Данная статья ставит своей задачей объединить в одном месте описания кораблей, которые стали символами значительных трансформаций в летописи военно-морского дела. Предлагаемый материал не претендует на роль рейтинга; не представляется возможным определить, что внесло больший вклад в развитие военно-морской стратегии – внедрение парового двигателя или переход от гребных колес к винтовому движителю, и автор не ставит перед собой такой цели.
Несомненно, приведенный ниже список не является исчерпывающим, поскольку практически не касается античности и парусных флотов, где также произошло множество важных изменений. Сложность заключается в ограниченном количестве сохранившихся данных об античных флотах и не всегда ясной достоверности этой информации. Более того, как в античные времена, так и в эпоху парусного флота, зачастую невозможно точно установить, когда конкретное нововведение было применено впервые, трудно определить даже страну происхождения, не говоря уже о конкретном судне. Поэтому, представленный вашему вниманию перечень начинается с:
Линейный корабль «Принц Ройал» (1610 г), Великобритания
В начале XVII столетия появились суда под парусами, разработанные специально для сражений в линии баталии, первоначально с двумя палубами. Однако «Принц Ройал» ознаменовал собой появление первых трехпалубных представителей данного типа. Конечно, и прежде существовали большие корабли с мощным вооружением, такие как тяжелые галеоны. Каракка «Мэри Роуз» (1510) считается первым судном, целенаправленно сконструированным для артиллерийского боя. Тем не менее, каравеллы, галеоны, каракки и даже двухпалубные «корабли линии» (как их называли в Англии), представляли собой лишь этапы развития к идеалу, воплощенному в трехпалубном линейном корабле. Галеоны, как боевые и транспортные суда, уступали линейным кораблям в маневренности, хотя и превосходили их по размерам. В абордажной схватке галеон имел преимущество, но трехпалубный линейный корабль лучше соответствовал артиллерийской дуэли, что сделало его вершиной "пищевой цепи" парусных флотов и главным инструментом для завоевания и удержания морского господства на протяжении более 250 лет. «Принц Ройал» дал старт этой эпохе.
Военный пароход «Демологос» (1816 г), США
Первым военным судном, оснащенным паровой машиной, был «Демологос». Созданный как плавучая батарея для обороны Нью-Йоркской гавани, он фактически стал прототипом броненосцев береговой защиты. Конструкция корабля была уникальной: катамаран с гребным колесом, расположенным между корпусами. Паровая машина мощностью 120 л.с. позволяла «Демологосу» развивать скорость до 5,5 узлов. Вооружение корабля планировалось из тридцати 32-фунтовых орудий и двух 100-фунтовых колумбиад. В совокупности это делало «Демологос» крайне опасным противником, даже для линейного корабля. В тихую погоду он мог выйти в море к парусным судам, блокирующим гавань, у которых не было бы шансов на спасение. Именно с этого корабля начинается история паровых флотов.
Боевой корабль «Принстон» (1843 г), США
Первый в мире боевой корабль с винтовым движителем. После эпохи парусников и недолгого "увлечения" гребными колесами, винтовые военные суда стали основой боевых флотов мира – и, за редкими исключениями, остаются таковыми и по сей день. «Принстон» имел водоизмещение в 950 тонн и паровую машину мощностью 400 л.с.
Минный катер инженера Тизенгаузена, Россия (1853-56 гг, точная дата строительства неизвестна)
К сожалению, облик этого судна история не сохранила. Корабль не вошел в анналы славы, так как затонул во время тестовых заплывов. Однако, именно он стал первым минным катером, созданным специально для этой цели, и потому может считаться прародителем всех малых ударных флотилий в мире.
На иллюстрации выше представлен американский минный баркас, которому выпала удача первым среди себе подобных успешно применить минное оружие – им был уничтожен броненосец конфедератов «Албемарл». Правда, говорить об удаче здесь можно с оговорками – баркас разделил участь своей цели, то ли из-за повреждений, нанесенных взрывом, то ли из-за водоворота, образовавшегося после гибели вражеского корабля.
Броненосец «Глуар» (август 1860 г), Франция.
Первый в мире океанский броненосец. Справедливости ради, бронированные суда строились во Франции и ранее, и даже применялись в бою: "Лав", "Девастасьон" и "Тоннант" принимали участие в Крымской войне и вынудили капитулировать русскую крепость Кинбурн. Но те корабли были лишь бронированными плавучими батареями, тогда как "Глуар" ознаменовал начало эпохи мореходных броненосцев.
Броненосец «Уорриор» (октябрь 1861 г), Великобритания
Первый в мире броненосец с корпусом из металла. Французский "Глуар" имел лишь металлический каркас, обшивка оставалась деревянной. "Уорриор" же провозгласил наступление эры цельнометаллических бронированных кораблей в военно-морском флоте.
Броненосный крейсер «Генерал-Адмирал» (1875), Россия
Мир впервые увидел бронированный крейсер в лице «Генерал-Адмирала». Хотя и до него предпринимались попытки усилить защиту фрегатов, корветов и шлюпов в разных странах, такая модернизация негативно сказывалась на крейсерских качествах, таких как скорость и автономность. По сути, это были скорее небольшие броненосцы, нежели полноценные крейсера. В то же время, в Великобритании, доминировавшей на морях, считали, что океанский крейсер должен обладать высокой скоростью и мощным вооружением, но при этом не иметь брони, что позволяло бы ему контролировать дистанцию боя и уничтожать даже бронированные цели своей артиллерией.
Российской империи, напротив, требовались крейсера, способные действовать на Дальнем Востоке, нарушать торговые пути Великобритании и бороться с её крейсерами. Идея бронированного океанского крейсера, сочетающего в себе высокую скорость, мощное вооружение и надёжную защиту, что давало бы ему преимущество над британскими кораблями, была предложена контр-адмиралом А.А. Поповым и реализована на русских верфях. «Генерал-Адмирал» стал родоначальником целого класса кораблей, которые в начале XX века эволюционировали в линейные крейсера.
Торпедный корабль «Везувий» (1874 г) Великобритания.
Когда речь заходит о кораблях, положивших начало новым классам, сложно однозначно определить "отца" миноносцев и эскадренных миноносцев, поскольку на эту роль претендуют как минимум четыре корабля. Основные характеристики миноносца (и эсминца) – это относительно небольшие размеры, высокая скорость, мореходность и торпедное вооружение. Проблема в том, что ни один из этих четырёх "первенцев" не соответствует всем этим критериям в полной мере.
Первым в строй вошёл британский торпедный корабль «Везувий» (1874 г.), вероятно, первый корабль, вооруженный торпедами. Он был небольшим, но обладал плохой мореходностью и низкой скоростью: всего 9 узлов, в то время как современные ему броненосцы развивали 13,5-14,5 узлов. Таким образом, «Везувий» не мог бы догнать идущую экономическим ходом колонну броненосцев. Скорее, он предназначался для защиты гавани, способный скрытно атаковать блокирующие суда противника. Однако, тактика "блокады на якоре" устарела с переходом к паровому флоту.
Второй претендент – немецкий миноносец «Цитен» (1876 г.), построенный в Англии. Он был мореходным и довольно быстрым для своего времени (16 узлов), вооружен двумя подводными торпедными аппаратами и, по совокупности характеристик, наиболее полно соответствовал ключевым чертам эсминца. Однако его водоизмещение (1152 т) было чрезмерно большим для миноносца тех лет, поэтому «Цитен» скорее можно считать торпедной канонерской лодкой.
Следующие кандидаты – британский миноносец «Лайтнинг» и русский «Взрыв» (оба 1877 г.). Точная дата ввода в строй «Лайтнинга» неизвестна, поэтому первенство между ними не установлено. Британский миноносец был самым быстрым из четвёрки (18 узлов), но его водоизмещение составляло всего 33 тонны, что делало его маломореходной миноноской.
Русский «Взрыв», в отличие от других, должен был стать полноценным прототипом эсминца. Проект предусматривал всё: малое водоизмещение (134 или 160 тонн), мореходность (основан на конструкции мореходной яхты), высокую скорость (17 узлов) и торпедное вооружение (носовой подводный торпедный аппарат). По совокупности характеристик его и следовало бы считать основоположником, но… подвели ошибки в расчётах. Реальная скорость на испытаниях не превышала 13,5 узлов, а позже с трудом достигла 14,5. «Взрыв» также имел проблемы с остойчивостью, что ставило под сомнение его мореходность, и был рысклив, что затрудняло наведение торпеды на цель. В итоге торпедный аппарат был снят, и корабль перевооружили шестовой миной. Таким образом, русские задумали первый полноценный миноносец, но из-за ошибок в проектировании и строительстве блестящий замысел не удался.
Как видим, все 4 корабля имеют основания претендовать на звание основоположника классов миноносцев и эсминцев, но ни один не обладает безусловным правом на это. Остаётся признать первенцем корабль, построенный раньше других, то есть английский «Везувий».
Бронепалубный крейсер «Комюс» (1878 г), Великобритания
На фото — однотипный корабль «Клеопатра»
Никакой флот не мог позволить себе пополнять свои ряды исключительно броненосными крейсерами – это были достаточно дорогие корабли, серийная постройка которых была ограничена их сложностью, размерами и стоимостью. Флотам нужны были более легкие крейсера, но совсем без бронезащиты обойтись было нельзя – так появился класс бронепалубных крейсеров, первым из которых стал британский «Комюс». Надо сказать, что бронепалуба «Комюса» была плоской и располагалась над машинами, но под ватерлинией корабля. Однако впоследствии крейсера стали комплектоваться более мощными машинам, возвышающимися над ватерлинией, что заставило поднимать бронепалубу выше. А для того, чтобы вражеские снаряды не могли попасть в борт под бронепалубу, стали предусматривать специальные, уходящие ниже ватерлинии скосы. Но во всяком случае, именно «Комюс» получил бронированную палубу и стал родоначальником класса бронепалубных крейсеров, из которых впоследствии «вырос» класс легких крейсеров.
Броненосец «Ройал Соверен» (1892 г). Великобритания
На фото — однотипный броненосец «Худ»
С момента появления брони на кораблях, страны, обладавшие могучими флотами, судорожно искали наиболее эффективный тип броненосца для эскадренного сражения. Какие только корабли не создавались! И казематные броненосцы, и броненосцы-тараны, и сильно бронированные, но очень низкобортные корабли… Иные броненосцы выглядели весьма комично, иногда же поиск оптимального корабля приводил к трагедии (перевернувшийся и затонувший почти со всем экипажем британский броненосец «Кэптен»). Но в 1892 г англичане ввели в строй достаточно быстроходный (до 17 уз) крупный (свыше 14 000 т) высокобортный (высота надводного борта 5,5 м), вооруженный двумя двухорудийными крупнокалиберными установками в носу и в корме, отчего на борт могли стрелять все 4 тяжелых орудия, и оснащенный также скорострельной среднекалиберной артиллерией (10 шестидюймовок) броненосец «Ройал Соверен», чьи основные конструкторские решения стали стандартом для всех последующих эскадренных броненосцев мира.
Линейный корабль «Дредноут» (1906 г), Великобритания
Корабль, совершивший революцию в военно-морском деле и ставший родоначальником нового класса линейных кораблей. Отказ от использования среднекалиберной артиллерии в линейном бою и установка «только больших пушек» — десяти орудий калибра 305-мм (в то время как на эскадренных броненосцах таких орудий ставили не более четырех) позволил вести бой на немыслимых доселе дистанциях, на которых огневая мощь «Дредноута» значительно превосходила любой эскадренный броненосец. А установка новомодных турбин позволила развить «Дредноуту» 21 узел – с такой скоростью в те годы ходили не всякие крейсера. «Дредноут» настолько поразил воображение современников, что все последующие корабли этого класса также назывались дредноутами. В сущности, даже самые мощные и совершенные линейные корабли в истории человечества (такие как «Ямато», «Ришелье», «Вэнгард»), хотя и были неизмеримо сильнее «Дредноута», но не имели каких-то принципиальных отличий от последнего
Подводная лодка «Минога» (спуск на воду – 1908 г) Россия
Конечно, «Минога» вовсе не была первой подводной лодкой мира: до «Миноги» различными странами было создано множество подводных лодок, а некоторые из них даже приняли участие в боевых действиях. Но следует понимать, что возможности всех этих подводных лодок были либо крайне ограничены, или же вовсе стремились к нулю: виной всему было отсутствие подходящей энергетической установки. Паровые двигатели, бензиновые моторы, мускульная сила – все это, в лучшем случае, позволяло говорить о подводных лодках как об экстравагантном способе обороны портов и гаваней, но не более того.
Настоящим смертельно опасным оружием подводные лодки стали только после появления дизельных двигателей, на которых они двигались над водой и электромоторов для подводного хода. Именно дизель-электрическая энергетическая установка позволила подводным лодкам двигаться с достаточной скоростью и на достаточные расстояния, чтобы перехватывать торговые суда и даже служить угрозой для боевых кораблей. «Минога» стала первой подводной лодкой мира, получившей дизель-электрическую энергетическую установку.
Тральщик «Альбатрос» (1910 г) Россия.
Надо сказать, что по минно-тральному делу Россия является признанным лидером среди остальных стран. В России был изобретен первый трал, и к его классической схеме также пришли в России. Наша страна впервые осуществила боевое траление (русско-японская война), и именно в России был создан первый тральщик специальной постройки – «Альбатрос». Интересный аспект – несмотря на то, что «Альбатрос» создавался по заданию флота, и моряки называли его «тральным кораблем» или «тральщиком», морские чиновники упрямо считали «Альбатрос» портовым судном. Все дело в том, что в те годы мало кто задумывался о тралении в открытом море – предполагалось, что тралить придется не далее рейда. Отсюда и «портовое судно».
Крейсер «Хокинс» (1919 г), Великобритания
Наверное, ни один корабль не принес столько неприятностей крупнейшим флотам мира, сколько это сделали крейсера типа «Хокинс». В антирейтинге кораблей, оказавших наихудшее воздействие на историю кораблестроения, «Хокинс» вполне мог бы претендовать на первое место.
Столь мрачное вступление не отменяет факта, что сами по себе эти корабли были очень удачны. В первую мировую войну германские надводные рейдеры доставили англичанам большое беспокойство, при этом значительную опасность представляли германские легкие крейсера, ставшие достаточно дешевым, но высокоэффективным средством пресечения британских коммуникаций. В ответ англичане придумали концепцию «крейсера-охотника»: «Хокинс» был значительно крупнее типовых легких крейсеров, обычно имевших водоизмещение от 3 до 5,5 тыс. т, в то время как нормальное водоизмещение «Хокинс» достигло 9800 т. Его вооружение также было значительно сильнее – семь 190-мм орудий, из которых на борт могли вести огонь шесть, в то время как на легких крейсерах устанавливались только 105-152-мм пушки. «Хокинс» развивал 29,5-30 узлов, и это было больше, чем развивали многие легкие крейсера, но особое преимущество «Хокинсу» давали его размеры. Дело в том, что чем свежее погода, тем сильнее потеря скорости боевого корабля, но крупные корабли теряют скорость медленнее, чем малые и уже одно только это давало «Хокинсу» известные преимущества. Кроме этого, длина «Хокинса» была оптимальной для движения по океанским волнам, а потому этот корабль имел хорошие шансы догнать даже формально более быстроходные, но при этом более легкие и короткие корабли противника.
Естественно, к моменту Вашингтонской конференции и речи быть не могло о том, чтобы убедить Великобританию отправить на слом столь совершенные крейсера, поэтому именно их и взяли за образец при определении максимально допустимого размера для послевоенных крейсеров. И, конечно же, страны, ранее и не думавшие о постройке столь крупных кораблей, немедленно ринулись их строить…
Проблема заключалась в том, что «Хокинс» был отличным кораблем по меркам Первой мировой войны, но последующий за ней мир принес кораблестроению множество новаций – таких, как эффективные орудийные башни среднего калибра, например, но все это требовало дополнительного веса. А кроме того, 76 мм броня «Хокинса» неплохо противостояла 105-152-мм фугасным снарядам, но против собственных 190-мм и разрешенных Вашингтонскими соглашениями 203-мм орудий она была не слишком-то хороша. Таким образом, практически все страны столкнулись с тем, что в пределах 10 000 т невозможно построить хорошо защищенный, достаточно быстроходный и вооруженный 203-мм орудиями крейсер – приходилось либо заведомо нарушать договор, увеличивая водоизмещение, либо же создавать заведомо ущербные корабли. В результате «Хокинс», при всех его достоинствах, можно считать родоначальником едва ли не самого несбалансированного класса кораблей в истории человечества – так называемых «вашингтонских» или тяжелых крейсеров.
Авианосец «Хосе» (1922 г) Япония
«Хосе» был первым в мире вошедшим в строй авианосцем специальной постройки, но не только это стало поводом включать его в наш список. Все дело в том, что «Хосе» первым в мире получил основные признаки авианосцев будущего, таких как сплошная полетная палуба и небольшая «островная» надстройка (демонтированная в ходе одной из модернизаций корабля). Первым кораблем со сплошной полетной палубой стал британский «Аргус» (1918 г). До него авианесущие корабли либо несли гидросамолеты, для взлета и посадки которых палуба не нужна, либо же имели специальную полетную палубу вместо части надстроек, как например британский «Фьюриос», переделанный из легкого линейного крейсера. Но на «Аргусе» надстройка полностью отсутствовала. Таким образом, можно говорить о том, что японский «Хосе» стал первым авианосцем классической компоновки, применяющейся и сегодня.
Авианосец «Корал Си» (1947 г) США.
Первый боевой корабль мира, получивший на вооружение атомное оружие. Двадцать первого апреля 1950 года с его палубы поднялся в воздух бомбардировщик AJ-1 «Сэвидж», способный нести атомную бомбу.
Атомная подводная лодка «Наутилус» (1954 г) США
Первый боевой корабль, получивший атомную энергетическую установку. Отныне дальность хода для кораблей «взнуздавших атом» определялась только запасами воды, провизии и выносливостью личного состава. В принципе, этим все сказано, но хотелось бы обратить внимание уважаемых читателей на один нюанс.
Мы, как правило, достаточно хорошо знаем недостатки боевых кораблей собственной постройки, примером тому – описание проблем русского миноносца «Взрыв», данное в этой статье. В то же время западные страны как правило не слишком-то любят «выпячивать» проблемы их боевой техники, отчего мы нередко полагаем, что их корабли были совершеннее наших. Казалось бы, что «Наутилус» представлял собой подлинный прорыв в будущее и в какой-то степени так и было, но по некоторым данным корабль получился фактически небоеспособным – шумность первой в истории человечества атомарины была такой, что уже на 4-х узлах собственной скорости сонар становился совершенно бесполезен.
Ракетный крейсер «Бостон» (1955 г) США.
Первый боевой корабль, получивший на вооружение управляемое ракетное оружие (УРО), «Бостон» был построен как тяжелый крейсер, но в 1952 году встал на модернизацию, в ходе которой его кормовая башня 203-мм орудий была заменена двумя ЗРК «Терьер». Тем самым может считаться первым боевым кораблем с УРО.
На этом, пожалуй, список военных кораблей-первенцев можно закончить. Разумеется, перечень получился достаточно спорным: например, в него так и «просятся» американский крейсер «Тикондерога» (как носитель системы «Иджис», интегрирующей все средства вооружения корабля под централизованное управление) и советские боевые корабли на воздушной подушке. Но декларируемые возможности «Иджис» не были проверены на практике и потому неизвестно, насколько эффективно комплекс работает, а воздушная подушка все же не получила большого распространения среди ВМФ мира.
Интересно подсчитать, как распределились корабли-новаторы по странам:
Великобритания – 7 кораблей
США – 5 кораблей
Россия – 4 корабля
Франция – 1 корабль
Япония – 1 корабль
Трудно удивляться тому, что первое место в данном рейтинге заняла Великобритания – признанная владычица морей, чье господство начиналось с седых времен парусного флота и было «передано» США сравнительно недавно, после Второй мировой войны. У нашей страны весьма почетное третье место, а с учетом того, что Россия имеет основания претендовать на лидерство в номинации миноносцев («Взрыв»), ее рейтинг вполне сопоставим с Соединенными Штатами Америки.
Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте
Телеграмм канал Альтернативная История
Читайте также:
Источник: https://alternathistory.ru/oni-byli-pervymi-znakovye-voennye-korabli-mira/
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