Михайловский замок, несмотря на свою мрачную историю, обладает необычайно притягательным магнетизмом, который на меня, во всяком случае, действовал давно. Вокруг Михайловского замка мы кругами бродили много раз, но внутрь попали на экскурсию - только в этом году, во время очередной летней поездки в Санкт-Петербург. Билеты покупали заранее - в Москве, на сайте Русского музея, к которому официально относится и Михайловский дворец с размещённой в нём основной музейной коллекцией, и сам Михайловский замок, где тоже экспонируется немало музейных коллекций.
Вопреки ожиданиям, мрачного впечатления на меня замок совсем не произвёл. Вероятно, весь трагизм, связанный с судьбой Павла I - основателя замка, постепенно растворился в двух веках, за которые замок успел пережить гораздо больше катаклизмов, чем гибель императора Павла, убитого заговорщиками в 1801 году. Тот заговор вошёл в историю как трагический дворцовый мятеж, омрачивший правление преемника императора Павла - Александра I, который знал о заговоре и не воспрепятствовал заговорщикам. Умертвили императора Павла в ночь с 11 на 12 марта 1801 года в собственной спальне. По одной из версий - императора удавили шарфом, по другой - его убил ударом в висок массивной золотой табакеркой фигурант заговора - Николай Зубов. По исторической легенде - Александр Павлович, зная о заговоре, уговаривал заговорщиков сохранить жизнь отцу, планируя после отречения Павла предоставить в его распоряжение Михайловский замок. Якобы после убийства Павла, узнав о трагедии, Александр гневно воскликнул: "Как вы посмели! Я этого никогда не желал и не приказывал". Тем не менее - дворцовый переворот свершился, и трон Российской империи достался Александру Павловичу. После убийства Павла I Михайловский замок был заброшен, и почти за два десятилетия пришёл в запустение. Только в 1819 году в замке был проведён ремонт, после чего в нём разместилось Главное инженерное училище, за что замок стали называть ещё и Инженерным.
А первым своим названием Михайловский замок обязан легенде, согласно которой солдату, стоявшему ночью на часах в Летнем дворце, явился Святой Михаил, окружённый сиянием, и сказал: «Иди к императору и передай мою волю — дабы на этом месте был воздвигнут храм и дом во имя архистратига Михаила». Солдат, сменившись с поста, сообщил о происшествии начальству, потом императору. Так якобы и было принято решение о строительстве нового дворца, и было дано ему имя — Михайловский.
Храм в Михайловском замке действительно был построен. Над храмом, названным в честь архангела Михаила, возвышается купол с позолоченным шпилем, увенчанным мальтийским крестом. Похожая легенда с явлением Ангела - Святого Михаила - связана с переименованием мавзолея Адриана в Риме - в замок Святого Ангела.
Павел Петрович, будучи ещё наследником, в 1781 - 1782 годах путешествовал с супругой по странам Западной Европы. Были они и в Риме, и в Ватикане. Тогда он и мог услышать истории и легенды, которыми его, наверняка, развлекали услужливые западные вельможи в европейских странах. Существует версия, что при проектировании Михайловского замка Павел ориентировался на проект дворца герцога Фердинанда I Бурбона (Palazzo Ducale) в Парме, созданный архитектором Петито, с которым Павел встречался, путешествуя по Северной Италии. Так же, как в Пармском дворце, фасад Михайловского замка совмещает архитектурные очертания арки Сен-Дени, с двумя обелисками и с арматурами по сторонам, и традиционные формы фасада городского палаццо с треугольным фронтоном. По сторонам портала, как и в арке Сен-Дени, к фасаду словно прислонены два обелиска с римскими воинскими арматурами и вензелями Павла I.
Колоннада южного фасада Михайловского замка напоминает колоннаду Лувра в Париже. Учившемуся в Париже В. И. Баженову император Павел вначале и поручил возглавить строительство замка, но уже через две недели после закладки здания, 4 марта 1797 года, император отстранил архитектора от всех работ из-за его неосторожно высказанных критических замечаний о проекте Павла. Дальнейшей разработкой проекта и строительством руководил архитектор В. Бренна.
Замок был возведён на месте деревянного Летнего дворца Елизаветы Петровны, созданного архитектором Ф. Б. Растрелли, где 20 сентября (1 октября) 1754 года родился Павел Петрович, и где его мать - великая княгиня Екатерина Алексеевна во время переворота 1762 года была провозглашена императрицей.
