Найти в Дзене
Автовод со стажем

Что лучше: вариатор или АКПП? Ставим точку в извечном вопросе

Оглавление

Так уж получилось, что в российском автосообществе, в сетях и на тематических форумах везде звучит примерно одна и та же мысль: АКПП — это полноценная автоматическая трансмиссия, а вариатор — это коробка-автомат «для экономных».

Определённая доля истины в этом высказывании есть, если речь идёт о стране с очень разным качеством сборки автомобилей, прежде всего о Китае, хотя Индия и Иран в этом смысле также мало чем отличаются от Поднебесной.

То есть определить, что лучше — вариатор или АКПП, — сложно, с одинаковой долей вероятности можно встретить и нормальные вариаторные трансмиссии, и гидромеханические автоматы.

Кстати, в Японии или Южной Корее вариаторы также распространены, как и АКПП. И качество, и ресурс у них достаточно высокий. Просто это два вида совершенно разных автоматических трансмиссий для разного типа автомобилей.

Устройство АКПП

Что такое АКПП? Обычно под этим названием подразумевают классическую коробку с гидротрансформатором и несколькими механическими шестерёнчатыми передачами. Есть гидроприводы и фрикционные диски (сцепление). Всё это погружено в масляную ванну. Есть насос для прокачки масла, соответственно фильтр и радиатор охлаждения.

АКПП на Камри
АКПП на Камри

Электроника, в зависимости от нагрузки и скорости машины, выбирает подходящую передачу и переключает на неё. А в промежутке между переключениями передача момента происходит за счёт гидротрансформатора, сглаживающего нагрузку. Переключения практически не ощущаются.

Устройство вариатора

Вариаторная коробка устроена совершенно иначе. Большинство вариаторов, используемых на машинах, — это CVT-системы с толкающим гибким ремнём, есть схемы с цепью и парой шкивов. На некоторых могут быть гидротрансформаторы или просто пара фрикционов.

В первом случае вариатор считается более сложным, дорогим, но при этом надёжнее и устойчивее к пробуксовкам. В самых простых конструкциях используются фрикционы — это минимальный вариант, достаточно надёжный, но требующий аккуратного обращения в эксплуатации.

Преимущества АКПП

Чем интересна АКПП? Это идеальный вариант трансмиссии, если речь идёт о достаточно тяжёлом и мощном кроссовере или даже внедорожнике. В целом это можно назвать универсальной коробкой, которая неплохо покажет себя и на бездорожье, и в городских пробках. Но гидромеханические «автоматы» требуют аккуратного обращения.

Если управлять машиной неосторожно, то АКПП довольно быстро выходит из строя. Ресурс гидромеханического автомата при правильном обслуживании может достигать 200 тыс. км. Ремонтировать АКПП дорого, но не особо сложно. Найти мастерскую с толковыми специалистами можно практически в любом крупном городе.

Что касается езды, то АКПП довольно медлительна в переключениях, расходует много топлива и требует использования дорогостоящих оригинальных фильтров, промывочных и рабочих гидравлических жидкостей.

Особенности вариатора

Теперь вариатор. Это трансмиссия для небольших городских автомобилей. Изначально вариаторная коробка использовалась только на мотороллерах и скутерах, затем вариаторы появились на микролитражках. Ухоженный и правильно настроенный вариатор способен на многое.

Haval Jolion
Haval Jolion

Японцы ставят вариаторы преимущественно на автомобили класса «А» и «В», с небольшим клиренсом и мощностью мотора до 100 л.с. Китайские компании, чуть усовершенствовав конструкцию, начали ставить CVT на переднеприводные кроссоверы.

В сети есть ролик, где две совершенно одинаковые микролитражки пытаются подняться по очень крутому подъёму с несколькими участками с разным углом наклона. У одной машины — МКПП, у второй — вариатор. Выиграла машина с вариатором, причём на одном участке автомобилю с МКПП пришлось подниматься задним ходом.

Ограничения и возможности

Конструкций вариаторов много, но обычно производители стараются делать вариаторные трансмиссии, ограничивая крутящий момент не более 200 Н·м.

Вариатор явно выглядит более предпочтительным для города, для дорог с качественным покрытием. Автомобиль с вариаторной коробкой быстрее разгоняется, причём процесс разгона довольно плавный и даже мягкий, никаких рывков или дёрганий при переключении. Вариатор обеспечивает высокую экономичность, движение автомобиля получается более прогнозированным и выверенным.

Недостатки вариатора

Теперь о минусах. Вариатор — это достаточно простая и комфортная КПП для аккуратных и выдержанных водителей. Коробка однозначно не терпит двух вещей — пробуксовки и перегрева. В обоих случаях трансмиссия выходит из строя серьёзно и надолго.

Вариатор
Вариатор

А вот для ремонта вариатора требуется мастер довольно высокой квалификации. После каждого вмешательства в конструкцию (читай — после каждой замены жидкости и промывки) приходится заново юстировать и настраивать ход привода и ремня. И делать это нужно обязательно.

Практический опыт эксплуатации

В Интернете можно встретить немало отзывов и даже роликов от владельцев известного, уже ставшего легендой автомобиля российского производства. Хозяева с гордостью рассказывают, что неоднократно перегревали вариаторы своих машин, и трансмиссия всё ещё работает, причём довольно неплохо.

Встречаются и такие экземпляры, но чаще всего после трёх-четырёх перегревов вариатор просто перестаёт работать, и ремонт его обходится в копеечку.

И ещё одно: у многих московских таксистов тот же автомобиль в условиях нечищенных от снега дорог проходил на новом вариаторе всего 60-70 тыс. км. После ремонта коробки — до 30 тыс. км.

А вот после того как изменили схему ремонта и настройки, появились обученные специалисты, пробег машины с отремонтированной трансмиссией вырос до 90 тыс. км, а новой — до 140 тыс. км.

Так что во многих случаях вариатор выглядит даже предпочтительнее АКПП.

Также рекомендую к прочтению:

Рекомендую также подписаться на Мой Телеграм-канал, где я рассказываю о том, как сэкономить на обслуживании авто, и какие новости происходят в автомире! Уверен, что найдете для себя что-то полезное!

С уважением, Владимир Воробьёв

Спасибо, что дочитали до конца! Буду рад, если поставите лайк и подпишитесь на канал - удачи на дорогах!