Найти в Дзене

Как "казаки" стали "джигитами". Наездники Андрея Астафьева

Оглавление

Этот номер восхищает всех без исключения. Наездники на лошадях под руководством Андрея Астафьева – в прошлом те самые знаменитые мерденовские "Кубанские казаки", теперь артисты Казанского цирка и радуют своим мастерством в национальном спектакле-фэнтези "МИРАС". В чем ноу-хау фирменной джигитовки? Сколько семейных пар в коллективе из 11 человек? На какой скорости артисты успевают следить за реакцией зрителей и как хулиганят лошади? Рассказываем!

Конный номер под управлением Андрея Астафьева, Казанский государственный цирк, "Мирас", фото Салават Камалетдинов / «Татар-информ» ,https://www.tatar-inform.ru
Конный номер под управлением Андрея Астафьева, Казанский государственный цирк, "Мирас", фото Салават Камалетдинов / «Татар-информ» ,https://www.tatar-inform.ru

«А что, можно?»

Руководитель номера Андрей Астафьев уже в 10 лет точно знал, что станет акробатом. В 5 лет пошел заниматься в пензенскую цирковую школу, первую в России, созданную Владимиром Скобликовым. Освоил по максимуму эквилибристику, акробатику, жонглирование, ездил с коллективом по всей стране.

Конный номер под управлением Андрея Астафьева, репетиция в Казанском цирке, фото Казанский цирк
Конный номер под управлением Андрея Астафьева, репетиция в Казанском цирке, фото Казанский цирк

В 2002 году пришла телеграмма из Росгосцирка – нужны два акробата в номер «Жокеи-наездники» под руководством Владимира Исаичева в Рязанском цирке. Андрей был самым опытным, но по возрасту, 14 лет, немного не дотягивал. Тем не менее он поехал, вместе с партнером по цирковой студии. Через восемь месяцев номер был готов, начались гастроли. Когда через два года ребята приехали в Краснодар, Андрей просто «влюбился» в... номер «Кубанские казаки».

«Они как раз приехали из Японии, репетировали. Я каждый день приходил к ним, смотрел, смотрел, смотрел, смотрел, и мне ребята говорят: «Что ты смотришь? Приходи к нам!». Я удивился: «А что, можно?». «Почему нет, приходи, попробуешь!». Я попробовал, уволился, меня оформили, и в 2004-м году я стал «кубанским казаком», – рассказывает Андрей.
Андрей Астафьев в номере Юрия Мерденова "Кубанские казаки", фото отсюда: https://vk.com/id713533484
Андрей Астафьев в номере Юрия Мерденова "Кубанские казаки", фото отсюда: https://vk.com/id713533484

«Хочу – давай!»

Андрея больше всего впечатлила школа Юрия Петровича Мерденова – как он своей харизмой влиял на людей, помогая им выжимать из себя максимум.

«Я наблюдал, как люди, не профессионалы, не умеющие сидеть на лошади, просто делают то, что он говорит, и у них всё получается», – говорит Андрей.

Конечно, легче всего в номер брать гимнастов или акробатов – таких, как Андрей, которые с легкостью могут управлять своим телом. Но и сейчас в конном номере в Казанском цирке тоже есть ребята без акробатической подготовки, которые просто захотели и пришли. «Хочу – давай!» – сначала будущие артисты просто чистили и убирали в конюшне, затем сели на лошадь, научились кататься рысью, галопом, потом – переносить ногу, прыгать, и сейчас они выступают на манеже.

«Даже человека с улицы можно научить человека, было бы у него желание», – говорит Андрей.

Андрей Астафьев и сейчас, будучи руководителем, старается учить так же, как это делал когда-то Юрий Петрович Мерденов. При этом все могут предложить свои идеи, инициатива приветствуется.

«Я всегда ребятам говорю: «Вы попробуйте, сделайте, и оно получится. Просто надо переселить себя, не думать, легко это или сложно, просто надо сделать так, как надо», – говорит Андрей.
Конный номер "Кубанские казаки" Юрия Мерденова, фото отсюда: karasew.ru
Конный номер "Кубанские казаки" Юрия Мерденова, фото отсюда: karasew.ru

Всё по-взрослому

Лишние килограммы от татарского чак-чака Андрею Астафьеву, похоже, не грозят – как стал руководителем номера, так скинул два килограмма и пока поправиться не может. Это совсем другая ответственность.

«Когда я был просто артистом, был абсолютно спокоен за себя, за своего коня, потому что я его готовил, с ним занимался, я знаю, что он меня не подведет. Какие нервы? А руководитель номера – это ответственность еще и за людей. Если раньше мы были просто друзьями, то теперь важно соблюдать определенные границы. И дело не в том, что я стал выше, а в дисциплине и определенных требованиях, которые должны выполнять артисты. Это важно для их же безопасности».
Репетиция конного номера под управлением Андрея Астафьева в Казанском цирке.
Репетиция конного номера под управлением Андрея Астафьева в Казанском цирке.

Казань – новая страница в истории номера

Номер передали Андрею Астафьеву как самому опытному, когда в 2021 году Юрий Петрович Мерденов ушел из жизни, – все ребята поддержали, написали «бумагу», чтобы его назначили руководителем. Четыре года он возглавлял коллектив, и в какой-то момент ситуация, в которой находились современные «Кубанские казаки», начала все меньше походить на весёлую – репетиций было много, а выступлений предлагали мало. В итоге всем номером уволились и решили продолжать… в Казани!

«Директор Казанского цирка Эльмира Хамидовна Булатова поддержала нас: «Давайте, дерзайте. Всем, чем могу, тем помогу», – рассказывает Андрей.
Конный номер под управлением Андрея Астафьева, Казанский цирк, "Мирас", фото Елены Гредюшко
Конный номер под управлением Андрея Астафьева, Казанский цирк, "Мирас", фото Елены Гредюшко

Конный номер, который можно увидеть в первом национальном спектакле-фэнтези «Мирас» – совместный проект Казанского и Белорусского цирка. В нем работает 11 человек, трое из которых из Белоруссии. На конюшне сейчас обитает 13 лошадей – 7 белорусских, трех приобрел Казанский цирк, три перешли в номер из прежнего коллектива.

Конный номер под управлением Андрея Астафьева, Казанский цирк, "Мирас", фото Елены Гредюшко
Конный номер под управлением Андрея Астафьева, Казанский цирк, "Мирас", фото Елены Гредюшко

Лошадиное взаимопонимание

В лошадином составе всего четыре жеребца, остальные – мерины. Кобылы в шоу не участвуют. Как говорит Андрей Астафьев, «если привезти кобылу, от конюшни ничего не останется».

Участники номера должны уметь работать на всех лошадях, занятых в аттракционе.

«Когда привыкаешь к одной лошади, тебе легко, пересаживаешься на другую – у нее другой ход, скорость, темп, другое седло. Это всё отвлекает артиста, ему неудобно. Но когда на репетициях меняешь по 2−3 лошадки, становится легче», – поясняет Андрей Астафьев.

Даже если лошадь не принимает поначалу какого-то человека, постепенно можно завоевать ее доверие – почаще заходить в станок, угощать морковкой, яблоками, сахаром, ласково общаться. Чем больше времени будешь проводить с животным, тем быстрее оно к тебе привыкнет.

Рядом с манежем всегда стоит ведро моркови, полведра сухарей и пачка сахара-рафинада.

«Если лошади отлично отработали, они получают всё это ведро моркови. Если кто-то чем-то выделился хорошим, у него ещё будут сухари. А если кто-то пошёл и не наделал "неожиданностей" на манеже, у него будет и сахар. В итоге все-все в основном получают сначала морковку, потом сухарики, потом сахарок. Если кто-то напортачил, то лакомство не получает и, конечно, обижается. Но зато на следующий день лошадь отработает, как часы», – рассказывает Андрей.

Лошадиное пополнение Казанского цирка

Все лошадки разные по характеру. 7-летний Лютик, новенький, быстро вошел в работу, позанимавшись предварительно всего две недели. (Андрей предпочитает называть его «Лютый», как он говорит, «называть коня Лютик – это обидно»).

Молодой трехлетний жеребец Грейсик тоже сразу вышел на манеж, в парад. Но так как с ним до этого не занимались, ему нужно окрепнуть, набрать мышечную массу, разработать «дыхалку», чтобы можно было на него прыгать. Главное, что он не боится музыки, света, наездника.

Конный номер под управлением Андрея Астафьева, Казанский государственный цирк, "Мирас", фото Салават Камалетдинов / «Татар-информ» ,https://www.tatar-inform.ru
Конный номер под управлением Андрея Астафьева, Казанский государственный цирк, "Мирас", фото Салават Камалетдинов / «Татар-информ» ,https://www.tatar-inform.ru

Рыжий четырехлетний Принц – крупный, очень хороший, адекватный конь, но «со своими заморочками», потому что он бегал в полях, где хотел, у него был табун. «Мы называем таких «маменькин сыночек», – говорит Андрей. Принц очень умный, но упрямый. Однажды ребята потратили минут сорок, чтобы он зашёл в место, где его должны были искупать. Сейчас заходит без проблем.

В свободное время лошадки иногда гуляют на улице, дышат свежим воздухом, «принимают» витамин D. В традициях коллектива есть кавалькады, когда наездники на лошадях, красивые, в костюмах, выезжают в парки. Люди всегда останавливаются, хлопают, кто-то даже гладит лошадок. Может быть, такое будет и в Казани.

Конный номер под управлением Андрея Астафьева, Казанский цирк, "Мирас", фото Елены Гредюшко
Конный номер под управлением Андрея Астафьева, Казанский цирк, "Мирас", фото Елены Гредюшко

«Могучая кучка»

Состав номера формировался постепенно – все ребята из разных городов, пришли в разное время. Например, Владимир Ефимов занимался спортивной джигитовкой, предложили поработать – пришел, остался, так и работает с 2017 года.

«Приехали на гастроли в один город, кто-то искал работу, заинтересовался, или мы где-то давали объявления, что нужны люди. И вот так собирались потихонечку. Текучка была постоянная, потому что не все выдерживают, конечно. Очень сложно физически, эмоционально, работать с животными, потому что ты не только на себя полагаешься, но и на своего партнера, лошадь», – рассказывает Андрей Дерезнев. – Ну и не каждый готов, грубо говоря, каждые полтора-два месяца собрать всю свою квартиру и ехать в другой конец страны».

Тем не менее сложности артистов не пугают «Напряг физический – ничто по сравнению с работой, когда ты видишь полный зал», – признается участник номера Савелий Колосов.

Участники конного номера под управлением Андрея Астафьева в Казанском цирке, репетиция, фото Казанский цирк
Участники конного номера под управлением Андрея Астафьева в Казанском цирке, репетиция, фото Казанский цирк

Белорусские красны девицы

Участницы номера из Белоруссии уже работали в Казанском цирке, и были приятно удивлены, «попробовав» обновленный в результате ремонта манеж. Если раньше им перед представлениями приходилось совершать разнообразные манипуляции с манежем, оттирать его растворителем, чтобы лошади не скользили, то сейчас все идеально.

Конный номер под управлением Андрея Астафьева, Казанский государственный цирк, "Мирас", фото Салават Камалетдинов / «Татар-информ» ,https://www.tatar-inform.ru/
Конный номер под управлением Андрея Астафьева, Казанский государственный цирк, "Мирас", фото Салават Камалетдинов / «Татар-информ» ,https://www.tatar-inform.ru/

Вероника Левкович в цирке чуть больше двух лет, Ольга Жилинская – полтора года. Белгосцирк предложил девушкам коллаборацию с «Кубанскими казаками» и все сложилось!

У каждого свой удивительный путь в джигитовку. Оля пришла по объявлению Белгосцирка в соцсетях, когда там искали джигитов – решила попробовать, тем более с лошадьми «на ты» с 10 лет. Тогда она ещё училась в университете на инженера химика-технолога на последнем курсе, так что пришлось выбирать – лошади победили!

Мария Казбан, также артистка Минского цирка, всегда хотела в нем работать. Но в 4 года мама сказала ей, что в цирке работают только те, кто родился в цирковой семье, и, можно сказать, «убила» детскую мечту. Но спустя много-много лет Мария, получившая хореографическую подготовку и поработавшая режиссером, всё-таки пришла в цирк.

Ноу-хау!

Джигитовка и трюки, которые в ней выполняют, везде одинаковые, мало кто выдумывает что-то новое. Главное – как исполнять. Это та самая разница, которая отличает «Кубанских казаков» от других наездников.

«Чаще всего люди делают трюки быстро. Джигитовка – это скорость, и артисты за лошадью пытаются успеть. Мы делаем наоборот – чем лошадь быстрее идёт, тем медленнее мы всё стараемся сделать. Этим наша джигитовка отличается от другой, а не какими-то особенными трюками. На протяжении 50 лет этот номер работал и всегда проходил «на ура», – рассказывает Андрей.
Конный номер под управлением Андрея Астафьева, Казанский государственный цирк, "Мирас", фото Салават Камалетдинов / «Татар-информ» www.tatar-inform.ru
Конный номер под управлением Андрея Астафьева, Казанский государственный цирк, "Мирас", фото Салават Камалетдинов / «Татар-информ» www.tatar-inform.ru

Все участники номера делают общее дело с душой.

«Что-то такое идет изнутри, мы выкладываемся все по полной. Я сам прошу ребят давать максимум. Если ты что-то не можешь, то лучше это не делай. Потому что люди пришли, заплатили деньги, чтобы посмотреть на тебя. Всегда должна быть улыбка у человека: «Я сейчас всё сделаю!». Не надо сравнивать себя с тем, кто идет сзади, кто лучше – мы должны быть единым целым. И эта энергетика передается зрителю», – делится Андрей.

«Мы с Тамарой ходим парой»

Андрей Астафьев познакомился с будущей женой Оксаной в Астрахани на гастролях – увидел ее в зале во время представления в ярком пятне света, а потом, когда зрителей катали на лошадях, подошел и познакомился. Теперь она работает в номере вместе с мужем, хотя до этого у девушки был только опыт работы администратором в цирке и никакой джигитовки. Когда через полгода Оксана приехала к Андрею в Кисловодск, где тогда у «казаков» были гастроли, он попросил у Юрия Петровича Мерденова "покатать" будущую жену. Тот посмотрел на Оксану и подумал: «Почему бы и нет?». Начал ее учить, все очень быстро начало получаться, и уже через два месяца она стала артисткой.

На конюшне, Оксана Астафьева, фото Казанский государственный цирк
На конюшне, Оксана Астафьева, фото Казанский государственный цирк

Дмитрий Бондаренко с женой Юлей также познакомился, увидев ее среди зрителей, и теперь они работают вместе, хотя изначально он был против джигитовки супруги. У Юлии был небольшой опыт в цирковой студии - обручи, хула-хупы. Но с лошадьми и профессией наездника она познакомилась только в номере мужа, где он выступает уже 10 лет.

Участники конного номера под управлением Андрея Астафьева в Казанском цирке, репетиция, фото Казанский цирк
Участники конного номера под управлением Андрея Астафьева в Казанском цирке, репетиция, фото Казанский цирк

В конном номере, состоящем из 11 человек, четыре семейных пары. Цирковым поддерживать отношения с «гражданскими» непросто – сидеть дома и ждать, пока любимый человек приедет с гастролей, которые у него постоянно, а отпуск раз в год, сложно. Например, супруга Андрея Дерезнева Нина к цирку не имеет никакого отношения, но она всегда рядом с мужем, как и ребенок. Приходит на представления, помогает, если хочет. Сам Андрей пришел в номер через «друзей друзей», и уже 6 лет в нем выступает.

Конный номер под управлением Андрея Астафьева, Казанский государственный цирк, "Мирас", фото Салават Камалетдинов / «Татар-информ», www.tatar-inform.ru
Конный номер под управлением Андрея Астафьева, Казанский государственный цирк, "Мирас", фото Салават Камалетдинов / «Татар-информ», www.tatar-inform.ru

Достойная смена

Дочка Оксаны и Андрея появилась на свет, когда они оба уже работали в аттракционе. Сейчас ей 10 лет, этой осенью пойдет в четвертый класс. Как говорит Андрей, «на лошадях просто помешана», разбирается в породах, когда какая выведена – настоящая «ходячая энциклопедия». Конечно, Андрей не против, если дочка станет продолжателем его дела. Пока она хочет быть дрессировщицей овечек, например, таких же, как у Эмилии Будзилович. Или ветеринаром – этой специальности сейчас как раз учится ее папа.

Участники конного номера под управлением Андрея Астафьева в Казанском цирке, репетиция, фото Казанский цирк
Участники конного номера под управлением Андрея Астафьева в Казанском цирке, репетиция, фото Казанский цирк

Добрый доктор Айболит - Андрей Астафьев

Андрей Астафьев получает образование «зоотехника-ветеринара», уверен, что это пригодится ему в будущем.

«Бывает такое, что конь заболеет, и ты 24 часа с ним. Как-то раз в Самаре я два дня провел на конюшне, где у коня были колики, заворот кишок, спал вместе с ним. Еле «отшагали» – то есть долго ходили, чтобы кишки выпрямились. Областная ветеринарная служба даже дала мне грамоту. В 90% случаев лошади умирают после такого заворота», – рассказывает Андрей.
Участники конного номера под управлением Андрея Астафьева в Казанском цирке, репетиция, фото Казанский цирк
Участники конного номера под управлением Андрея Астафьева в Казанском цирке, репетиция, фото Казанский цирк

«Мы своих лошадок никогда не бросаем, – говорит Андрей, - Нет такого: «Давайте посмотрим до утра, пускай поспит, может, завтра будет лучше». Если что-то происходит, ребята не имеют права уйти домой, пока не убедятся, что с животным все хорошо».

«Мы без лошадей кто такие? Мы никому не нужны без лошадок, ничего не сделаем. Мы не можем их подвести, чтобы они не подвели нас. Я считаю, что как ты к ней, так она к тебе. Будешь следить, будешь ухаживать, будешь за неё переживать, всё будет хорошо», – говорит Андрей

Мужское/Женское

В конном номере под руководством Андрея Астафьева девушки делают не отрывные – дамские трюки. А вот мужчины могут позволить себе мужскую вольтижировку, когда наездник сходит, отталкивается от «земли» двумя ногами и запрыгивает в седло. Дамская вольтижировка полегче, нога у девушки в стремени, она толкается только одной ногой, то есть все трюки, обрывы упрощенные.

Конный номер под управлением Андрея Астафьева, Казанский государственный цирк, "Мирас", фото Салават Камалетдинов / «Татар-информ» www.tatar-inform.ru
Конный номер под управлением Андрея Астафьева, Казанский государственный цирк, "Мирас", фото Салават Камалетдинов / «Татар-информ» www.tatar-inform.ru
Сами артисты признаются: «Мальчикам, которые стоят за барьером и смотрят, как это делают девочки, совсем не легко, потому что они постоянно смотрят, думают: «Только держись, только не упади!». Потому что бывали такие моменты, когда не в девочках дело, а даже в коне – всё-таки это животное, может споткнуться, поскользнуться. Кто-то сфотографирует со вспышкой – может испугаться, дёрнуться. Всё равно девочки – это девочки».

Ребята в конном номере – это одна большая семья, стараются находить компромиссы и беречь друг друга. Если не дай бог, что-то происходит, сразу все выпрыгивают – коня остановить, помочь.

Лошади тоже люди

Бывает, что лошади хулиганят. Например, могут ногами раскидать свою свеженькую "кучку" – приходится убирать весь станок, а не только то место, куда лошадь обычно «ходит в туалет», потому что всё уже перемешано с опилками.

Иногда могут легонько прикусить, взять за кофту и не давать что-то делать – играют.

Участники конного номера под управлением Андрея Астафьева в Казанском цирке, репетиция, фото Казанский цирк
Участники конного номера под управлением Андрея Астафьева в Казанском цирке, репетиция, фото Казанский цирк

От серьезных кусаний их отучивают на первых этапах. Если лошадь укусила, ей надо сразу жестко показать, что такое недопустимо. Наездник, может, и потерпит, но если, подойдет, например, ребёнок, это будет уже опасно. Точно так же с самого начала категорически пресекают удары лошади задними ногами.

Главное – начать!

Лошадей в джигитовку лучше брать в возрасте 4-6 лет, когда животное уже обросло мышечной массой, у него крепкая спина, суставы, сформирована психика. И не страшно, если животное привыкло к другой жизни. Нужно просто больше с ним общаться, приучать к себе, гулять.

«Когда ты проводишь больше времени с конем, он привыкает к тебе, понимает, что ты не злой, что ты его вкусно покормишь. Он постепенно он привыкает к человеку, может скинуть, может не скинуть. Нужно найти общий баланс, что нравится ему и тебе, и работать именно по этой волне», – рассказывает Андрей.
Конный номер под управлением Андрея Астафьева, Казанский цирк, "Мирас", фото Елены Гредюшко
Конный номер под управлением Андрея Астафьева, Казанский цирк, "Мирас", фото Елены Гредюшко

А поговорить?

Изначально лошадей учат реагировать на голос. Они понимают интонацию, речь, тембр, чувствуют настроение человека. У каждой лошади свой характер, нужен свой подход – кому-то мягче, кому-то строже.

«Если лошадь нервная, ты с ней спокойно начинаешь общаться, она тоже сама успокаивается. И плюс, ты сам когда разговариваешь, немножко успокаиваешься. И себя, и лошадь настраиваешь», – говорит Ольга Жилинская.
Участники конного номера под управлением Андрея Астафьева в Казанском цирке, репетиция, фото Казанский цирк
Участники конного номера под управлением Андрея Астафьева в Казанском цирке, репетиция, фото Казанский цирк

Я б наездники пошел, пусть меня научат

«Специализацию» ребят можно назвать как артист-акробат-наездник. Изначально это все-таки акробатическая профессия – нужно уметь и через голову переворачиваться. Поэтому 18-20 лет – идеальный возраст, чтобы начинать. Потом ноги, суставы, мышцы становятся другими, а если они еще и не подготовлены, то лучше не рисковать, 27 лет – край.

На данный номер укомплектован наездниками, как говорит Андрей, «полный штат»: «Но, если у кого-то есть желание, можно прийти попробовать». Как говорил Юрий Мерденов, «почему бы и нет?».

Андрей Астафьев, Казанский цирк, "Мирас", фото Елены Гредюшко
Андрей Астафьев, Казанский цирк, "Мирас", фото Елены Гредюшко

Зритель, я вас вижу!

В среднем лошади бегают по манежу со скоростью до 45 километров в час. Обычному человеку очень сложно понять, как наездники при этом умудряются выполнять трюки, пролезать под лошадью и демонстрировать публике прочие чудеса ловкости. Причем по словам Андрея Астафьева, голова от постоянного движения по манежу у наездников не кружится.

«Это приходит с опытом. Чем больше ты будешь сидеть на коне, тем больше будет и уверенности, и контроля вестибулярного аппарата», – говорит Андрей, – Я обожаю центрифуги и с удовольствием езжу на них».

Самое интересное, что ребята умудряются еще и зрителей в зале рассматривать. Конечно, не долго и пристально, но, нарезая круги, они считывают и реакцию публики, нравится или нет.

Конный номер под управлением Андрея Астафьева, Казанский цирк, "Мирас", фото Елены Гредюшко
Конный номер под управлением Андрея Астафьева, Казанский цирк, "Мирас", фото Елены Гредюшко

Новая жизнь в «Мирас»

Свой конный номер в Казанском цирке – это очень здорово, считает Андрей Астафьев.

«В истории Татарстана всегда были лошади – куда ни посмотришь, везде всадники, все первопроходцы на лошадях». Номер обязательно будет развиваться: «Будут всадники – будут новые лошади!», говорит Андрей.

Участники конного номера под управлением Андрея Астафьева в Казанском цирке, репетиция, фото Казанский цирк
Участники конного номера под управлением Андрея Астафьева в Казанском цирке, репетиция, фото Казанский цирк

Для Андрея Астафьева очень важно, чтобы номер «Кубанские казаки», созданный Юрием Мерденовым, продолжал жить.

«Для меня Юрий Петрович был не просто руководителем… Столько лет мы работали вместе. Моя дочь его дедушкой называла. Я его любил и уважал как руководителя, человека. Я настолько привык быть в этом номере, что просто больше не хочу ничем заниматься, кроме как продолжать его дело», – признается Андрей Астафьев.
Конный номер под управлением Андрея Астафьева, Казанский цирк, "Мирас", фото Коммерсант, Артемий Шуматов, https://www.kommersant.ru/
Конный номер под управлением Андрея Астафьева, Казанский цирк, "Мирас", фото Коммерсант, Артемий Шуматов, https://www.kommersant.ru/

Конный номер под управлением Андрея Астафьева вы можете увидеть в первом национальном спектакле-фэнтези "Мирас" до конца лета 2025 года в Казанском цирке.