Елена Молоносова, руководитель АНБО «Важен каждый», помогает старикам и многодетным мамам, калужанам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, решает насущные проблемы села, в котором живёт, и успевает воспитывать своих детей, которых пятеро. Правда, старшая дочь самостоятельна, недавно сама стала мамой, и с малышкой молодая бабушка тоже помогает.
Нерадостное открытие
— Оказывается, я всегда была волонтёром, просто слова этого не знала. Занималась обращениями, наведением порядка в своём селе — Авчурине. Добивалась, чтобы дорогу сделали, знаки поставили, — рассказывает Елена.
История волонтёрского движения АНБО «Важен каждый» началась в пандемийный год. Молоносова была одной из активисток центра помощи «МногоМама». И вдруг стали появляться запросы о помощи старикам — мол, есть одинокая бабулечка, а там одинокий дедушка. В рамках «МногоМамы» Лена ими заниматься не могла, первое время с единомышленниками оказывали разовую подмогу индивидуально, а потом появилась идея организовать свой союз.
— С семьями всё проще и мне понятнее — у нас многодетная семья, и я выросла в многодетной, и муж тоже из многодетной, эти истории для меня близкие. Изначально «Важен каждый» больше ориентировался на семьи, попавшие в сложную ситуацию, пожилые были единичными случаями. Уже тогда для меня было открытием, что не все старики живут, как моя бабушка, — 13 лет мы заботились о ней, потому что она не могла ходить. Не было мысли, что может быть иначе, казалось, все старики живут в любящих семьях. Телевизора у нас нет, никаких плохих историй до меня не доходило. Оказалось, что проблем много, проблемы глубже, непаханное поле — точнее, оно пашется, но края пока не видно.
Не так давно волонтёры организации проводили акцию «Больше не один» — закупали для подопечных тонометры, учили вести дневники измерения давления и делали магниты на холодильник с важным номером, чтобы в экстренном случае эти цифры телефона были на виду. Кто-то из стариков писал номера племянников, соседок. А 50 человек указали номер 112 — единственный, на который они могут позвонить в критической ситуации, — большинство подопечных оказались совершенно одинокими.
— У кого-то погибли дети в автокатастрофе, бабулечка осталась одна, у другой умер муж, умер сын, второй оказался недобропорядочным и бросил. Бывают и хорошие примеры, когда дети есть, но они далеко. Например, один из наших подопечных — в прошлом военный. У него квартира хорошая, есть сын, когда может, приезжает, деньги высылает. В том году у дедушки овчарка умерла. И тут проблема в ограниченном круге общения.
Потребности
Волонтёры оказывают продуктовую помощь, решают индивидуальные проблемы — сломалась стиральная машинка, ищут для бабушки новую. Или дедушка, 75 лет, — ещё за рулём, ездит на старенькой «девятке», но сломался насос, купили новый портативный накачиватель. Кому-то передают ходунки, коляску.
Но общение, как рассказывает руководитель организации «Важен каждый», часто становится самой большой потребностью.
— В тот момент, когда я буду передавать, не будет же так, что я передала — и всё. Мы поговорим, они расскажут, что нового. Пожилые очень хотят делиться. Например, бабушка из Казахстана хочет научить готовить манты.
Два года подряд наши волонтёры подключаются к новогодней акции «Мечты невидимых стариков». В 2023 году в ней участвовали 19 человек, а в 2024-м — уже 107.
— У меня есть видео, где мы пришли поздравлять, и дедушка, инвалид без ноги, нам играл на гармони, было весело. Одна бабушка предложила: «А давайте песню про ёлочку споём!» — и мы стоим и поём, ей радостно. Дарили сладости, кто-то новую подушку просил, кто-то ночную рубашку, а один из старших (между собой мы называем пожилых – старшими) пожелал книги про Ивана Грозного. Два волшебника приобрели издания, и дедушка был безумно счастлив, когда ему передали два комплекта новых книг. Он в прошлом — учитель истории и обществознания сельской школы, уже на пенсии и тоже живёт один.
Не пройти мимо
По словам Елены, неравнодушных калужан очень много. Кто-то присоединяется к очередной акции, а потом начинает общаться с подопечным постоянно. Некоторых трогает, когда пожилой похож на его бабушку, дедушку. Сама руководитель движения всегда подходит на улице к человеку, когда есть сомнение, что не всё хорошо.
— Недавно увидела бабулечку, она сидела на клумбе около КГУ — как с картинки — в платочке, худенькая, маленькая, и по ней непонятно было, плохо ей или просто присела. Я подошла, и, чувствую, она настолько приятный человек, что руку ей на плечо положила. Я обычно дистанцию соблюдаю, но иногда сама хочешь прикоснуться и понимаешь, что они против не будут. Мы с бабушкой поговорили, она сказала: «У меня всё хорошо, я просто до магазина ходила». Спросила, как меня зовут, сказала: «Свечку поставлю». А как-то шла в офис и увидела — женщина, не старая ещё, но, видно, пенсионер, убирает урны. Вижу, она очень скромно одета, и я ей предложила: «Зайдите к нам, у нас продукты есть». Она адекватно среагировала. «Зачем-зачем?» —спросила, но зашла, взяла продуктовый набор.
А однажды женщина перебежала дорогу и прямо ко мне подошла, не говорит, мычит, в руках сумка, какая-то папка в ней. Мы завели к себе, чаем напоили. У неё больничная выписка с собой была. Я стала выяснять, звонить. Оказалось, она только что из больницы, у неё инсульт был, с дочерью разминулась. Повезло, что мы её обнаружили. Да, на это время уходит, я какие-то встречи, звонки отменила, но понимаю, что правильно сделала, экстренная ситуация, в которой надо здесь и сейчас помочь.
Выгорание
— Выгорание не наступает от большого количества сложных ситуаций?
— Был случай, когда занималась большим количеством тяжёлых историй, и я как будто уже в роли психолога была, и мне по ощущениям самой уже нужен был психолог. Каждый делится болью, и ты не можешь абстрагироваться, проецируешь, что с тобой тоже это может случиться. Пришлось выстроить стену, чтобы сильно не погружаться.
Да, поначалу я рыдала, возмущалась, удивлялась несправедливости, но так невозможно сконцентрироваться и выстроить план действий, чтобы помочь конкретному человеку.
Важно уметь делегировать, грамотно распределять время. Раньше я была круглосуточно на телефоне. Сейчас решила, что надо спать не менее восьми часов. Просто выключаю интернет, звук на телефоне. Поддерживает хорошо муж, без него бы я не справилась со многим. Всё-таки нам ещё своих детей растить, и хочется, чтобы не случались ситуации, в которых оказываются наши подопечные.