Найти тему
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Как бомбили Хиросиму и Нагасаки. О самолётах, бомбах и кинокамерах. Часть первая.

Как ни странно, но бомбардирами на обоих самолётах были моряки.

В первой части поговорим о технических подробностях, а во второй о самом процессе бомбардировок и людях, в них участвовавших.

Итак, самолёты. Это были Silverplate B-29, специально переоборудованные для атомных бомбардировок Boeing B-29 «Superfortress». "Silverplate" - обозначение участия ВВС США в проекте «Манхэттен», первоначально только в связи с модификацией бомбардировщиков для перевозки атомных бомб и обучения их экипажей, но в итоге включившая в себя и рейды по сбрасыванию атомных бомб на Хиросиму и Нагасаки. Вот В-29 в обычном исполнении, один из двух, летающих по сей день, снимок 2022 года:

Весогабаритные характеристики уранового "Малыша" и плутониевого "Толстяка" не позволяли использовать серийный бомбардировщик. Поэтому была начата работа по переоборудованию прототипа под шифром "Пуллман", якобы она велась для создания нового президентского вагона.

Эта честь выпала B-29-5-BW 42-6259 в октябре 1943 года. Вообще-то первоначально была задумка использовать британский Avro Lancaster,

-2

некоторые из которых были переоборудованы для применения бомб Tallboy весом 5,4 тонны и сейсмических бомб Grand Slam весом 10 тонн. Об этих бомбах я подробно рассказывал здесь:

Однако генерал-майор Лесли Т. Гроувс, глава проекта "Манхэттен" со стороны Вооружённых Сил наложил на эту идею вето. На снимке он с научным руководителем проекта Оппенгеймером стоят в эпицентре первого атомного взрыва на полигоне в Аламогордо. А бахилы всё-таки надел:

-3

Модификация отсеков для оружия была масштабной и трудоемкой. Два бомбовых отсека были объединены, чтобы создать единый отсек длиной 10,06 м. "Малыш" был 5,18 м в длину, а "Толстяк" 3,25 м. Новые бомбовые подвески и крепления были установлены для обоих типов: подвеска для "Малыша" была закреплена в задней части отсека, а подвеска для «Толстяка» - в носовой. Чтобы документировать бомбардировки, в заднем отсеке были установлены крепления для кинокамер.

Давайте сразу об этих камерах. Использовалась 16-мм камеры Fastax, способные вести съёмку со скоростью 10 000 кадров в секунду (!)

-4

-5

Они приводились в действие двумя электродвигателями на 120 В переменного тока и издавали «громкий, почти визжащий шум» при использовании.

-6

Дальше о самолётах. Все модификации прототипа были сделаны вручную с использованием макетов бомб в качестве моделей, и этот процесс потребовал более 6000 человеко-часов и был завершен только в феврале 1944 года. Вся броня, защищающая экипаж, была снята для уменьшения веса. В первом испытательном сбросе 6 марта участвовал макет "Малыша", за которым 14 марта последовали два сброса «Толстяка», оснащенного кольцевым стабилизатором. Если с "Малышом" всё пошло более-менее нормально, то "Толстяк" показал дурной норов.

Испытания показали нестабильность бомб в падении и наличие проблем в механизмах сброса, приведших к их поломке В конце концов они были заменены британскими одноточечными креплениями типа G и расцепителями типа F, которые использовались на Lancaster. За последние две недели июня 1944 года были сброшены три модели «Малыша» и девять «Толстяков». В результате потребовались переделки стабилизаторов и размещения начинки.

В августе 1944 года было заказано 17 единиц B-29 Silverplate для обучения экипажей 509-й смешанной авиагруппы, а также для базового подразделения 216-й армии ВВС — с целью дальнейших испытаний конструкций атомных бомб. В феврале 1945 года были заказаны ещё 28 самолётов, для оперативного использования 509-й авиагруппой. В эту партию вошли самолёты, которые впоследствии использовались при бомбардировках Хиросимы и Нагасаки в августе 1945 года. До конца 1947 года было изготовлено 65 единиц B-29 Silverplate .

-7

Пришла пора для отработки экипажей. Для этого использовались Pumpkin bombs - "Бомбы-тыквы".

Они являлись точной копией "Толстяка" и возможно, из-за его округлых форм получили такое прозвище

-8

Для начала отрабатывалось бомбометание с инертной начинкой - цементно-гипсово-песчаной смесью, которую смешивали с водой, доводя её плотность до плотности смеси гексогена с тротилом. На этой стадии отрабатывался выход на цель и маневрирование после сброса. Второй вариант начинки представлял собой 2,9 тонны смеси этих взрывчаток, причём распределялась внутри оболочки она так же, как как и ядерное устройство.

В общей сложности за время проекта было изготовлено и поставлено для использования 486 боевых и инертных учебных «бомб-тыкв». А что может служить целям отработки в боевых условиях лучше, как не бомбометание целей на территории собственно Японии? Бомбардировки "бомбами-тыквами" были осуществлены 509-й авиагруппой 20, 23, 26 и 29 июля и 8 и 14 августа 1945 года, против отдельных целей в японских городах. В общей сложности на 14 мишеней было сброшено 49 бомб.

Все цели были расположены в непосредственной близости от городов, предназначенных для атомной атаки. Бомбы сбрасывались с высоты 9100 метров, после чего бомбардировщик делал крутой поворот, как и при выполнении атомной бомбардировки.

Бомбёжки с В-29 не всегда были безопасным занятием. Некоторые из них были всё-таки сбиты. Так, самолёт 504-й авиагруппы, тоже имевший слово Пуллман в названии, с такой вот замечательной картиной на носовой части фюзеляжа

-9

был сбит, экипаж захвачен в плен. Японцы отрубили лётчикам головы, а их тела после этого сожгли. Правда, пепел сохранили и вернули в США после войны.

В бомбардировке Хиросимы были задействованы 7 самолётов.

Enola Gay. Ударный самолет с "Малышом"

-10

Так грузится "Малыш" в бомбовый отсек:

-11
-12
-13

The Great Artiste. Самолёт наблюдения и инструментальной съёмки

-14

Necessary Evil (Необходимое зло). Самолёт для проведения кино- и фотосъёмок бомбардировки

-15

На фото надпись, сделанная штурманом лейтенантом Russell E. Gackenbach.

Full House. Самолёт разведки погоды

-16

Снимок не совсем чёткий, на рисунке изображено нечто вроде туалета типа сортир, из которого ногой вышибают похоже японца:

-17

Jabit III. Самолёт разведки погоды. Снимка его не нашёл, эмблему он имел такую:

-18

Straight Flush. Разведчик погоды

Опять сортирная тема - японец в унитазе, которого вот-вот смоют:

-19

Big Stink. Резервный ударный самолет на Иводзиме. "Большая вонь" или "Вонючка". Эмблема соответствует названию, ну что тут скажешь :(

-20

Нагасаки.

Bockscar. Ударный самолёт с "Толстяком" на борту.

-21

The Great Artiste. Самолёт наблюдения и инструментальной съёмки

Big Stink. Самолёт для проведения кино- и фотосъёмок бомбардировки

Enola Gay. Самолёт разведки погоды.

Laggin’ Dragon. Самолёт разведки погоды.

Full House. Резервный ударный самолет на Иводзиме.

Об организации бомбардировок, что получилось на самом деле и людях, в них участвовавших - в следующей статье:

..................................................................................................................................................................

Полный каталог статей: