое золотом бархатное убранство стен в 1809 году было увезено в Тверь «для убранства тамошнего дворца» (Путевой дворец).
В 1820-х годах в зале разместился Архив Инженерного департамента, вдоль северной стены помещения были размещены двухъярусные книжные шкафы, сохранившееся до настоящего времени.
В 1957 году бывший Большой тронный зал вошёл в состав помещений, предоставленных въехавшей в здание Центральной военно-морской библиотеке, которая покинула замок лишь в 2018 году.
В 2019-2020 годах была проведена комплексная реставрация Большого тронного зала Павла I с воссозданием бархатного убранства стен (цвет бархата приближен к характерным цветам конца XVIII века). Отреставрированы два потолочных плафона, 32 сохранившихся герба российских городов и губерний во фризе под потолком и воссозданы недостающие. По чертежу начала XIX века воссоздана печь с облицовкой искусственным мрамором, увенчанная бронзовым орлом и декорированная золочёными бронзовыми накладками. В нишах над дверями установлены копии бюстов императоров, упомянутых в описях дворца. Проведена тщательная реставрация деревянных книжных шкафов, отделанных шпоном волнистой березы. Отреставрирована люстра XIX века, воссозданы золочёные бронзовые бра на стенах зала и на печи.
Среди парадных залов анфилады императора Павла в постоянной экспозиции Михайловского замка были открыты ещё Покои камер-фрейлины Павла I - Анны Степановны Протасовой. Эти Покои расположены в южной части бельэтажа восточного фасада дворца, выходящего окнами в сторону реки Фонтанки. В настоящее время в Покоях А. С. Протасовой размещается экспозиция Русского музея "Портретная галерея дома Романовых".
Анна Степановна Протасова (1745-1826) - графиня (1801), родственница братьев Орловых. С 1784 года, еще при императрице Екатерине II, занимала при Высочайшем дворе должность камер-фрейлины. Пользовалась неизменным расположением государыни, шуточно называвшей ее «Королевой», а затем и благосклонностью императоров: Павла I, пожаловавшего ей орден Святой Екатерины 2-й степени, и Александра I, который возвел ее в графское достоинство. Александра I Анна Степановна Протасова пережила, как и двух его предшественников, умерла в 1826 году при Николае I, и была похоронена в Духовской церкви Александро-Невской лавры.
В начале XIX века, после выезда из замка императорской семьи, покои камер-фрейлины вплоть до 1817 года входили в состав помещений, отведённых для проживания генерала П. К. Сухтелена. В комнатах Протасовой он разместил свою обширную коллекцию западноевропейской живописи.
При передаче в 1822 году здания Инженерному ведомству бывшие покои камер-фрейлины переоборудовали в модельные комнаты Инженерного училища, где были выставлены макеты крепостей, служившие учебными пособиями для юнкеров. Для удобства их размещения часть поперечных стен комнат в 1843 году была разобрана, первоначальная отделка интерьеров была утрачена. В таком виде помещения просуществовали более ста лет.
В конце 1950-х годов они были переданы переведённой в замок Центральной военно-морской библиотеке. Здесь до 2018 года размещался фонд редкой книги.
Реставрация бывших покоев камер-фрейлины А.С. Протасовой была проведена в 2019-2020 годах.
На сайте Русского музея можно посмотреть, как выглядели покои А. С. Протасовой до реставрации - зрелище удручающее. После просмотра таких снимков, остаётся только поражаться, какую работу пришлось провести реставраторам, чтобы вернуть интерьерам замка их былую роскошь.
Галерея Лаокоона до реставрации, судя по архивным снимкам, тоже была в удручающем состоянии. Эта Галерея изначально входила в анфиладу парадных апартаментов императора Павла I. Своим названием Галерея обязана установленной изначально в центральной нише зала мраморной копии античной скульптуры "Лаокоон и его сыновья", оригинал которой экспонируется в музеях Ватикана. Мраморная копия из Михайловского замка сейчас находится в Государственном Эрмитаже. Во времена Павла I у Галереи Лаокоона было ещё одно название - Готлисовый покой (от слова готлис, означавшем тканые обои, шпалеры), так как там размещались гобелены с сюжетами из Священной истории, созданные по мотивам настенных росписей Рафаэля в Ватикане.
После убийства Павла I - Галерея Лаокоона претерпела немало реконструкций. В XIX веке, когда в замке располагалось Инженерное училище, Галерея входила в состав Модельных залов Инженерного департамента, в которых демонстрировалась модель части Дарданельского пролива. В 1858 - 1859 годах в Галерее был устроен антресольный этаж, на котором разместили модели: Ревеля - города, входившего в состав Российской империи, и с 1919 года переименованного в Таллин; и Свеаборга - шведской крепости в Финляндии, отвоёванной Русской армией в 1808 году, и до 1917 года также находившейся в составе Российской империи.
В 1894 - 1895 годах в Галерее было разобрано перекрытие между первым и вторым этажами и перестроена южная стена для возведения новой мраморной лестницы, ведущей в вестибюль Николаевского инженерного училища. По этой лестнице мы поднимались в Парадные залы Михайловского замка, и спускались в вестибюль после осмотра "Постоянной экспозиции". Для продолжения осмотра нам пришлось выйти во внутренний двор, пройти к Воскресенским воротам, и там уже - под колоннадой снова войти в замок через основной музейный вход. Вот такой "квест", о котором не было никаких пояснений в билетах. Но об этом я расскажу в своей следующей статье. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации.