В первую очередь о личности командира "Энолы Гэй", полковнике Тиббетсе. Надо ведь понимать, что выполнять такое задание должен был человек незаурядный и в первую очередь такой, который много лет позже скажет: "Я спокойно сплю каждую ночь". Слишком высока была ставка, чтобы доверить операцию кому-нибудь, способному руководствоваться принципами гуманизма и всего вот этого.
Впрочем, можно предположить, что и Тиббетс предварительно не мог предположить количество жертв, однако, когда узнал результаты, - особо не расстраивался, а наоборот, всегда утверждал, что таким образом спас гораздо больше жизней, чем могло бы быть при дальнейшем продолжении войны.
В принципе, лётчиком он быть не собирался. Сын оптового бакалейщика и офицера армии времён Первой мировой войны, Тиббетс имел валлийские, ирландские и, по материнской линии, голландские корни. Мечтая стать врачом, он учился в Университете Цинциннати и работал в венерологической клинике. Специализироваться он должен был на абдоминальной хирургии, т.е. резать к чёртовой матери то, что находится в брюшной полости.
Но затем Тиббетс бросил учёбу. Он считал, что медицина убивает измученных врачей, и не доверял приходу государственной медицины. А ещё в детстве он участвовал в каком-то авиашоу, разбрасывая шоколадные батончики из кабины какого-то биплана и получив незабываемые впечатления.
Так что, уйдя из медицины, он решил связать свою судьбу с авиацией. Отец, по его словам, считал, что он «свихнулся». Мать же велела ему действовать. «Я знаю, — сказала она, — с тобой всё будет хорошо». Её звали Энола Гей.
В 1938 году он окончил школу пилотов в Техасе. Пол был назначен в третью ударную группу в Саванне, штат Джорджия. Здесь он отрабатывал тактику бомбометания на малой высоте, летая на новом Douglas A-20, менее чем в 30 метрах от земли на полном газу
Пол записывал весь свой опыт бомбометания с малой высоты и помогал обучать других пилотов этой практике. Это оказалось одной из самых эффективных тактик бомбардировок во Второй мировой войне.
После нападения Японии он прошёл переобучение на "Летающую крепость" В-17
Пол заслужил уважение начальства и подчиненных. Его эскадрилья была отправлена в Англию, и Пол участвовал в планировании первых дневных налётов на оккупированную немцами Европу. 17 августа 1942 года капитан Пол Тиббетс возглавил первый налёт четырёхмоторных бомбардировщиков на север Франции. В экипаж также входили Теодор «Голландец» ван Кирк и Том Фереби, оба впоследствии ставшие членами экипажа «Энолы Гэ й»
В начале октября Пол получил звание майора. В то время он руководил налётами на Ле-Трэ и Лилль. Более сотни бомбардировщиков теперь выполняли эти задания. B-17 бомбили промышленные и транспортные районы. Несмотря на высокие потери бомбардировочных эскадрилий, их эффективность оказалась достаточной для продолжения боевых действий. Пол назвал свой B-17 «КРАСНЫЙ ГРЕМЛИН» и совершил множество вылетов в Европу до конца октября 1942 года. Его самолёт
Осенью 1942 года союзники собирались вторгнуться в Северную Африку. Было принято решение отправить Кларка, заместителя Эйзенхауэра, на тайную встречу в Алжире с французским командующим.
Он перелетел из Англии в Гибралтар на борту «Красного гремлина» с Тиббетсом за штурвалом. Оттуда его доставили на британской подводной лодке к африканскому побережью, где он сошел на берег на резиновой шлюпке и встретился с французами.
Обратный перелёт в Англию стал для Кларка и команды «Красного Гремлина» настоящим испытанием. Было необычно холодно, и крылья самолёта обледенели. Кроме того, из-за сильного тумана им пришлось лететь прямо над волнами. Обратный перелёт был тяжёлым, но они добрались без происшествий.
5 ноября 1942 года Тиббетс должен был доставить в Гибралтар генерала Дуайта Эйзенхауэра, будущего президента США. Стоял густой туман, Пол не решался взлететь», — вспоминал его радист Сплитт. «Он стоял под крылом «Красного гремлина», обсуждая ситуацию с генералом, когда Эйзенхауэр сказал: „У меня там вот-вот начнётся война. Вот где я должен быть“».
Итак, главнокомандующий и его штаб сели в B-17, и они полетели в туман, направляясь к Гибралтару. «Посадка B-17 на взлётно-посадочную полосу в Гибралтаре была похожа на посадку на почтовой марке. Мы добрались без происшествий». Затем Тиббетс возглавил первый рейд ВВС США в Северную Африку и стал командующим бомбардировками 12-й воздушной армии генерала Джимми Дулиттла. Именно в Северной Африке он использовал опыт полётов на малой высоте, но выполнял их теперь на огромной "Летающей крепости".
Как обладавший большим опытом полётов на тяжёлых бомбардировщиках, в феврале 1943 года он был отправлен в США для лётных испытаний нового B29, в ходе которых только что погибли лётчик-испытатель Boeing и 10 других ключевых специалистов.
Вскоре Тиббетс стал инструктором по B29.
Затем, в сентябре 1944 года, его назначили командиром 393-й тяжёлой бомбардировочной эскадрильи, которую планировалось использовать для атомных бомбардировок, первоначально базировавшейся на аэродроме Вендовер в безлюдном штате Юта. В мае 1945 года то, что выросло до 1700 человек 509-й сводной группы начала перебрасываться на остров Тиниан (Марианские острова), 2000 миль от Японии.
К июлю перевод 509-й эскадрильи был завершён. В отличие от обычных эскадрилий на Тиниане, она не совершала боевых вылетов до конца июля и стала объектом насмешек. Её также пытались расформировать, и региональный командующий ВВС Кёртис Лемэй не был уверен, что Тиббетс должен выполнять задание. Он ответил испытательным полётом, чтобы продемонстрировать мастерство экипажа.
В конце месяца прибыл «Малыш». Часть урана, находившегося в нём, была добыта в Конго: в 1940 году немцы конфисковали его у бельгийцев, а в 1945 году англо-американский спецотряд вывез его из оккупированной Советским Союзом части территории Германии.
1 августа Тиббетс составил приказ на атаку, а днём позже, совместно с Лемеем и Фереби, выбрал целью мост Айои в Хиросиме. 4 августа он провёл инструктаж экипажей. В налёте должны были участвовать пять B29: три — в качестве метеорологической разведки, а один — для сопровождения бомбардировщика. Тиббетс заявил экипажам, что всё предыдущее было мелочью, и что предлагаемые ими действия сократят войну на шесть месяцев.
5 августа между Тиббетсом и его разгневанным вторым пилотом Робертом Льюисом, который изначально предполагал, что именно он будет пилотировать полёт, и который также возмутился внезапным присвоением самолёту имени "Энола Гэй", вспыхнула ссора. Мысли Тиббетса, как он признался в автобиографии, обратились к его «мужественной рыжеволосой матери, чья спокойная уверенность была для меня источником силы с самого детства». Вот эта самая мать
До последнего дня своей жизни, так же, как и её сын, она не выразила ни слова сожаления о 80 000 человек, убитых им в одно мгновение.
До прибытия «Энолы Гей» к Хиросиме самой сложной частью полёта был взлёт, когда Тиббетс разгонял 65 тонн B29 на взлётно-посадочной полосе две мили, прежде чем поднять его в воздух. Ему выдали таблетки цианида для экипажа – на случай, если они упадут над Японией – и защитные очки от вспышки на случай атомной бомбы.
Экипаж самолёта, правда неполный, всего их было 12 человек
А это Льюис
Экипаж самолёта в тот роковой день осознал масштаб произошедшего. Ван Кирк рассказывал, что экипаж сразу понял, что война окончена. Второй пилот Роберт А. Льюис записал в бортовом журнале, что он «ищет слова», чтобы объяснить произошедшее. Он ограничился фразой: «Боже мой, что же мы натворили».
Тиббетс и его люди были восприняты в тот момент в США как национальные герои, остановившие войну. На параде в 1946 году:
Тиббетс так и не достиг высшего эшелона в ВВС США времён холодной войны; он вышел в отставку в звании бригадного генерала. Вскоре после службы в составе американской миссии снабжения в Индии (1964–1966), где Коммунистическая партия Индии назвала его «величайшим убийцей в мире», он ушёл в отставку и устроился в компанию по аренде эксклюзивных самолётов в Огайо.
После того, как война закончилась, западные страны опять вспомнили о человеколюбии. Однако стальной винтик военной машины Тиббетс не отступил от своего понимания той бомбардировки ни на шаг. Ему как-то задали вопрос: «Если бы вам пришлось снова сбросить атомную бомбу на Хиросиму и условия были бы похожими, вы бы это сделали?»
«Я бы не колебался ни минуты», — ответил Тиббетс. - «Штаб Макартура на Тихом океане подсчитал, что если бы нам пришлось вторгнуться (на главные острова Японии), мы потеряли бы 1 миллион человек убитыми и ранеными.
«Я много раз бывал в Японии после войны. Люди там спрашивают меня: „Почему вы не сбросили бомбу раньше и не остановили войну?“» — сказал Тиббетс.
Тем не менее, подозревая, что не все так благодарны ему за прекращение войны, и могиле его будет мало покоя, он завещал кремировать своё тело и развеять прах над Ла-Маншем, который столько раз пересекал во время войны. Умер в возрасте 92 года, его завещание было выполнено.
У него есть внук, Пол Тиббетс IV. Тоже дослужился до бригадного генерала, летая на тяжёлых бомбардировщиках. Вот он на фоне своего В-52, с той же эмблемой, как и у деда
В 2018 году уволен со службы в должности заместителя командующего Командования глобальных ударов ВВС.
За неоднократные высказывания сексуального характера о женщинах-подчинённых, недонесении о четырёх попытках самоубийства подчинённых лётчиков, причём одна из них увенчалась успехом, а также 27 поездок на служебном транспорте в личных целях.
Генеральный инспектор заявил, что Тиббетс-внук вёл себя «неподобающе офицеру и джентльмену».
Такие дела...
А вообще, довольно подробно об организации и ходе атомных бомбардировок я писал в статьях, для которых накопал много интересных подробностей
*****
P.S. Хотелось бы выразить благодарность тем, кто воспользовался кнопкой "Поддержать". Приятно сознавать, что твой труд всё-таки ценится.
........................................................................................................................................................................
Полное оглавление журнала
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 1
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 2
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 3
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 4