Как ни странно, но бомбардирами на обоих самолётах были моряки.
В первой части поговорим о технических подробностях, а во второй о самом процессе бомбардировок и людях, в них участвовавших.
Итак, самолёты. Это были Silverplate B-29, специально переоборудованные для атомных бомбардировок Boeing B-29 «Superfortress». "Silverplate" - обозначение участия ВВС США в проекте «Манхэттен», первоначально только в связи с модификацией бомбардировщиков для перевозки атомных бомб и обучения их экипажей, но в итоге включившая в себя и рейды по сбрасыванию атомных бомб на Хиросиму и Нагасаки. Вот В-29 в обычном исполнении, один из двух, летающих по сей день, снимок 2022 года:
Весогабаритные характеристики уранового "Малыша" и плутониевого "Толстяка" не позволяли использовать серийный бомбардировщик. Поэтому была начата работа по переоборудованию прототипа под шифром "Пуллман", якобы она велась для создания нового президентского вагона.
Эта честь выпала B-29-5-BW 42-6259 в октябре 1943 года. Вообще-то первоначально была задумка использовать британский Avro Lancaster,
некоторые из которых были переоборудованы для применения бомб Tallboy весом 5,4 тонны и сейсмических бомб Grand Slam весом 10 тонн. Об этих бомбах я подробно рассказывал здесь:
Однако генерал-майор Лесли Т. Гроувс, глава проекта "Манхэттен" со стороны Вооружённых Сил наложил на эту идею вето. На снимке он с научным руководителем проекта Оппенгеймером стоят в эпицентре первого атомного взрыва на полигоне в Аламогордо. А бахилы всё-таки надел:
Модификация отсеков для оружия была масштабной и трудоемкой. Два бомбовых отсека были объединены, чтобы создать единый отсек длиной 10,06 м. "Малыш" был 5,18 м в длину, а "Толстяк" 3,25 м. Новые бомбовые подвески и крепления были установлены для обоих типов: подвеска для "Малыша" была закреплена в задней части отсека, а подвеска для «Толстяка» - в носовой. Чтобы документировать бомбардировки, в заднем отсеке были установлены крепления для кинокамер.
Давайте сразу об этих камерах. Использовалась 16-мм камеры Fastax, способные вести съёмку со скоростью 10 000 кадров в секунду (!)
Они приводились в действие двумя электродвигателями на 120 В переменного тока и издавали «громкий, почти визжащий шум» при использовании.
Дальше о самолётах. Все модификации прототипа были сделаны вручную с использованием макетов бомб в качестве моделей, и этот процесс потребовал более 6000 человеко-часов и был завершен только в феврале 1944 года. Вся броня, защищающая экипаж, была снята для уменьшения веса. В первом испытательном сбросе 6 марта участвовал макет "Малыша", за которым 14 марта последовали два сброса «Толстяка», оснащенного кольцевым стабилизатором. Если с "Малышом" всё пошло более-менее нормально, то "Толстяк" показал дурной норов.
Испытания показали нестабильность бомб в падении и наличие проблем в механизмах сброса, приведших к их поломке В конце концов они были заменены британскими одноточечными креплениями типа G и расцепителями типа F, которые использовались на Lancaster. За последние две недели июня 1944 года были сброшены три модели «Малыша» и девять «Толстяков». В результате потребовались переделки стабилизаторов и размещения начинки.
В августе 1944 года было заказано 17 единиц B-29 Silverplate для обучения экипажей 509-й смешанной авиагруппы, а также для базового подразделения 216-й армии ВВС — с целью дальнейших испытаний конструкций атомных бомб. В феврале 1945 года были заказаны ещё 28 самолётов, для оперативного использования 509-й авиагруппой. В эту партию вошли самолёты, которые впоследствии использовались при бомбардировках Хиросимы и Нагасаки в августе 1945 года. До конца 1947 года было изготовлено 65 единиц B-29 Silverplate .
Пришла пора для отработки экипажей. Для этого использовались Pumpkin bombs - "Бомбы-тыквы".
Они являлись точной копией "Толстяка" и возможно, из-за его округлых форм получили такое прозвище
Для начала отрабатывалось бомбометание с инертной начинкой - цементно-гипсово-песчаной смесью, которую смешивали с водой, доводя её плотность до плотности смеси гексогена с тротилом. На этой стадии отрабатывался выход на цель и маневрирование после сброса. Второй вариант начинки представлял собой 2,9 тонны смеси этих взрывчаток, причём распределялась внутри оболочки она так же, как как и ядерное устройство.
В общей сложности за время проекта было изготовлено и поставлено для использования 486 боевых и инертных учебных «бомб-тыкв». А что может служить целям отработки в боевых условиях лучше, как не бомбометание целей на территории собственно Японии? Бомбардировки "бомбами-тыквами" были осуществлены 509-й авиагруппой 20, 23, 26 и 29 июля и 8 и 14 августа 1945 года, против отдельных целей в японских городах. В общей сложности на 14 мишеней было сброшено 49 бомб.
Все цели были расположены в непосредственной близости от городов, предназначенных для атомной атаки. Бомбы сбрасывались с высоты 9100 метров, после чего бомбардировщик делал крутой поворот, как и при выполнении атомной бомбардировки.
Бомбёжки с В-29 не всегда были безопасным занятием. Некоторые из них были всё-таки сбиты. Так, самолёт 504-й авиагруппы, тоже имевший слово Пуллман в названии, с такой вот замечательной картиной на носовой части фюзеляжа
был сбит, экипаж захвачен в плен. Японцы отрубили лётчикам головы, а их тела после этого сожгли. Правда, пепел сохранили и вернули в США после войны.
В бомбардировке Хиросимы были задействованы 7 самолётов.
Enola Gay. Ударный самолет с "Малышом"
Так грузится "Малыш" в бомбовый отсек:
The Great Artiste. Самолёт наблюдения и инструментальной съёмки
Necessary Evil (Необходимое зло). Самолёт для проведения кино- и фотосъёмок бомбардировки
На фото надпись, сделанная штурманом лейтенантом Russell E. Gackenbach.
Full House. Самолёт разведки погоды
Снимок не совсем чёткий, на рисунке изображено нечто вроде туалета типа сортир, из которого ногой вышибают похоже японца:
Jabit III. Самолёт разведки погоды. Снимка его не нашёл, эмблему он имел такую:
Straight Flush. Разведчик погоды
Опять сортирная тема - японец в унитазе, которого вот-вот смоют:
Big Stink. Резервный ударный самолет на Иводзиме. "Большая вонь" или "Вонючка". Эмблема соответствует названию, ну что тут скажешь :(
Нагасаки.
Bockscar. Ударный самолёт с "Толстяком" на борту.
The Great Artiste. Самолёт наблюдения и инструментальной съёмки
Big Stink. Самолёт для проведения кино- и фотосъёмок бомбардировки
Enola Gay. Самолёт разведки погоды.
Laggin’ Dragon. Самолёт разведки погоды.
Full House. Резервный ударный самолет на Иводзиме.
Об организации бомбардировок, что получилось на самом деле и людях, в них участвовавших - в следующей статье:
..................................................................................................................................................................
Полный каталог статей: