Найти в Дзене
O K

Павловск - загородная резиденция Павла Петровича и Марии Фёдоровны

Павловск занимает особое место среди загородных царских резиденций Петербурга. Его создатели и реставраторы превратили Павловск в одно из самых совершенных произведений архитектурно-паркового искусства.
Павловск располагается в долине реки Славянки в 27 км от Санкт-Петербурга. Там в XVIII веке в окрестностях финских деревень, среди лугов и пахотных земель, любила охотиться

Павловск занимает особое место среди загородных царских резиденций Петербурга. Его создатели и реставраторы превратили Павловск в одно из самых совершенных произведений архитектурно-паркового искусства.

Павловский дворец
Павловский дворец

Павловск располагается в долине реки Славянки в 27 км от Санкт-Петербурга. Там в XVIII веке в окрестностях финских деревень, среди лугов и пахотных земель, любила охотиться императрица Екатерина II. Для кратковременных остановок на время охоты на берегах Славянки для императрицы и её свиты возвели два охотничьих домика.

12 декабря 1777 года по случаю рождения первого внука, будущего императора Александра I, императрица подарила эти земли (ранее выкупленные в казну) сыну, великому князю Павлу Петровичу.

Памятник Павлу I. 1851 год. Скульптор И. Витали
Памятник Павлу I. 1851 год. Скульптор И. Витали

Принято считать, что "Село Павловское" было основано в 1779 году, когда на высоком берегу Славянки были построены летние дома: "Паульлюст" - "утеха Павла" для Павла Петровича и "Мариенталь" - "долина Марии" для Марии Фёдоровны, по образцу домиков в имении её отца, герцога Вюртембергского .

В 1782-1786 годах на месте разобранного "Паульлюста" был построен Большой дворец по проекту приехавшего в Россию по приглашению императрицы Екатерины II - шотландского архитектора Чарльза Камерона. Занятый царскосельскими постройками Камерон создал для Павловского села общий проект дворца в палладианском стиле и план парка. Чарльз Камерон, увлечённый античным зодчеством стремился создать в Павловском селе подобие загородной палладианской виллы.

Торжественная закладка дворца состоялась 25 мая 1782 года, строительство в основном было завершено к лету 1786 года. По образцу палладианских построек Камерон решил украсить фасад Павловского дворца колоннами коринфского ордера. Центральная часть дворца с бельведером увенчана невысоким куполом и охвачена разомкнутым кольцом крытой колоннады с гармонично встроенными в неё боковыми корпусами - "службами". Анфилады комнат были разделены на мужскую и женскую половины. В центре здания располагались приёмные и танцевальные залы.

С воцарением Павла I в ноябре 1796 года, и последующей отставкой Камерона, главным архитектором Двора был назначен помощник Камерона, итальянский архитектор Винченцо Бренна . Император настаивал на увеличении размеров дворца для придания ему большей величественности. Бренна надстроил созданные Камероном полуциркульные галереи вторым ярусом лоджий с аркадами и балюстрадой. Боковые корпуса Бренна украсил военными трофеями.
С 1799 года в Павловске работал итальянский художник-декоратор Пьетро ди Готтардо Гонзаго. Он создал эскизы росписи плафонов новых парадных интерьеров Большого дворца и завершил то, что не успел сделать Камерон.

Отделочные работы в парадных залах Большого дворца закончили в 1802 году, но в 1803 году из-за неисправности дымоходов возник пожар, уничтоживший архитектуру интерьеров. Винченцо Бренна после убийства императора Павла Петровича в 1801 году уехал из России в Германию и увёз с собой все чертежи. Мария Фёдоровна поручила восстановительные работы Андрею Воронихину. Новый дворцовый архитектор начал реставрировать дворец с восстановления в 1803 году Египетского вестибюля с примечательными статуями и медальонами со знаками Зодиака, символизирующими 12 месяцев.
По замыслу Воронихина статуи по образцу римско-египетских изображений Антиноя-Осириса и Изиды выполнил скульптор
Александров (Уважный). Они отлиты из гипса и окрашены под тёмную бронзу.
Появление египетских мотивов в европейском искусстве рубежа XVIII-XIX веков связано, прежде всего, со знаменитыми египетскими походами Наполеона, в которых принимали участие историки и художники. Всеобщее увлечение египетскими мотивами породило явление египтомании, которое вышло за границы Франции.

Знаки Зодиака в Египетском вестибюле
Знаки Зодиака в Египетском вестибюле

В 1941 году в начале фашистской оккупации Египетский вестибюль служил местом регистрации жителей Павловска перед отправкой их на работы в Германию. Большой дворец, как и малые сооружения парка, был варварски разрушен фашистскими захватчиками в 1941—1944 годах. Дворец был подожжён и заминирован оккупантами при отступлении.
В пожаре 1944 года рухнул потолок Египетского вестибюля и погибли две статуи на центральной стене. После войны статуи были воссозданы по сохранившимся подлинникам.
Интерьеры дворца воссоздавали в 1955—1965 годах под руководством главного хранителя Анатолия Михайловича Кучумова, который скрупулёзно воссоздавал исторические интерьеры, начиная с первых пяти залов, открытых для посетителей в 1957 году. Павловский дворец стал первым из пригородных музеев, где после войны начала действовать экспозиция. В 1970 году почти все залы были открыты для экскурсантов.

В кабинете "Фонарик", как и во всём дворце, утраченная во время пожара 1944 года мебель воссоздана заново по документальным материалам. Интерьер для кабинета в 1807 году создал Андрей Воронихин, занимавшийся оформлением всех интерьеров Павловского дворца в начале XIX века, в том числе - меблировкой жилых комнат Марии Фёдоровны. «Фонарик» - любимый рабочий кабинет Марии Фёдоровны, выполнявший одновременно функции личной библиотеки и картинной галереи.
Кабинет "Фонарик" находится на первом этаже дворца, там, где по первоначальному плану Бренны должна была разместиться библиотека императора Павла I.

Основная часть экспозиции Павловского дворца находится на втором этаже, куда ведёт Парадная лестница из Египетского вестибюля.
Верхний вестибюль дворца декорирован античными воинскими атрибутами и аналогичными по тематике фресками. В XVIII веке, при императоре Павле I, Верхний вестибюль назывался Верхними сенями и служил местом развода дворцового караула.

Большой Итальянский зал расположен в центральной части дворца под "парящим куполом", напоминающим свод Пантеона. В интерьере Итальянского зала особое место занимают подлинные барельефы работы римских скульпторов I - II веков нашей эры, и античные скульптуры, установленные в нишах.

Большой Итальянский зал - произведение, в котором слилось воедино творчество Чарльза Камерона, Винченцо Бренна и Андрея Воронихина.

Роскошная люстра для Итальянского зала на 30 свечей с рубиновым стеклом и с богатым бронзовым декором была изготовлена около 1800 года в Петербурге в мастерской Пьера Ажи "по мотивам" французской люстры, доставленной в 1799 году для Михайловского замка.

Самый торжественный в центральной части дворца Греческий зал, предназначенный для балов и парадных приемов, называют гимном искусству Древней Эллады.
Проект зала с колоннами пышного коринфского ордера, облицованными тёмно-зеленым мрамором, разработал Чарльз Камерон в 1780-м году, но завершить отделку Греческого зала Камерону не удалось, так как после 1786 года он перестал практически вести архитектурный надзор. Архитектор и декоратор Винченцо Бренна завершил отделку зала в 1790 году, о чем свидетельствуют несколько сохранившихся чертежей архитектора, а также его письмо 1789 года графу Станиславу Потоцкому, своему польскому покровителю, где он говорит, что этот зал - "один из самых лучших среди всех, имеющихся в этой стране".

На камине в Греческом зале установлены большие часы "Парис и Елена" - шедевр коллекции Павловского дворца. Часы были приобретены императором Павлом I для своей новой строящейся резиденции – Михайловского замка. По сохранившимся документам и счетам известно, что они были куплены 8 октября 1799 года за 2700 рублей. Первоначально часы находились в личных апартаментах императрицы Марии Фёдоровны, но после смерти императора вместе с множеством других предметов искусства, украшавших замок, перевезены по воле императрицы в Павловский дворец. Документально известна дата появления часов в Павловске - 31 марта 1802 года. На камин в Греческом зале их установили в 1803 году, когда была завершена реставрация этой части дворца.

Часы "Учение и бдение"
Часы "Учение и бдение"

Два мраморных камина со вставками из лазурита и агата, выполненные по проектам Бренны, в Греческий зал из Михайловского замка перенёс в 1803 году Андрей Воронихин. Второй камин Греческого зала украшают часы "Учение и бдение", выполненные в Париже в 1795-1798 годах часовым мастером Шарпантье, а также вазы-курильницы и канделябры.

Греческий зал
Греческий зал

На постаментах напротив окон в Греческом зале установлены две парные вазы из яшмы с бронзовыми украшениями, выполненными по рисункам Андрея Воронихина.

Зал войны
Зал войны

Анфилада парадных залов соединяет Греческий зал с Залом Войны, в котором первоначально располагалась Парадная гостиная Павла Петровича. Необычная планировка в форме восьмиугольника с нишами между оконными и дверными проемами и перекрытием свода была задумана еще Чарльзом Камероном.

В 1789 году Винченцо Бренна завершил декоративную отделку зала, насытив его богатым лепным декором на темы военных атрибутов Римской империи. Рельефные панно и позолоченные канделябры с композициями военных трофеев и элементов вооружения римских воинов помещены по обеим сторонам ниш, оконных и дверных проёмов.

Против окна по оси с Греческим залом на постаменте установлена декоративная ваза синего с золотом фарфора, изготовленная в начале XIX века на Севрской фарфоровой мануфактуре, и, согласно исторической легенде, подаренная императором Наполеоном Александру I по случаю заключения Тильзитского мира.

Против второго окна с 1810 года стояла декоративная ваза-треножник, выполненная на Императорском стеклянном заводе по рисунку Андрея Воронихина. Однако она погибла в годы Великой Отечественной войны. В настоящее время здесь установлен новый треножник, выполненный заново современными мастерами по аналогии с подлинным треножником, находящимся в Зале Мира.

К Залу Войны примыкает Ковровый кабинет, украшенный французскими гобеленами, подаренными королем Людовиком XVI.
Гобелены выполнены вручную на Королевской мануфактуре Парижа в 1770-х годах по картонам художника Клода Одрана. В то время тканые картины для убранства дворцов было принято создавать сериями, которые состояли не менее, чем из четырех изделий. Это позволяло украсить все стены парадного зала в едином стиле и цветовой гаме.

Самая нарядная комната южной анфилады - Парадная спальня Марии Фёдоровны. Она отделана во французском стиле, с которыми владельцы Павловска познакомились в Версале во время пребывания во Франции весной 1782 года. Первоначальная планировка принадлежит Чарльзу Камерону. Завершена спальня была в 1793-1794 годах по проекту Бренны. Резной золочёный гарнитур мебели для спальни был заказан владельцами Павловска во время их пребывания в Париже мебельщику Анри Жакобу, который трудился над ним около двух лет, создав настоящий шедевр мебельного искусства.
Над Парадной кроватью нависает роскошный балдахин. Высокая спинка кровати украшена декоративной резьбой с изображением ангелочков и знаков Зодиака. На предметах мебели сохранился подлинный шёлк, расписанный букетами цветов, который послужил образцом для воссоздания шёлка и росписей по нему для настенных панно, погибших во время войны. Около кровати стоят столики французской работы XVIII века, по углам - мраморные скульптуры "Мальчик с птичкой" и "Девочка с гнездом", приобретенные владельцами Павловска у римского скульптора.

Между окон на большом столе размещён туалетный прибор из 64 предметов, изготовленный на Севрской королевской мануфактуре, и преподнесенный Марии Федоровне королевой Франции Марией Антуанеттой. В состав прибора входят различные флаконы, пудреницы, коробочки и шкатулки. Сервиз хранится под стеклом, в центре которого установлено большое овальное зеркало, украшенное российским двуглавым орлом.

Среди комнат императрицы Марии Фёдоровны выделяется библиотека в парадной Южной анфиладе. Её отделка выполнена по проекту Бренна около 1793 года. Библиотека расположена симметрично Ковровому кабинету и, так же как и Ковровый кабинет, украшена французскими гобеленами, подаренными королем Людовиком XVI. На боковых стенах, на своих исторических местах, находятся гобелены "Юпитер" и "Юнона", выполненные в 1770-х годах по картонам художника-декоратора Одрана.

На центральной же стене помещался гобелен из серии "Любовь богов" по картонам Буше, но после Великой Отечественной войны в ходе работ по возрождению Павловска здесь был помещён французский гобелен "Дон Кихот разговаривает с очарованной головой", также подаренный Павлу Петровичу в 1782 году Людовиком XVI.
Вдоль стен библиотеки тянутся низкие книжные шкафы с книгами по истории и этнографии, по философии, медицине и ботанике. Здесь же представлены энциклопедии, произведения французских просветителей: Дидро, Вольтера и Руссо; а также русских авторов: Карамзина и Жуковского. На мраморных столешницах шкафов с момента завершения отделки находится коллекция мраморной скульптуры. Все это отражает широту интересов просвещенной хозяйки Павловска, которая была и художником, и садоводом-ботаником, и библиофилом. Мария Фёдоровна много читала, неплохо рисовала, гравировала пейзажи, натюрморты и портреты детей на "молочном стекле" и даже вытачивала на токарном станке миниатюры из янтаря, яшмы, агата и слоновой кости.

Будуар Марии Фёдоровны
Будуар Марии Фёдоровны

По сложившейся традиции Будуар на женской половине всегда располагался рядом со спальней. По желанию владельцев Павловска Бренна включил в оформление интерьера Будуара декоративно-художественные предметы, привезённые из заграничного путешествия: рельефы, колонны, пилястры. Античные порфировые колонны обрамляют мраморный камин с зеркальной нишей, в которой преломляются детали художественной отделки. Стены Будуара украшены мраморными пилястрами, расписанными арабесковыми орнаментами, имитирующими росписи лоджий Рафаэля в Ватикане.

Дворцовая церковь
Дворцовая церковь

Дворцовая церковь построена в 1799 году по проекту Бренны. В этой церкви на торжественных богослужениях летом 1799 года оглашались донесения Суворова о победах русских войск в Италии, а 9 августа того же года было провозглашено "многолетие господину Главнокомандующему армии генерал-фельдмаршалу Князю Италийскому и Российскому графу Суворову Рымникскому со всем воинством". Так впервые прозвучал новый титул Суворова – князь Италийский. В XIX веке при владельцах Павловска - великих князьях Константине Николаевиче и Константине Константиновиче церковные службы могли посещать жители Павловска. Здесь отпевали Константина Константиновича, умершего в Павловске 2 июня 1915 года.

Дворцовая церковь
Дворцовая церковь

Убранство церкви, почти полностью уничтоженное в огне войны, было воссоздано заново к 1977 году. Из подлинного убранства церкви сохранилась люстра, лампады и паникадила из серебра, выполненные в 1799 году по проекту Казакова, а также единственная икона в иконостасе "Непорочное зачатие"(работа Дрождина с картины Мурильо).

Большой тронный зал, расположенный рядом с Дворцовым храмом, был первоначально задуман как Большая парадная столовая. Квадратный в плане зал занимает площадь в 420 квадратных метров. Особую торжественность залу придают монументальные скульптуры кариатид, которые словно поддерживают арки окон.

В июле 1814 года в этом зале был устроен торжественный прием с обедом для генералов и офицеров гвардейских полков, отличившихся в войне с Наполеоном. Именно тогда был убран трон и накрыты столы. Вдовствующая императрица Мария Фёдоровна ежегодно в конце июля устраивала в этом зале праздники по случаю своего тезоименитства. Обычно столы сервировались Парижским сервизом, привезенным ею из Парижа в 1782 году. Этот сервиз и сегодня представлен на центральном столе.

Кавалерский зал, напоминающий художественную галерею, был отделан Бренной в 1797-1799 годах. Этот парадный зал предназначался для торжественных приемов, а иногда и обедов. В художественном плане зал задуман как галерея коллекции античной скульптуры, приобретённой владельцами Павловска во время путешествия по Италии в 1782 году.
По всему периметру стен зала размещены два пояса орнаментальной лепки. В едином ансамбле с отделкой стен решена и роспись потолка, выделенного орнаментальным фризом. На потолке в одном из рельефных шитов изображён Святой Георгий-Победоносец - древнерусский символ власти Великих князей Московских, а на другом - Мальтийский крест. Появление мальтийского креста связано с тем, что император Павел I взял под свое покровительство рыцарей Мальтийского ордена, изгнанных Наполеоном с острова Мальта. В 1798 году рыцари провозгласили Павла I сначала протектором ордена, а затем и Великим Магистром, тогда изображение Мальтийского креста и вошло в Российскую государственную символику. Зал получил название Кавалерского, так как здесь устраивались приемы в честь рыцарей Мальтийского ордена.

Картинная галерея
Картинная галерея

Картинная галерея появилась во дворце в период его превращения в императорскую резиденцию. В 1797-1799 годах Бренна надстроил этаж над южной галереей Камерона и создал Картинную галерею с двухсторонним освещением. Задуманная как парадный приёмный зал, галерея демонстрировала гостям художественные вкусы его владельцев. В Картинной галерее всегда размещалось около 100 произведений западноевропейской живописи XVII-XVIII веков.  Наибольшее значение для павловского собрания живописи имело путешествие Павла Петровича и Марии Фёдоровны в Европу, где они не только покупали картины, но и делали заказы в мастерских современных художников.
В 1958 году роспись плафонов Картинной галереи была выполнена заново художником-реставратором Трескиным по сохранившимся фотографиям.

Музейная экспозиция "Русский жилой интерьер XIX века", расположенная на третьем этаже дворца, посвящена искусству убранства жилых комнат в дворянском доме на протяжении всего XIX века. Идея этой экспозиции принадлежала выдающему музейному специалисту Анатолию Михайловичу Кучумову, главному хранителю Павловского дворца в послевоенный период. Именно он по старым описям воссоздавал обстановку залов возрожденного из руин и пепла Павловского дворца. Будучи блистательным знатоком художественных предметов быта, он занимался серьезной собирательской работой для музея. Одним из плодов его работы и стала эта музейная экспозиция, на которой представлены художественные предметы быта: мебель, светильники, изделия из бронзы, стекла и фарфора.
После войны пришлось воссоздавать не только интерьеры дворца, но и все павильоны в Павловском парке. Самый примечательный павильон парка - Храм Дружбы, который действительно напоминает
Храм Геркулеса на Бычьем Форуме в Риме.

Храм Дружбы в Павловском парке был возведён в 1780-1782 годах Камероном, увлечённым античным зодчеством. Это сооружение - первый павильон, построенный Камероном в Павловске. Согласно воле Павла Петровича и Марии Фёдоровны павильон был посвящён Екатерине II.

Павильон-беседка со сферическим полукуполом, колоннами и статуей императрицы Марии Фёдоровны, построен в Павловском парке по неосуществленному проекту Росси 1816 года. Мысль об установке памятника императрице Марии Фёдоровне принадлежала ее младшему сыну великому князю Михаилу Павловичу, который после смерти матери был владельцем Павловска с 1828 по 1849 год. План установки памятника был осуществлён в 1914 году, когда Павловском владел великий князь Константин Константинович - правнук Марии Фёдоровны и Павла Петровича.
Средства на установку павильона Росси поступили по подписному листу от всех членов императорского дома.
Статую императрицы Марии Фёдоровны в строгом ампирном платье с диадемой на голове, сидящей на кресле-банкетке, выполнил профессор Императорской Академии художеств Беклемишев.

В 1990 году Павловский дворцово-парковый ансамбль вошел в перечень объектов культурно-исторического всемирного наследия ЮНЕСКО, как образец целостности, подлинности и научной реставрации.

Подробную информацию о всех помещениях дворца и павильонах парка можно найти на сайте Павловского музея. Я пересказала только самую, на мой взгляд, интересную информацию о тех достопримечательностях, которые нам удалось увидеть и сфотографировать в Павловске во время нашей экскурсии. Приезжали мы на экскурсию на автобусе из Санкт-Петербурга, но добраться до Павловска можно и самостоятельно, в том числе - на электричке по Витебской линии.

Железнодорожный вокзал Павловска
Железнодорожный вокзал Павловска

Мы из окна автобуса на ходу сняли знаменитое здание железнодорожного Павловского вокзала. Современное здание было построено в 1955 году на месте полностью разрушенного во время Великой Отечественной войны уникального железнодорожного вокзала, возведённого в 1838 году. Это была первая в России станция железной дороги, и на том легендарном вокзале, построенном по принципу концертного зала, выступали на протяжении десяти сезонов такие выдающиеся музыканты, как Иоганн Штраус, Александр Глазунов, Рейнгольд Глиэр и Сергей Прокофьев. А в Павловском театре, который был возведён рядом с вокзалом, выступал гениальный Фёдор Шаляпин.
На обратном пути из Павловска в Санкт-Петербург можно заехать в
Царское Село, о котором я рассказывала в своей предыдущей статье.
В следующем фотоотчёте я расскажу о нашей зимней экскурсии в Зимний дворец. Подписывайтесь на
мой канал, чтобы не пропустить новые публикации.