Ежегодно 29 июня отмечается День партизан и подпольщиков. Именно в этот день в 1941 году вышла директива Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) о создании партизанских отрядов для борьбы с фашистами.
В годы Великой Отечественной ставропольцы бились с немецкими захватчиками не только на фронтах. На оккупированных врагом территориях шла своя «война», которую вели партизаны и подпольщики.
Около пяти месяцев хозяйничал враг – с августа 1942 по январь 1943 года на ставропольской земле. В этот период в регионе действовало около 490 групп подпольщиков и партизан. По данным историков, им удалось уничтожить порядка 4,3 тыс. фашистов.
Один из таких отрядов под названием «Семён» был сформирован в Будённовском районе в период оккупации города. Возглавил его уроженец села Покойного П. С. Бирюков.
Родился Пётр Семёнович в 1912 году в крестьянской семье. Рано на чал батрачить у богачей. В 1928-м поступил в колхоз Будённого молотобойцем в кузню. В том же году был направлен на строительство хлопкосовхоза (ныне село Новая Жизнь); в 1929-м – Терского мясомолочного совхоза, в котором трудился до 1934 года. Затем был призван в РККА, где прослужил до 1943-го.
Великая Отечественная застала П. С. Бирюкова в рядах Красной Армии. В первые дни войны будущий партизан защищал Киев, был ранен. После госпиталя отправлен на защиту Москвы, где в 1942 году получил тяжёлое ранение, а после был демобилизован в запас как инвалид второй группы.
Прибыв на Кавказ, в свой район, Пётр Семёнович примкнул к партизанам бойцом, а потом и возглавил отряд «Семён».
В изгнание Красной Армией фашистов с Кавказа партизанские отряды внесли большой вклад: освободили от врага сёла Величаевку, Левокумку и Покойное.
П. С. Бирюков так вспоминал эти события: «12 января 1943 года Покойное было полностью освобождено, где я провёл митинг и прикрепил к зданию сельсовета красный флаг. Позже в январе 1943 года меня избрали председателем Горсовета – проработал до 7 ноября 1943 года. С 15 января 1944 года был назначен в краевую партийную школу, окончил её и был направлен заместителем председателя райисполкома по гособеспечению Будённовского района. В декабре 1944 избран секретарём Терского совхоза-партбюро, про работал там до декабря 1947-го. С 1947 по 1972 гг. трудился на разных должностях. В 1972-м ушёл на заслуженный отдых».
Отряд «Семён» насчитывал более 50 бойцов в возрасте от 15 до 60 лет.
В начале января 1943 года Се верная группа войск Закавказского фронта перешла в наступление. В середине первой декады месяца отряд «Семён» занял село Величаевское, где была восстановлена советская власть. Заняв без боя Урожайное, партизаны вышли на районный центр – село Левокумское. Затем бойцы будённовского отряда выступили на с. Покойное. Вскоре они вошли в Будённовск, к тому времени город был очищен бойца ми 110-й калмыцкой кавалерийской дивизии от остатков оккупантов. На этом действия «Семёна» за кончились.
Партизанскими дорогами
Рассказывает бывший командир партизанского отряда «Семён» П. С. Бирюков: «Август 1942 года. Немецкие полчища всё ближе подходят к родному Прикумью. Они рвутся к нефтяным богатствам Кавказа – к Грозному и Баку.
Уволенный из рядов Красной Армии после тяжёлого ранения, я проживал в то время в совхозе «Терский». Но душа советского офицера не могла смириться с тем, что родную землю топчут кованые сапоги фашистов. И я решил идти в партизаны.
Как раз в это время в совхоз «Терский» приходили организаторы партизанского движения А. Трубицын, А. Шишкин, С. Попов, и я примкнул к их группе. По степным дорогам мы добрались до реки Терек. Там встретили отдельные разрозненные группы боевых товарищей из нашего края. Вместе с ними вернулись в ногайские степи, где руководители нашего крайкома партии М. А. Суслов и М. И. Золотухин формировали партизанские отряды.
Группы были сформированы по районам – Благодарненский / командир тов. Однокозов/, Левокумский (командир тов. Золотарёв). Наш Прикумский отряд по существу состоял из двух групп, одна из которых находилась в камышах под Величаевкой, другая – в ногайской степи. Вскоре и наша группа перебазировалась в камыши, слившись в единый отряд. Меня назначили командиром первой партизанской группы, а секретаря райкома партии Степана Егоровича Чекина – комиссаром этой группы.
Мне, бывшему кадровому офицеру Красной Армии, пришлось вплотную заняться боевой под готовкой партизан. Многие из них никогда в жизни не держали в руках оружия. Люди были самого разного возраста – от 15 до 60 лет. Пришлось немало приложить усилий, чтобы научить бойцов и командиров от делений в совершенстве владеть винтовкой, пулемётом, стрелять без промаха по врагу. Были в отряде и женщины. Они с успехом ходили в разведку, приносили нам сведения о расположении немецких войск, их огневых средствах и т. д. Другое большое дело, которое выполняли наши партизанки, – это доставка в глубокий тыл врага правдивого сло ва нашей партии. Они носили туда листовки, сводки Совинформбюро, вселяли в советских людей уверенность в победе.
В районе Ачикулака наши войска вели упорные бои, сдерживая натиск гитлеровских полчищ. Партизанские отряды держали тесные контакты с регулярными войсками Красной Армии, выполняли указания руководителей партизанского движения М. А. Суслова и М. И. Золотухина.
В конце декабря 1942 года, когда партизаны научились владеть личным оружием и вести боевые действия, наш отряд совершил вылазку в с. Величаевка. Ночью скрыто подошли к селу и на окраине устроили засаду. В дозор поставили С. Л. Степанцова, поручили ему оповестить отряд о появлении фашистов тремя выстрелами. Немцы /их было до двухсот человек/, услышав пальбу, открыли ураганный огонь по селу. Наш отряд быстро вышел на окраину и стал сжимать в кольцо просочившихся в село фашистов. Они поняли, что попали в ловушку, но было уже поздно. Я вместе с командирами отделений А. Трубицыным и А. Шишкиным подняли отряд в атаку. Много вражеских солдат было убито и взято в плен, остальные удрали.
Захватив тройное оружие, мы стали готовиться к контратаке. Оставив на время Величаевское, заняли оборону на ферме совхоза «Заря». Немцы бросили против нас более десятка танкеток. Свыше двух часов они вели огонь по ферме, но так и не смогли прорваться, ушли обратно в село Урожайное.
После окружения и разгрома фашистских войск под Сталинградом началось изгнание врага с советской земли. В начале января 1943 года мы перешли в наступление.
Я послал трёх бойцов - Пескова, Кори, Спичака - в тыл к немцам. Они по Кизлярской балке прошли в село Прасковея и там провели разъяснительную работу среди населения по сохранению государственного имущества и установлению советской власти.
Левокумский отряд двигался по правому берегу реки Кумы, а наш – по левому, в сторону Урожайного. Разведчики доложили, что в селе нет немцев, и мы вступили в село. Поздно вечером наш отряд двинулся дальше на запад. Ночью без боя заняли Левокумское. Утром провели сельский сход. Обрадованные освобождением жители собрались так быстро, что мы не успели даже и речь подготовить. Провели короткий митинг и двинулись дальше.
Освободив село Покойное, подняли красный флаг над зданием сельисполкома, провели сход. Посланные в Прикумск разведчики сообщили, что немцев в городе нет.
И вот мы снова в родном городе. Нашим взорам предстала жуткая кар тина, которая никогда не забудется. Кругом лежали трупы замученных и убитых советских патриотов. Тела были свезены в сквер и похоронены в общей могиле. Там захоронено 170 человек. Кроме того, многих опознали родственники из города и близлежащих сёл и хоронили сами.
Дом культуры был превращён в конюшню. Здесь же, на сцене жили солдаты конной разведки, а под сценой обнаружили женщину с ребёнком, убитую. Особенно много трупов нашли в траншеях около средней школы № 5, на аэродроме, у кирпичного завода. В числе расстрелянных и замученных мы опознали своих боевых друзей Мухина и Ломова, которые не вернулись из разведки. Их похоронили в сквере села Прасковея.
В городском сквере, где сейчас находится летняя киноплощадка, было немецкое кладбище. На каждой могиле стоял деревянный крест с каской. По решению Горисполкома вражеские могилы были разровнены.
Сразу же после освобождения города и района повсеместно была восстановлена советская власть, избраны председатели колхозов, назначены руководители предприятий и учреждений. Меня избрали председателем горисполкома.
Поработать пришлось крепко. В городе не было ни одного сохранившегося школьного здания. Началась кипу чая деятельность учителей по их восстановлению. Были организованы штабы по застеклению окон. Стёкла доставали в самых невероятных местах - вплоть до домашних буфетов. И через две-три недели начались занятия. Мне приходилось присутствовать на уроках, которые проводились в нетопленных классах. Я с восхищением смотрел на детишек: в таких тяжёлых условиях они учились успешно. Сами полуголодные, школьники собирали и посылали подарки бойцам на фронт.
Бывшие партизаны, каждый на порученном участке, занялись мирной работой – восстановлением разрушенного врагами народного хозяйства. Но этот мирный труд был направлен на достижение единой всенародной цели – победы над врагом. «Всё – для фронта, всё – для победы!»