Вторая мировая война кардинально изменила расклад сил в западном мире. Взаимоотношения "кузенов" тут весьма богаты неожиданными поворотами и пересечениями. Великобритания, начиная 3 сентября 1939 году новую мировую войну, рассчитывала, мягко говоря, на совсем иной сценарий. Отсидеться за мощными укреплениями тов. Мажино вместе с многочисленными французскими союзниками, пока вермахт ломает себе ребра в очередном "Дранг нах Остен", а затем авторитетно отрегулировать послевоенную Европу. Очень рассчитывали на советскую непримиримость к нацизму.
На крайний случай планировали снова отсидеться на Сомме и Марне, все-таки вермахт это не непобедимая армия кайзера Вильгельма, а лишь, как казалось, его бледная тень. План был надежным, как швейцарские часы.
Однако Польшу немцы схарчили за полтора месяца. Тренировались. Советы оказались крайне выдержаны и предельно корректны с новыми соседями на границе. А вот на Западном фронте перемены пошли как лавина с Монблана. Через месяц после начала немецкого наступления самая сильная в мире французская армия вышла из чата, а перепуганных "томми" без оружия вывозили на остров на рыбацких баркасах.
Немцы выбили англичан из Норвегии и с Балкан, прижали британцев в Египте.
Островное положение Великобритании сильно ограничивало возможность вторжения, но все необходимое, от еды, топлива, сырья и до готового оружия надо было ввозить по морю. А здесь, вопреки стереотипу, дела у англичан шли очень плохо. Хотя их флот к началу войны считался еще первым в мире, но потери англичане несли колоссальные. К декабрю 1941 года было потеряно 3 линкора и линейных крейсера, 3 авианосца, 12 крейсеров, а самое главное, 56 эсминцев (из 166 на 1939 год). А объем задач резко вырос- атлантические и каботажные конвои надо было охранять
Строить новые корабли англичане не успевали, не хватало мощностей, сырья и рабочих рук, призванных в армию и разбросанных от Северной Африки до Сингапура и Кении.
Резко снизился торговый флот, за войну было потоплено 28,6 % общего количества судов и 54,4 % довоенного тоннажа.
Надо признать, дух британцы не потеряли, воздушную "Битву за Англию" они выиграли по очкам, моряки дрались самоотверженно и жестко. Империя сдаваться не собиралась. Но это стоило...
После разгрома Франции Черчилль выпросил у Рузвельта 50 старых эсминцев-гладкопалубников, практически отдав за это права на британские морские и авиационные базы на территории колоний. Терять было уже нечего.
В марте 1941 года, на этом фоне, Рузвельт принял закон о ленд-лизе, предоставивший Британской империи промышленную мощь нейтральных США. Кузены все-таки, "кровь гуще воды" (с). За войну британцы получили около 40 миллиардов долларов по ленд-лизу, чуть больше 10 досталось всем остальным, в том числе СССР и Китаю. Так что очевидно, кто без ленд-лиза не "смог" бы.
Но и тут улица была с двусторонним движением. Хотя американское судостроение давно уже стало мировым лидером, но британский опыт и в этом сыграл значительную роль. Как мы помним, только после плотного знакомства с "эльзвикскими крейсерами", США смогли создать свою полноценную крейсерскую школу.
Потом британцы научили американцев строить торпедные катера.
И, наконец, британский опыт пригодился "исключительным" при попытке создания своих эскортных кораблей. Только копия оказалась значительно хуже оригинала...
Потребность англичан в конвойных кораблях достигла критического уровня уже в 1940 году, немецкие подводные лодки на коммуникациях действовали тогда очень успешно. В рамках ленд-лиза Англия запросила постройку крупной серии эскортных кораблей.
Параллельно сами американцы искали оптимальный формат эскортного корабля, пригодного для массовой постройки на коммерческих верфях. Морская комиссия США (MARCOM), отвечавшая за программу строительства торговых судов военного времени, также в качестве прототипа вышла на британские «Риверы», которые также предназначались для частных верфей. Цель MARCOM состояла в том, чтобы коммерческие верфи, не имеющие опыта работы по военным стандартам, строили эффективные военные корабли более дешево и эффективно. Здесь американцы надеялись на богатый британский опыт.
Кто из них был первым, британское Адмиралтейство или MARCOM, вопрос открытый.
А чтобы дело шло быстрее и в соответствии с запросами заказчика, в США отправили несколько «образцов» из числа канадских «Риверов», оптимальных фрегатов для борьбы с немецкими субмаринами в Атлантике, простых, дешевых и хорошо вооруженных для своих целей, фактически упрощенных шлюпов типа «Блэк Суон».
Два строившихся в Канаде (Монреаль, Квебек) корабля класса «Ривер», HMS Adur и HMCS Annan, были переданы ВМС США по обратному ленд-лизу в качестве прототипов и были переименованы в «Ashtville» (PF-1) и «Natchez» (PF-2) соответственно (всего планировалось передать 10 кораблей). В 1944 году «Ashtville» и «Natchez» прошли перевооружение по американскому стандарту. Фрегат «Ashtville» в 1946 году передан Аргентине, а «Natchez» — в 1947 Доминиканской Республике.
водоизмещение стандартное – 1,4 тыс. т., полное – 2,2 тыс. т.; длина – 86,3 м; ширина – 11,1 м; осадка – 4; скорость – 20 узл.; энергетические установки –2 паровых машины и 2 паровых котла; мощность – 5,5 тыс. л.с; запас топлива – 674 т. нефти; экипаж – 190 человек. Вооружение: 3х1 – 76-мм орудия; 2х2 – 40-мм и 4х1 — 20-мм зенитных автомата; 2 бомбосбрасывателя; 8 бомбометов; 100 глубинных бомб; 1×24 – 178-мм Hedgehog.
Проектирование адаптированного под американские верфи корабля было поручено фирме Gibbs & Cox. Это были классические противолодочных кораблей (ASW). Они отличались от класса «Ривер» прежде всего своей шестовой (вместо британской треноги) фок-мачтой и более легкими главными орудиями, 3-дюймовой (76,2-миллиметровой)/50-калиберной пушкой вместо британской 4-дюймовой (102-миллиметровой)/40-калиберной пушки, а также чисто американской силовой установкой.
При адаптации британского образца под американскую промышленную базу его еще более упростили и приспособили для секционного выпуска на конвейере. Американские патрульные фрегаты собирались на верфях из целых секций, с частично установленным оборудованием. Было очень быстро...но не очень качественно. Замена клепки на сварку секций без перерасчета прочности конструкции привела к проблемам. Сварные корпуса из разнородных секций скрипели и давали трещины на сильном волнении. На уже построенных кораблях пришлось усиливать продольную прочность.
Оборудование тоже не тянуло, при одинарном руле и с паровыми машинами маневренность сильно упала, радиус циркуляции был слишком велик. Но сильнее всего англичан удивило вооружение- 76 мм открытые орудия в невысоких стальных "стаканах", где так хорошо накапливалась вода. Сами пушки в Королевском флоте получили лестные эпитеты-«ружья для охоты на слонов» и «средневековые мушкетоны».
Три артиллерийских 76-мм универсальных орудия по сравнению с двумя 102-мм пушками "Риверов" выглядели несерьёзно
Сами американцы критиковали слишком высокую температуру под палубой, плохую, для тропических широт, вентиляцию, и меньшую устойчивость корпусов по коммерческим стандартам перед подводными взрывами.
Так американцы ухудшили и удешевили и так компромиссный вариант конвойного сторожевика. Единственными его достоинствами были цена и дальность плавания.
В историю эти корабли проекта S2-S2-AQ1 Морской комиссии (MARCOM) вошли как патрульные фрегаты типа PF «Такома» ( также Tacoma-class patrol gunboats). Головной корабль получил имя в честь города Такома, штат Вашингтон. Остальные корабли (кроме британских) получали имена небольших городов США.
Главный контракт на подготовку подробных спецификаций на основе проекта Gibbs & Cox и на управление общей программой строительства MARCOM заключил с Kaiser Cargo, Inc. из Окленда, Калифорния.
В ноябре 1942 года MARCOM поручил своему региональному офису на Западном побережье распределить заказы на строительство кораблей класса Tacoma между коммерческими верфями на Западном побережье США и пятью верфями на Великих озерах.
8 декабря 1942 года MARCOM заключил контракт на 69 кораблей класса Tacoma, обозначенные не «корветами», как у британцев, а «патрульными канонерскими лодками» (PG). Уже 15 апреля 1943 года два канадских Asheville и все Tacoma были переклассифицированы в «патрульные фрегаты» (PF).
Kaiser Cargo получила заказ на самостоятельную постройку 12 кораблей; Consolidated Steel Corporation из Уилмингтона, Калифорния , получила заказ на 18; American Ship Building Company получила заказ на 11, четыре из которых должны были быть построены в Кливленде, Огайо , и восемь в Лорейне, Огайо ; Walter Butler Shipbuilding Company из Супериора, Висконсин , на 12; Froemming Brothers, Inc. из Милуоки на четыре; Globe Shipbuilding Company из Супериора, Висконсин, на восемь; и Leathem D. Smith Shipbuilding Company из Стерджен-Бей, Висконсин , на восемь. Позже American Shipbuilding получила заказ еще на шесть (четыре в Кливленде и два в Лорейне) единиц, доведя общий заказ для ВМС США до 79 кораблей. Walsh-Kaiser Company из Провиденса, Род-Айленд , получила заказ на 21 дополнительный корабль, все из которых должны были быть переданы Королевскому флоту (класс Colony) , доведя общее запланированное строительство до 100 единиц.
Постройка четырех кораблей American Ship Building Company была отменена 31 декабря 1943 года, они передали флоту всего 13 фрегатов ( Кливленд, Огайо (7 кораблей) и Лорейн, Огайо (6 кораблей).
Всего было построено 96 штук. Еще четыре корабля, запланированные к постройке в Лорейне компанией American Shipbuilding, (Stamford PF-95, Macon PF-96, Lorain (ex-Vallejo) PF-97, Milledgeville PF-98), были отменены в декабре 1943 года и феврале 1944 года.
21 корабль передан Британской империи как тип "Колонии" (класс Colony). Им названия (кроме одного) давали в честь английских колоний. Англичане их модернизировали. К концу войны число «эрликонов» на некоторых увеличилось до 10, а бомбомётов — до восьми (соответственно увеличилось и число глубинных бомб). Потерь среди них не было и в 1946-48 годах их вернули США. Восемнадцать из них были быстро списаны, но два были проданы Египту для использования в качестве гражданских пассажирских судов, а один — Аргентине для службы в качестве военного корабля в аргентинском флоте.
28 кораблей (планировалось 30) в 1945 году были переданы по Ленд-лизу СССР для войны против Японии, где они классифицировались как сторожевые корабли («эскортные корабли»). После войны один погиб при аварии, 27 вернули американцам.
Во время Второй мировой войны все корабли класса Tacoma американского флота были укомплектованы экипажами Береговой охраны США . После Второй мировой войны «Такомы» были переданы Береговой охране США и флотам других стран.
Программа по ряду параметров была экспериментальной, коммерческие верфи впервые выполняли сложный военный заказ. Естественно, в график они не уложились.Так Kaiser Cargo подготовила для сборки секции, которые не могли поднять небольшие краны верфей Великих озер и блоки пришлось переделывать. Затем построенные на Великих озерах фрегаты из-за льда не смогли пройти через шлюзы Су на реке Сент-Мэрис между озером Верхнее и озером Мичиган зимой и весной, из-за этого их приходилось сплавлять по реке Миссисипи на понтонах в Новый Орлеан или Хьюстон для дальнейшего оснащения, что удваивало время строительства.
Верфи выдавали суда с большими недоделками, период дооборудования и ремонта занимал несколько месяцев.
У всех кораблей были трещины скуловых килей в бурном море или в холодную погоду, разрывы сварных швов, удерживающих рубку на палубе, неисправности двигателя и проблемы с вентиляцией.
В итоге к эксплуатации ни один корабль этого типа до 1944 года готов не был, а последний, USS Alexandria (PF-18), не был введен в эксплуатацию до марта 1945 года.
По верфям самыми надежными оказались фрегаты постройки Consolidated Steel, а самыми проблемными стали корабли, построенные генеральным подрядчиком, Kaiser Cargo (Tacoma потребовалось десять месяцев на подготовку и ремонт после ввода в эксплуатацию, а Pasco был немногим лучше).
Помимо ВМС США и Береговой охраны США, Королевского флота Великобритании и Советского ВМФ, данные корабли попали в ВМС Аргентины, Бельгии, Колумбии, Доминиканской республики, Эквадора, Франции, Южной Кореи, Мексики, Нидерландов, Перу, Таиланда, Кубы и Морские силы самообороны Японии.
«Такома»PF American Ship Building Company, Consolidated Steel Corporation, Froemming Brothers, Globe Shipbuilding Company, Leathem D. Smith Shipbuilding Company, Walsh-Kaiser Company, Walter Butler Shipbuilding Company. Годы постройки 1943-1945. Годы в строю 1943-2000. Запланировано 100. Построено 96. Отменено 4. Потеряно 2. Сохранилось 3. Стоимость 2,3 миллиона долларов
Водоизмещение 1430 длинных тонн (1450 тонн ) (легкая загрузка), 1510 тонн (стандартное), 2415 длинных тонн (2454 тонн) (полное). Длина 91,9 м (наибольшая), 303 фута 11 дюймов (92,63 м). Ширина 37 футов 6 дюймов (11,43 м) или 11,13 м (наибольшая). Осадка 4,2 м (средняя), 13 футов 8 дюймов (4,17 м)
Двигатели- две вертикальные паровые машины тройного расширения, 3 барабанных котла, 5500 л. с. (номинальная). Движитель 2 винта. Скорость хода 20,3 узлов (проектная),
19,4 - 19,8 узла (на службе). Дальность плавания 9500 миль на 12 узлах (проектная), 7500 миль на 12 узлах (на службе), экономическим ходом 11 узлов 9100 миль. Экипаж 190 человек
Вооружение -Зенитная артиллерия 3×1 универсальных 76-мм/50, 2×2 40-мм/56 Bofors, 9×1 20-мм Oerlikon. Противолодочное вооружение- «Хеджехог», восемь бомбомётов и два бомбосбрасывателя, 100 глубинных бомб
Два 76 мм орудия линейно-возвышенно размещались в носу, одно в корме. Два из них располагались Дальность стрельбы составляла 12 км, скорострельность 15 выстрелов в минуту. Масса снаряда 5,9 кг, максимальный угол возвышения 85°. Максимальная досягаемость по высоте 9300 м. Эффективная досягаемость по высоте 7300 м. Для управления огнём использовался директор Мк 51
ПВО у «Таком» было гораздо мощнее, чем у «Риверов»: два спаренных 40-мм и девять 20-мм «эрликонов» по сравнению с десятью 20 мм типичного «Ривера».
Но главное, все-таки, ПЛО- один реактивный бомбомёт «Хеджхог», восемь бомбомётов и два бомбосбрасывателя.
По указанным выше причинам вступление фрегатов в строй сильно затянулось. К 1944 году острая необходимость в них уже отсутствовала, количество обычных и эскортных эсминцев вполне обеспечивало потребности сопровождения конвоев, а эскортные эсминцы были гораздо сильнее патрульных фрегатов. Поэтому фрегаты типа «Такома» сразу попали на скамейку запасных. Их экипажи укомплектовали личным составом береговой охраны США .
Воевать доверили только кораблям, качественно построенным Consolidated Steel. Они несли службу на Тихом океане и на счету одного из них, USS Rockford даже есть совместное с тральщиком Ardent (AM-340) потопление японской подводной лодки I-12 в ноябре 1944 года.
