Найти в Дзене
Автовод со стажем

4 способа самостоятельно очистить катализатор: попробовал каждый - рассказываю

Оглавление

Большинство автолюбителей не очень любят темы, касающиеся катализаторов. Устройства довольно требовательные, а на многих моделях авто ещё и с довольно небольшим сроком службы. И срок этот в целом невелик — от 100 тыс. км до 150 тыс. км. Но это для «европейцев», у японских и корейских машин катализатор ходит дольше.

Что касается отечественных или китайских авто, то тут приведённые цифры нужно делить как минимум вдвое. Почему? Потому что долговечность керамических или металлических сот, покрытых платиной, напрямую зависит от стабильности работы ЭБУ и системы впрыска топлива.

Если заливать самый дешёвый бензин, купленный на сомнительной заправке, и полностью игнорировать нормальное обслуживание автомобиля, то остаётся единственный выход — промывать катализатор.

Принцип работы катализатора

Всем известно, что катализатор — это коробка из нержавейки, внутри которой располагаются мелкие соты, покрытые плёнкой, обычно платина с палладием. То, что недогорело в цилиндре, с потоком выхлопных газов выносится в колбу катализатора. СО и NO доокисляются, сколько могут, до углекислого газа, азота и воды. Сажа выгорает без перехода в жидкое состояние.

Остаются пары несгоревших углеводородов (бензина и солярки), которые отлагаются на сотах в виде плёнки и превращаются в очень плотный и стойкий налёт.

Катализатор Камри 40
Катализатор Камри 40

Не будем касаться темы диагностики состояния катализатора — существует немало рекомендаций и методик с разной степенью достоверности результата. Лучше всего не заниматься самодеятельностью, а съездить на диагностику, заодно проверить и настроить работу форсунок и всей системы впрыска. Так как от её состояния в первую очередь зависит то, насколько быстро забивается катализатор.

Способы самостоятельной очистки

Можно ли почистить катализатор самостоятельно? Конечно, мало того — в продаже можно отыскать немало жидких реагентов для добавки в топливный бак или для промывки катализатора в ручном режиме.

Начнём с первого. По инструкции необходимо залить определённое количество химиката в бак и выкатать бензин желательно «на одном дыхании», то есть во время длительной поездки на дальнюю дистанцию. Обычно одной процедуры с использованием качественной химии и нормального товарного бензина хватает, чтобы устранить проблему на 10-15 тыс. км, то есть максимум на один сезон.

Отзывы о добавках в топливо достаточно разные. Одно известно точно — добавки в бензин и солярку — это наиболее простой способ. И он неплохо сработает, если не ждать, пока соты окончательно забьются, а проводить очистку хотя бы раз в сезон. Понятно, что речь идёт о машинах с пробегом более 100 тыс. км.

-2

И ещё одно — нужно учесть, что есть масса других видов химической очистки: для топливной системы, для форсунок. Все они предполагают отмывку стенок и поверхностей трубок от выпавших из бензина смол и парафина. И всё это пойдёт в цилиндры, сгорает эта сложная смесь очень плохо и в конечном итоге загрязнения переезжают из двигателя в катализатор.

Поэтому после промывки топливной системы мотора логично будет промыть катализатор.

Прямая промывка катализатора

Второй способ предполагает непосредственную отмывку катализатора пеной. Чаще всего предлагают отвернуть лямбда-датчик на коробке катализатора и шприцом залить жидкость внутрь. Этот способ хвалят больше, но он одновременно и более рискованный.

В целом пена может снять лишь самые слабые виды загрязнений. Поэтому в сложных случаях лучше снять катализатор с выхлопной системы и последовательно промыть соты ацетоном, растворителем битумных отложений, продуть воздухом под давлением и только потом перейти к пенному реагенту.

Более эффективные методы

Оба приведённых способа достаточно простые и относительно безопасные. А теперь поговорим о более эффективных средствах. Лучше всего отмывает катализатор от смолы обычный перегретый водяной пар. Продуть катализатор раскалённым до 250°С-350°С водяным паром сможет не каждый, да это и небезопасно.

-3

Гораздо проще залить в бак смесь бензина и этилового (изопропилового) спирта. Ну или, если есть возможность, то купить биотопливо. Достаточно выкатать одну заправку, чтобы безопасно очистить не только соты, но и камеру сгорания с загрязнёнными кольцами и клапанами. Но постоянно ездить на биотопливе не рекомендуется.

Метод выжигания

Ещё один способ, о котором часто говорят автолюбители, — это выжигание катализатора. Суть его в том, что на одной из форсунок пережимают топливный шланг с целью уменьшить расход бензина на конкретном цилиндре. В результате топливовоздушная смесь получается сильно обеднённая, с большим содержанием непрореагировавшего кислорода.

Всё это догорает уже в катализаторе. Естественно, двигатель работает на холостых, без движения. На саму процедуру отводят не более 10-15 минут, после чего мотор глушат и дают катализатору медленно остыть.

Также рекомендую к прочтению:

Рекомендую также подписаться на Мой Телеграм-канал, где я рассказываю о том, как сэкономить на обслуживании авто, и какие новости происходят в автомире! Уверен, что найдете для себя что-то полезное!

С уважением, Владимир Воробьёв

Спасибо, что дочитали до конца! Буду рад, если поставите лайк и подпишитесь на канал - удачи на дорогах!

Авто
5,66 млн интересуются