Пару лет назад владельцы новеньких Москвич 3 неожиданно столкнулись с массовыми отказами вариаторных трансмиссий. Причём большинство недовольных качеством вариаторов работали в крупном городе и, как правило, в службе такси. А в средствах массовой информации такую подробность упускали, акцентируя внимание только на самом факте поломки.
Затем были массовые разбирательства с поставщиками и сборщиками трансмиссий на заводе «Москвич». В конце концов проблемы исправили, но негативное впечатление, как говорят, осталось. Репутацию вариатора Punch VT3S испортили основательно.
Особенности производства и конструкции
На самом деле вариатор собирают в Китае, на заводе компании Punch Powertrain, сотнями тысяч. Естественно, при таких объёмах производства попадаются агрегаты не самого высокого качества, которые каким-то образом попали на завод «Москвич».
Нужно отдельно остановиться на конструкции вариатора от «Москвича». По мнению главного редактора «За рулём» Максима Кадакова, в устройстве вариатора Punch VT3S нет ошибок или дефектов, которые делали бы коробку проблемной. Из конструкции убрали гидротрансформатор, вместо него стоит многодисковое сцепление. Недорогой в ремонте и обслуживании, теоретический ресурс до 200 тыс. км.
В том, что в вариаторе Москвич-3 не используется гидротрансформатор, нет ничего плохого. Но только в том случае, если кроссовер не сталкивается с настоящей грязью, снегом, жидкой ледяной массой. То есть с условиями, когда почти всегда происходит пробуксовка.
В такой ситуации многодисковые сцепления перегреваются, причём серьёзно, с истиранием ферридо, сильно загрязняя и нагревая трансмиссионное масло.
Проблемы эксплуатации в сложных условиях
Пока Москвич-3 новый, с пробегом до 10-20 тыс. км, то результат случайных пробуксовок может сразу и не проявиться. Фильтры и радиаторы охлаждения ещё как-то поддерживают жидкость в нормальном состоянии. Можно даже разогнать Москвич до высокой скорости без всяких последствий.
Но если приходится заезжать в раскисший снег или ледяную глину, то вариатор попадает в крайне неблагоприятное состояние самозагрязнения. И пока придёт черёд замены масла, механика вариатора покроется грязью из смолы и абразива. Ну а там и до заклинивания недалеко. На что собственно и жаловались московские таксисты.
Любая грязь, лаковые плёнки на стенках, забитые фильтры резко ухудшают теплообмен. Кстати, в вариаторах с гидротрансформаторами последний сильно влияет на повышение теплоотдачи за счёт активного перемешивания смазки и омывания стенок корпуса. Отсюда и большая устойчивость к перегреву.
Опыт успешной эксплуатации
Интересно, что владельцы Москвич-3, тщательно контролирующие состояние коробки и нагрузку с учётом температуры воздуха, у них с вариатором почти всегда полный порядок. Даже при ежедневном пробеге по 400-600 км. В целом ничего удивительного — если не допускать перегрева, то Punch VT3S будет работать не хуже полноценных автоматов. Но только не перегревайте и не буксуйте.
Интересно, что китайская JAC проектировала свой кроссовер с учётом китайских реалий погоды и континентального климата. На юге и в среднем Китае снега и грязи на дорогах практически не бывает. Лето с достаточно сильным перепадом температур днём и ночью.
Поэтому установка Punch VT3S выглядит вполне нормальным и надёжным решением. Перегреть можно только в жаркую погоду, но обычно небольшой отдых в тени восстанавливает работоспособность вариатора.
Особенности обслуживания
И ещё одно — многое в долговечности вариатора зависит от желания владельца Москвич-3 заботиться о технике. Многие водители, допустившие перегрев или неоднократную пробуксовку, не дожидаются очередного срока замены трансмиссионного масла, сливают жидкость после 5-6 тыс. км пробега.
Меняют фильтр, само масло отстаивают и фильтруют, очищенную жидкость заливают обратно в коробку, а недостаток восполняют новой порцией свежей смазки. Получается своеобразное самостоятельное обслуживание. И многие механики критикуют такой подход.
Но есть и более взвешенные суждения. Как сказал один из экспертов — хуже не будет, а замена фильтра и контроль уровня заметно улучшают условия работы вариатора. По отзывам, такое обслуживание отлично помогает поддерживать вариатор в рабочем состоянии.
Кстати, по внутренней информации, вариатор на Москвич-3 оказался гораздо надёжнее и выносливее вариаторных коробок, привезённых АвтоВАЗом для своих Vesta и X-Ray.
Также рекомендую к прочтению:
Рекомендую также подписаться на Мой Телеграм-канал, где я рассказываю о том, как сэкономить на обслуживании авто, и какие новости происходят в автомире! Уверен, что найдете для себя что-то полезное!
С уважением, Владимир Воробьёв