Найти в Дзене
Шедевральные маршруты

Выставка, которая жужжит

Где: Усадьба Кусково

Адрес: улица Юности, 2

До: 27 июля 2025

Insécta – насекомое на латыни. Выставка “Insécta. Насекомые в искусстве” демонстрирует произведения из фарфора, керамики и стекла, в которых насекомые стали элементами композиций и декоративных мотивов, а также главными персонажами росписей и скульптурных элементов.

-2

Слово «насекомое» в русском языке существует с XVIII века и происходит от глагола сечь (насекать), это калька с французского insecte, что означает буквально «животное с насечками, насеченное».

Блюда с изображением цветов и насекомых. Германия. Мейсенская фарфоровая мануфактура. 1745-1750-е гг. фарфор, лепка, надглазурная роспись, позолота
Блюда с изображением цветов и насекомых. Германия. Мейсенская фарфоровая мануфактура. 1745-1750-е гг. фарфор, лепка, надглазурная роспись, позолота

Изделия Мейсенской, Венской, Копенгагенской, Императорской фарфоровых мануфактур, заводов в Нимфенбурге, Руане и Париже, частных российских предприятий от XVIII века до наших дней показывают, как художники превращали естественные формы в декоративные. Вслед за фарфором и фаянсом насекомые появляются на продукции Императорского и Бахметевского стеклянных заводов, фабрик Богемии.

Графин и стакан. Россия. Императорский стеклянный завод. 1845. стело цветное, гранение, роспись серебром и золотом
Графин и стакан. Россия. Императорский стеклянный завод. 1845. стело цветное, гранение, роспись серебром и золотом

Выставка небольшая, но очень интересная, в первую очередь синергией искусства и науки. Вы получите эстетическое удовольствие и узнаете много нового. «Живописная энтомология» будет очень интересна детям. У выставки очень остроумное аудиосопровождение. Не удивляйтесь, когда над ухом у вас что-то зажужжит и застрекочет. Я долго пыталась найти и отогнать 😊)), пока не поняла замысел организаторов экспозиции.

Блюдо "Эльф со стрекозой". Л.А.Сошинская. Экспериментальный творческо-производственный комбинат г.Москва 1979-1981 гг. керамика, эмаль, глазури, рельеф
Блюдо "Эльф со стрекозой". Л.А.Сошинская. Экспериментальный творческо-производственный комбинат г.Москва 1979-1981 гг. керамика, эмаль, глазури, рельеф

В мире сейчас описано более 1 миллиона видов насекомых, что делает их самым многочисленным классом, они встречаются повсеместно, включая Антарктиду. Главные персонажи данной выставки – бабочки-белянки и павлиноглазки, мухи, стрекозы и пчелы, цикады, водяные и бронзовые апельсиновые клопы, аскалафусы, скарабеи, муравьи, жуки-скакуны, верблюдки, божьи коровки.

Ваза с лепными насекомыми (цикада, богомол, нимфа богомола). фарфор, лепка, подглазурная роспись. Япония, середина XIX в
Ваза с лепными насекомыми (цикада, богомол, нимфа богомола). фарфор, лепка, подглазурная роспись. Япония, середина XIX в

На японской вазе расположены точные скульптурные изображения цикад, сверчков, богомолов и пауков. Цикада в Японии – символ лета и его быстротечности. Мацуо Басё писал:

В стрекотаньи цикады
Нет намёка на то,
Что умрёт она скоро.

Лето в Японии - это неуемное пение цикад, причем стрекочут только самцы. С помощью этих "серенад" они привлекают самок, которые, как правило, выбирают самых громогласных ухажеров.

Богомол в Японии символизирует отвагу, решительность и удачу. Это связано с внешним видом и поведением насекомого, его способностью часами в полной неподвижности ждать приближения жертвы, чтобы затем сделать молниеносный бросок. В средневековой Японии изображения богомолов наносили на щитки рукояток самурайских мечей, причём так, чтобы они были видны потенциальному противнику. Это связано с агрессивностью, воинственностью и безжалостностью этих существ.

Клетка для сверчков. Япония. Середина XIX в. фарфор, ажурная резьба, подглазурная роспись
Клетка для сверчков. Япония. Середина XIX в. фарфор, ажурная резьба, подглазурная роспись

В Японии сверчки считаются покровителями и охранниками дома. Раньше богатые японцы держали сверчков в специальных клетках.

Предметы из сервиза с изображением цветов и бабочек. Германия. Мейсенская фарфоровая мануфактура. 1735-1740 гг. Ваза с изображением шалфея и бабочек. Франция. Мануфактура Э.Галле
Предметы из сервиза с изображением цветов и бабочек. Германия. Мейсенская фарфоровая мануфактура. 1735-1740 гг. Ваза с изображением шалфея и бабочек. Франция. Мануфактура Э.Галле

Как же насекомые стали «садиться» на фарфор? Зачастую это было остроумное решение с целью скрыть технические дефекты, которые выявлялись после обжига изделия. Брак, возникающий из-за несовершенства обработки массы, прятали под росписью.

Чашка с блюдцем. Германия. Мейсенская фарфоровая мануфактура. Середина XVIII в. фарфор, лепка, надглазурная роспись, позолота
Чашка с блюдцем. Германия. Мейсенская фарфоровая мануфактура. Середина XVIII в. фарфор, лепка, надглазурная роспись, позолота

В заводской терминологии такой брак называется «мушкой» – это недостаточно замолотый кусочек железа, который после обжига становится черным. Художники прикрывали эти недостатки, рисуя на них насекомое.

Энциклопедия "Зрелище природы и художеств". Часть IX. Россия. Императорская Академия наук. 1813 г.
Энциклопедия "Зрелище природы и художеств". Часть IX. Россия. Императорская Академия наук. 1813 г.

Вторая причина появления традиции реалистических изображений насекомых на предметах из фарфора, фаянса и стекла восходит к естественнонаучным рисункам художников эпохи Возрождения, когда стали популярными ботанические, энтомологические, орнитологические альбомы (неслучайно на выставке представлено несколько фолиантов). Расцвет этого жанра пришелся на вторую половину XVII – первую половину XVIII века.

Резель фон Розенхоф, Август Иоганн. Ежемесячное издание Интересное о насекомых. Нюрнберг. 1746 г. Кожа, бумага, бумага мраморная, тиснение золотое, печать, офорт, акварель
Резель фон Розенхоф, Август Иоганн. Ежемесячное издание Интересное о насекомых. Нюрнберг. 1746 г. Кожа, бумага, бумага мраморная, тиснение золотое, печать, офорт, акварель

Стакан из черного “хиалита” – особого вида стекла, созданного в Богемии в начале XIX века, декорирован росписью в китайском стиле (шинуазри), среди золоченых элементов которой находится изображение аскалафуса. Аскалафы — довольно крупные хищные насекомые. Название насекомого пришло из древнегреческой мифологии, Аскалаф - садовник подземного царства Аида.

Стакан и полоскательница с изображением аскалафа (аскалафуса). Богемия. Завод графа Бюкуа. 1830-е гг. хиалит (черное стекло), роспись золотом
Стакан и полоскательница с изображением аскалафа (аскалафуса). Богемия. Завод графа Бюкуа. 1830-е гг. хиалит (черное стекло), роспись золотом

Главное отличие аскалафов — длинные, нитеобразные усики с булавой на кончике, их длина превышает размер тела. У многих видов аскалафов широкие пятнистые крылья, придающие им сходство с бабочками. В начале июля начинается период размножения. Самец на лету ловит самку и удерживает специальными щипцами на брюшке. Самка откладывает 40-50 яиц, прикрепляя их в два ряда к травинкам или веточкам. У личинок аскалафа голова в форме сердца с шестью парами глазков. Потомство растет медленно, прячется под камнями и травой. Добычу ловят из засады. Личинки впрыскивают в жертву пищеварительный сегмент, разжижающий органику. Спустя некоторое время они высасывают переварившуюся жертву.

Шкатулка "Шипы" с изображением скарабеев. Франция. Автор - Рене Лалик 1910-е гг. цветное стекло, прессование в форме, патинирование
Шкатулка "Шипы" с изображением скарабеев. Франция. Автор - Рене Лалик 1910-е гг. цветное стекло, прессование в форме, патинирование

В коллекции музея-усадьбы Кусково есть несколько работ прославленного французского ювелира, художника по стеклу и эмалям Рене Лалика. Необычное цветное стекло с нанесённой на него «патиной» — характерная особенность произведений Лалика. Рецепт знаменитого стекла Лалика до сих пор является «секретом фирмы». Лалик проектировал интерьеры с использованием цветного стекла столовой и «большого салона» французского трансатлантического лайнера «Нормандия», интерьеры вагонов Восточного экспресса. Он создавал эксклюзивные украшения для актрисы Сары Бернар. Его имя неразрывно связано с изысканной эстетикой дорогих вещей и украшений.

На шкатулке жук скарабей, источником питания которого служит помёт крупного скота. Насекомые собираются у кучи навоза, скатывая из небольших кусочков шарики, превышающие габариты самого жука в несколько раз. Среди скарабеев периодически вспыхивают драки, некоторые особи пытаются отобрать чужие шарики. В процессе работы жучки находят себе пару, уже вместе они работают над постройкой гнезда, выкапывая норку для выведения потомства. Вскоре самец отпадает за ненадобностью, а самка скатывает несколько комков уже грушевидной формы: в узкую часть она отложит яйца, а широкая будет служить новорождённым пищей. На этом её родительский долг тоже заканчивается. Шарики укладываются в норку, засыпаются землёй, а через пару недель появляются личинки.

Древние египтяне заметили, что насекомые катят свои шарики с востока на запад, то есть по движению солнца. Находили египтяне символизм и в появлении скарабеев на свет – из мира теней и разрушения (то есть из навоза). Так навозные жуки подарили свой облик богу утреннего солнца Хепри. На грудь покойника клали украшения с жуками и словами о воскрешении, чтобы душа продолжала жить и в потустороннем мире. Поскольку накопителем дурного считалось сердце, и его по поверьям взвешивали на весах судьбы, чтобы оценить тяжесть проступков, египтяне перед мумифицированием сердце извлекали, а на его место вкладывали статуэтку скарабея. Её обычно изготавливали из зелёного камня – считалось, что этот цвет символизирует возрождение.

В конце статьи еще немного фотографий с выставки.

Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)

Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, чтобы не пропустить новые статьи.

Шедевральные маршруты

Ваша, Елена Сегал

Популяризатор искусства

#усадьба_Кусково # Insécta_Насекомые_в_искусстве #выставки_Москвы #Шедевральные_маршруты #фарфор #усадьбы_Москвы #куда_пойти_летом_с_детьми #куда_пойти_летом_в_Москве