Замок расположен у истока реки Мойки из Фонтанки. Изначально замок был со всех сторон окружён водой. С севера и востока - реки Мойка и Фонтанка, а с юга и запада - каналы Воскресенский и Церковный (ныне засыпанный) отделяли замок от остального города, превращая территорию в искусственный остров. Попасть в него можно было только через мосты, охранявшиеся часовыми. Канал с южной стороны (воссоздан в 2003 году) подходит вплотную к цоколю, и возникает впечатление, что замок вырастает прямо из воды. Подход к зданию начинался от Итальянской улицы через тройные полуциркульные ворота, предназначавшиеся лишь для проезда членов императорской семьи со стороны площади Коннетабля, спроектированной по образцу одноимённой площади в Шантийи, владении принцев Конде, которую будущий император Павел Петрович осматривал во время своего заграничного путешествия в июне 1782 года. В центре площади в Шантийи установлена конная статуя коннетабля Анри II Монморанси, а между павильонами — подъёмный мост. Эти особенности просматриваются и в планировке Михайловского замка в Санкт-Петербурге.
На площади Коннетабля (ныне Инженерном сквере) по распоряжению Павла I в 1800 году был установлен памятник Петру I с надписью «Прадеду правнук» работы Б. К. Растрелли - отца прославленного архитектора Ф. Б. Растрелли. Модель этого памятника в своё время была одобрена самим Петром I. На облицованном мрамором пьедестале памятника укреплены бронзовые барельефы «Полтавская баталия» и «Бой при Гангуте».
Над Воскресенскими воротами на фронтоне парадного фасада замка размещена сакральная надпись «ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ». Этот текст представляет собой несколько изменённые слова последнего стиха 92-го псалма в церковнославянском переводе. Медные буквы были выполнены для Воскресенского собора Смольного Монастыря, затем перенесены на стройку Исаакиевского собора, а при Павле переместились на его резиденцию. Надпись могла иметь символическое значение, но какое именно - достоверно неизвестно; совпадение количества букв и лет, прожитых императором, вероятно - с историческими фактами связи не имеет. Но мистики рассказывают, что за несколько месяцев до смерти императора появилась в Петербурге юродивая (по некоторым версиям - Ксения Петербургская), которая предрекла, что жить Павлу столько лет, сколько букв в надписи над Воскресенскими воротами нового дворца, содержавшей сорок семь символов. Сорок седьмой год действительно шёл Павлу, когда он был убит, но скорее всего - эти рассказы - всего лишь легенда, созданная наблюдательными мистиками, которым было не лень подсчитать количество букв в надписи на фасаде замка, и сопоставить их с сроком жизни императора Павла. В 1925 году надпись была демонтирована по ходатайству Ленинградской военной школы, но в настоящее время при последней реконструкции надпись восстановили.
В плане Михайловский замок представляет собой ориентированный по сторонам света квадрат со скруглёнными углами, внутри которого находится восьмиугольный парадный внутренний двор. Статуи, находящиеся в нишах фасадов внутреннего двора Михайловского замка, вероятно, были призваны олицетворять добродетели идеального монарха. Таковым Павел I себя и считал, хотя прославился он, как сторонник абсолютизации самодержавия.
В конце 1798 года император Павел был избран ещё и гроссмейстером Мальтийского ордена. Это событие отразилось и в судьбе императора Павла I, и в планировке Михайловского замка, в которой угадывается суровый образ неприступной цитадели мальтийских рыцарей.
В 2003 году во внутреннем дворе Михайловского замка был установлен памятник Павлу I в образе самодержца и гроссмейстера Мальтийского ордена работы скульптора В. Э. Горевого и архитектора В. И. Наливайко.
После убийства Павла I в Михайловском замке появилась легенда, повествующая о призраке убитого заговорщиками императора, который не смог покинуть место своей смерти. Якобы призрак царя являлся и целому взводу солдат столичного гарнизона, и новым обитателям замка, и прохожим, замечавшим в окнах светящуюся фигуру. Слухи о призраке активно распространялись, если не были созданы, старшими кадетами Николаевского Инженерного училища для запугивания младших учащихся. Об этом написал Николай Лесков в рассказе "Приведение в Инженерном замке". Но слухи о приведении всё же никуда не делись. Даже в 1980-е годы сотрудники Комиссии по аномальным явлениям при Русском Географическом Обществе Российской Академии Наук проводили неофициальное исследование предполагаемой аномальной активности в замке. Исследование заключалось в опросе отдельных сотрудников Патентной библиотеки (располагавшейся в то время в Михайловском замке), съёмке помещений на плёночный фотоаппарат и измерении магнитного поля. К чему привело это исследование - общественности не доложили.
Ещё одна легенда Михайловского замка связана с цветом его стен: согласно одной из версий, он был выбран в честь перчатки фаворитки императора Анны Гагариной (Лопухиной). Вслед за выбором царя цвет вошёл в моду, и на некоторое время фасады отдельных петербургских дворцов перекрасили в тот же цвет.
Когда Русский музей занялся реставрацией дворца, стены замка были кирпично-красного цвета, к которому давно привыкли горожане, считая именно его первоначальным, тем более, что он совпадал с цветами Мальтийского ордена. Но остатки первоначальной краски, подтверждающие легенду о перчатке, реставраторы обнаружили под штукатуркой дворцового фасада, и этот розовато-оранжево-жёлтый цвет вернули внешним фасадам замка, хотя он сильно отличался от привычной расцветки.
В процессе реставрации замку вернули не только его историческую расцветку. Реставрация замка продолжается до сих пор - некоторые залы замка были открыты для посетителей только в середине этого лета после реставрации.
Облик Михайловского замка после гибели Павла I неоднократно менялся. В 1829 - 1835 годах была произведена перестройка и перепланировка интерьеров для нужд Инженерного училища по проекту архитектора А. Я. Андреева. В 1893 - 1894 годах замок перестраивался архитектором Н. Л. Шевяковым.
C 1855 года в замке размещалась Николаевская инженерная академия. Ещё в замке до 1917 года размещалось Главное инженерное управление Военного министерства.
После Октябрьской революции с 1918 года в замке размещались 1-е Инженерные Петроградские командные курсы, в 1920-х -1930-х годах — Военно-инженерная школа и Военно-инженерный исторический музей РККА, в 1925—1932 годах — Военно-техническая академия. Затем до 1941 года в замке размещалось Ленинградское военно-инженерное училище, которое во время Великой Отечественной войны было эвакуировано в Кострому, а в замке вместо него разместили два эвакуационных госпиталя более чем на 2000 коек. С 1941 по 1944 годы замок неоднократно подвергался бомбардировкам и артобстрелам. 4 апреля 1942 года в него попали две 250-килограмовые фугасные бомбы, которые разрушили часть северо-восточного корпуса замка, при этом погибли 54 больных и раненых и 6 медицинских работников. Осенью 1944 года в замок вернулось военно-инженерное училище, и начались работы по его восстановлению.
В 1951 году в замке был также размещен кораблестроительный факультет Высшего военно-морского инженерного ордена Ленина училища имени Ф. Э. Дзержинского, а в 1957 году — ещё Центральная военно-морская библиотека. В начале 1960-х годов Ленинградское военно-инженерное училище было переведено в Калининград, а кораблестроительный факультет училища им. Ф. Э. Дзержинского вернулся в здание Адмиралтейства.
С 1963 года в замке располагалась Центральная научно-техническая библиотека Ленинградского центра научно-технической информации и пропаганды, в нём находились в этот период и иные учреждения. В 1980-х в замке располагались Ленинградский Центр научно-технической информации (ЛенЦНТИ), Ленинградский филиал института ВНИИТЭ, и ещё несколько проектных институтов. По решению Ленгорисполкома от 4 июля 1988 года замок надлежало использовать только под музей и Центральную военно-морскую библиотеку (она находилась в нём до 2018 года), а прочие учреждения стали поэтапно выселяться из него. Из-за использования разными учреждениями различных ведомств на протяжении долгого времени интерьеры замка были изменены до неузнаваемости: дворцовые залы были перегорожены вдоль и поперёк, плафоны и росписи на стенах были грубо закрашены.
В 1991 году треть помещений замка была передана Государственному Русскому музею, а всё здание (за исключением помещений библиотеки ВМФ) передано в распоряжение музея в 1994 году. К 300-летнему юбилею города замок был отреставрирован, восстановлены многие интерьеры в том виде, в каком были при Павле. Но об интерьерах замка я расскажу в другой своей статье. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации.