Найти в Дзене
O K

Царское Село. Екатерининский дворец

Поселение, именуемое в наши дни Царским селом, на картах, составленных для Бориса Годунова, было отмечено как поместье Сарица. В те годы эти земли переходили то к новгородцам, то к шведам. В 1617 году, когда Сарицу заняли шведы, они переименовали её в Сарицгоф. На финский лад поместье называли Саари-мойс, что означает "мыза на возвышенности". Современники Петра I стали называть её по-русски -

Поселение, именуемое в наши дни Царским селом, на картах, составленных для Бориса Годунова, было отмечено как поместье Сарица. В те годы эти земли переходили то к новгородцам, то к шведам. В 1617 году, когда Сарицу заняли шведы, они переименовали её в Сарицгоф. На финский лад поместье называли Саари-мойс, что означает "мыза на возвышенности". Современники Петра I стали называть её по-русски - Сарская мыза. Когда эти земли перешли к России Сарская мыза досталась Александру Меншикову - ближайшему сподвижнику Петра I.
В 1708 - 1724 годах мыза находилась в распоряжении супруги Петра I - Екатерины Алексеевны. С 1711 года, после того, как Екатерина I стала "Истинной Государыней", в Сарском поместье развернулось масштабное строительство. По завещанию Екатерины I Сарское поместье перешло к цесаревне Елизавете Петровне, которая став в 1741 году императрицей, превратила матушкин Екатерининский дворец в роскошную резиденцию, а Сарскую мызу - в Царское Село.

Елизавета Петровна пригласила для строительства загородной резиденции в Царском Селе архитектора итальянского происхождения Бартоломео Франческо Растрелли. Именно он придал дворцу и всему царскому ансамблю ту барочную пышность, которую поэтически сравнивали с небесным "созвездием".
При Екатерине II Царское село обогатилось творениями архитекторов Антонио Ринальди, Василия Неёлова, Джакомо Кваренги и Чарльза Камерона, вдохновлённых античным зодчеством.

Прославил Царское Село и Пушкин, юность которого прошла в царскосельском Лицее. Этому прославленному учебному заведению в 1811 году был отдан бывший дворцовый флигель, связанный в 1789-1791 годах галереей-переходом с Большим Екатерининским дворцом.
В память о лицейских годах Пушкина и в ознаменование 100-летия со дня рождения поэта, 26 мая 1899 года в Лицейском саду был заложен памятник поэту. Бронзовый монумент, под названием "Пушкин-лицеист" работы Роберта Баха был открыт год спустя.
Прочитанное на выпускном экзамене перед Державиным стихотворение "Воспоминания в Царском Селе", которое Пушкин связал с понятием Отечества, прославило не только его автора, но и Царское Село, ставшее Святой землёй русской поэзии для всех последующих поколений.

Парковая скульптура, в том числе памятник "Пушкин-лицеист", в начале Великой Отечественной войны были закопаны под землей, в тщательно замаскированных местах. Но все же фашисты смогли обнаружить некоторые статуи, среди них статуя Екатерины Великой скульптора  Микешина.

В годы фашистской оккупации в Лицейском саду фашисты устроили кладбище для своих солдат. Там же в начале оккупации хоронили в братских могилах убитых жителей города Пушкина. В довоенное время в Пушкине проживало 50 тысяч жителей. В первый день освобождения в городе находилось около 50 человек, остальные горожане умерли от голода, были расстреляны, повешены, замучены или угнаны в немецкие концлагеря. Выжить удалось, в большинстве случаев, только тем, кто был эвакуирован в первые месяцы войны.

Екатерининский дворец
Екатерининский дворец

После освобождения Пушкина в январе 1944 года Екатерининский дворец представлял собой обгоревшие руины, внутренняя отделка сохранилась только в шестнадцати помещениях здания.
После войны началась расчистка парков и водоемов. Приступили к реставрации Екатерининского дворца только в 1957 году, но уже в 1959 году распахнули двери первые отреставрированные залы. Во дворец вернулись 11 387 экспонатов, которые удалось вывезти в первые дни войны.

В реставрации интерьеров Екатерининского дворца принимали участие лучшие мастера Ленинграда. Над воссозданием плафона Большого зала работали художники-реставраторы под руководством Якова Александровича Казакова. По сложности и масштабу эта работа не имела аналогов в мировой реставрационной практике. По авторским чертежам Растрелли и сохранившемуся фрагменту был восстановлен и сгоревший во время войны наборный паркет из мореного и светлого дуба.

Большой зал - самое большое парадное помещение дворца, созданное по проекту Растрелли в 1752–1756 годах. Этот нарядный зал площадью более 800 квадратных метров предназначался для проведения официальных приемов и торжеств, парадных обедов, балов и маскарадов.
Скульптурная резьба Большого зала, сплошным узором покрывающая стены, была выполнена по эскизам Растрелли и моделям скульптора-декоратора Дункера 130 русскими резчиками. Особенно пышно оформлены торцовые стены, украшенные многофигурными композициями.

Гости, приезжавшие в Царское Село в XVIII веке, входя во дворец проходили в антикамеры (итал. anticamera - передняя, прихожая). Свое название эти помещения получили потому, что находились рядом с Большим залом и предназначались для ожидания приёмов и выхода императрицы. Богатое убранство парадных залов должно было поражать своим великолепием всех гостей.

Нарядный и декоративный стиль барокко был созвучен политическому и экономическому подъёму Российского государства в середине XVIII века и отвечал задаче возвеличивания императорской власти. По словам Ломоносова, Россия "требовала величеству и могуществу своему пристойного великолепия".

Освещённые окнами с двух сторон парадные залы по архитектурному решению перекликались с Большим залом дворца: их стены также были декорированы деревянной золочёной резьбой, а порталы - объемной скульптурой, картушами и гирляндами. Пышному стилю барокко соответствовали и потолки с огромными живописными плафонами, и наборный паркет из ценных пород дерева. Сейчас середину зала Второй антикамеры занимают столы с характерными образцами сладкого стола "Сахарный партер", который был создан по эскизам Растрелли.

Южная часть дворца, в которой находятся антикамеры, сильно пострадала в годы Великой Отечественной войны. От пышного убранства залов на пепелище уцелели только некоторые фрагменты позолоченной деревянной резьбы; среди них - две фигурки путти, ныне отреставрированные и помещённые над окном Первой антикамеры.
В Большой зал и парадные антикамеры Золотой анфилады с Парадной лестницы сейчас можно пройти через Кавалерскую столовую.

Кавалерская столовая
Кавалерская столовая

На стенах небольшой Кавалерской столовой Растрелли разместил зеркала и ложные зеркальные окна, что сделало зал просторнее и светлее. Кавалерскую столовую украшает многоярусная изразцовая печь с кобальтовой росписью, колоннами и нишами. Подобные печи, созданные по эскизам Растрелли, были неотъемлемой частью всех залов парадной анфилады дворца.

На столах в Кавалерской столовой представлены предметы знаменитых "Орденских" сервизов, декорированные знаками и лентами российских орденов, изготовленные в 1777–1785 годах на первом в России частном фарфоровом заводе Гарднера.
В 1780-х годах, когда тогдашняя хозяйка дворца Екатерина II переехала в новые апартаменты, созданные Чарльзом Камероном, в Кавалерской столовой проводились небольшие вечерние собрания и изредка давались "комнатные балы".
В Кавалерскую столовую в середине XVIII века можно было попасть, только пройдя через антикамеры и Большой зал, поскольку Парадная лестница Растрелли, построенная в 1752-1756 годах, располагалась в отдалении от въездных ворот, в южной части здания, увенчанной куполом со шпилем.

В царствование Екатерины II парадная лестница Растрелли была уничтожена. По воле венценосной хозяйки Царского Села Чарльз Камерон возвёл новую лестницу из красного дерева в центре дворца, где размещался Китайский зал Растелли.

Часы на Парадной лестнице
Часы на Парадной лестнице

В 1860–1863 годах лестница вновь была перестроена Ипполитом Монигетти, который возвёл её в мраморе, украсил сквозными резными балюстрадами и фигурными вазами. Лестница Монигетти была воссоздана в её первоначальном виде после войны. Парадная лестница занимает всю высоту и ширину дворца и освещается с востока и запада окнами, расположенными в три яруса. Белые мраморные ступени поднимаются с двух сторон к средней площадке, с которой четыре марша ведут на второй этаж, к парадным залам. На стенах, украшенных лепным орнаментом, размещены декоративные вазы и блюда китайского и японского фарфора XVIII–XIX веков - в память о располагавшемся здесь в середине XVIII века Китайском зале.

Миновав Парадную лестницу, можно пройти в Белую Парадную столовую в северном крыле дворца, которая некогда предназначалась для торжественных обедов и "вечерних кушаний" императрицы в узком кругу приближённых. В отсутствие императрицы здесь трапезничал двор. Мебельное убранство Белой Парадной столовой составляют резные золочёные консоли и стулья, как подлинные, так и выполненные по образцам середины XVIII века. В центре зала стоит овальный стол с изящным сервизом, изготовленным на знаменитой Мейсенской фарфоровой мануфактуре. В настоящее время стены столовой украшены натюрмортами Гроота - частью большого цикла, созданного придворным живописцем в 1740-х годах для Царскосельского павильона Монбижу.

Продолжает роскошную дворцовую северную анфиладу, так называемая, Малиновая Столбовая. Затянутые белым штофом стены этого помещения Растрелли украсил прозрачными стеклянными пилястрами - "столбами", с подложенной под стекло малиновой фольгой, которая и дала название комнате. Аналогично, только в зелёном цвете, украшена и соседняя комната - Зелёная Столбовая.
В центре Малиновой столбовой комнаты установлен ломберный стол с уникальным шахматным гарнитуром китайской работы XVIII века (доска инкрустирована перламутровыми пластинками, а резные фигуры выполнены из кости).

Самая масштабная коллекция художественных ценностей Екатерининского дворца располагается в Картинном зале. Основная часть царскосельской коллекции живописи, представленная в зале, была приобретена по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны в 1745-1746 годах в Праге и Гамбурге. В коллекцию вошли произведения западноевропейских мастеров XVII - начала XVIII века. Две картины - "Полтавская баталия" и "Сражение при Лесной" были заказаны Петром I французскому художнику Пьеру Дени Мартену.
В годы Великой Отечественной войны большинство картин царскосельской коллекции удалось эвакуировать: из 130 полотен сохранилось 114. Для замены 16 погибших композиций в фондах Государственного Эрмитажа, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств и других музеев Санкт-Петербурга были подобраны полотна, близкие по стилю и сюжету. Воссозданный Картинный зал был открыт для посетителей музея в 1967 году.
Некоторые картины и сейчас находятся на реставрации.
Картинный зал граничит с самой знаменитой комнатой Екатерининского дворца - Янтарной.

Легендарную Янтарную комнату Петру I подарил прусский король Фридрих Вильгельм I в 1717 году в честь заключения союза между Россией и Пруссией против шведов и закрепления личной дружбы. До 1755 года янтарные панно украшали кабинет Петра I в Третьем Зимнем дворце Петербурга, пока Растрелли не перенёс их в Екатерининский дворец, дополнив флорентийской мозаикой и скульптурой.
В начале Великой Отечественной войны Янтарную комнату планировали демонтировать и отправить в тыл, но когда приступили к разбору панно, янтарная мозаика начала отваливаться от деревянной основы. В роковом 1941 году планировался капитальный ремонт уникального интерьера, который уже тогда находился в весьма ветхом состоянии. Чтобы не предавать памятник янтарного искусства еще большим разрушениям, представители Ленгорсовета решили произвести работы по консервации и маскировке янтарных панелей на месте. Панно заклеили марлей, закрыли ватином, а окна зашили двойным рядом досок, между которыми насыпали песок. Но все эти предосторожности не помогли спасти уникальный шедевр.
Во время фашистской оккупации Янтарная комната была вывезена в Германию, где бесследно исчезла навсегда. Её разыскивали долгие годы, однако поиски так ни к чему и не привели. Решено было восстановить этот шедевр мирового искусства по сохранившимся документам и фотографиям.

В течение 25 лет велись работы по созданию новых янтарных панно. Воссоздать интерьеры Янтарной комнаты удалось к празднованию трёхсотлетнего юбилея Петербурга в 2003 году.

Процесс реставрации Екатерининского дворца продолжается постоянно, до сих пор воссоздаются утраченные детали интерьеров. Янтарную комнату мы увидели во всей красе, но когда мы снимали в 2010 году Гостиную Александра I, её стены ещё были затянуты белым узорчатым штофом, которым был заменён утраченный китайский шёлк при реставрации интерьеров после Великой Отечественной войны. В настоящее время расписные шёлковые обои зала воссозданы по уцелевшему образцу шёлка. Последние фотографии отреставрированной Гостиной Александра I можно найти на просторах интернета.
В обрамлении золочёной резьбы на стенах Гостиной Александра I висят портреты Петра I, Екатерины I, их дочерей — Анны и Елизаветы, императрицы Анны Иоанновны, Екатерины II и Александра I. На ломберных столах и комодах Гостиной стоят предметы японского и китайского фарфора и изделия берлинской Королевской фарфоровой мануфактуры, изготовленные в XVIII веке.

Малая Белая столовая
Малая Белая столовая

Созданная по проекту Растрелли в 1752-1756 годах Китайская гостиная Александра I относилась к личным императорским покоям, как и Малая Белая столовая, с которой начинались личные покои императрицы Елизаветы Петровны, а позднее — Екатерины II, в свою очередь передавшей их любимому внуку - великому князю Александру Павловичу, будущему императору Александру I. Во время Великой Отечественной войны отделка Малой Белой столовой была полностью утрачена. К сегодняшнему дню реставрация интерьеров столовой завершена. Примечательны в зале резные золочёные кресла русской работы середины XVIII века.

Голубая гостиная
Голубая гостиная

Голубая гостиная была оформлена в 1780-х годах Чарльзом Камероном - глубочайшим знатоком античного искусства. Расположена Голубая гостиная в центральной части северной половины дворца, которая была отведена Екатериной II наследнику престола Павлу Петровичу и его супруге Марии Фёдоровне.

В оформление Опочивальни Марии Фёдоровны Чарльз Камерон включил лепные настенные панно, исполненные Иваном Мартосом. Простенки Опочивальни Камерон украсил тонкими витыми фаянсовыми колонками.

Зелёная столовая
Зелёная столовая

Зелёная столовая, также расположенная в половине дворца Павла Петровича и Марии Фёдоровны, продолжает анфиладу комнат, оформленных Камероном. Эта столовая декорирована в духе свободной импровизации на тему древнеримских декоративных мотивов. Среди фрагментов классической архитектуры, греческих ваз и виноградных лоз выделяются фигуры юношей и девушек в античных одеяниях. В центре северной стены комнаты установлен мраморный камин с кронштейнами в виде львиных голов и лап.

Зелёная столовая
Зелёная столовая

Весь лепной декор Зелёной столовой тоже выполнен Иваном Мартосом по рисункам Чарльза Камерона.

Чарльз Камерон для Екатерины II украшал не только Екатерининский дворец. Созданная в 1783-1787 годах Камероном Галерея в Царском Селе, по определению Пушкина, напоминала "огромные чертоги", несущиеся к облакам.
По проекту Камерона в Царском Селе был построен и, так называемый, Пандус Камерона в пейзажной части Екатерининского парка.

Пандус Камерона
Пандус Камерона

Камерон проектировал Пандус в духе циклопических акведуков Древнего Рима. Мощные, постепенно понижающиеся к Рамповой аллее, арки разделены полукруглыми опорами-колоннами, подчёркнуто грубо обтёсанными. Арки украшены маскаронами - вырубленными из камня масками мифологических персонажей. Эти маскароны - уникальные произведения русской декоративной скульптуры конца XVIII века. В 1794 году Пандус ещё украшали бронзовые статуи, перенесённые позже в Павловск по распоряжению Павла I.
Архитектурному ансамблю
Павловска будет посвящена моя следующая статья. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации.