Найти в Дзене

5 главных уловок телефонных аферистов. Что делать, чтобы не попасться. Памятка для пожилых

Телефон – это хорошо, по нему мы общаемся с детьми, внуками, друзьями. Но иногда звонят недобрые люди, которые хотят обмануть и забрать ваши деньги. Их главное цель – напугать или обрадовать так, чтобы вы растерялись.

Телефонные мошениики чаще всего разводят доверчивых пенсионеров
Телефонные мошениики чаще всего разводят доверчивых пенсионеров
Давайте вместе научимся их узнавать и грамотно реагировать.

Самое важное правило: НИКОГДА и НИКОМУ по телефону не сообщайте

  • Цифры с лицевой стороны вашей карточки (пластика)
  • Три цифры с обратной стороны карточки (CVC/CVV)
  • Коды, которые приходят в СМС (это пароли!)
  • Паспортные данные
  • Никогда не переводите деньги по просьбе незнакомца по телефону!

Запомните 5 главных уловок, к которым прибегают телефонные мошенники и что делать в первую очередь.

  1. "Бабушка/дедушка, это я! Помоги!"
    Что говорят: звонит кто-то, плачет, кричит: "Это я, ваш внук (или сын, дочь)! Меня забрала полиция (авария, болею)! Срочно нужны деньги на штраф/лечение. Никому не звоните, а то мне будет хуже!" Номер обычно незнакомый.


Что делать
Глубоко вдохните. Не стрессуйте!
Ваш родной человек в беде НЕ запретил бы вам звонить!
Скажите: "Хорошо, я сейчас перезвоню тебе!" Не спрашивайте деталей!
Сразу положите трубку!
Перезвоните своему внуку (сыну, дочери) на его обычный телефон. Узнайте, все ли в порядке. 99 раз из 100 это ОБМАН. Мошенники играют на вашей любви.

2. "У вас огромный долг! Оплатите сейчас, иначе..."
Звонят якобы из банка, налоговой, суда, полиции, ЖЭКа, даже из "прокуратуры" или "ФСБ". Говорят, что вы должны много денег (за кредит, налоги, штраф, коммуналку). Грозят: "Сейчас заблокируем карту!", "Арестуем пенсию!", "Заведем уголовное дело!". Требуют срочно заплатить: перевести на карту, купить "электронные деньги" (ваучеры) в магазине, дать курьеру наличные.


Что делать
Помните: настоящие организации так не звонят!
Они присылают письма.
Ничего не платите!
Не называйте никаких данных карты или документов!
Скажите:
"Я проверю это лично. До свидания". Положите трубку.
Если волнуетесь о долгах:
сходите в СВОЙ банк (где у вас карта), в свою управляющую компанию (ЖЭК), в МФЦ или на почту. Там вам помогут проверить все официально и спокойно.

3. "Поздравляем! Вы выиграли машину (квартиру, миллион)!"
Что говорят: "Вы счастливчик! Выиграли приз!". Но чтобы его получить, нужно срочно заплатить "налог", "комиссию", "доставку". Могут просить данные карты "для перевода выигрыша".


Что делать
Запомните железно: реальный выигрыш не требует предварительной оплаты.
Если вы не покупали лотерейный билет или не участвовали в конкурсе – выигрыша НЕТ.
Скажите: "Спасибо, не надо". Положите трубку. Не верьте в "легкие деньги".

4. "Ваша карта взломана! Назовите данные для защиты!"
Что говорят: "Здравствуйте, это служба безопасности Банка Х. Вашей картой пытаются воспользоваться мошенники! Назовите номер карты, срок, три цифры сзади и код из СМС, чтобы мы ее заблокировали (или переведите деньги на безопасный счет)".


Что делать
Запомните: Банк никогда не попросит вас назвать:
три цифры с обратной стороны карты (CVC/CVV) и коды из СМС! Это ваши секретные пароли!
Не называйте эти цифры и коды никому!
Скажите: "Я сам(а) позвоню в банк". Положите трубку.
Возьмите СВОЮ карточку, переверните ее. Там есть ОФИЦИАЛЬНЫЙ телефон вашего банка. Позвоните ТУДА и спросите, все ли в порядке с вашим счетом.

5. "Это ваш оператор связи! Нужно обновить данные..."
Что говорят: "Здравствуйте, это ваш оператор связи (Билайн, МТС, Теле2 и т.д.). Нужно обновить тариф/проверить линию/вернуть переплату. Назовите код из СМС, который мы вам сейчас отправим".


Что делать
Настоящий Оператор не будет просить код из СМС. Этот код – ключ к вашим деньгам!
Не называйте код из СМС никому!
Скажите:
"Я перезвоню в службу поддержки сам(а)". Кладите трубку.
Позвоните на ОФИЦИАЛЬНЫЙ короткий номер вашего оператора
(например, 0611 – для Билайн, 0890 – для МТС, 611 – для Теле2 – уточните его в договоре или на официальном сайте).

Памятка на холодильник (Просто запомните эти 4 шага):

  1. Не пугайтесь! Любой звонок с незнакомого номера – повод насторожиться. Дышите ровно.
  2. Ничего не сообщайте! Никогда не называйте номера карт, коды из СМС, паспортные данные по телефону.
  3. Повесьте трубку! Если что-то настораживает, чувствуете давление или срочность – просто положите трубку. Не бойтесь быть невежливым.
  4. Проверьте сами! Если звонок был про родных – позвоните им напрямую на их обычный номер. Если про долги, банк или оператора – позвоните в организацию сами по известному вам номеру (с карты, из договора, с официального сайта).

Ваша безопасность – самое важное. Мошенники хитры, но их уловки одинаковы. Расскажите об этой памятке своим друзьям, соседям. Предупредите детей и внуков, что вы НИКОГДА не станете переводить деньги по просьбе "чужого голоса" в телефоне, не перезвонив им лично.

Главное – спокойствие! Вы не одни. Если что-то показалось подозрительным – положите трубку и позвоните тому, кому доверяете: детям, внукам, близкому соседу. Вместе мы не дадим мошенникам нас обмануть!

Если еще не с нами, подпишитесь и общайтесь со своими сверстниками, узнавайте пенсионные новости, про здоровье и красоту пенсионера, садоводство, осваивайте новые гаджеты.