Кроме того, 6 мая 1945 года в Северной Атлантике к юго-востоку от Нью-Лондона, глубинными бомбами с американского эскортного эсминца USS Atherton и американского патрульного фрегата USS Moberly была потоплена немецкая подлодка U-853.
В ВМС США статус патрульных фрегатов был на уровне местных учебных и эскортных, а также метеорологических кораблей (суда наблюдения за погодой). Для метеорологических изысканий на 23 фрегатах кормовую пушку демонтировали и поставили вместо нее ангар для метеозондов .
Второй шанс дала патрульным фрегатам секретная программа «Хула» 1945 года. Ненужные корабли решили передать союзнику, СССР, для войны с Японией.
Среди планируемых к передаче 180 кораблей 30- фрегаты класса «Такома». До конца войны передали 149, в том числе 28 «Таком». Они были самыми крупными и дорогими среди всего списка. Несколько из них успели принять участие в десантных операциях советского флота в августе 1945 года. Два фрегата из 30, «Аннаполис» и «Бангор», передать не успели и развернули назад по пути на Аляску.
- ЭК-1 (до 13.02.1945 PF.25 «Sharlottenville»). 23.07.1945 прибыл в Петропавловск-Камчатский и вошёл в состав Тихоокеанского флота. 15.08.1945 обеспечивал и поддерживал огнём основные силы десанта в Сейсин. 17.02.1950 исключен из состава ВМФ СССР и возвращен США в Майдзуру (Япония). Морские силы самообороны Японии как JDS Matsu (PF-286) (1953–1969). США для утилизации в 1972
- ЭК-2 (до 13.02.1945 PF.34 «Long Beach»). 23.07.1945 прибыл в Петропавловск-Камчатский и вошел в состав ТОФ. 14.08.1945 высаживал и поддерживал огнем десант в Сейсин и 20.08 в Маоку. 17.02.1950 исключён из состава ВМФ СССР и возвращён США в Майдзуру (Япония). Морские силы самообороны Японии как JDS Shii (PF-297) (1953–1967). Списан 1967
- ЭК-3 (до 13.02.1945 PF.35 «Belfast»), с 31.12.1952 «Самарга», с 27.12.1956 ПКЗ-116. 23.07.1945 прибыл в Петропавловск-Камчатский и вошёл в состав ТОФ. 15.08.1945 обеспечивал и поддерживал огнём основные силы десанта в Сейсин. Участвовал в высадке десанта Гензан 21.08.1945 года. 18.12.1948 г. при стоянке на якоре на рейде в порту Корсаков штормом выброшен на берег, но вскоре снят АСС. 31.12.1952 выведен из боевого состава, разоружен и обращен в несамоходную плавбазу. 29.04.1960 передан в ОФИ для разборки на металл.
- ЭК-4 (до 13.02.1945 PF.53 «Machias»). 23.07.1945 прибыл в Петропавловск-Камчатский и вошел в состав ТОФ. Участвовал в Курильской десантной операции 18.08 - 1.09.1945 года. 17.02.1950 исключен из состава ВМФ СССР и возвращен США в Майдзуру (Япония). Морские силы самообороны Японии как JDS Nara (PF-282) (1953–1966). Продан на слом, 1969
- ЭК-5 (до 13.02.1945 PF.37 «San Pedro»). 23.07.1945 прибыл в Петропавловск-Камчатский и вошел в состав ТОФ. 12.08.1945 участвовал в высадке десанта в Расин. 17.02.1950 исключен из состава ВМФ СССР и возвращен США в Майдзуру (Япония). Морские силы самообороны Японии как JDS Kaya (PF-288) (1953–1967). В 1978 году отправлен в США для утилизации; затоплен как мишень
- ЭК-6 (до 13.02.1945 PF.36 «Glendyle»). 23.07.1945 прибыл в Петропавловск-Камчатский и вошел в состав ТОФ. 17.02.1950 исключен из состава ВМФ СССР и возвращен США в Майдзуру (Япония). Королевский флот Таиланда как HTMS Tachin (PF-1) (1951–2000). Сохранился, музей с 2001
- ЭК-7 (до 13.02.1945 PF.54 «Sendasky»). 23.07.1945 прибыл в Петропавловск-Камчатский и вошел в состав ТОФ. 12.08.1945 участвовал в высадке десанта в Юки. 17.02.1950 исключен из состава ВМФ СССР и возвращен США в Майдзуру (Япония). Морские силы самообороны Японии как JDS Nire (PF-287) (1953–1970). В США для утилизации, 1970.
- ЭК-8 (до 13.02.1945 PF.38 «Coronado»). 23.07.1945 прибыл в Петропавловск-Камчатский и вошел в состав ТОФ. 15.08.1945 обеспечивал и поддерживал огнём основные силы десанта в Сейсин. 17.02.1950 исключен из состава ВМФ СССР и возвращен США в Майдзуру (Япония). Морские силы самообороны Японии как JDS Sugi (PF-285) (1953–1969). В США для утилизации, 1971
- ЭК-9 (до 13.02.1945 PF.52 «Allentown»). 23.07.1945 прибыл в Петропавловск-Камчатский и вошел в состав ТОФ. 12.08.1945 участвовал в высадке десанта в Юки. 15.08.1945 обеспечивал и поддерживал огнём основные силы десанта в Сейсин. 17.02.1950 исключен из состава ВМФ СССР и возвращен США в Майдзуру (Япония). Морские силы самообороны Японии как JDS Ume (PF-289) (1953–1970). В США для утилизации, 1971
- ЭК-10 (до 13.02.1945 PF.39 «Ogden»). 23.07.1945 прибыл в Петропавловск-Камчатский и вошел в состав ТОФ. 17.02.1950 исключен из состава ВМФ СССР и возвращен США в Майдзуру (Япония). Морские силы самообороны Японии как JDS Kusu (PF-281) (1953–1976). В США для утилизации, 1977
Остальные в боевых действиях в 1945 не участвовали.
- ЭК-11 (до 5.10.1945 PF.3 «Takoma»). 17.02.1950 исключен из состава ВМФ СССР и возвращен США в Майдзуру (Япония). В ВМС Республики Корея как ROKS Taedong (PF-63) (1951–1973). Сохранился в Южной Корее как музей с 1973.
- ЭК-12 (до 5.10.1945 PF.6 «Pasco»). Японские морские силы самообороны как JDS Kashi (PF-283) (1953–1967). Южная Корея на запчасти в 1969
- ЭК-13 (до 5.10.1945 PF.5 «Hawkweim»). ВМС Республики Корея как ROKS Nae Tong (PF-65) (1951–1973). Списан 1973
- ЭК-14 (до 5.10.1945 PF.7 «Аlbuquerqu»). Морские силы самообороны Японии как JDS Tochi (PF-296) (1951–1969). США для утилизации в 1971
- ЭК-15 (до 5.10.1945 PF.8 «Everett»). Морские силы самообороны Японии как JDS Kiri (PF-291) (1953–1975). США для утилизации в 1976
- ЭК-16 (до 5.10.1945 PF.4 «Sousalito». В ВМС Республики Корея как ROKS Imchin (PF-66) (1952–1973). Списан 1973
- ЭК-17 (до 5.10.1945 PF.46 «Bisby»). ВМС Колумбии как ARC Capitán Tono (F-12) (1952–1963). Списан 1963
- ЭК-18 (до 5.10.1945 PF.48 «Rockford»). ВМС Республики Корея как ROKS Apnok (PF-62) (1950–1952). 21 мая 1952 столкнулся с американским судном с боеприпасами. Передан Соединенным Штатам для утилизации в 1952 г.; затоплен как мишень в 1953
- ЭК-19 (до 15.04.1943 «PG-157», до 5.10.1945 PF-49 «Muskogee»). ВМС Республики Корея как ROKS Duman (PF-61) (1950)
- ЭК-20 (до 5.10.1945 PF.50 «Carson City»). Морские силы самообороны Японии как JDS Sakura (PF-290) (1953–1971). Продан на слом 1971
- ЭК-21 (до 5.10.1945 PF.51 «Burlington»). После возврата США и 4 лет в резерве был передан Колумбии, где служил под именем «Адмирал Брион» (FG-14 ARC Almirante Brion (F-14)) до 1968 года, потом продан для разборки на металл.
- ЭК-22 (до 5.10.1945 PF.47 «Gallup»). Королевский флот Таиланда как HTMS Prasae (PF-2) (1951–2000). Сохранился, музей с 2000
- ЭК-25 (до 5.10.1945 PF.21 «Bawann»). Морские силы самообороны Японии как JDS Buna (PF-294) (1953–1965). Потоплен как цель в 1968
- ЭК-26 (до 5.10.1945 PF.22 «Glochester»). Морские силы самообороны Японии как JDS Tsuge (PF-292) (1953–1968). США для утилизации в 1969
- ЭК-27 (до 5.10.1945 PF.26 «Powdikipsy»). Японский торговый флот (1951), затем Японские морские силы самообороны как JDS Momi (PF-284) (1953–1969). Южная Корея на запчасти в 1969
- ЭК-28 (до 5.10.1945 PF.27 «Newport»). Морские силы самообороны Японии как JDS Kaede (PF-293) (1953–1972). США для утилизации в 1975
- ЭК-29 (до 5.10.1945 PF.55 «Bathe»). Морские силы самообороны Японии как JDS Maki (PF-298) (1953–1971). Продан на слом, 1971
- ЭК-30 (до 5.10.1945 PF.70 «Evanswille»). Морские силы самообороны Японии как JDS Keyaki (PF-295) (1953–1976). В США для утилизации, 1976; сдан на слом, 1977
В боях с японцами фрегаты потерь не понесли, но ЭК-3 (бывший «Белфаст» ) во время шторма в ноябре 1948 года у Петропавловска-Камчатского сел на мель и был поврежден до такой степени, что его ремонт был экономически нецелесообразен. Остальные 27 фрегатов СССР вернул в октябре и ноябре 1949 года, особой необходимости в них советский флот не имел.
После короткой службы в ВМС США после войны 23 фрегата списали из ВМС и продали на металлолом в 1947 и 1948 годах. Уже со свалки-отстойника бывший Charlotte PF-60 попал в Бразилию, где стал бразильским пассажирским судном и проработал до 1965 года.
Бывшие советские патрульные фрегаты были переданы в состав резервного флота ВМС США в Японии, 13 из них на время вводили в строй и они участвовали в Корейской войне. А позже все 27 раздали дружественным режимам. Остальные 25 кораблей этого класса также были переданы зарубежным странам. Наиболее активно США передавали корабли новым сателлитам, Японии и Южной Корее в ходе Корейской войны.
После Второй мировой войны патрульные фрегаты класса «Такома» служили в составе Морских сил самообороны Японии , ВМС Республики Корея , а также в составе ВМС Аргентины, Бельгии , Колумбии , Кубы , Доминиканской Республики, Эквадора , Франции , Мексики , Королевства Нидерландов , Перу и Королевства Таиланда , а один корабль был гражданским метеорологическим судном правительства Нидерландов. В зарубежных флотах многие корабли прослужили до 1960-х и 1970-х годов, последним списал свои два корабля Таиланд в 2000 году.
В итоге десятки фрегатов меняли флаги и названия по 2-3 раза.
- Pueblo PF-13 (1944–1946). ВМС Доминиканской Республики как Presidente Troncoso (F103) (потом Gregorio Luperón) (1948–1979). Списан 1982
- Grand Island PF-14(1944–1945). Кубинский флот как Maximo Gomez (F303) (1947-1970е?)
- Annapolis PF-15(1944–1946). ВМС Мексики как ARM General Vicente Guerrero (позже ARM Río Usumacinta) (1947–1964). Списан 1964
- Bangor PF-16(1944–1946). В Береговой охране США как USCGC Bangor (1946)
В ВМС Мексики как ARM General José María Morelos (позже ARM Golfo de Tehuantepec). Списан 1964 - Muskegon PF-24(1944–1946). В Береговой охране США как USCGC Muskegon (1946). Военно-морской флот Франции как Mermoz (F714) (1947-конец 1950х). Списан в конце 1950-х годов.
- Emporia PF-28(1944–1946). ВМС Франции как Le Verrier (F716) (1947–1958). Списан 1958
- Groton PF-29(1944–1946). Колумбийский флот как ARC Almirante Padilla (F-11) (1947–1965). Списан 1965
- Woonsocket PF-32(1944–1946). Береговая охрана США как USCGC Woonsocket (1946). ВМС Перу как BAP Teniente Gálvez (F-1) (позже BAP Gálvez) (1948–1961). Списан
- Eugene PF-40(1944–1946). Кубинский флот как José Martí (F301) (1947–1976). Списан 1976
- Hutchinson PF-45(1944–1946). ВМС Мексики как ARM California (1947–1964). Продан на слом, 1964
- Covington PF-56(1944–1946). Береговая охрана США как USCGC Covington (1946). ВМС Эквадора как BAE Guayas (E-21) (1947–1972). Списан 1974
- Sheboygan PF-57(1944–1946). Бельгийский флот Lieutenant ter zee Victor Billet (F910) (1947–1957). Списан 1959
- Abilene (ex-Bridgeport)PF-58(1944–1946). Гражданское судно Нидерландов SS Cirrus (1947–1969). Продан на слом 1969
- Manitowoc PF-61 (1944–1946). Береговая охрана США как USCGC Manitowoc (1946). ВМС Франции как Le Brix (F715) (1947–1958). Списан 1958
- Gladwyne (ex-Worcester)PF-62 (1944–1946). ВМС Мексики как ARM Papaloapan (1947–1965). Списан 1965
- Knoxville PF-64(1944–1946). ВМС Доминиканской Республики как Presidente Peynado (F104) (позже Capitán General Pedro Santana) (1947–1979). Списан 1979
- Uniontown (ex-Chattanooga)PF-65(1944–1945). ВМС Аргентины как ARA Sarandí (P-33) (1947–1968)
- Reading PF-66 (1944–1946). ВМС Аргентины как ARA Heroina (P-32) (1947–1966). Списан 1966
- Peoria PF-67(1945–1946). Кубинский флот -фрегат Antonio Maceo (F302) (1947–1975). Потоплен как цель 1975
- Lorain (ex-Roanoke) PF-93 (1945–1946). ВМС Франции как La Place (F713) (1947–1950). Погиб на мине 1950
- Forsyth PF-102 (1945–1946). Береговая охрана США как USCGC Forsyth (1946)
Гражданское судно Нидерландов SS Cumulus (1947–1963). Списан 1969
В настоящее время три фрегата этого типа сохранились в Южной Корее и Таиланде, где их переоборудовали в музеи и мемориалы.
Первоначально HTMS Prasae (PF 2) сохранялся как мемориал на военно-морской базе Саттахип , затем был отбуксирован к устью реки Прасе в провинции Районг и выставлен там 27 декабря 2003 года как «Мемориал HTMS «Прасе»».
Разобранный и перевезенный на грузовиках в подготовительную школу Академий Вооруженных сил в провинции Накхоннайок , HTMS Tachin (PF-1) был вновь собран и экспонируется там с 9 июля 2001 года со всем своим оригинальным вооружением.
«Колонии» Британского Королевского флота лучше рассматривать в отдельной статье.
Большая просьба не забывать ставить лайки, алгоритмы платформы их учитывают при продвижении канала.
➤Теперь и телеграмм-канал !
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник
Флоты холодной войны. 1946-1991. Справочник
Флоты однополярного мира. 1991-2036. Справочник
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам