Найти в Дзене
Альтернативная история

Роковая ошибка адмирала Трайон. Как погибала гордость Гранд Флита броненосец «Викторая» (HMS Victoria)

Заложенный в 1887 году, броненосец «Виктория» представлял собой не просто боевую единицу, а символ могущества Британской империи на море. Являясь флагманом Средиземноморской эскадры, он воплощал британское военно-морское превосходство. Его технические параметры вызывали восхищение: основное вооружение включало два 413-мм орудия, размещенных в единственной носовой башне – самые крупные орудия, когда-либо установленные на британском корабле. Они могли пробить броню любого судна того времени. Однако стволы этих орудий были настолько массивными, что под собственным весом прогибались на креплениях, и после 75 выстрелов требовали капитального ремонта.

Броненосец «Виктория»
Броненосец «Виктория»
Альтернативное кораблестроение | Блог альтернативная история | Дзен

Корабль имел прочный стальной корпус, надежную броню и развивал приличную для своего класса скорость (около 17 узлов). Он вошел в историю Королевского флота как первый корабль, оснащенный паровой турбиной для привода динамо-машины.

Из-за низкого расположения носовой палубы, которая исчезала из виду даже при небольшом волнении, а также своеобразной формы с приподнятой кормовой надстройкой, броненосец получил прозвище «Тапочка».

Схема Броненосца «Виктория»
Схема Броненосца «Виктория»

22 июня 1893 года Средиземноморская эскадра под командованием вице-адмирала сэра Джорджа Трайона проводила стандартные учения возле мыса Триполи. Корабли двигались двумя параллельными колоннами на расстоянии около 1200 метров друг от друга. «Виктория» возглавляла левую колонну, а броненосец «Кемпердоун» – правую.

Джордж Трайон
Джордж Трайон

Приблизительно в 15:00 Трайон отдал приказ, который поверг в замешательство опытных офицеров на мостиках обоих кораблей: колонны должны были совершить одновременный разворот на 180 градусов, сходясь носами в одной точке. Офицеры штаба обратили внимание на то, что безопасное расстояние между колоннами для выполнения такого маневра должно составлять не менее 1500 метров, а не запланированные 1100 метров. В итоге было принято решение выполнить разворот при дистанции 1300 метров между колоннами.

«Виктория» и «Кемпердоун».
«Виктория» и «Кемпердоун».

Флаг-капитан «Виктории», Морис Бурк, и другие офицеры осознали опасность. Они осторожно попытались уточнить приказ адмирала, намекая на недостаточное расстояние. Однако Трайон, известный своим властным характером, отличной памятью (как считалось) на расстояния и любовью к зрелищным маневрам, был непоколебим. Он подтвердил свое распоряжение. Контр-адмирал Маркхэм на «Кемпердоуне», испытывая сомнения, не решился открыто оспаривать приказ вышестоящего командира и также отдал команду к повороту.

В 15:28 началось выполнение маневра. Практически сразу стало очевидно, что корабли сближаются под критическим углом. На «Кемпердоуне» раньше осознали всю серьезность положения и попытались дать задний ход, но инерция массивного броненосца (водоизмещением 10 500 тонн) была слишком велика. На «Виктории» Трайон, наконец, осознал свою ошибку и отдал приказ «Полный назад!», но было уже слишком поздно.

-5

В 15:34 нос «Кемпердоуна», под углом почти 90 градусов, протаранил правый борт «Виктории» немного впереди носовой башни главного калибра и ниже ватерлинии. Удар был ужасающей силы: нос «Кемпердоуна» пробил огромную брешь в обшивке «Виктории» размером около 3.6 x 2.7 метра. Поскольку в момент столкновения машины «Кемпердоуна» работали на задний ход, он быстро вышел из пробоины, в которую немедленно хлынула вода, не дав экипажу возможности закрыть водонепроницаемые двери. Вода начала быстро заполнять носовые отсеки.

Поврежденный нос «Кемпердоуна».
Поврежденный нос «Кемпердоуна».

Первоначально «Виктория» получила крен на правый борт (в сторону удара). Ситуация казалась критической, но оставалась надежда, что корабль сможет удержаться на плаву. Однако вода, поступающая в носовую часть, начала смещать центр тяжести. Еще более трагичным стало следующее обстоятельство.

Накануне, в связи с ожидаемым визитом высокопоставленного гостя, в адмиральских каютах на левом борту проводилось проветривание, и иллюминаторы остались открытыми. Когда корабль, перегруженный в носовой части, начал неожиданно и быстро опрокидываться на левый борт, эти иллюминаторы оказались ниже ватерлинии. Мощные потоки воды хлынули внутрь через незакрытые отверстия, мгновенно затопляя огромные внутренние помещения корабля.

«Кемпердоун» таранит «Викторию».
«Кемпердоун» таранит «Викторию».

Через восемь минут после столкновения нос корабля ушел под воду, а корма поднялась, обнажив вращающиеся винты и руль. Боевой корабль был обречен. Трайон, осознав безвыходность ситуации, приказал: «Покинуть корабль!». Когда вода достигла воздухозаборников котельных и дымовых труб, внутри корабля произошли взрывы, вероятно, из-за разрушения котлов под давлением воды. В конечном итоге корабль перевернулся вверх килем и с вращающимися винтами затонул. Никто из машинной команды не покинул свои посты, в спешке им забыли отдать приказ об эвакуации, и они навсегда остались в машинном отделении.

«Виктория» тонет.
«Виктория» тонет.

Из 715 человек, находившихся на борту «Виктории», погибли 358 (включая адмирала Трайона и капитана Бурка). Спасти удалось 357 человек, во многом благодаря мужеству экипажей других кораблей эскадры и местных ливанских рыбаков, которые первыми пришли на помощь на своих лодках. Многие рыбаки впоследствии были награждены британскими медалями.

«Кемпердоун» получил серьезные повреждения носовой части, но остался на плаву и был отбуксирован для ремонта. Нелепая гибель дорогостоящего корабля вызвала широкий общественный резонанс. Виновником трагедии был признан покойный адмирал Трайон.

«Виктория» была обнаружена 22 августа 2004 года на глубине около 150 метров. Останки корабля находятся в вертикальном положении, нос корабля на 30 метров ушел в донный грунт. Такое необычное положение объясняется тем, что масса единственной носовой башни главного калибра создала большой дифферент на нос и корабль вертикально ушел вниз.

-9

-10

Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте

Телеграмм канал Альтернативная История

Читайте также:

Самый мощный эскадренный броненосец своего времени. HMS Majestic (Маджестик). Великобритания - Альтернативная История
Сильнейший военный корабль додредноутной эпохи. Эскадренный броненосец "Лорд Нельсон". Англия - Альтернативная История

Источник: https://alternathistory.ru/rokovaya-oshibka-admirala-trajon-kak-pogibala-gordost-grand-flita-bronenosecz-viktoraya-hms-victoria/

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