Найти в Дзене
Эстетика Эпох

Фрески гениального Феофана Грека и архитектурная гармония: церковь Спаса Преображения в Великом Новгороде

Оглавление

Церковь Спаса Преображения

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Великом Новгороде, является ныне недействующим православным храмом, находящимся на Торговой стороне. Она была возведена в 1374 году и украшена росписями знаменитого византийского мастера Феофана Грека, выполненными в 1378 году. Эти росписи представляют собой единственную из более чем сорока храмовых работ этого талантливого художника, сохранившуюся до наших дней.

План храма
План храма

Окрестные улицы. Очарование старого города
Окрестные улицы. Очарование старого города

Улица, на которой расположена церковь, в средневековом Новгороде была одной из самых важнейших. Она шла от Великого моста и Торга через весь Славенский конец, возможно, старейший конец Новгорода. Называлась она Ильина улица, а о церкви говорили «на Ильине улице» или просто «на Ильине». Потом улица многократно переименовывалась, была Большой Ильинской, Знаменской и 1 Мая. В 1991 году улице вернули старинное название «Ильина улица».

Великий Новгород, словно музей под открытым небом, хранит в себе шедевры древнерусского зодчества. Среди них особое место занимает церковь Спаса Преображения на Ильине улице — памятник XIV века, ставший символом расцвета новгородской архитектуры и монументальной живописи.

-4

Церковь Спаса, построенная в 1374 году, завершила длительный этап формирования нового стиля в новгородском зодчестве, начавшийся ещё в конце XIII века. Вместе с церковью Фёдора Стратилата, возведённой чуть раньше, она воплотила переход от аскетизма к сложному декоративному языку. Если зодчий Фёдорова храма заложил основы классических пропорций, то мастер церкви Спаса пошёл дальше, наполнив фасады узорами.

-5

Фасады церкви украшают многочисленные кресты. Часть крестов вырезана на камне, другие выложены в виде рельефов. Выложенные кресты имеют ступенчатое основание — Голгофу, они асимметрично размещены на плоскостях фасадов. Исследователи считают, что резные кресты символизировали молитвы об умерших. На стенах храма эти кресты появились в знак памяти о новгородцах, которые погибли в 1372 году в битве с тверским князем Михаилом Александровичем.

Декоративное убранство фасадов
Декоративное убранство фасадов

-7

-8

Интерьер храма сохранил традиционное устройство: хоры (полати) с угловыми камерами, где располагались придел и хозяйственное помещение. Их соединял деревянный балкон, а доступ обеспечивала лестница в толще западной стены — типичное для Новгорода решение.

Фрески Феофана Грека

Но истинную славу церкви Спаса принесли не стены, а росписи. В 1378 году их создал византийский мастер Феофан Грек, чьё имя стало синонимом художественной революции. Расчищенные в XX веке фрески поражают смелостью: святые на стенах — не каноничные лики, а живые, почти мятежные образы.

Глаза Христа
Глаза Христа

Фигуры пророков, праотцов и столпников написаны стремительными мазками, без детализации. Волосы Акакия превращены в «шапку» белых мазков, а тело пустынника Макария Египетского сливается с сединой в единое пятно, из которого выступает лишь лик. Феофан игнорировал объём и материальность, создавая «призраки» на однотонном фоне. Его техника — это диалог с вечностью: динамичные позы, острые взгляды, психологическая напряжённость.

Столпники
Столпники

-13

-14

Современники называли Феофана «преславным мудрецом» и «философом хитрым». Письмо писателя Епифания Премудрого к Кириллу Тверскому раскрывает метод мастера: он работал без эскизов, ведя беседы с посетителями, словно творчество было для него естественным, как дыхание.

Наследие, пережившее века

Сегодня фрески сохранились фрагментарно. Наиболее цельные композиции — в куполе и северо-западной камере на хорах, где ещё витает дух Феофана. Росписи алтаря и центральной части храма утрачены, но даже уцелевшие образы позволяют ощутить мощь его гения.

Церковь Спаса на Ильине — это мост между архитектурной традицией и новаторством, между Византией и Русью. Её стены, украшенные каменным кружевом, и фрески, полные духовной силы, напоминают: истинное искусство не знает границ во времени.

Фотография начала 20 века
Фотография начала 20 века

Современный облик
Современный облик

Екатерина Серёжина