В этих операциях участвовало 13 самолётов и более сотни членов их экипажей, так что в одной статье всё не расскажешь, но попробуем выделить самое интересное.
Проект "Альберта", также известный как "Проект А", был подразделением Манхэттенского проекта, созданным для планирования и осуществления непосредственно атомной бомбардировки. Руководить им был назначен кэптен Уильям "Дик" Парсонс, который окончил Военно-морскую академию США в 1922 году и Военно-морскую аспирантуру в 1929 году по специальности артиллерийское дело. Служил на военно-морском полигоне в Дальгрене, штат Вирджиния, и в Лаборатории прикладной физики в Силвер-Спринг, штат Мэриленд, был крупным специалистом по неконтактным взрывателям, самое то для атомной бомбы.
В 1943 году кэптен Парсонс стал руководителем артиллерийского отдела Манхэттенского проекта, окончательно распрощавшись с мечтами о службе на море. Помимо большой организаторской работы, Парсонсу было поручено собрать урановую бомбу, он должен был превратить её в боевое оружие. Лично полетел на "Эноле Гэй" в качестве оружейника и привёл взрыватели в боевое положение перед сбросом "Малыша". На острове Тиниан, Парсонс крайний справа:
Рядом с ним подполковник Пол Тиббетс-младший, к тому времени опытнейший пилот, отличившийся в бомбардировках Германии и возивший самого Эйзенхауэра. 1 сентября 1944 года Тиббетс встретился с подполковником Джоном Лэнсдейлом (контрразведчик) , кэптеном Уильямом С. Парсонсом и Норманом Ф. Рэмси, определившим, что именно Б-29 пригоден для атомной бомбардировки, после модификации, конечно. Они проинформировали лётчика о Манхэттенском проекте. Тиббетс, который налетал на B-29 больше, чем любой другой пилот ВВС, был назначен руководителем 509-й авиагруппы, полностью автономной организации, насчитывающей около 1800 человек, которая должна была сбросить первую атомную бомбу.
«Эти люди должны были быть лучшими», — вспоминал Тиббетс. «Я хотел получить лучшее, что мог, и у нас действительно был довольно жесткий процесс отбора».
Люди Тиббетса были одними из лучших пилотов, штурманов и бортинженеров во всей армии США, поскольку он мог выбирать персонал из ВВС по всему миру. Самыми важными качествами для Тиббетса были лояльность и скрытность.
«В речи полковника Тиббетса нам было сказано: "Ни с кем не обсуждайте, где вы находитесь, кто вы, чем занимаетесь. С вашей женой, вашей матерью, вашей сестрой, вашей девушкой или кем-то еще", — вспоминал второй лейтенант Джек Видовски, "Время от времени один из наших товарищей оказывался на Аляске, потому что они слишком много открывали рот. Их сразу высылали"». А это сам Видовски, штурман Big Stink и Laggin’ Dragon:
Парсонс и Тиббетс таки слетали вместе на бомбёжку Хиросимы на "Эноле Гэй", хотя Тиббетс попал туда благодаря своему волевому решению - будучи начальником, он за день до вылета перевёл командира этого самолёта капитана Роберта Льюиса во вторые пилоты, что того крайне не обрадовало, и сам занял командирское кресло. На самолёте ночью было написано имя его матери. А штатному второму пилоту Ричарду Макнамаре вообще не нашлось места.
Парсонс умер в 1953 году в звании контр-адмирала, а Тиббетс дослужился до бригадного генерала и скончался в 2007-м.
А вообще, экипажи этих самолётов тасовались от полёта к полёту, такая была практика. Возьмём ту же "Энолу Гэй". Обычный экипаж:
Капитан Роберт А. Льюис . Командир самолета.
2LT Ричард Макнамара . Пилот.
2LT Гарольд Дж. Райдер . Штурман.
1LT Стюарт В. Уильямс . Бомбардир.
Т/сержант Вятт Э. Дузенбери . Бортинженер.
Рядовой 1-го класса Ричард Х. Нельсон . Радист.
Сержант Джозеф С. Стиборик . Оператор радара.
Т/сержант Джордж «Боб» Р. Кэрон . Хвостовой стрелок.
Сержант Роберт Х. Шумард . Помощник бортинженера.
Экипаж во время бомбардировки Нагасаки, когда самолёт выполнял роль разведчика погоды:
Капитан Джордж В. Марквардт . Командир самолета.
Лейтенант Джеймс В. Андерсон . Второй пилот.
Лейтенант Рассел Гакенбах . Штурман.
Капитан Джеймс В. Струдвик . Бомбардир.
Т / сержант Джеймс Р. Корлисс . Бортинженер.
сержант Уоррен Л. Кобл . Радист.
сержант Джозеф М. ДиХулио . Оператор радара.
сержант Мелвин Х. Бирман . Хвостовой стрелок.
сержант Энтони Д. Капуа-младший . Помощник бортинженера.
Экипаж во время бомбардировки Хиросимы, когда самолёт нёс атомную бомбу:
Полковник Пол Тиббетс . Пилот и командир воздушного судна.
Капитан Роберт А. Льюис . Второй пилот.
Майор Томас Фереби . Бомбардир.
Капитан Теодор «Датч» Ван Кирк . Штурман.
Т/сержант Вайэт Э. Дузенберри . Бортинженер.
1LT Джейкоб Бесер . Радарное противодействие (РЭБ, как я понимаю). Единственный человек, который летал на ударном самолете во время обеих бомбардировок.
Т/сержант Джордж «Боб» Р. Кэрон . Хвостовой стрелок.
Сержант Джозеф С. Стиборик . Оператор радара.
Сержант Роберт Х. Шумард . Помощник бортинженера.
Рядовой 1-го класса Ричард Х. Нельсон . Радист.
Кэптен Уильям «Дик» Парсонс . Оружейник и командир всей операции.
2LT Моррис Р. Джеппсон . Помощник оружейника.
Вот о последнем экипаже поговорим более подробно. В интернете много его фотографий, но я нашёл единственный где в наличии все 12 человек, зато без указания кто есть кто. Попытался разобраться сам
7 - капитан Роберт А. Льюис, второй пилот. Именно Тиббетс выбрал его в качестве командира "Энолы Гэй" за его спокойное поведение и быструю реакцию в предыдущих миссиях. Льюис считался одним из лучших и самых смелых пилотов ВВС, человеком, который дважды совершал аварийную посадку, но оба раза спас свой экипаж. Льюис когда-то летал с самим Чарльзом Линдбергом на недавно сконструированном B-29 Superfortress и получил одобрение знаменитого авиатора.
Ведущий Fox News Крис Уоллес сообщает в своей новой книге «Обратный отсчет 1945», что Льюис пришел в ярость, когда увидел надпись «Enola Gay» на носовом обтекателе своего самолёта за день до миссии.
"Вот оно, последнее унижение, - бушевал Льюис, пишет Уоллес. ... Сначала Тиббетс выбивает из экипажа нескольких постоянных подчинённых Льюиса. Затем Тиббетс решает, что сам возглавит миссию. Теперь это?" Впоследствии отношения между ними были, мягко говоря, сложными. После войны какое-то время Льюис работал в гражданской авиакомпании, потом занялся производством конфет. Умер в 1983 году.
6 - Полковник Пол Тиббетс. Его историю тоже вкратце уже упоминали.
5 - Кэптен Уильям «Дик» Парсонс. О нём писалось выше.
4 - Майор Томас Фереби . Бомбардир. Он успел произвести более 60 бомбардировок в Европе, когда на него обратил внимание Тиббетс. Именно Фереби сбросил атомную бомбу. После войны служил ещё во Вьетнаме, закончил службу в звании полковника в 1970-м году. На гражданке был агентом по продаже недвижимости. Умер в 2000 году.
3 - Капитан Теодор «Датч» Ван Кирк . Штурман, участвовавший в боевых действиях на B-17 в Европе и Северной Африке, он описал миссию в Хиросиме как легкую, потому что самолет не встречал сопротивления противника и летел в прекрасную погоду. Когда их начальство посоветовало им немного отдохнуть перед полётом после одного из последних брифингов, Ван Кирк вместо этого играл в покер со своими товарищами по команде. «На что они рассчитывали, говоря вам, что вы отправляетесь сбрасывать первую атомную бомбу, которая может взорвать самолет, так что пойдите немного поспать, - я совершенно не понимаю», — сказал Ван Кирк в одном интервью.
После войны Ван Кирк учился в Университете Бакнелла, работал директором по маркетингу в компании DuPont и создал семью.
Он оказался последним в живых из экипажа "Энолы Гэй" и скончался в 2014 году в возрасте 93-х лет. На снимке Тиббетс и Ван Кирк после возвращения с бомбардировки 6 августа 1945 года. На снимке их подписи:
2 - Второй лейтенант Моррис Р. Джеппсон . Помощник оружейника. Получил образование по электротехнике в Гарвардском и Йельском университетах, а также в Массачусетском технологическом институте. Работал над взрывателями атомных бомб совместно с Парсонсом.
Роль Джеппсона заключалась в том, чтобы забраться в бомбоотсек и вынуть три зеленых предохранительных заглушки из бомбы и заменить их тремя красными непосредственно перед тем, как самолет поднимется на большую высоту рядом с целью. Благодаря этому переключению вилок Джеппсон стал последним человеком, который касался бомбы «Малыш».
После войны работал над термоядерной бомбой, а также в области микроволновых технологий. В 2002 году выставил на аукцион заглушки, которые оставались у него всё это время. Был небольшой скандал, поскольку вспомнили, что вещь эта секретная, но суд стал на его сторону и они были проданы за 167 000 долларов физику Клею Перкинсу.
Умер в марте 2010 года в возрасте 87 лет. Вот Ван Кирк, Джеппсон и Тиббетс на борту "Энолы Гэй" в 2004-м:
Поскольку в первом ряду общего снимка стоят офицеры, то явно
1 - Первый лейтенант Джейкоб Бесер. Вот другой его снимок:
Он был евреем и очень хотел вступления США в войну. Сразу же после Пёрл-Харбора он ушёл добровольцем с третьего курса Университета Джонса Хопкинса, где изучал машиностроение. Был отправлен в Лос-Аламос и также занимался взрывателями.
На самолёте его задача была следить за радиовысотомерами бомбы и устранять любые помехи, которые могли бы вызвать преждевременный взрыв. Он действительно единственный человек, который участвовал в обоих атомных бомбардировках. Вот он слева во время проверки снаряжения перед полётом в Нагасаки:
После войны работал над военными проектами компании Вестингауз. Умер в 1992 года.
Переходим к сержантам.
Судя по этим снимкам, особенно характерной форме ушей,
8 - Технический сержант Вайэнт Э. Дузенбери . Бортинженер. О его жизни в мирное время ничего не нашёл. Умер в 1992 году. На этом снимке он в первом ряду крайний справа:
К сожалению, здесь изображены не все, а крайний слева вообще офицер наземного обслуживания.
Крайний слева в первом ряду сержант Джозеф С. Стиборик . Оператор радара. У него характерный тёмный цвет кожи, так что на полном снимке он скорее всего под № 10. Он был дальтоник, поэтому стал оператором радара. Тоже был приглашён самим Тиббетсом. Уже в ноябре 1945 года Стиборик демобилизовался и вернулся домой в Техас. Он и его жена остепенились, и у них родились две дочери. Они переехали в Рокдейл, штат Техас, где Стиборик работал в Промышленной генерирующей компании. Он скончался там 30 июня 1984 года.
Остаются трое. Под этим снимком написано, что рядом с Дузенбери сержант Роберт Х. Шумард . Помощник бортинженера. Мне кажется, что его номер 11. После войны переехал в Детройт, штат Мичиган, где работал менеджером по продажам в Детройтской компании Sampson, которая занималась оптовой торговлей сантехникой и отопительными приборами. Умер в 1967 году.
Потом сидит рядовой 1 класса Ричард Х. Нельсон, Радиооператор УКВ. Скорее всего, № 9. Родился, кстати, в Москве. Только в той, что находится в штате Айдахо. После сброса бомбы он передал на Тиниан ряд кодированных сообщений об успехе миссии. О его послевоенной жизни мало что известно, кроме того, что сначала жил и работал в Бостоне, а позже переехал с семьёй в Калифорнию. Умер в 2003 году.
Ну, и остаётся № 12 - Технический сержант Джордж «Боб» Р. Кэрон . Хвостовой стрелок. Он летал с Тиббетсом ещё во время испытательных полётов и они были хорошо знакомы.
Кэрон на своём боевом посту в излюбленной бейсболке с буквой В:
Он оказался единственным, кто смог сделать более-менее качественные снимки атомного гриба. Он вспоминал: "Я пытался сделать снимки через иллюминаторы хвостовой башни. Задние окна были маленькими, и я помню, как позвонил полковнику по интеркому, чтобы он повернул самолет на несколько градусов влево, чтобы я мог получить более качественные снимки из окна аварийного люка. И он исполнил. Именно так я сделал большинство своих фотографий."
О его послевоенной жизни я ничего не нашёл. Известно лишь, что умер он в 1995 году.
Никто из них никогда и нигде не высказал сожаления о том, что им пришлось участвовать в атомной бомбардировке.
А что же с "Энолой Гэй"? В отличие от большинства своих собратьев, она налетала всего 200 часов (!) Вот она садится на Тиниане после возвращения от Хиросимы:
24 июля 1946 года самолет стали готовить к хранению на базе Дэвис - Монтан в Аризоне. Потом неоднократно перемещался с базы на базу, но места под крышей ему не находилось. Вломились охотники за сувенирами и сняли детали. Затем к самолету получили доступ насекомые и птицы.
10 августа 1960 года персонал Смитсоновского института начал демонтаж самолета. Компоненты были перевезены на склад института в Мэриленде. Реставрация бомбардировщика началась только 5 декабря 1984 года. утраченные детали искали повсюду. На работы ушло около 300 000 часов. Полностью работы завершились завершилась 8 августа 2003 года.
Сейчас он находится в выставочном центре "Стивен Ф. Удвар-Хейзи Центр" Смитсоновского института в штате Вирджиния Так он выглядит теперь:
Предыдущие статьи на эту тему:
..........................................................................................................................................................
Общее оглавление журнала: